Как чувство ностальгии помогает продавать: 5 полезных приемов

Мне на глаза попалось исследование Anketolog.ru о чувстве ностальгии. Тезисно перескажу:

  • 56% россиян готовы переплатить за товар, который вызывает у них чувство ностальгии.
  • 61% опрошенных замечают рекламу брендов в ностальгическом стиле, а 65% хотя бы раз покупали товары, вдохновленные прошлым.
  • 64% называют причиной покупки то, что продукт напоминает им о детстве и юности; 40% – что продукт или бренд они видели в прошлом, 38% – из-за эксклюзивной рекламной подачи в стиле ностальгии, 26% – потому что им нравится ретро-дизайн.
  • Участники опроса чаще всего ностальгируют в музыке (68%), еде и напитках (50%), моде (46%) и медиа (46%).

Давайте вспомним, какие чувства вызывают у нас старые песни. Скорее всего, приятные. А о чем мы думаем, когда выбираем отель для отпуска, ресторан или продукты? Скорее всего, ориентируемся на опыт и воспоминания: вот там было хорошо, а здесь не очень, этот сыр был вкусным, а этот не понравился. Мозг вспоминает не только место, контекст, эмоции, но и визуальные элементы, то есть атрибуты бренда, например, логотип, фирменный цвет.

Все это сливается в общее впечатление, помогающее мозгу формировать суждения и принимать решения. Поэтому, когда потребитель контактирует с продуктами, напоминающими о «тех самых» временах, он чувствует к ним доверие.

Что говорит наука о чувстве ностальгии

Симпатии людей к «старому доброму прошлому» маркетологи отмечали и ранее, но этому также есть научное объяснение. Я нашла исследование Национального центра биотехнологической информации (США) о том, как состояния памяти влияют на решения, основанные на ценностях. В материале объясняется, почему люди скорее купят товар, связанный с хорошими воспоминаниями, чем новый. В серии экспериментов ученые доказали, что прошлый опыт формирует будущий выбор. С помощью эпизодического типа памяти он помогает человеку адаптироваться к непрерывно меняющемуся миру.

За эпизодическую память в мозге отвечает гиппокамп. Его нейровычислительные модели работают на извлечение информации при контакте с уже знакомыми образами, а также переводят новые данные в категорию опыта. На этом эффекте и основано использование ретро-элементов в брендинге для управления поведением потребителей. Неудивительно, что маркетинговые стратегии, построенные на ностальгии, часто весьма успешны.

Эффект влияния на поведение потребителей через ретро-элементы проявляется в повышении лояльности к бренду, создании ощущения дружественности товара, эмоциональном оправдании покупки. Например, ретро-дизайн в упаковке периодически использует Coca-Cola. Так бренд обращается к старшему поколению, которое помнит соответствующие образы из своего детства. Одновременно компания предлагает молодым поколениям продукт, проверенный и одобренный опытом их предков.

Такой же психологический механизм лежит в основе интереса молодежи к танго и виниловым пластинкам. В результате они записываются на курсы танцев и покупают пластинки, чтобы ощутить связь с прошлым, которое считают более «подлинным».

Как ретро-стиль работает в маркетинге

По сути, ретро-стиль использует покупательские импульсы. Ретро-продукты становятся эмоциональными триггерами, которые ослабляют барьер «надо ли мне это?». Незаметно для потребителя покупка становится для него «объективной необходимостью».

Манипуляция ли это? В какой-то мере, да. Потому что ретро-элементы выделяют продукт среди конкурентов и дают ему приоритетный шанс быть купленным. Чтобы получить такой эффект, необходимо, чтобы ретро-мотивы гармонично сочетали ностальгический образ и ценности современного бренда. Тогда мозгу проще квалифицировать новое, как известное «старое».

  • «Советское Шампанское» использует ностальгию по советской эстетике, напоминая о праздничных традициях.
  • Упаковка мороженого «Урса» отсылает к любимому многими мультфильму про медвежонка Умку.
  • Пиво «Жигулевское» использует ретро-элементы и советскую эстетику в дизайне бутылки и упаковки, чтобы создать ассоциации с качеством, проверенным временем.
  • Пиво «Abbe» – мотивы монастырского пивоварения по старинным рецептам.
  • Упаковка пельменей «Для любимых мужчин» использует ретро-стиль пин-ап, который ассоциируется с 1950-1960-ми годами. Образы ярких привлекательных героинь отсылают к беззаботной молодости, когда хочется тратить время на радости жизни, а не на приготовление еды.
  • Лимитированная новогодняя коллекция «Шармэль» – это образы старых новогодних открыток для создания атмосферы зимних вечеров в кругу семьи.

Как бренду использовать ретро-стиль

1. Определите «ностальгический якорь» целевой аудитории

Изучите, что из прошлого вызывает у клиентов эмоциональный отклик, с какими предметами, людьми или событиями возникают «теплые» ассоциации, какие образы соответствуют их ценностям. Выявить «ностальгические маркеры» можно с помощью опросов, исследований, анализа трендов в соцсетях. В том же опросе Anketolog.ru авторы приводят примеры ностальгических триггеров разных поколений:

  • Миллениалы с теплотой вспоминают тамагочи, жвачки Turbo и Love is, футболки со стразами.
  • Зумеры – игрушку-лизуна, «бандитские» косухи и сумки-бананки.
  • Старшие миллениалы и младшие Х – джинсы клеш, игру «в резиночку», куклы Барби и Братц.
  • Иксы – калейдоскоп, игры «Танчики», «Mortal Kombat» и кефир в треугольных пакетиках.
  • Бумеры – игру в городки, эскимо, газировку из автомата за 3 копейки.

2. Визуализируйте ностальгию

Чтобы активировать эмоциональные триггеры, достаточно стилизовать «под старину» какой-то ключевой элемент, а не весь продукт. Например, шрифт названия, цвет, форму упаковки, сделать имитацию ручной работы. Избегайте избыточности и эклектики разных стилей и эпох, чтобы не вызвать у покупателя противоречивые чувства. Если, конечно, это не ваша стратегия.

3. Ограничивайте выпуск продукта в ретро-стиле лимитированными сериями

Таким образом заработает эффект FOMO (fear of missing out). Страх упустить возможность стимулирует желание купить здесь и сейчас, пока товар не исчез. Можно усилить эффект, связав выпуск с определенной датой, добавив серийные номера на упаковке, предложив бонусы для коллекционеров.

4. Рассказывайте личные истории, чтобы сфокусировать внимание потребителя на ретро-триггерах

Можно встроить современный продукт в ритуалы прошлого. Например, персонаж рекламы пьет чай новой марки из граненого стакана, делает фото на «мыльницу». Хорошо работают истории о том, как продукт возвращает человека в «лучшие времена».

5. Делайте коллаборации с «иконами эпохи»

Если планируете привлекать блогеров, выбирайте из той же возрастной категории, что и ваша ЦА. Важно акцентировать внимание не на самой эпохе, а на ключевой эмоции, которую она вызывает.

Выводы

Если вы хотите создать бренд, который «поселится» в сердцах клиентов, не стесняйтесь использовать силу ностальгии. Правильное и тактичное включение ретро-элементов в дизайн может стать мощным инструментом повышения продаж. Сбалансированный образ продукта, сочетающий элементы прошлого и настоящего, позволяет презентовать его потребителю и как новый, и как уже известный, а значит, не вызывающий настороженности и сопротивления.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

> Например, персонаж рекламы пьет чай новой марки из граненого стакана

Мама: "Тот самый вкус!"

Папа: "Тот самый чай!"

Бабушка: "Та самая пачка, которая пропала в 1960 г."...

Если серьезно - из чисто граненого стакана чай на моей памяти во время семейных трапез не пили (только в общепите, но тот чай иначе как помои называли редко). Пользовали чайные сервизы - чашка с блюдцем, а если с ними было туго, то в ходу были подстаканники, весьма затейливого вида иногда.

> продукт возвращает человека в «лучшие времена»

Далеко не все отечественные бэби-бумеры (1944 -1964 годов рождения) свое детство вспоминают "как лучшие времена". Надо учитывать разницу между страной, разоренной войной, гонкой вооружений и всяким волюнтаризмом и более-менее стабильным заокеанским обществом.

Для меня, родившегося в 1960 г. "лучшие времена" были, пожалуй, в 2002-2007.

PS В городки не играл никогда, хотя на местном стадионе в те поры была площадка для городков. Играли в детстве в футбол-хоккей, чику, прятки, казаки-разбойники, запускали змеев. Старшаки забивали козла и резались в треньку. Первые гитары у пацанов во дворах появились к 1974 г.

Аналитик, Москва
Юрий Полозов пишет:
PS В городки не играл никогда, хотя на местном стадионе в те поры была площадка для городков. Играли в детстве в футбол-хоккей, чику, прятки, казаки-разбойники, запускали змеев. Старшаки забивали козла и резались в треньку. Первые гитары у пацанов во дворах появились к 1974 г.

Во многом согласен с вами! У меня тоже нет никакой ностальгии к вещам. Джинсы-клешь, косоворотка и прочее абсолютно не приманивают. Теугольные пакеты с молоком и  кефиром тоже. Мне больше нравится новизна. 

Как можно "с тоской вспоминать" тамагочи, жвачку, футболки, косухи, сумки, джинсы,  и кефир в треугольных пакетиках?

Может в качестве очень редкого способа привлечения внимания к какой-то очень узкой продаже и можно применить. Есть в Москве кафе по теме "Покровских ворот", довольно популярное. Был ресторна "Славянский базар", не знаю, сохранился ли он, в котором сиживал Лев Толстой и Чехов, многие другие. Но не лизуна же со слезой вспоминать!

К городкам такое же отношение. Никогда не видел, как играют в эту игру, хотя игру знаю. К городкам какое-то навязанно отношение, возможно это была пропаганда здорового образа жизни, которая так и не сработала. Играли в лапту, в футбол, волейбол (баскетюол значительно меньше), домино и шашки, часто в шахматы. В карты в конце концов. Но чаще всего в литробол. )))

И, кстати, всё-таки ностальгия - это не  то, что описывает автор. Ностальгия - это тоска по родине, а не о прошлом и старом. 

Директор по развитию, Москва

Известная же сетевая шутка - основная часть экспертов по временам СССР родилась после 1991 года ))

Рассуждать могу лишь с позиции потребителя такого рода предложений. Мне тоже не очень заходит - как сожаления о прошлогоднем снеге.
Переживания же о прожитом сугубо личные, зачастую более интимные, чем интимные. 

Консультант, Новосибирск

Еще есть ретро-маркетинг — это когда продавцы ведут себя так же, как вели себя продавщицы в советские времена.

Элементы хамства, «чего надо», грубость и так далее.

И он еще встречается...

Аналитик, Набережные Челны
Юрий Полозов пишет:
Если серьезно - из чисто граненого стакана чай на моей памяти во время семейных трапез не пили (только в общепите, но тот чай иначе как помои называли редко).

А я сразу вспоминаю поезда. Только вкуса не помню.

Вспомнил сценку "Уральских пельменей"  с Меркель в поезде:

Рожков -  пойду покурю

Меркель - но у вас в поездах же не курят?

Рожков - а это Вы еще чай у проводника не покупали

 

 

Консультант, Новосибирск
Сергей Колесников пишет:
Юрий Полозов пишет:
Если серьезно - из чисто граненого стакана чай на моей памяти во время семейных трапез не пили (только в общепите, но тот чай иначе как помои называли редко).

А я сразу вспоминаю поезда. Только вкуса не помню.

Вспомнил сценку "Уральских пельменей"  с Меркель в поезде:

Рожков -  пойду покурю

Меркель - но у вас в поездах же не курят?

Рожков - а это Вы еще чай у проводника не покупали

Да, когда говорят о чае в те времена, почему-то вспоминаются подстаканники в поезде и индийский чай со слоном.

Потом в 2000-е стали чашки давать в фирменных.

Директор по развитию, Москва


Воспоминания о поезде навеяли: в последнее время пытаюсь совместить ретро с современностью - пробую пить виски из такого стакана с подстаканником.
Эксперимент еще не завершен, о результатах доложу дополнительно ))

Аналитик, Москва
Сергей Колесников пишет:
Юрий Полозов пишет:
Если серьезно - из чисто граненого стакана чай на моей памяти во время семейных трапез не пили (только в общепите, но тот чай иначе как помои называли редко).

А я сразу вспоминаю поезда. Только вкуса не помню.

Я любитель чая. Вкус сильно от проводников зависел, но ,как правило, был довольно вкусный. Это же их личный заработок был.

Ехал как-то из Владивостока в Москву. Незабываемые впечатления под Новый год. Буквально через пару дней все дружили вагонами, ходили в гости друг к другу. Был "сухой закон", который все дружно нарушали. А один азербайджанец даже три бурдюка домашнего вина вёз с собой. Армяне - с коньяком. Я со спиртом. В Новосибирске минус 45 градусов, стенки промёрзли до инея. Но в вагонах было тепло.  Настоящая ностальгия! ))

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Был ресторна "Славянский базар", не знаю, сохранился ли он

Давно сгорел. Не восстанавливали. Жаль его.

Из мест с похожей историей - возможно, Яр.

Арагви и Прага - только в воспоминаниях ветеранов.

Но даже концепцию общепита советских времен продать сложно. А восстановить уже невозможно. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.