Какие методы управления пора списать в утиль, и чем их заменить

Бизнес всегда пытались формализовать, потому что людям нравятся подглядывать в чужие карты Острова сокровищ. Правда, клады по ним обычно выкопаны, но кого это остановит?

Еще недавно выигрышные приемы описывала программа MBA, свод правил PMBOK, другие списки и тезисы, скрывающиеся за строгими аббревиатурами. Однако трудно не заметить, что контекст предпринимательской деятельности изменился очень сильно. И продолжает меняться.

Помимо санкций в РФ, из глобальных факторов можно отметить:

  • Развитие цифровых технологий. Для начала «обычных», без искусственного интеллекта. Даже добрый старый digital 2.0 изменил довольно много.
  • Отдельно – ИИ и нейросети, которые буквально ворвались в тренды. Их значение нам всем еще предстоит понять и распробовать. 
  • Цифровые валюты постепенно перестают быть развлечением для гиков. Уже понятно, что в обозримой перспективе «цифра» будет повсеместно.
  • Недавняя пандемия за пару лет подарила всему миру осознание того, что удаленно можно работать, учиться, отдыхать и общаться.
  • Ковид не только выгнал всех из офисов, но и поломал мировую логистику с региональным распределением производственных функций.

Программное обеспечение принято называть виртуальными активами. Но его можно «пощупать». Записать в виде лицензий, провести по бухгалтерии, распечатать руководства пользователей и админов. Вполне осязаемо.

В отличие от изменения поведенческих моделей. Ведь что произошло за последние годы? Люди стали иначе искать информацию, принимать решения, действовать. На всех уровнях! Это касается потребительского рынка, исполнителей на всех этажах организаций, посредников, партнеров. Кого угодно — кроме руководителей.

Парадокс в том, что устаревшие методы управления по привычке пытаются натянуть на новый глобус. Многие процессы симулируются, чтобы не раздражать эффективных менеджеров.

Пока ситуацию можно удержать в привычной колее административными мерами и просто потому что «так заведено». Надолго ли? Расхождений фактов с планами все больше.

1. Долгосрочного планирования больше нет

Один из столпов бизнес-стратегий, многолетние планы. Нужно видеть на годы вперед, от 5-10 лет и далее. Прекрасно, только кто сейчас может похвастаться достоверной информацией хотя бы на год?

Горизонт событий сжался в точку. Долгосрочные прогнозы по-прежнему актуальны, более чем когда-либо. Вот только строить их разумно в виде набора сценариев. Что с одной стороны вроде всегда и подразумевалось. Только никто же всерьез не гадал в таком диапазоне.

Перечитайте программные документы и контракты 5-ти или 10-ти летней давности – в них раздел о форс-мажорах беднее по фантазии, чем все что происходит на самом деле — и, кстати, основанием для форс-мажора не является.

Пора синхронизировать представления о реальности с тем, что и правда происходит. Сейчас за многолетними планами нужно обращаться к экстрасенсам.

А для регулярной деятельности и все-таки планов — только сценарный анализ, только хардкор. Особенно хардкор. Лучше перестараться с паранойей, чем расписать оптимистичное «авось» в слайдах и таблицах.

2. Монополии на лояльность больше нет

Если откровенно, то никогда и не было, конечно. Однако многие питали иллюзии на этот счет. Вкладывались в развитие команд, безупречную репутацию, любовь потребителей. Все это актуально и сейчас. Только дальше опять «но».

Раз бизнес не готов отвечать на вопрос «Кем вы себя видите через 5 лет?», нет никакого смысла задавать его другим. В любой момент:

  • Сотрудники не просто уволятся, еще уедут в другой часовой пояс.
  • Покупатели перейдут на продукцию конкурентов, в том числе косвенных.
  • Поставщики и партнеры обанкротятся или перепрофилируются. Исчезнут.

Как обычно, у ситуации есть и положительный ракурс. Можно действовать значительно более гибко, меняться упреждающе. Сокращать и нанимать по ситуации. Переводить подразделения на удаленку, в более экономичные регионы. Пробовать разные гипотезы вместо зацикливания на шлифовке одного и того же.

И нанимать роботов. Пробовать, во всяком случае, чтобы оказаться в авангарде новой волны. Потому что ИИ либо работает на вас, либо против вас.

3. Регламентов больше нет

Превосходно отлаженные процессы с подробными и главное перманентными инструкциями уходят в прошлое. Любой бизнес становится подозрительно похож на венчур.

Везде нужна частая проверка гипотез, смена фокусировок, комплектующих, способов продвижения, иногда и видов продукции, даже видов деятельности. Неопределенность и риски растут по экспоненте.

Как объяснять сотрудникам, что именно они должны делать? Это они должны вам показывать, причем в виде текущих результатов. Из чего следует еще один вывод:

4. Начальства больше нет

Трудовые отношения вида «я начальник — ты дурак» давно себя изжили. Их перелицевали в более вежливые формы, но суть какое-то время сохранялась. Пожалуй, пора окончательно подытожить.

Вовлеченность каждого сотрудника в общее дело определяется привязкой личных доходов к командным. Она может быть линейной, с хитрыми KPI и коэффициентами, «на усмотрение» руководителя – по большому счету, неважно. Все понимают, что управленческие провалы идут за общий счет. Если это будет повторяться, уйдут как раз те, кого нужно было удержать — и останутся другие, которых лучше было выгнать. 

Уже нет никакого смысла диктовать подчиненным свое руководящее видение. Само слово «подчиненный» устарело. Есть конкретные компетенции, которые полностью определяют полномочия на принятие решений. Либо вы действуете в их рамках и даете так работать своим коллегам, либо срок жизни организации можно выводить на табло с таймером.

Потому что ни у кого не будет достаточно времени и мотивации, чтобы объяснять и аргументировать каждое свое действие. А потом еще смиряться с неудачными, на взгляд профессионала, заключениями дилетантов. Проще поменять место работы или заказчика. 

5. Анонимности больше нет

Это раньше можно было выбирать — становиться публичным или нет. Сейчас такая привилегия утрачена. Если про вас не знают, вас не существует.

Причем от продуктовой рекламы теперь нужно переходить к тем самым личным брендам, над которыми все потешались. Даже если у вас собственный бизнес, смена профиля деятельности или рынка может стать личной катастрофой. Все придется начинать с начала, несмотря на годы опыта и достижений. 

Наемным сотрудникам тем более опасно прятаться за аватарками, избегать публичных выступлений и профессионального общения с как можно более широкой аудиторией.

Единственная страховка от грядущих потрясений — чтобы вас знали в лицо, а также по походке, тембру голоса, силуэту. Знали с хорошей стороны, разумеется. Как профессионала, надежного человека, предпочитаемого партнера.

Если вы еще надеетесь отсидеться, прячась за своей основной работой, то впереди неприятные новости. Скоро выяснится, что личный PR тоже критично важен. Без него можно обойтись, конечно. Но тогда легко будет обойтись и без вас. Автоматизировать, заменить на специалиста подешевле из регионов, просто «отжать досуха».

В конечном счете паритетная торговля за условия будет доступна только «звездам». Если приглядеться, уже так и происходит.

6. Офисов больше нет

Физически здания остались, многие появляются в них каждый день и заставляют приходить других. Только это анахронизм. За исключением небольшого числа операций, которые действительно требуют личного присутствия, все можно делать удаленно.

Онлайн проводят сложные операции, валят лес техникой с дистанционным управлением – делают все что угодно. Не говоря о чисто «офисной» работе — вот ее как раз обычно проще всего вынести за скобки.

Удаленка позволяет переносить рабочие места в более дешевые регионы, распределять нагрузку, обеспечивать круглосуточный сервис, быстро масштабироваться.

Все эти преимущества теряются, если важнее личная планерка и общий кулер в коридоре. Лучшие специалисты пользуются правом на перемещение. 

Кадровая политика должна меняться, либо придется исходить из тех, кто не может себе позволить выбор среди работодателей. Легко догадаться, какое место в иерархии по опыту и квалификации среди добровольных крепостных. 

7. Прежнего мира больше нет

Глобализация и здоровый эгоизм легко масштабируются дальше. На поставщиков, партнеров и (о ужас!) клиентов. Никому нельзя диктовать, или придется иметь дело с нижним сегментом.

Понятия переговоров, договоров, сделок и сервиса перезапускаются. Сами по себе, без нашей инициативы. Выбор в том, как на это реагировать. Можно закрыть глаза, сделать вид, что ничего не происходит, и потерять немного сразу, больше или все в перспективе. 

Либо отказаться от обреченной попытки доминировать на чужом рынке и начать меняться. 

Самое мощное изменение в том, что любой рынок становится чужим. Все, кто боялся менять продуктовую и сервисную линейки, масштабироваться по географии, локализовывать, адаптировать — сталкиваются с тем, что прежде собственный рынок перестает таким быть. 

В силу множества факторов, внешних тектонических подвижек просто нужно шевелиться. Дело уже не в конкуренции, а в дарвинизме. При изменении внешней среды выживают только приспособившиеся. Через шаг – уже лучше приспособившиеся.

Эволюционируйте или пишите завещание.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Отличная статья для размышлений!
Добавил бы - урезание административных функций. 
Лет 30 назад была такая шутка над какой-нибудь тетенькой из какой-нибудь конторы: "Вас скоро заменят компьютером".
Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.

Технический специалист, Санкт-Петербург

Возможно, я не прав, но практически всё написанное верно исключительно для сотрудников различных офисов, безусловно занимающихся делом, но по сути своей деятельности в большинстве своём “добавленной стоимости не создающие” …

Исходя из этого, возможно, стоит добавить п.8, вытекающий из предыдущих семи пунктов:

Скоро практически исчезнет так называемый “офисный планктон”, ввиду своей не особой нужности…

Менеджер, Краснодар

1. Без цели нет системы, и будущее известно - мы точно когда-нибудь умрем ;-)

2. Согласен, не было никогда.

3. А как же регламенты по "...проверка гипотез, смена фокусировок, комплектующих, способов продвижения..."?

4. Ответственность никуда не делась, мужество принятия решения за начальником!

5. Согласен.

6. Чтобы что-то произвести, похранить и перевезти нужны производственные, складские и офисные помещения. Да, офисов станет меньше.

7. Это знали и старшие поколения человечества  «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается." Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э.).

Сухой остаток: транспарентность поведения личности и офисов станет меньше, остальное по-прежнему. 

Менеджер, Москва
Вячеслав Вайсблех пишет:

Возможно, я не прав, но практически всё написанное верно исключительно для сотрудников различных офисов, безусловно занимающихся делом, но по сути своей деятельности в большинстве своём “добавленной стоимости не создающие” …

Исходя из этого, возможно, стоит добавить п.8, вытекающий из предыдущих семи пунктов:

Скоро практически исчезнет так называемый “офисный планктон”, ввиду своей не особой нужности…

Тут важно понять, что подразумевается под офисной работой. Не любая исчезнет. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

методы управления поменять нельзя, можно только поменять управленца...

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Потому что ИИ либо работает на вас, либо против вас.

А каким образом ИИ может работать против вас? Дайте пример. С вашим примером продолжим обсуждать...

Неопределенность и риски растут по экспоненте.

А Вы рисками управлять собираетесь? Если да, то как без регламента управления рисками?

 

Генеральный директор, Краснодар

Заголовок не нашел своего подтверждения в тексте. Про методы можно сколь угодно долго обсуждать, у кого то они работают, у кого то нет.

В общем и целом, сейчас, да и собственно раньше, когда мы только говорили про неопределённость, остаются методы по которым работают спасательные команды или диверсионно-разведывательные подразделения. Суть методов сводится к получению информации и подготовке планов на ее основе. Чтобы получать информацию, нужно уметь наблюдать, ее покупать, анализировать и даже прогнозировать. Этим навыкам нужно учиться, если есть желание остаться на рынке

Дизайнер, Беларусь

Кульминация истерии последнего десятилетия... Ложные цели, мотивы и вот, увидели конец веревочки ;) Извлечем урок или на следующий круг? Делаем ставки!

Руководитель, Москва

Автор, расскажите это директорам промышленных предприятий, а не офисному планктону. Тем, кто реально создает добавленную стоимость. Засиеют вас...

Консультант, Нижний Новгород

Неопределенность и риски растут по экспоненте.

Неопределенность и риски  хоть по экспоненте, хоть не  по экспоненте всегда растут в голове.

Прекрасная провокационная статья! Браво автору!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.