Телемедицина: как онлайн меняет работу врачей и клиник

В начале прошлого года случилась пандемия COVID-19, которая ускорила развитие цифровой медицины — появились голосовые помощники, электронные больничные, очные приемы перешли в онлайн.

По статистике «Ингосстраха» во время локдауна телемедицина пользовалась повышенным спросом. При этом первое время врачи с настороженностью относились к онлайн-консультациям, воспринимая их как вынужденную меру в условиях ограничений. Почему некоторые клиники не спешили внедрять онлайн-консультации, но изменили свое мнение?

Что вынудило перейти в онлайн

Еще два года назад большинство врачей сомневались, что на расстоянии можно качественно выявить проблему, и дать правильные рекомендации по лечению. Но когда государство ввело ограничения на посещение клиник, пациенты остались без своих лечащих врачей. Пришлось искать выход.

Так этот период вспоминает Марина Демидова, основатель и директор детской клиники доказательной медицины DocDeti. «В марте 2020 года пациенты перестали приходить в клинику. Мы видели, как тяжело мамам с маленькими детьми — у них не было возможности привести малыша к врачу. Первое время думали, что через пару недель вернемся к привычному образу жизни. Но время шло, выручка клиники падала, а пациенты хотели знать, когда смогут попасть к врачам. Так мы задумались над альтернативой. Онлайн-консультации стали единственным каналом коммуникации, максимально приближенным к “живому” приему в клинике».

Как врачи и пациенты отнеслись к новому формату

Несмотря на вынужденный переход в онлайн, преимущества онлайн-консультаций оценили обе стороны. Пациенты больше не тратили время на приезд в клинику — это особенно актуально в больших городах, таких как Москва, где на дорогу может уходить до двух часов. Для общения с врачом онлайн нужно было просто выбрать удобное время и место для звонка. 

«У нас в клинике онлайн-консультации проводят репродуктологи, эндокринологи, кардиологи, терапевты, урологи. Благодаря первичному онлайн-приему пациенты понимают — стоит ли идти к врачу, какой пакет анализов нужно подготовить до очного приема. На каждом этапе нам важно быть рядом с пациентами, контролировать процесс: оказывать психотерапевтическую поддержку, разрабатывать схемы лечения на основе обследований и т. д. И просто работать независимо от обстоятельств, ведь беременность нельзя поставить на паузу», — поделилась Виктория Александрова, врач ультразвуковой диагностики, акушер-гинеколог, репродуктолог клиники NEO.

Телемедицина позволила врачам проводить консультации, оперативно решая разные вопросы с пациентами из других городов и регионов.

«Благодаря современным технологиям мы можем проводить онлайн-приемы с пациентами из Испании, Швейцарии, США и других стран», — рассказал Андрей Копасов, ведущий специалист по эстетической хирургии лица и тела в центре пластической хирургии Frau Klinik.

По статистике Frau Klinik, если пациент приходит на очную консультацию, с 70% вероятностью он записывается на операцию. Перед внедрением телемедицины в клинике предполагали, что добиться такого же показателя в онлайне будет сложно, так как пациенты привыкли к личному общению врачом. Первое время доходимость была 50%.

«Поначалу не было большого потока пациентов: многие присматривались к онлайн-консультациям. Спустя два месяца стало больше обращений. Чаще записывались на повторные созвоны с врачом, а в последующем и на операции. Как итог — 80% пациентов доходили до операции после онлайн-консультации. Тогда я понял, что телемедицина — это рабочий инструмент, к которому нужно относиться серьезно», — отметил Андрей Копасов.

Закон укрепил веру врачей и руководителей клиник в то, что телемедицина станет такой же привычной услугой, как и очные приемы. Дело в том, что качество оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий контролируется по тем же стандартам. Об этом сказано в п.5 ст. 36.2: оказывать медпомощь с помощью онлайн-консультаций можно только при соблюдении требований, установленных законодательством РФ в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

Почему врачи продолжат пользоваться онлайн-консультациями

Несмотря на то, что большую часть ограничений сняли, врачи и пациенты по-прежнему используют телемедицину. Европейский Медицинский Центр (ЕМС), один из лидеров цифровизации медицины, прогнозировал, что в 2021 году по сравнению с 2020 годом доля онлайн-сервисов вырастет примерно на 30%. А по данным онлайн-сервиса Страховка.ру, самыми востребованными врачами в первой половине прошедшего года стали терапевт, педиатр, эндокринолог, дерматолог и психотерапевт. Лидерами по росту спроса стали неврологи (+59%) и кардиологи (+58%).

Сегодня, благодаря специализированным сервисам, врач может хранить все данные в одной системе, собирая статистику онлайн-посещений и планируя свою загруженность. Например, раньше приходилось принимать звонки и сообщения от пациентов в разных мессенджерах. Это было неудобно: запросы могли потеряться, приходилось отдельно фиксировать время онлайн-приема, ориентируясь на график консультаций.

«Работать с сервисами намного комфортнее: протокол фиксируется в нашей программе — электронной карте, дублируя рекомендации на электронную почту пациента», — пояснила Виктория Александрова, врач акушер-гинеколог, репродуктолог, врач ультразвуковой диагностики клиники NEO.

Крупные клиники, которые во время пандемии запустили онлайн-консультации, планируют активно развивать это направление.

«Мы хотим внедрить удаленное получение «второго мнения» для людей, проживающих в регионах. И новые сервисы, например, образовательные программы для врачей из регионов», — уточнила Марина Демидова, основатель и директор детской клиники доказательной медицины DocDeti.

Как государство способствует развитию телемедицины

Результаты от использования телемедицины отметили и на государственном уровне. В пик пандемии власти рекомендовали пациентам лечить COVID-19 на дому с помощью дистанционных консультаций, и помогли организовать такие онлайн-приемы.

Например, в Свердловской области в отдельных помещениях отделений «Почты России» можно было созвониться с врачом по специальному терминалу. А в Омской области более чем 30 сельских фельдшерско-акушерских пункта (ФАП) оснастили необходимой техникой для проведения онлайн-консультаций.

Пациенты из глубинки, у которых не было возможности добраться до ФАПа или почты, могли воспользоваться услугой с помощью почтальонов. По поручению медицинских организаций почтальоны доставляли пациентам планшеты с установленной телемедицинской системой, настраивали их, на время консультации выходили из помещения, затем возвращали планшеты в клинику.

По данным Минздрава, за 2020 год удалось провести свыше 1,7 млн телемедицинских консультаций пациентам с диагнозом COVID-19 или пневмония, ОРВИ, грипп.

В 2021 году Минэкономразвития обнародовало проект документа, предполагающего проведение трехлетнего эксперимента, клиники-участники которого смогут при проведении первичных онлайн-консультаций назначать и корректировать лечение пациентов.

Также Правительство планирует предоставить поставщикам электронных сервисов доступ к демографическим данным граждан — Росстат к 2023 году запустит центральную аналитическую платформу «Население». Все это говорит о том, что государство считает перспективным новый способ взаимодействия с пациентами, а значит будет вкладывать ресурсы в развитие медицинских технологий.

Резюме

Прогнозы показывают, что онлайн-консультации только набирают мировую популярность. Согласно Global Market Insights, глобальный рынок телемедицины к 2027 году увеличится до $186,7 млрд. Это значит, что в ближайшее время все больше клиник будут предлагать пациентам дистанционные консультации с врачами, а сервисы телемедицины расширять свой функционал.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Для более-менее серьёзной нераспознанной болезни онлайн-приём не подходит, в наших реалиях это было бы полезным в качестве "первичного" приёма и заочного знакомства, чтобы при очном приёме врач не тратил время на "писанину" и мог лучше и качественнее поработать с "телом" пациента. Опять же юридические аспекты онлайн-помощи вообще не проработаны...

Генеральный директор, Москва

На этом форуме есть врачи, чьё мнение было бы очень интересно послушать.

Если вкратце: идее телемедицины несколько десятков лет. В наших условиях - что нужно врачу, чтобы оказать помощь в необходимом объеме и с должным качеством? Какие специальности могут работать в таком режиме? Как это будет регулироваться?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Привлечь к отвественности врача за неверный он лайн диагноз или рекомендацию - нереально. Так что с их точки зрения это великолепный вариант

Аналитик, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
Привлечь к отвественности врача за неверный он лайн диагноз или рекомендацию - нереально. Так что с их точки зрения это великолепный вариант

Что бы все заработало. Нужно с определенной периодичностью вводить в организм физ растворы, способные на микроуровне собирать все необходимое для анализа элементы, что бы датчики  могли с определенной точностью фиксировать характеристики жизнедеятельности.

Человек уже и сейчас обвешивает себя различными датчиками съема информации. Ничего страшного, если и в Вашем горшке будет стоять химический сенсор. 

В таком случае, диагноз будет проактивный профилактический, исключающий меры пожаротушения и скорой мед помощи.

А если уже пришла пора, то физраствор можно поменять на воду или что то более спиртосодержащее.

Адм. директор, Санкт-Петербург

С физрастворами тоже не всё бывает однозначно... Медицина - область крайне чувствительная к нюансам... При нехватке в сертификате слов "для медицинского использования" возможны и летальные исходы!

Директор по логистике, Москва
Евгений Равич пишет:

На этом форуме есть врачи, чьё мнение было бы очень интересно послушать.

 - Есть)) сейчас скажу, что думаю.

Если вкратце: идее телемедицины несколько десятков лет. В наших условиях - что нужно врачу, чтобы оказать помощь в необходимом объеме и с должным качеством? Какие специальности могут работать в таком режиме? Как это будет регулироваться?

А думаю я, что это очень и очень спорная идея. В таком режиме могут проводиться только ПЕРВИЧНЫЕ консультации. И то очень ограниченного ряда специализаций (в основном - терапевты). Но постановка "онлайн-диагноза", о чем предполагает Марат Бисенгалиев - это по определению исключено. Поскольку диагностировать то или иное заболевание возможно только после первичного очного осмотра, полного сбора анамнеза, ряда обследований для формирования адекватной клинической картины - и только тогда поставить диагноз (и назначить надлежащее лечение) будут основания. 

Генеральный директор, Москва
Ольга Константинопольская пишет:
В таком режиме могут проводиться только ПЕРВИЧНЫЕ консультации. И то очень ограниченного ряда специализаций (в основном - терапевты).

Готов со всем согласиться, хотя моё мнение совершенно не существенно - по естественным причинам. Никого не лечу, тем более - удаленно.

Но тогда в чем новизна (по факту её нет) и привлекательность такого рода предложений? 

Аналитик, Москва

Я обеими руками за телемедицину. За последние пару лет несколько раз пользовался услугами телемедицины. Конечно, она не заменить серьёзное обследование, но она способна убрать вал очных посещений. Мне это очень помогло. Замечу, что многие врачи по своей инициативе оказывают такую помощь. Правда возникает вопрос доверия к врачу, стараюсь обращаться только к проверенным. 

Крупные клиники, которые во время пандемии запустили онлайн-консультации, планируют активно развивать это направление.

Крупные да, верю, а вот районный уровень ещё далековато к этому. Прошёл МРТ, дайте, говорю, снимок. Приезжайте, говорят, в следующий раз со своей флешкой. А на э.почту? Нет.
Сняли кардиограмму. Почему бы не добавить в кардиограф отправку в твой личный кабинет? 

Наши отечественные компании пока ещё очень медленно вползают в эту тему. Надо бы как-то подтолкунуть это. Решения ведь не дорогие, но нужно заинтересовать Миздрав. 

Хорошо бы исследовать все обращения граждан в поликлинники. Могу предположить, что огромное большинство обращений доволно однотипны, относительно похожи. Я не врач, могу ошибаться, но телемедицина разгрузила бы именно районный уровень. А крупные клиники и так найдут своего пациента. Там уж никуда не денешься. 

Сдвиги есть, но они пока не очень значительны. Большинство всё-таки связано с очередями, с талонами в лучшем случае. Поле для цифровизации в лечебном деле огромно.

 

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Поле для цифровизации в лечебном деле огромно.

Смотрел а деталях некоторые крупные пилотные проекты в этой области в начале 201х.

Примерно 95% связанных с этой темой проблем - юридические. Все остальное - вопросы бюджетирования и масштабирования. Плюс долгие годы работы.

Руководитель группы, Казахстан
Евгений Равич пишет:
 Если вкратце: идее телемедицины несколько десятков лет. В наших условиях - что нужно врачу, чтобы оказать помощь в необходимом объеме и с должным качеством? Какие специальности могут работать в таком режиме? Как это будет регулироваться?

Я восемь лет работала врачом.

Одно время я работала в больнице, которая обслуживала окрестные деревни, расположенные не более, чем в 40 км от областного центра. 

Часто пациенты, которым нужны регулярные консультации врача, диагностика и лечение, не могли этого ничего получать, в силу проблем, связанных с:

- состоянием здоровья (пациенту, в силу самочувствия, тяжело выходить из дома, тяжело идти до остановки, тяжело потом идти с остановки до поликлиники и обратно)

- логистическими особенностями (например, пациент живет в поселке, откуда ходит один автобус в областной центр в 7.00, и один автобус обратно - в 17.00. Если нужно ехать в другое время, то приходится договариваться с кем-то из соседей, кто мог бы отвезти на машине);

- финансовым положением (например, у пациента низкий доход, а для медицинского наблюдения надо ездить в областной центр в областную поликлинику, расстояние - 40 км, стоимость проезда высокая).

Для таких пациентов телемедицина - настоящее благо, которое дает возможность получать наблюдение врача.

Иные меры здесь не получатся. Например, этим пациентам никто не повысит доход так, чтобы они могли регулярно ездить на такси к врачу.

Мне кажется, так оптимально и выстраивать медицинскую помощь: после того, как пациенту очно поставили диагноз и подобрали лечение, его продолжают наблюдать, а наблюдение включает очные визиты к врачу и удаленные. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
McDonald's окончательно уйдет с рынка РФ и продаст российский бизнес

Имя, логотип и брендинг компании больше нельзя будет использовать в России.

В России в 2 раза вырос спрос на специалистов со знанием китайского языка

Логистика вошла в топ отраслей, которые испытывают потребности в сотрудниках, владеющих китайским языком.

Российские активы Renault перешли в госсобственность

На заводе Renault возобновят производство автомобилей под брендом «Москвич», заявил Сергей Собянин.

В России впервые с 1 марта выросло число безработных

В регионах усилены меры поддержки занятости в связи с ростом безработицы.