Пять крупнейших бизнесов мира по капитализации: Microsoft, Nvidia, Apple, Amazon, Alphabet (Google). Все вокруг да около компьютеров, программ и микросхем. Однако для того, чтобы получать сверхприбыли, как это делают IT-корпорации, вовсе не обязательно становиться «айтишным». Главное перенять тот подход к ведению дел, которым отличается мир IT.
Принято считать, что вклад программистов заключается в разработке программного обеспечения. Но это крайне поверхностные выводы, сделанные по привычке. Рыбаки ловят рыбу, строители строят дома, врачи лечат людей. Значит, программисты программируют чего-то там, пишут свои программки и вот так, дескать, зарабатывают.
Но нет, даже близко нет!
Давайте для наглядности представим, что будет, если, например, обычная булочная возьмет на вооружение принципы IT. Как может выглядеть ХлебТех на максималках?
Первое, что мы заметим, если хлебопеки всерьез возьмутся за автоматизацию – они исчезнут с улиц. А также из супермаркетов и вообще отовсюду. Никаких больше витрин с багетами и буханками. Все будет онлайн.
Устанавливаете приложение, оформляете подписку. Возможно, первые крошки перепадут и бесплатно, в виде приветственного бонуса. Хотя данные кредитки все равно потребуют на входе.
Меня неизменно удивляет это милое простодушие, с которым веб-сайты и сервисы говорят подряд, чуть не одной фразой:
- «Можно попробовать полностью бесплатно».
- «Введите данные своей платежной карты для входа».
Это одно из множеств know-how IT, которые мы сейчас рассмотрим.
Так вот, почему хлеб в IT будет именно по подписке? Потому что это логично и привычно. Программисты только в старых комедиях представлены ботаниками-недотепами. На самом деле они ребята хваткие.
Давайте пройдем полный цикл продаж с нашей воображаемой булочной, и на ее примере убедимся, что IT гораздо хитрее, чем кажется. Вот с помощью каких приемов им удается так много зарабатывать.
1. Аутсорсинг
Итак, пекари узнали, что можно не вести дела по старинке. Они отказались от магазинов. Одним махом догнали по бизнес-модели банк на букву в форме знака тупика.
Но отказ от физических точек продаж – только часть айтишного подхода. Можно и производство вынести за скобки!
Почему нет? Получилось у Uber и других сервисов такси, Airbnb, систем бронирований и маркетплейсов — получится и у булочных. Преимуществ масса:
- Не надо искать и платить за помещения. Аренда, ремонт, клининг, охрана. Все это в прошлом.
- Экономия на персонале. Поиск. отбор, найм, онбординг, адаптация, обучение, мотивация, управление, контроль, социалка, отпуски, больничные — все это удаляем. Внешние подрядчики работают сами, все остальное – их личные проблемы. Хочешь печь хлеб? Найди себе колпак, духовку и что там еще тебе понадобится.
- Хранение и доставка по такой же схеме. Пусть создают аккаунты в системе, проходят верификацию из трех окошек, дальше сами.
- Решение споров с конечными потребителями формально вроде не сбагрить… Но можно поставить роботов с зацикленным скриптом на звонки. Требовать, чтобы клиенты плясали с паспортом в зубах под ритм случайной мелодии. Сочиняли стихи со своим ИНН и читали его с табуретки. Затруднить подачу рекламаций, сроки рассмотрения до 6 месяцев, никаких гарантий.
Чувствуете, как с каждым словом растет рентабельность? Это магия IT. Говорю же, они совсем не на программах зарабатывают. И булочные так могут, и любой кто захочет.
2. Кастомизация
Дальше — больше. Пуще прежнего бранятся акционеры ХлебТеха. Выжми больше денег, говорят! IT и радо стараться.
Каждый покупатель теперь не просто получает хлебобулочные изделия. Вот еще! Он подписывается на доступ к ленте мучного изобилия. А что принесет та лента, кто же знает. Определенно не сам покупатель.
Наоборот, для него всегда сюрприз, что окажется в корзине и на столе. Системы рекомендации сами подбирают за него контент, то есть булки, разумеется. Алгоритмы засекречены, как устроен «черный ящик» на сервере – никто не знает. Возможно, и владельцы сервиса не в курсе, но они в этом никогда не признаются.
Тем не менее выдача хлеба населению не совсем случайна. Она базируется на обширной информации, известной как Big Data.
3. Личные данные
Поскольку булочные теперь в смартфонах, они обретают невиданные раньше возможности и доступы. Записывают подробно сведения о каждой продаже и покупке:
- Кто приобрел.
- Где он сейчас находится, в какой локации.
- Как именно оплатил, клиентом какого банка является.
- Какова периодичность и регулярность покупок, сезонные аномалии.
- Фото едока, а также тех, кого он угощал.
- Данные о соседях за его столом.
- Что еще было в меню, что ели и пили.
- Как выглядит обстановка в доме, марка машины, прочие подробности.
- Заодно, что в соседних вкладках браузера.
- Список контактов.
- История просмотра сайтов.
- Установленные приложения.
- Активность в течение дня, где бывает, как быстро ходит.
- Кто ходит рядом и т.д.
Булочные собирают нефиговые досье. Любая спецслужба позавидует полноте данных, а особенно их перекрестному графу с социальными взаимосвязями.
Такой клад глупо расходовать исключительно на торговлю хлебобулочными изделиями. Конечно, базу данных начинают продавать рекламодателям, и не только им.
А еще ее начинают воровать, сливать нарочно и случайно. Теперь через хлеб легко узнать ИНН и медкарту бабушки покупателя бородинского. Адрес жительства, срок ипотеки, размер обуви, адрес любовницы, кличку собаки, детсад ребенка – все что угодно.
Таким образом, каждое действие и отсутствие действий клиентов становится важной информацией, которую продают. Или берут деньги за то, что продавать якобы не будут — но потом все равно продают.
4. Апдейты
Не забываем о том, что хлеб распространяется по подписке. Платежи автоматизированы, все списывается само. Хлеб печет неважно кто, возят тоже случайные подрядчики.
Однако штаб-квартира ХлебТеха не спит. Там решаются важные вопросы. В их числе – состав услуги, то есть продукта (хотя на уровне IT разницу так просто и не заметишь). Изменения бесшовно интегрированы в механизм апдейтов.
Пользователи изначально согласились на любые изменения, это был подпункт с трехзначным номером в длиннющем онлайн-договоре, который никто никогда не читает. Был случай, когда в качестве эксперимента с подписчиков сервиса требовали передать поставщику душу — и никто не усомнился. Потому что оферты не читают, люди просто ищут кнопку «Да, да, хорошо» и уверенно по ней кликают.
Апдейты очень удобны. С их помощью можно за те же деньги поставлять совершенно другое. Например:
- Раз – и вместо чиабатты по средам потребителям уходят пирожки со следами яблок в начинке.
- Два – и муку в выпечке заменили на идентичную по цвету фракцию непонятного химического элемента, который заставил бы содрогнуться Менделеева.
- Три – и для увеличения срока хранения до 25 лет в состав выпечки добавили еще какие-то химикаты, ароматизаторы, красители, стабилизаторы.
Красота в том, что никого убеждать и уговаривать не нужно. Продавать снова тоже без надобности. Покупатели уже выбрали бренд ХлебТеха, подписались на него, привязали свои платежные карты и согласились на «рекомендации». Вот им и рекомендуют жрать чего дают, пардон за честную формулировку.
5. Дофамин
«Позвольте! — воскликнет внимательный читатель, — потребители не станут терпеть весь этот беспредел. Они откажутся от подписок при таком отношении».
О нет, этого не случится. Потому что IT знает, как подсластить пилюлю. Хлебопеки после обучения тоже знают и пользуются айтишными приемчиками. Одним словом, речь о дофамине, а подробнее может выглядеть примерно следующим образом:
- Сначала создаются «закрытые» клубы любителей ржаного хлеба. Народ дерется за билетик на участие, потому что хочет войти в элиту.
- Потом постепенно, пошагово «в наш тесный круг не каждый попадал» (как пел Владимир Высоцкий) расширяется до приглашения всех желающих, причем за стартовые бонусы в качестве взятки.
- Покупка хлеба больше не является изолированным действием для себя. Наоборот, это публичное событие. Оно оценивается другими участниками сети. Ложится в основу рейтинга. Можно стать лучшим покупателем недели, месяца, года. Прославиться в номинации сладкоежки или истребителя крендельков.
- Люди комментируют друг друга, подписываются, ставят лайки. И репостят, что самое главное. Расширяют аудиторию. Уже не ради хлеба платят все, ради зрелищ.
- Шоу порождает нешуточные страсти. Оно раскручивает маховик амбиций. Каждый хочет урвать свой ломоть славы. Всем плевать на цены и обременения, главное повысить личный рейтинг в сети хотя бы на пару пунктов.
- Хлебопеки запускают онлайн-магазин стикеров, рингтонов, анимированных гифок, вымпелов и прочий виртуальный балаган. Народ остервенело покупает, а потом дарит друг другу электронные картинки на праздники и по будним дням тоже.
Рецепты, ингредиенты, чистота на кухне, скорость доставки перестают быть актуальными. Всем глубоко плевать уже на хлеб – не до него. Соседи набрали больше очков, надо утереть им нос в канале подъезда. Купим больше буханок, докажем, кто тут главнее.
6. Иксы
Триллер про булочную в IT игнорировал наличие других пекарей. Возможно, среди них есть представители архаичных, устаревших адептов выпечки вкусного, ароматного хлеба? Да еще с кафе, магазинами, хрустящими изделиями в бумажных невиртуальных пакетах.
Надо что-то делать с ними. На этот счет у IT отработанная методология. Вообще айтишники хороши именно своими алгоритмами и чек-листами. Но не в программных продуктах – они как раз редко блещут логикой и удобством. А в бизнес-схемах. Например:
- Булочники идут к инвесторам. Показывают свои успехи, приложения, досье на покупателей, выручку и рост. Берут 100500 денег под процент с оценки сервиса.
- На эти деньги бешено рекламируются, скупают смелых конкурентов, запугивают робких, душат демпингом вольнодумцев. Зачищают всю поляну.
- Образуется монополия, которая великодушно открывает парадный вход в тему для всех желающих — но на своих условиях.
Хлеб продают в упаковках из сусального золота. Он становится предметом роскоши, всеобщего вожделения и страсти. Никто не ест просто так, все ждут новую версию. Ночуют с пальцем на кнопке «Купить», вчетыредорога переплачивают посредникам, ведутся на схемы всевозможных кидал и подделки.
Инвесторы получают «иксы», то есть на порядки больше денег, чем вложили. Хлебопеки образуют новую масонскую ложу, покупают яхты размером с Исландию и летают в космос на выходные. Они уже не знают, на что тратить деньги.
Звучит слишком фантастически, так не бывает? Но это уже есть в ФинТехе, ЕдТехе, ПрочемТехе. IT меняет планету не только удобством своих программ. Оно создало новое измерение в бизнесе. Путь к жесточайшим монополиям, тотальной слежке за клиентами, подмене продуктов, нечестной конкуренции, безграничным барышам и злоупотреблениям.
На подходе искусственный интеллект, который даст такой допинг всему этому, что прежние неудобства и переплаты покажутся нам цветочками.
Что с этим делать
Наслаждайтесь хлебом сейчас, пока можно просто сходить за ним в соседний магазин, потрогать руками, выбрать лично и приобрести сколько захочется, когда сами решите. Возможно, такая роскошь продлится недолго.
Сегодня любая компания может стать айтишной, ну или псевдо-айтишной. Банк, оператор сотовой связи, такси, служба доставки, консалтинговая компания, маркетплейс юристов, бухгалтеров, каменщиков, мужей и жен на час – кого угодно.
Но подумайте, нужен ли вам успех такой ценой. Вдруг загробная жизнь и правда существует, и там нас встретит вовсе не компьютер. Возможно, стоит зарабатывать меньше, сохраняя нечто важное. Человеческое.
Читайте также:
Я бы этот жанр назвал утопическим эссе.
Или памфлет?
По-разному можно называть. Однако все это происходит на самом деле. Следующий виток монополизации идет не просто через автоматизацию — еще он связан со сбрасыванием с себя ответственности
Корпорации буквально владеют миром, но они ни за что не отвечают. И началось это не вчера. Помню, в одной из первых версий лицензионного соглашения Microsoft было про то, что они никогда ни за что нигде не отвечают, но если вдруг катастрофические последствия прямо по доказанной их вине, тотальные разрушения, гибель, увечья, все плохо -- тогда они все равно не отвечают, ах по местным законам так нельзя, ну тогда ладно, только совокупно не больше 5 баксов при любых объемах ущерба и претензий
Сейчас похожие инновации прижились уже почти во всех отраслях. Автоматизация создает центральный вход на рынок, а всю мелкую суету оттуда выметают роботы-уборщики. Внутри чисто, красиво, дорого, бохато. Снаружи таксисты рабы системы в ожидании автопилотов, бухгалтеры в облаках непонятно почему до сих пор живые, и так все в длинной очереди на беспощадную оптимизацию
Я согласен с вами! Прочитал с удовольствием. Вы умеете писать замечательные тексты, не теряя логики. Пример именно с булочной свёл идею почти до абсурда и потом неожиданно вы сделали яркие обобщения. Потому и возникла у меня мысль обозначит эту интересную статью, как утопическое эссе.
Конечно, на наших глазах вся наша суета закрутилась вокруг маркетплейсов. Всё реже жена просит съездить в магазин. Вот уже почти вытолкали таксистов из офлайн. Переписку с госорганами мы ведём, не стоя в очередях перед чиновниками. Хотя госорганы стали этому сильно сопротивляться. Если раншье они отвечали запутанным, длинным и бессмысленным шаблонным текстом ("Мы благодарим вас за вашу граждаскую позицию"), то сейчас они уже почти научились отшивать и запутывать переписку.
Удивительно, но они, чиновники, стали ещё более неприступны. Сплошная автоматизация.
А потом к ним придёт искусственный интеллект. Как в очень старой карикатуре: "У меня ЭВМ сломалась. а таблицу умножения я забыл".
да, на подходе ИИ как новый уровень сложности