Три ключевых признака идеального офиса

Пандемия коронавируса ускорила эволюцию офисных пространств – open space все чаще трансформируется в ячейки и отдельные кабинеты, офисы оснащаются с оглядкой на здоровье сотрудников, и повсюду появляются бесконтактные технологии, позволяющие работникам открывать двери, вызывать лифт и даже заказывать кофе, не касаясь ничего руками. 

По данным опроса Superjob 24% менеджеров по персоналу сообщили, что в их компаниях есть сотрудники, работающие дистанционно. Чаще всего на «удаленку» в России переводят IT-специалистов (24%), бухгалтеров (21%) и специалистов по продажам (18%). Полностью офисный персонал перевели на дистанционную занятость лишь 11% работодателей, кадровую службу — 10%, еще в 8% компаний на «удаленке» работают снабженцы.

И хотя каждый третий сотрудник готов не возвращаться в офис, даже потеряв в зарплате, показатели по поглощению новых офисов в Москве остаются рекордными, а хороших площадок для всех не хватает. Что же такое «хороший офис» сегодня?

Дышится легко

Начнем с третьего по важности признака «хорошего офиса» – инженерно-технических систем, куда в свою очередь входят системы вентиляции и кондиционирования, системы отопления, освещение и т. д. Но обо всем по порядку.

Я всегда говорю о том, что значение хорошего воздуха в современном офисе сильно недооценено. Но если у вас нечем дышать – у вас нет и продуктивных работников, а есть уже с утра – усталые, нервные, с больной головой и скверным настроением люди. Кондиционирование, фильтрация, дополнительная очистка, обеззараживание воздуха ультрафиолетовыми и бактерицидными лампами – все это, благодаря вирусным реалиям, стало за полтора года намного важнее, чем раньше.

Еще одна важная составляющая инженерно-технической «начинки» – конечно же, комфортный свет. Вы не замечали, насколько чаще и сильнее с приходом ламп «нового поколения» у офисных резидентов стали болеть глаза? Массовое употребление лютеинов, черники и других БАДов «от глаз» – не что иное, как итог массового использования гаджетов и плохого света. Но если с гаджетами разобрались сами производители: в хороших телефонах теплота, яркость и спектр экрана регулируется в зависимости от времени суток и индивидуальных настроек, с офисным освещением с приходом светодиодов – беда. И если когда-то любые лампы подвергались детальным расчетам – важна была не просто сама лампочка, но и отражатель, геометрия ячеек, матовая она или полуматовая, светит она вверх или вниз, сегодня все изменилось. Массовое, быстрое, оптимизированное производство свело на нет все расчеты, и теперь ими заморачиваются разве что совестливые дорогие бренды.

В итоге мы имеем низкокачественный свет в офисах, массовые офтальмологические заболевания, красные глаза и очки в тридцать лет. А ведь цветность и теплота освещения в офисе нужны, исходя из биоритмов человека: утром – ближе к синему, к вечеру – теплый желтый свет. Самые продвинутые (к сожалению, это преимущественно иностранные) бизнесы, заметив проблему, стали приглашать в офисы специальных дизайнеров по свету – с тем, чтобы подобрать правильные для сотрудников «световые картины». Бизнесам, у которых такой возможности нет, я посоветую лишь одно – не экономьте. В строительном сегменте я, к сожалению, не знаю ни одного случая, когда дешевое было бы качественнее дорогого. Более того – сейчас и среди дорогого-то нужно знать, что покупать.

Ну и еще один важный аспект инженерно-технической «начинки» – температура и влажность. То, что в хорошем офисе не должно быть ни жарко, ни холодно, выучили все. Но, поверьте, далеко не все об этом помнят, хотя сейчас есть системы, позволяющие наладить комфортную температуру и отрегулировать влажность чуть ли не в каждом углу одной комнаты.

У нас есть план

Второй по важности признак «хорошего офиса» – планировочные решения, функциональная нарезка площадей. Можно сделать идеальными инженерно-технические системы, выбрать «психологически верные» цвета для вашего офиса, добавить в пространство зеленую стену и даже установить в офисе аквариум и террариум, но если здесь плохие, непродуманные с точки зрения рабочих процессов планировки, не спасет ничего.

В любой компании есть отделы, которые много времени посвящают общению с коллегами, клиентами, партнерами и – ожидаемо – очень шумят. Я всегда обязательно рекомендуем установку электронных систем подавления шума или опций попроще – например, высокотехнологичных перегородок.

«Клиентским» профессиям, вроде продажников, я вообще советую выделять отдельные, пусть и небольшие кабинеты. Схожая ситуация – со специалистами «тихими» и требующими тишины: бухгалтерами, финансовыми директорами. Вообще, мест, где можно спрятаться от шума и сосредоточиться на задачах, требующих концентрации, в офисе должно быть много – сюда можно отнести и телефонные будки, и небольшие ячейки с акустическими панелями, и офисные библиотеки.

Кстати, об удачных и вдохновляющих планировках. Мне очень запомнился один офис на Ленинградке: квадратное здание бизнес-центра, в центре ядро, и из лифта можно пойти направо и налево. Так вот, при входе в каждую половинку ядра расположена кофе-зона и соковая станция. Ты еще не успел выйти из лифта, но уже чувствуешь приветливый аромат кофе, и у тебя уже хорошее настроение, и осень в Москве кажется не такой грустной. Это пример очень удачной планировки и правильных смысловых акцентов: менее эмпатичный собственник бизнеса задвинул бы это все в темный дальний угол, как это, собственно, и происходит в 80% офисов. Здесь же вам рады уже с порога. Не удивлюсь, если такой теплый прием, позитивно сказывается на бизнес-результатах компании.

Место красит

Ну и самый главный признак «хорошего офиса» – все еще правило трех L: location, location, location. Тут пандемия не только не поменяла акценты, но даже усилила их. Если офису не повезло родиться в правильном месте – он стоит в сомнительном районе, на удалении от метро и без инфраструктуры, то первые два пункта едва ли будут работать. Впрочем, смотря что предпринять.

 Еще до пандемии – чтобы как-то нивелировать недостатки локации – в такие проекты активно привлекались самые разные инфраструктурные арендаторы: магазины, химчистки, постоматы, пункты выдачи товаров, салоны красоты, клубы по интересам, в пандемию этот тренд даже усилился: концепция офиса как места для встреч и вдохновения стала еще более актуальной, потому что позволяла:

  • активно социализироваться;
  • решать многие вопросы в одном месте, вместо того, чтобы путешествовать по загруженному городу.

Я всегда призываю компании не жадничать и предоставлять своим сотрудникам доступ к местной инфраструктуре, например, абонемент в спортзал в местном бизнес-центре или сертификат на массаж. В этом случае лояльность сотрудников не будет знать границ, потому что вместо того, чтобы стоять в пробке в Капотню, они потратят это время на спорт и красоту, и по факту все равно окажутся дома в то же самое время.

Очевидно, что объекты, желающие быть успешными, но не получившие на старте однозначно интересной локации, будут трансформироваться, искать свою нишу и предназначение. Это подтверждают и прогнозы Knight Frank, согласно которым не менее 47% компаний после окончания пандемии займутся повышением качества занимаемых ими помещений, а 46% — будут стремиться добавлять новые услуги и удобства для своих сотрудников.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

На самом деле еще добавлю - за спиной должна быть стена, пред глазами пространство, я рядом окно со свежим воздухом.. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Как учил великий гуру менеджмента из солнечного Узбекистана Ходжа Насреддин - сколько не кричи халва во рту слаще не станет. Эра офисной недвижимости клонится к закату - и требоваться от неё будет только одно - комфорт (для тех, кому сложно работать на удалёнке). Поэтому с основным посылом автора согласен - хорошо проветриваемое, и хорошо освещённое помещение - это гут. но оно совсем не обязательно должно быть роскошным и прямо в шаговой доступности от Кремля

Аналитик, Москва

самый главный признак «хорошего офиса» – все еще правило трех L: location, location, location.

Автор прав - это самое главное. В остальном как-то держится средней планки. 
Работал в одном бизнес-центре. Простоьшикарный БЦ. Даже были диванные пространства на которых можно было чуток сидя вздремнуть. Но в какой же тьмутаракани он находился! Ходят свои автобусы, но в час пик там только стоя. А если нужно срочно уехать, то только на такси. И никакой кондиционер тут не поможет.

Генеральный директор, Москва
Максим Часовиков пишет:

На самом деле еще добавлю - за спиной должна быть стена, пред глазами пространство, я рядом окно со свежим воздухом.. 

+1000.

Открывающиеся окна - уже с большим трудом могу вспомнить, когда такое было. Я бы добавил много удобных шкафов, архивы накапливаются удивительно быстро.

Коммерческий директор, Москва

Прошу пощения, но это описание стандарта архитиктурных и организацинных решений для создания и размещения офиса. Эти правила действуют уже лет 40 с большим хвостиком. Еще в СССР начали (и довольно успешно) строить огромные светые офисы. Локация (со всеми плюсами инфраструктуры) извините сформировала Манхеттен в 19 веке и центр Мосвы в 90-е. Ечеечный принцып размещения сотрудников, с объединением по отделам под контролем руководителя - аксиома бизнеса. А в чем можно проследить эволюция офисного пространсва привнесенная пандеией?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.