Почему не стоит спешить с применением искусственного интеллекта в бизнесе

Ажиотаж вокруг ИИ напоминает кризис доткомов. Тогда тоже решили, что найден цифровой эликсир рентабельности. С 1995 года до начала 2000-х в матрицу IT попалось множество компаний. В том числе консервативные (прежде) инвесторы, которые не смогли спокойно наблюдать за безудержным обогащением более смелых новаторов.

Потом внезапно оказалось, что можно считать прибыль на счетах или компьютерах — покупать от этого больше не станут. Во всяком случае, на последовавшей волне разочарований было принято думать именно так.

Прошло еще несколько лет, адреналиновые качели прекратили свой разбег и все пришло в равновесие. Информационные технологии все-таки изменили мир. Постепенно они проникли во все сферы деятельности. Ну почти во все.

Что позволило ускорить, оптимизировать, повысить контроль и безопасность. То есть принесло барыши и продолжает приносить. В конечном счете использование компьютеров вообще перестало восприниматься как нечто заслуживающее внимания. Скорее стоит удивляться тем староверам, которые до сих пор умудряются вести дела из своих землянок, рассылая сообщения на бересте через почтовых голубей.

Так вот, искусственный интеллект сейчас находится на первой стадии трилогии. Хоббиты с кольцом всевластия только отправились в путешествие. Повторится ли все точно по такому же сценарию, как ранее? Возможно. Ничего ведь не изменилось:

  • Техническая грамотность инвесторов оставляет желать лучшего.
  • Реальные риски ИИ затрудняются назвать даже разработчики.
  • Рынок жаждет простых решений и впадает в транс от радужных прогнозов.

Прямо сейчас множество компаний с размаху окунаются в романтичный мир самообучающихся нейросетей и нечетких алгоритмов. Они готовы пробовать, внедрять, покупать платные аккаунты. И главное — переходить на рельсы ИИ в спешке, торопясь сделать это быстрее конкурентов.

Есть все основания считать, что через несколько лет последует мощный кризис. Скорее всего, граница между ожиданиями и реальностью пройдет по красной линии продаж. Потому что продавать другим продукты и сервисы, разработанные ИИ, скоро будут многие, практически все. А вот покупать их станут гораздо меньше. На эти 2%, как в старом анекдоте, и накопится маржа. Только неприятная, размером с очередной мировой финансовый кризис.

Здесь напрашивается два очевидных вопроса:

  • Кто виноват? Почему продукты на ИИ будут покупать плохо, они же такие замечательные!
  • Что делать? Значит ли это, что нужно пренебречь инновациями и вальсировать как раньше, в добрые старые времена?

Давайте попробуем разобраться, с небольшим дисклеймером про гипотетический характер рассуждений. Машина времени будет изобретена только в 3408 году, сейчас мы понятия не имеем, что на самом деле случится или нет. Тем более что, помимо айтишных и бизнесовых, на карте мира хватает и других факторов.

Почему ИИ захватит мир не сразу

Нужно сразу уточнить — это непременно произойдет. Все капчи мира превратятся в тыкву, ИИ окажется в каждом чайнике, не говоря о компьютерах и бизнес-процессах.

Вся доступная нам история учит, что действительно массовая, универсальная технология проникает во все поры жизни, радикально ее меняя. Так было с огнем, колесом, железом, электричеством, компьютерами, Интернетом. В точности аналогично получится и с искусственными интеллектом.

Достаточно сравнить ответы на обманчиво простой вопрос с разницей в три с небольшим года: Как можно использовать ИИ для оптимизации малого бизнеса?

В 2019 году корпорация Microsoft отвечала на него так (грамматика сохранена):

«Представьте, что у вас есть собственный цветочный магазин, у которого имеется веб-сайт. Если клиент ищет на вашем сайте «красные цветы», вы обучить свой веб-сайт, как на это реагировать. Вы можете научить его показывать клиенту розы, тюльпаны и герберы.

Что делать, если настали праздники? Вы можете дать инструкции сайту в ноябре или декабре, чтобы начать показывать клиентам пойнсеттии, рождественские кактусы и рождественские лилии. Вы также можете научить его показывать клиенту, что вы изготавливаете на заказ рождественские венки.

Машина ничего не знает, пока вы не запрограммируете ее соответствующей информацией. Она на самом деле не думает, это реагирует на утверждения, если что-то «так» или «не так».

Грамматика оригинала сохранена, чтобы подчеркнуть в том числе качество автоматического перевода. А оно тоже заметно выросло, всего за несколько лет. Не говоря о применениях ИИ. Сегодня ChatGPT (все еще старого образца, без обещанного апдейта, но уже купленный Microsoft) предлагает такие способы оптимизировать малый бизнес:

  • Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM). ИИ может помочь вам анализировать данные о клиентах, такие как демографические данные, покупательское поведение и историю покупок, что поможет вам лучше понять своих клиентов и персонализировать свои маркетинговые кампании. Вы также можете использовать чат-ботов для взаимодействия со своими клиентами, обеспечения мгновенного обслуживания клиентов и сбора отзывов.
  • Управление запасами. ИИ может помочь вам прогнозировать спрос и оптимизировать уровни запасов, что может сократить потери и улучшить денежный поток. Анализируя данные о прошлых продажах, вы можете предсказать будущий спрос и убедиться, что у вас достаточно запасов для удовлетворения этого спроса.
  • Управление финансами. ИИ может помочь автоматизировать бухгалтерские задачи, такие как обработка счетов, управление расходами и финансовая отчетность, что может сэкономить время и уменьшить количество ошибок. Инструменты на базе ИИ также могут анализировать финансовые данные для выявления закономерностей и тенденций, которые могут использоваться для принятия стратегических решений.
  • Маркетинг и продажи. ИИ может помочь вам оптимизировать маркетинговые кампании, анализируя поведение клиентов, их предпочтения и взаимодействие с вашим брендом. Это может помочь вам адаптировать маркетинговые сообщения к конкретным сегментам клиентов и повысить эффективность ваших кампаний.
  • Операции и логистика. ИИ может помочь вам оптимизировать цепочку поставок, прогнозируя спрос, сокращая запасы и сокращая время доставки. ИИ также может помочь вам оптимизировать планирование и маршрутизацию, чтобы сократить время доставки и повысить удовлетворенность клиентов.

И это мы говорим о малом бизнесе. Если чуть повысить планку, горизонт расширится как в «Далекой радуге» Стругацких. Вокруг планеты побежит волна от глубин до неба, которая сметет все на своем пути. ФинТех, МедТех, АгроТех, ЧтоУгодноТех.

Месяц назад был опубликован список ИИ из 847 нейросетей на выбор. Сегодня их тысячи. Речь только о публичных, как правило бесплатных сервисах. Добавляем корпоративные секретные разработки, лихорадочные стартапы, творческие заимствования, переделки, адаптации. До конца года цифры вырастут на порядок.

Нюанс в том, что это сырые разработки. Вот почему уместно говорить о малом бизнесе, ну может еще об автоматизации рутинных рабочих мест без особой ответственности. Ахиллесова пята программных роботов в том, что они ни за что не отвечают. Точнее, их создатели.

Нейросети идут в любимом айтишном формате «as is», то есть «как пойдет». Проблема общая по разработке программного обеспечения. Но за десятки лет эволюции разработчики научились по крайней мере симулировать гарантии. В случае ИИ никто не может пока толком предсказать, что получится — и главное как выявлять ошибки, как их фиксить. 

Вот почему никаких чрезмерно массовых внедрений нейросетей в ближайшем обозримом будущем не произойдет. Их придется стреножить и контролировать. Что будет выглядеть потешно, примерно как пересчитывать вручную за ЭВМ. Но придется. Иначе дерзкий софт разрушит все до основания, и некому будет финансировать новую стройку.

Как все-таки использовать ИИ

Неужели нам всем предстоит забивать электронным микроскопом гвозди? Поручать ИИ только самую тупую и предсказуемую работу, которую просто невозможно выполнить неправильно. И чтобы риски были минимальными, то есть значимость этих задач соответственно тоже.

В принципе, даже такая механизация интеллектуального труда может быть полезной. Например:

  • Службы поддержки.
  • Контент любого вида для рекламы и пиара.
  • Разработка программного обеспечения (на уровне кодирования).
  • Учебные программы, тестирование, аттестация.
  • Бухгалтерия.

Можно перечитать рекомендации самих ИИ на этот счет. Правда, они дают компиляции из общеизвестных фактов. Но тем и хорошо, выглядит надежно. 

Заглянем чуть глубже. Символично, что у нейросетей-художников часто получаются уродцы с 12 пальцами на одной руке и вывихнутыми суставами. Что если использовать эти недостатки там, где они пойдут на пользу?

Вместо того, чтобы делегировать ИИ процессы целиком, генерировать с их помощью большое количество версий для A/B тестирований. Речь не только о рекламе, но также это дизайн, кастомизация под различные вкусы, цвета, размеры и т.д. Необязательно даже проводить маркетинговые исследования до запуска этого бешеного принтера. Проще генерировать почти случайно и оценивать результаты по обратной связи от рынка. 

Резюме

В картинки и чатботы скоро наиграются. Автогенерация кода в разработке софта и другие регулярные процессы начались гораздо раньше, чем широкие массы предпринимателей узнали о существовании ИИ. Все эти поезда не то чтобы ушли — просто они слишком очевидны, и, главное, не наши. Придется покупать билет, скорее всего в обычный плацкарт. Места в локомотивах не продаются, туда вход по служебным пропускам.

Зато мы можем перечитать историю появления и развития компьютеров, чтобы оценить вероятный ход событий. На заре IT было популярно выражение: Невозможно автоматизировать хаос. Оно актуально и сегодня. Если у вас нет понимания своего УТП, нет выхода на свою ЦА, слабенькое LTV и вообще напряженка с аббревиатурами — ИИ тоже не поможет.

ИИ – такой же инструмент, как калькулятор или компьютер, просто еще более мощный. Это главное, что надо понимать про модные инновации. Все существенные вопросы бизнеса предстоит решать людям.

Преимущества получат те, кто выжмут максимум из «скучных» рутинных операций — а также единичные выпускники Дарвина в номинации «ошибка выжившего» с безумно оригинальными идеями. То есть те, кто не будут пытаться свалить на умные машины свои управленческие решения.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-менеджер, Красноярск

Напоминает анекдот:

Старый индеец - молодому:

- Если белая женщина говорит тебе "делай со мной, что хочешь... ", - не спеши снимать с нее скальп... 

Генеральный директор, Москва

Это явление навывается "Gartner Hype Cycle". Единственное, что меняется - сжимается шкала времени.


Gartner Hype Cycle

Слушатель MBA, EMBA, Москва

"Почему не стоит спешить с применением искусственного интеллекта в бизнесе"?

И есть другой анекдот времен СССР. Почему в Москве плохо с мясом? 
В Москве с мясом хорошо! Без мяса плохо...

Спешить с применением искусственного интеллекта в бизнесе нужно.  Искусственного интеллекта нет....

Консультант, Нижний Новгород
Олег Гончаров пишет:

Это явление навывается "Gartner Hype Cycle". Единственное, что меняется - сжимается шкала времени.


Gartner Hype Cycle

В любом деле главное что? Диффузия)

Консультант, Самара

Прежде, чем спорить о перспективах ИИ, давайте всё-таки честно скажем - ИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ! (полностью поддерживаю в этом вопросе уважаемого Сергея Левицкого). 

Есть программы той или иной степени качества, которые из миллионов вариантов в мировой паутине выбирают наиболее вероятный (наиболее часто используемый), или специально навязанный создателями ответ (известная хохма ИИ гугла о месячных у мужчин).

В обозримой перспективе создание ИИ невозможно, ибо единственный способ поиска ответа, применяемый в программировании - это тупой последовательный, просто очень быстрый, перебор вариантов, до нахождения верного решения. Логико-интуитивное мышление кодеры ещё не написали.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

не нужно надеяться, что ИИ заменит человеческую глупость...

Управляющий директор, Москва

Согласна, ребёночек ещё не вырос - даже в первый класс не пошёл! А мы требуем от него решения "взрослых" бизнес-задач... Пусть учится дальше. Хотя, по словам моих знакомых профессиональных шахматистов, шахматы как вид спорта вместе с армией фанатов ИИ уже почти отправил в прошлое - соревноваться с ним бесполезно, любой любитель может "загуглить" самый эффективный ход.

Мне больше всего интересно, когда ИИ начнёт осваивать аналог человеческого эмоционального интеллекта, анализировать эмоциональное поведение потребителя, например?

Аналитик, Москва

Статья в тренде. Сейчас даже в телевизоре про ИИ говорят. Говорят много, говорят часто не по делу. Но это всё положительно и хорошо.

Рано или поздно самый ленивый, самый медлительный бизнесмен проявит интерес и тогда будет появляться толк. Трудно предугадать в какой сфере это будет. А вдруг миллионы домохозяек проявят интерес? Вряд ли это произойдёт в первую очередь в науке - слишком недостоврено, а учёные ребята не любят случайность.

Забавно - ещё помнятся времена, когда серьёзно на коллегии обсуждали впорос о нужности интернета. Были предприниматели, которым лично рассказывал зачем им нужна 1с, что такое ERP. 
Кстати, хвала руководителям, кторые вопреки бюджету в те времена рискнули провести интернет в своих компаниях и госорганизациях. Хотя лично я отчитываался о необходимости посещения того или иного сайта. Смешно.
Правда и сейчас находятся умники-руководители, кторые очень хотят отслеживать куда тратят трафик его сотрудники, чего там шмякают на своих клавиатурах. До них не только искусственный, но и обезьяний интеллект ещё не дошёл. 
)))

Нач. отдела, зам. руководителя, Азербайджан

ИИ - это как мясорубка, кинеш в неё мясо получиш фарш, кинеш сухарики, получиш муку. Разница в мясорубке, ручная или электрическая.

Аналитик, Москва
Павел Кузовников пишет:

не нужно надеяться, что ИИ заменит человеческую глупость...

Неоднозначная, но доастаточно серьёзная мысль, Павел.)))

Что и на что мы хотим заменить?
1. Заменит человеческую глупость искусственной глупостью?

2. Или заменит человеческую глупость искусственной умностью?


И на мой взгляд, первый вариант очень глубоко описывает всё, что можно сказать на современном этапе развития ИИ. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.

Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.