Как превратить завод в самообучающуюся организацию

Скорость изменений в современном мире колоссальна: ежедневно нам приходится потреблять огромные объемы информации и адаптироваться «на лету» к новым условиям. Появился даже специальный термин — VUCA-мир, нестабильная, изменчивая и трудно предсказуемая среда. Чтобы компании расти в подобных условиях, нужно постоянно развивать компетенции и скиллы своих сотрудников, именно кадры помогают двигать бизнес вперед и достигать необходимых стратегических целей. Один из путей для такого развития — переформатирование компании в самообучающуюся организацию, которая самостоятельно и непрерывно изменяется через постоянное обучение и самообучение персонала.

Карантин, вызванный пандемией Covid-19, резко повысил ценность корпоративного и удаленного образования — сотрудникам стало особенно актуально обучаться и прокачивать свои скиллы в новой реальности. Тем не менее, в России корпоративное обучение все еще остается новым трендом: для многих компаний его ценность не очевидна. В материале разбираемся, что может дать бизнесу корпоративное образование, и как его можно самостоятельно организовать внутри компании.

Корпоративное обучение как фактор успеха

Компании конкурируют на рынке труда в борьбе за таланты — сильные специалисты дают бизнесу мощный потенциал для развития и позволяют получать ему конкурентное преимущество. Сами соискатели выбирая работодателя, руководствуются многими критериями, но возможность обучаться внутри компании — один из критичных факторов.

Бизнес и организации, формирующие программы корпоративного обучения, отходят от парадигмы событийного обучения ради самого процесса. На смену ему приходят системные решения в философии continuous learning и создания устойчивой среды развития. Люди мотивированы к постоянному образованию, так как понимают, что их стоимость на рынке труда зависит от того, каким пулом скиллов они владеют, и как могут их применять для достижения поставленных целей.

Понимая потребности рынка, корпоративные университеты сегодня меняют свою привычную роль организатора потокового обучения и переходят к персонализированным программам образования с учетом потребностей каждого сотрудника. Корпоративным университетам нужно учиться помогать сотрудникам оценивать свои soft и hard skills и формировать понимание, куда их развивать. Обеспечивать понимание ресурсов и времени, которые надо затратить на достижение планируемого результата.

Корпоративный университет перестает быть просто создателем контента, а становится исследователем, который будет находить лучшие практики и помогать каждому сотруднику выстраивать индивидуальные траектории развития.

Самообучающаяся организация — новый подход к корпоративному образованию

Одним из важнейших результатов обучения в компании является рост результативности и эффективности сотрудников. Высокая степень приоритетности развития коллектива обусловлена угрозой отставания от современного динамичного рынка. Тренды и технологии сегодня меняются очень быстро, поэтому и кадры должны обучаться «на лету» и владеть актуальным инструментарием, чтобы вся компания не проиграла в конкурентной борьбе.

Потребность бизнеса в постоянном развитии всех сотрудников стимулирует его превращение в самообучающуюся компанию. Самообучающаяся организация —  это организация, которая создает, приобретает, сохраняет и передает знания; это компания, которая способствует развитию своих сотрудников и постоянно трансформируется.

Развитие самообучающейся организации позволяет экономить ресурсы, получая материал для развития компетенций сотрудников извне. Итогом такого образовательного процесса является повышение качества продукта, повышение клиентоориентированности и вовлеченности сотрудников в процессы компании, а также управление изменениями, которые приведут к росту прибыли.

Как построить систему корпоративного обучения

На Курском электроаппаратном заводе корпоративный университет был сформирован в рамках общей стратегии развития HR. Конечной целью системы корпоративного обучения являлось создание самообучающейся организации.

Перед тем, как мы запустили корпоративное обучение на КЭАЗ, предварительно проанализировали бизнес-потребности предприятия, определили основные векторы развития и разработали соответствующие программы обучения.

Начали создавать университет с управленческой мастерской. В нее пригласили ключевых сотрудников, у которых был потенциал для вхождения в кадровый резерв руководящего состава компании. Для этого провели всеобщую аттестацию, в ходе которой выявили кандидатов для будущих наставников и внутренних тренеров.

Разработали для мастерской образовательные блоки, которые позже стали основой для образовательных направлений университета «Личная эффективность», «Финансовая грамотность» и других.   

В компании реализуется главный принцип самообучающейся организации — каждый сотрудник, прошедший внешнее обучение, обязательно должен поделиться полученными знаниями с коллегами, и передать опыт внутри своего подразделения или завода.

Все обучение проходит под запрос конкретных проектов. Например, необходимо освоить новое оборудование, прокачать бизнес-скиллы или управленческие навыки. Специалисты корпоративного университета запрашивают у руководителей подразделений компетенции, которые нужно развить у сотрудников и под них составляют образовательные программы. За год на заводе успевает пройти обучение до 400 сотрудников.

Обучение на заводе смешанное, проводится как внутренними, так и внешними экспертами. Одна из целей самообучающейся организации — максимально сократить внешнее обучение и наладить передачу знаний внутри коллектива, мотивировать его к самообразованию. За 4 года, с 2016, долю внешних экспертов, привлекаемых для обучения, удалось снизить с 70% до 30%.

В компании внедрен инсорсинг — процесс, предусматривающий временный обмен подразделений сотрудниками. Он позволяет специалистам познакомиться с обязанностями и функционалом коллег, перенять опыт и повысить свой профессиональный уровень.

Очень важно выбрать правильные инструменты для создания культуры самообразования в компании и повышения интереса сотрудников к обучению. Мы использовали регулярные митапы и внутреннюю рассылку, которые помогали актуализировать запросы сотрудников и синхронизировать их ожидания от обучения в компании.  

Специалистам HR-службы КЭАЗ удалось привить культуру постоянного самообучения среди сотрудников: регулярно от них поступает большое количество запросов на образовательные курсы. А подавляющее большинство работников — 80% готовы делиться своими знаниями с коллегами.

На корпоративное обучение КЭАЗ тратит до 45% от общего HR-бюджета. Эти затраты многократно окупаются при выводе новой продукции на рынок и повышении объемов продаж, и как следствие ежегодном увеличении прибыли компании.  

Для того, чтобы построение самообучающейся организации стало возможным, необходимо соблюдение двух главных условий. Первое — моделью поведения такой компании должно стать life long learning «обучение длиною в жизнь» — бизнес-среда развивается, а сотрудники постоянно учатся решать новые задачи, генерируемые этой средой. Второе — самообучающаяся организация может возникнуть только там, где есть мотивированные и желающие обучаться сотрудники. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Полное и всеобщее обучение ! Отличный посыл ! Если наша цель коммунизм. Но, если наша цель - высокоэффективное капиталистическое производство, этот подход не совсем эффективен. Предложение автору. Дайте цифры вашего управленческого анализа, чтобы стала понятной эффективность вложения средств в корпоративное обучение !

Партнер, Красноярск
Александр Сейнов пишет:

Полное и всеобщее обучение ! Отличный посыл ! Если наша цель коммунизм. Но, если наша цель - высокоэффективное капиталистическое производство, этот подход не совсем эффективен

Даже при капитализьме, который уже практически "фсё", был смысл поучиться. Ну или деградировать в крепкую феодальную мастерскую.

Начальник участка, Волгоград

Сотрудники обучаются в рамках рабочего времени или в рамках времени личного необходимого для востановления и воспроизводства? 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

научить нельзя, можно только научиться.

обучением должны заниматься грамотные руководители на местах, а не служба HR

Менеджер, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:

Сотрудники обучаются в рамках рабочего времени или в рамках времени личного необходимого для востановления и воспроизводства? 

в рамках рабочего. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.