Обучение сотрудников – так ли оно нужно компаниям?

Сегодня квалифицированные, правильно обученные и хорошо знающие свое дело сотрудники являются основным ресурсом компаний, которые осуществляют свою деятельность в условиях серьезной конкуренции на рынке.

Тем не менее существует отрасль, в которой знания и умения работников значат для успешной деятельности компании гораздо больше. Для сотрудников компаний, работающих в области промышленной безопасности опасных производственных объектов важно уметь предотвратить возникающие угрозы, ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций на опасных объектах заказчиков, а также эффективно управлять высокотехнологичным и потенциально опасным бизнесом компании.

Для начала отмечу, что сама необходимость обучения и постоянного повышения квалификации сотрудников обусловлена государственными нормативными требованиями к квалификации персонала. Документы, которые выдаются после обучения, являются допуском к выполнению работы того или иного работника.

При этом, и для сотрудника, и для компании стимул очевиден. С одной стороны компании должны быть заинтересованы в том, чтобы квалификация работника отвечала обязательным требованиям законодательства и заказчиков работ. А с другой стороны, работник, прошедший обучение за счет работодателя, получает гарантии сохранения рабочего места, а ряд сотрудников может даже рассчитывать на повышение заработной платы.

Если говорить о нашей компании, то постоянно изменяющиеся законодательные нормы и стандарты обязывают руководство уделять особое внимание внедрению информационных, технических и технологических новаций в работу.

Обучение в любых компаниях должно быть четко структурировано, при этом структура должна быть понятна для всех менеджеров, чтобы человек знал, к чему ему готовиться, и самое главное – чего он может добиться внутри организации.

Корпоративный университет – необходим ли?

С помощью корпоративного обучения развитие сотрудников ставится на постоянную основу – а это необходимо, если организация не хочет потерять темп, отстав от постоянно происходящих технологических и экономических изменений.

Такое обучение проводится по замыслу самой компании, а это значит, что оно будет соответствовать ее миссии, видению и стратегическим целям развития. Основными целями корпоративного обучения являются:

  • развитие необходимых организации компетенций;
  • внедрение организационных изменений;
  • поддержание конкурентоспособности компании;
  • подбор и удержание ценных сотрудников;
  • развитие корпоративной культуры и трансляция ценностей компании персоналу;
  • работа над созданием благоприятного психологического климата внутри организации.

Наличие корпоративного университета обязательно для крупных компаний, которые хотят, чтобы их сотрудники правильно понимали свои задачи, а также, чтобы их деятельность соответствовала целям и стратегическим планам организации.

При этом важно отметить, что задачи корпоративного университета носят более глобальный характер, нежели задачи обычного обучающего подразделения компании: он обеспечивает единое, согласованное, подчиненное стратегическим целям обучение для всех сотрудников компании, которым оно необходимо в соответствии с этими целями, независимо от того, в каком структурном подразделении компании они работают.

В нашей компании роль корпоративного университета выполняет специальный учебно-методический центр. Во время обучения мы выявляем те конкретные знания, умения и компетенции, которые понадобятся работникам для достижения стоящих перед компанией задач и целей.

Помимо этого, мы уделяем особое внимание укреплению партнерских отношений с внешними организациями, которые могут проводить дополнительные курсы, мастер-классы и лекции.

Мы понимаем, что главное, что требуется от компании – это задать правильный вектор для обучения сотрудников, а затем следить, чтобы процесс постоянно дополнялся полезным опытом других специалистов извне. Такой подход будет способствовать появлению новых интересных идей у самих сотрудников, которые они затем привнесут в рабочий процесс.

«Воспитание» новичков методом наставничества

Особенностью нынешней ситуации в мире бизнеса можно назвать серьезные сложности с подбором профессионального персонала. Найти готового специалиста, который сможет моментально приступить к работе, почти невозможно.

Наставничество, как метод обучения персонала, позволяет практически воспитывать кадры с необходимыми для компании знаниями, навыками и умениями актуальными для каждой компании.

Например, в соответствие с требованиями к уровню квалификации спасателей в нашей компании на постоянной основе под руководством начальников аварийно-спасательных формирований проводится профессиональная подготовка, сочетающая в себе как теоретическую, так и практическую подготовку специалистов.

Наставниками здесь выступают наиболее опытные спасатели, как правило первого и второго классов, которые передают молодым спасателям свой опыт участия в аварийно-спасательных операциях по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, навыки в оказании первой помощи пострадавшим, практическому использованию специального снаряжения, технических средств и оборудования.

Помимо этого, особое значение имеет морально-психологическая подготовка человека. Наставники на своем примере показывают, как правильно работать в команде, в составе отделения и отряда.

В любых корпоративных университетах встречаются сотрудники, которые воспринимают обучение, как обязательство, и поэтому учатся «для галочки». Но, зачастую учиться «для галочки» для сотрудника, в конечном счете, означает потерять свой статус в компании, поскольку на сегодняшний день требования и профессиональные стандарты довольно высокие. В связи с этой проблемой для компании встает важный вопрос – как мотивировать сотрудника учиться не «для галочки» – и здесь уже должны существовать моральные и материальные стимулы.

Так, например, в нашей компании перед началом обучения каждый работник подписывает ученический договор, в соответствии с которым он обязуется вернуть затраченные на его подготовку средства в случае если он, получив неудовлетворительные оценки, не подтвердил свой статус или класс.

Помимо этого, говоря об обучении спасателей, которые работают всегда в условиях чрезвычайных ситуаций, мы стараемся всегда отмечать успехи тех, кто прошел испытания в командной работе, закончил курсы обязательного обучения и, по результатам аттестации, повысил свою классность. Таких сотрудников должно ожидать заслуженное вознаграждение в виде повышения заработной платы, что является, по нашему мнению, лучшим мотивирующим фактором.

В заключение хотелось бы сказать о том, что большинство компаний часто могут забывать истинные цели обучения, и в целом, не понимают какие затраты – временные и денежные – требует организация обучения внутри компании.

Этот процесс является весьма затратным и часто связан со значительным отрывом работников от производства. Обучение должно приносить ощутимые результаты для роста и расширения бизнеса компании. Кроме того, оно должно быть направлено на выполнение государственных нормативных требований к уровню квалификации работников.

Таким образом, стимулироваться должно только то обучение, которое является необходимым для того, чтобы компания в своей деятельности соответствовала всем требованиям в части подготовки персонала, а также квалификация персонала по итогам обучения способствовала бы росту финансово-экономических показателей организации.

Обучение, которое не соответствует этим критериям, должно проводиться работниками за свой счет и в свободное от работы время.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Статья была бы хорошей, если бы её содержание строго соответствовало целевой аудитории.

В статье указано, что целевая аудитория статьи – это персонал предприятий, квалификация которого должна соответствовать нормативным требованиям, установленным законодательно. Причем, эти требования должны быть подтверждены документом об успешном соответствующем обучении. А сам документ является допуском к выполнению соответствующих работ.

Но, автора «занесло» в «чужие огороды»:

  • раздел «Корпоративный университет – необходим ли?»;
  • раздел ««Воспитание» новичков методом наставничества».

Опыт прошлых времён показывает, что «корпоративные университеты» (в виде собственных «втузов» или в виде дружественных «базовых вузов») доступны только крупным предприятиям. Количество предприятий-«собственников» «втузов» было очень небольшим. Количество предприятий, друживших с «базовыми вузами», было больше; но, не массовое количество. А вот количество предприятий, имевших свои ПТУ и дружественные ПТУ, было массовым.

В результате необоснованных претензий на университетский уровень обучения, автор допустил (мягко говоря) следующие сомнительные утверждения:

  • Во время обучения мы выявляем те конкретные знания, умения и компетенции, которые понадобятся работникам для достижения стоящих перед компанией задач и целей.
  • Мы понимаем, что главное, что требуется от компании – это задать правильный вектор для обучения сотрудников, а затем следить, чтобы процесс постоянно дополнялся полезным опытом других специалистов извне. Такой подход будет способствовать появлению новых интересных идей у самих сотрудников, которые они затем привнесут в рабочий процесс.

Но, чтобы преподаватели могли:

  • выявлять «те конкретные знания, умения и компетенции, которые понадобятся работникам для достижения стоящих перед компанией задач и целей»;
  • задавать «правильный вектор для обучения …»

они должны работать в компаниях ведущими специалистами и техническими руководителями.

Так же необоснованно утверждение, что у прошедших обучение появятся новые интересные идеи, «которые они затем привнесут в рабочий процесс».

Зря автор затронул и наставничество. Об оном он пишет так:

  • Наставниками здесь выступают наиболее опытные спасатели, как правило первого и второго классов, которые передают молодым спасателям свой опыт участия в аварийно-спасательных операциях по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, навыки в оказании первой помощи пострадавшим, практическому использованию специального снаряжения, технических средств и оборудования.

В вышеприведенной цитате описана преподавательская работа опытных специалистов. Но, преподаватель работает с «массами». А наставники передают подопечным свои знания-опыт в индивидуальном порядке, в процессе реальных работ.

Таким образом, статья будет хорошей, если убрать из неё вышеупомянутые посягательства на чужие «огороды».

Консультант, Москва

В статье приводится пример одной из форм корпоративного обучения, которая, по всей видимости, соответствует специфике конкретного производства (повеяло армейской дисциплиной).

Но производства бывают разные, и формы корпоративного обучения – тоже. В том числе, отвечающие на три вопроса, которые были заданы в начале статьи:

1. Могут ли компании обойтись без дополнительных трат на обучение сотрудников?

2. Нужен ли компаниям корпоративный университет?

3. Как мотивировать менеджеров учиться?

В данном случае вопросы повисли в воздухе. На самом деле, статья нисколько от этого не пострадала, в ней просто рассказывается про другое. Но зачем тогда вопросы?

И заголовок, кстати, был более обещающим («Обучение сотрудников - так ли оно нужно компаниям?»). Но автор даже не рассуждал по этому поводу – конечно, нужно, вот оно, во всех подробностях, и на него, обучение, не надо жалеть денег (т.е. на вопрос №1 автор, не отвечая, говорит «НЕТ»).

Консультант, Москва

Упоминание про корп университеты в таком контексте мне кажется лишним. Хорошие корп университеты – это не «ВТУЗы, ПТУ» и не учебные центры для прокачки функциональных компетенций. В хорошем исполнении – это система управления организацией, глубоко интегрированная в ее бизнес. Руководителями корп университетов обычно являются первые лица компаний. В корп университете «учится» вся организация, или, другими словами, организация работает как корп университет.

Нужен ли компании корп университет? Вполне вероятно, что нет. Там, где было нужно, они уже созданы, а сейчас разукрупняются, упраздняются и прочее – современный бизнес и новые технологии предлагают другие решения, «дисперсные», рассредоточенные внутри бизнеса и бизнес-процессов (см. например, книгу «Обучение в бизнесе. Кто кому Пигмалион. https://www.e-xecutive.ru/books/3723-obuchenie-v-biznese-kto-komu-pigmalion )

Консультант, Москва

С автором статьи хотелось категорически не согласиться по поводу цитаты: «Во время обучения мы выявляем те конкретные знания, умения и компетенции, которые понадобятся работникам для достижения стоящих перед компанией задач и целей». На самом деле, это телега впереди лошади – откуда тогда эти знания, умения и пр. у сотрудников взялись? И если они уже существуют, то зачем тогда учить сотрудников? А функция учебного центра – выявлять? Но, во-первых, В.И.Зонзов меня опередил и уже прокомментировал эту цитату; а, во-вторых, скорее всего, автора просто формулировка подвела, а мы цепляемся.

Но нельзя не согласиться с автором в том, что обучение должно способствовать «…росту финансово-экономических показателей организации. Обучение, которое не соответствует этим критериям, должно проводиться работниками за свой счет и в свободное от работы время». Может, другими словами, но близко по сути.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Обучение - она из важнейших задач любого предприятия. Тем более, с учетом таких изменений, которые происходят во всех отраслях. Сейчас проблема не в том, кого и как учить, а в том, кто будет учить.

Учить будущему, а не настоящему и тем более не прошлому.

Менеджер по обучению персонала, Москва

О, спасатели! Диплом писал на спасателях. Но обратил внимание на другое.
Не побоюсь навлечь на себя гнев редактуры ресурса, и в очередной раз заметить, что название статьи не соответствует тексту. И что то мне подсказывает, что это название не автора (могу конечно ошибаться). Наверно то, что и мои статьи переименовывались. С какой целью - не буду гадать. Только вот название - это фактически тезис, который потом доказывается или опровергается текстом статьи. По крайней мере так пишу я. И вот я вижу тезис: "нужно ли компаниям обучение?", сформулированный как вопрос. Посмотрим-посмотрим, говорю себе, ибо тема мне близкая, открываю... хм...

Адм. директор, Санкт-Петербург
Любовь Гвоздилина пишет:
И заголовок, кстати, был более обещающим («Обучение сотрудников - так ли оно нужно компаниям?»)

Да, диссонанс между заголовком и наполнением я тоже ощутил...

Прежде всего многим компаниям на российском пространстве тяжело определиться- на сколько лет вперёд разумно "заглядывать", инвестируя в самих себя, ибо нестабильность политическая (неизвестно - с кем ещё поссоримся) и глупость макроэкономическая (всё на рывок рассчитываем, хотя фундамент сгнил, и средняя промышленность работает с надрывом) не позволяет быть уверенным, что вложения в сотрудников, которые МОГУТ окупиться через 5-8 лет, разумны и эффективны. К тому же "рынок труда" считается пока что бездонным и наполненным квалифицированными кадрами, которых можно просто переманить!

В существующем сегодня "шестилетнем цикле" от выборов до выборов - обучать за свой счёт сотрудников рискованно

Генеральный директор, Москва

Не знаю, что тут все ополчились против автора. Лично мне лет 15 назад пришлось столкнуться с примерно подобным подходом компании к подготовке своих сотрудников.

После успешного прохождения собеседований на должность Ком.директора филиала крупной федеральной компании, мне было озвучено, что мне нужно будет в течении 2-х (оплачиваемых) недель пройти обучение в их учебном центре. И по итогам прохождения обучения, будет принято окончательное решение о назначении меня на должность.

Приехав на учебу, я был немного удивлен, что обучение проводилось совместно для всех нанимаемых сотрудников, вне зависимости от их должности.

И должен был признать, опыт получился очень интересным. А т.к. нам приходилось в процессе обучения сдавать зачеты, то это был очень мощный стимул. Не мог же я будучи Комдиром, ударить лицом в грязь и оказаться хуже своего возможного будущего подчиненного! Приходилось учиться и держать себя на уровне.

Анализируя потом этот учебный процесс, я понял, что руководство компании идя на затраты в виде оплаты 2-х недель, убивало сразу нескольких зайцев:

  • Обучало сотрудников техническим нюансам своего оборудования
  • Обучало сотрудников корпоративной этике и регламентам.

и параллельно:

  • Наблюдало, как сотрудник усваивает эту информацию.
  • Наблюдало, как сотрудник ведет себя в напряженной ситуации сдачи зачетов.
  • Наблюдало за поведением сотрудника в новом коллективе, за его умением налаживать контакты внутри коллектива, выстраивание его авторитета.

На основании результатов сдачи зачетов и изучения психологического портрета кандидата, происходил отсев. Успешно прошедшие это горнило получали работу и отправлялись по подразделениям. Завалившие зачет - отправлялись домой. Без обид (т.к. все все сами видели и понимали), с деньгами за 2 недели + полученными за 2 недели знаниями, которые возможно им помогали найти работу в не столь требовательных компаниях.

В период работы в этой компании, мне также приходилось посещать обучающие семинары в головной компании. Но там уже не было такого экстрима со сдачей зачетов.

Так что подобный алгоритм обучения, вполне жизнеспособен.

Управляющий директор, Москва
Александр Жириков пишет:
Сейчас проблема не в том, кого и как учить, а в том, кто будет учить.

Согласен полностью.

И вслед мой вопрос. Компания оплатила обучение сотрудника для допуска его к работе. Но через какое-то время другая организация переманивает обученного специалиста. В документе о прохождении обучения/подготовке указаны ФИО работника. Так кому же сама бумага принадлежит? Подарок конкурентам?

Генеральный директор, Москва
Александр Воротовов пишет:
Александр Жириков пишет:
Сейчас проблема не в том, кого и как учить, а в том, кто будет учить.

Согласен полностью.

И вслед мой вопрос. Компания оплатила обучение сотрудника для допуска его к работе. Но через какое-то время другая организация переманивает обученного специалиста. В документе о прохождении обучения/подготовке указаны ФИО работника. Так кому же сама бумага принадлежит? Подарок конкурентам?

Дочери моего одноклассника, живущего в США, компания в которой она работает оплатила ее обучение MBA. Правда не знаю сопровождалось ли это какими-то условиями.

Сыну подруги моей жены, живущей в Лондоне, обучение в вузе оплачивала его компания. Когда он перешел работать в другую компанию, первая компания оплачивать учебу перестала, а вторая оплачивать учебу не стала, но стала оплачивать ему те 2 дня, что он проводил на учебе.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.