Как мы побороли нежелание коллектива учиться

Не раз сталкивалась с проблемой «Не хочу учиться» в разных компаниях. А услышав такую фразу от сотрудников своей компании несколько лет назад, решила действовать незамедлительно.

Для начала постаралась вместе с коллегами разобраться в причинах этого нехотения. Ведь когда кандидаты приходят устраиваться на работу или сотрудники переходят в другие отделы компании или идут на повышение, все в один голос твердят, что им важно узнавать что-то новое, постоянно учиться, развиваться. Так почему же в ответ на наше предложение о тренингах они не радостно на них бегут, а высказывают категоричное «нет»?

Итак, какие отговорки мы услышали:

  • Зачем? Мы и так все знаем!
  • Работы много, нет смысла время терять.
  • Тренинг? И оценивать нас будут?! Нет, не хотим.
  • В свои выходные учиться?! Нет!
  • Опять экзамены сдавать?!
  • Скучно!

Проанализировав все эти отговорки, мы попытались понять истинные причины нежелания части наших сотрудников участвовать в тренингах. И вот что получили:

  • Нет культуры тренингов в компании.
  • Сотрудникам не озвучены цели и задачи тренингов.
  • Сотрудники не в курсе темы тренингов.
  • Сотрудники не в курсе способов подачи информации на тренингах.
  • Сотрудники не в курсе условий проведения тренингов – рабочие дни или выходные.

Что сделали, чтобы мотивировать к обучению

  • Провели общее собрание + собрания/встречи в каждом отделе для разъяснения вопросов по тренингам: зачем нужны, цели и задачи, темы, способы проведения, что хотим получить, как будем пользоваться результатами.
  • Выслали мотивирующие письма.
  • Ввели в практику активное участие в тренингах руководителей различных подразделений, как своих, так и смежных.
  • Начали приглашать на различные тренинги топ-менеджмент компании сказать напутственное слово.
  • Разработали план тренингов для сотрудников с датами посещения этих мероприятий на выбор.
  • Сократили продолжительность тренингов. Например, один тренинговый день разбили на 2 дня по 4 часа каждый. И появилась возможность направлять сотрудников на тренинги в их рабочие часы, а не в выходные дни.
  • Ввели в тренинги больше практических кейсов – реальные телефонные разговоры «клиент-сотрудник», сюжеты из фильмов – и интересных упражнений.
  • Ввели в компании культуру тренингов. Главное – постоянное проведение тренингов, чтобы сотрудники к этому привыкли и воспринимали это как часть рабочего процесса.
  • Организовали посттренинговую работу с сотрудниками для закрепления результатов и получения обратной связи.
  • Начали освещать все проведенные тренинги на корпоративном портале – рассказываем, что было интересного на тренинге, выкладываем фотографии, делимся веселыми моментами и смешными сценками с тренингов.

Какие результаты получили

  • Сотрудники сами начали интересоваться тренингами – особенно новыми.
  • Сотрудники высказывают предложения для создания тех или иных тренингов по темам, которые их тревожат или им интересны.
  • Сотрудники ждут тренингов, чтобы пообщаться между собой, поиграть, обсудить и решить проблемы в неформальной обстановке.
  • Сотрудники желают участвовать в тренингах, чтобы потом увидеть свою фотографию на корпоративном портале.

Что можно сделать еще для улучшения ситуации

  • Создание корпоративной электронной библиотеки с материалами по тренингам.
  • Возможность самостоятельной записи на тренинги по выбору и желанию.
  • Привлечение к проведению тренингов самих сотрудников – кому есть что рассказать; кто может поделиться собственным успешным опытом. Замечено, что это очень их мотивирует и повышает самооценку.
  • Организация дистанционного обучения. В связи с уходом на удаленную работу сотрудников из-за распространения коронавируса мы начали практиковать такие тренинги и вебинары. Обратная связь от сотрудников самая положительная. Об этом варианте обучения я бы хотела рассказать подробнее.

Дистанционное обучение

Предлагаю рассмотреть следующие моменты: плюсы, особенности подготовки и проведения, минусы, выгода.

Начнем с приятного – с плюсов

  • Доступность – ваш тренер работает территориально в офисе в Москве, сотрудники трудятся дома удаленно или находятся в другом городе. Или все взаимодействуют с домашних компьютеров и ноутбуков. Тут совершенно никаких преград!
  • Технологичность – возможность использовать в тренингах и семинарах все новейшие наработки: от демонстрации презентаций до выполнения интерактивных упражнений.
  • Мобильность – мгновенный обмен обратной связью между обучающим и обучаемыми.
  • Комфорт – нет препятствий для выражения своих мыслей, проще побороть свою стеснительность и освободиться от зажимов, которые порой мешают при нахождении в аудитории с большим количеством участников.
  • Креатив и творчество – возможность для участников тренинга самовыражаться намного больше, чем при традиционном обучении.

Подготовка

Чтобы не обмануться в своих ожиданиях от тренинга и не разочаровать его участников, необходимо к проведению дистанционного обучения тщательно готовиться.

  • Состав. Важное правило – участников не должно быть много, иначе тренинг превратится в балаган! Комфортное количество – 3-5 человек, не более.
  • Проверка. Накануне тренинга, если тренинг в 10 утра, то делаем это днем или вечером предыдущего дня, проверяем технические условия – тестируем подключение к трансляции с группой участников, проверяем наличие аудио и видеосвязи, качество связи.
  • Помощь. Желательно заранее ознакомить участников с темой и кратким содержанием тренинга. Это поможет плавно всем влиться в процесс обучения и сэкономит время.
  • Время. Нужно особенно ценить. Ведь при удаленном обучении участники тратят больше энергии и сил, к тому же утомляемость от монитора появляется быстрее, чем в аудитории с «живым» тренером. Важно заранее рассчитать продолжительность обучения и помнить, что дистационка – это не то же самое, что традиционный процесс обучения. Если проводите обучение с сотрудниками весь рабочий день, не забывайте чаще делать перерывы и включайте в процесс больше развлекательных упражнений для расслабления и переключения внимания сотрудников. Я советую тратить на такие тренинги не целый рабочий день, а 4-5 часов максимум.
  • Правила. Заранее до тренинга или в начале тренинга огласите для участников правила, которые нужно неукоснительно соблюдать. Иначе проведение обучения окажется под угрозой. Самое главное правило – договоритесь о том, в каком порядке и очередности каждый будет говорить. Например, при выполнении упражнений, когда от каждого участника требуется произнести что-то вслух, тренер заранее должен придумать систему коммуникации: если хочешь ответить, сообщи об этом в чат или, другой вариант, пришли в общий чат какой-то сигнал – например, определенный смайлик. Такая схема позволит не превратить тренинг в хаос, позволит всем высказаться, быть услышанными и получить обратную связь от других участников.

Минусы

С какими минусами тренер и компания могут столкнуться при проведении дистанционного обучения? Их немного, но сказать о них все равно нужно.

  • Отсутствие очного общения. Оно может негативно повлиять на восприятие участниками тренинга, так как они не видят рядом того, кто может эмоционально окрасить знания.
  • Самодисциплина каждого сотрудника. Важно уметь не отвлекаться на происходящее вокруг, особенно, на просторах интернета. Необходимо сфокусироваться на самом процессе обучения.
  • Практика. Дистанционно можно разбирать звонки, ролики, отрывки из фильмов, впрочем, практических заданий, которые можно выполнить в аудитории вместе с коллегами, может не хватать.
  • Отсутствие контроля. Пересекается с самодисциплиной.

Если использовать дистанционное обучение в качестве дополнительного, то эти минусы не так страшны.

Подводим итоги

Закончить хотелось бы на позитивной ноте. Выгода дистанционного обучения очевидна, если использовать его не на постоянной основе, а в дополнение к традиционному обучению или в ситуациях форс-мажора. К ним можно отнести: удаленную работа тренера или сотрудников по причине болезни, пандемии; отсутствие переговорных для обучения, территориальная удаленность сотрудников, проведение срочных и важных внеплановых семинаров.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер по персоналу, Сербия

Спасибо за статью! Все знакомо :)

Вопрос к причинам, почему сотрудники не хотят участвовать в тренингах.

Не было ли у вас ответа от коллег: "Не хватает времени на тренинг, так как много рабочих задач"? Часто это одна из основных причин, увы. На тренинг хочется,  но задачки никто не отменял. Спасти могут, кстати, записи с вебинаров.

По вашему опыту: вы проводите обучение в рабочее время или в выходной? И если второе, как мотивируете?

Генеральный директор, Екатеринбург

Какие результаты получили

  • Сотрудники сами начали интересоваться тренингами – особенно новыми.
  • Сотрудники высказывают предложения для создания тех или иных тренингов по темам, которые их тревожат или им интересны.
  • Сотрудники ждут тренингов, чтобы пообщаться между собой, поиграть, обсудить и решить проблемы в неформальной обстановке.
  • Сотрудники желают участвовать в тренингах, чтобы потом увидеть свою фотографию на корпоративном портале.

Я так понимаю, что результат от тренинга должен выражаться в %% добавленных к доходу компании.

Главный результат любого тренинга - увеличение прибыли!

Всё остальное баловство за счёт компании! Ну кто откажется в рабочее время потусоваться, поболтать с коллегами и потом увидеть своё фото на корпоративном портале, и ему за это ничего не будет?

Сергей Мамин +841 Сергей Мамин Адм. директор, Белгород
Валерий Меркулов пишет:
Главный результат любого тренинга - увеличение прибыли! Всё остальное баловство за счёт компании! Ну кто откажется в рабочее время потусоваться, поболтать с коллегами и потом увидеть своё фото на корпоративном портале, и ему за это ничего не будет?

Ситуация несколько сложнее. 

Компания это не просто машина по производству прибыли. И работают там не роботы. В любой компании есть своя социальная жизнь. И сотрудники проводят в ней треть своего времени.  Компания - живой организм. Хорошие собственники и менеджеры учитывают это. Они стараются разнообразить ее, сделать эту жизнь более интересной и радостной для ее участников.

И если они это делают хорошо, результат  - повышение лояльности сотрудников. Что уменьшает текучесть кадров, снижает желание персонала "насолить" собственникам и менеджерам, улучшает моральный климат в коллективе, желание трудиться. И т.д.

Вот соседняя тема: 

"Как провести онлайн-корпоратив: 9 интересных идей"
Нач. отдела, зам. руководителя, Литва
Валерий Меркулов пишет:
Ну кто откажется в рабочее время потусоваться, поболтать с коллегами

если потусоваться то не откажутся. Тут интересно как бы было с дистанционными тренингами. Такая же мотивациЯ? 

Генеральный директор, Екатеринбург
Сергей Мамин пишет:
Валерий Меркулов пишет:
Главный результат любого тренинга - увеличение прибыли! Всё остальное баловство за счёт компании! Ну кто откажется в рабочее время потусоваться, поболтать с коллегами и потом увидеть своё фото на корпоративном портале, и ему за это ничего не будет?

Ситуация несколько сложнее. 

Компания это не просто машина по производству прибыли. И работают там не роботы. В любой компании есть своя социальная жизнь. И сотрудники проводят в ней треть своего времени.  Компания - живой организм. Хорошие собственники и менеджеры учитывают это. Они стараются разнообразить ее, сделать эту жизнь более интересной и радостной для ее участников.

И если они это делают хорошо, результат  - повышение лояльности сотрудников. Что уменьшает текучесть кадров, снижает желание персонала "насолить" собственникам и менеджерам, улучшает моральный климат в коллективе, желание трудиться. И т.д.

Вот соседняя тема: 

"Как провести онлайн-корпоратив: 9 интересных идей"
 
Спору нет, что бОльшую часть жизни сотрудники проживают в офисе. Но, надо понимать, что сотрудники там для того, чтобы зарабатывать деньги компании, и потом себе.
Как говорится: "Делу время (всё рабочее) , а потехе час (внерабочего времени)".
 
Корпоративы и прочие развлечения хороши, когда они в меру.
А учёба, а тренинг именно для этого проводится - это работа.
 
И цель тренинга - повысить навыки, знания и умния для использования в практике, т.е. в работе для повышения прибыльности компании.
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Сергей Мамин пишет:
Хорошие собственники и менеджеры учитывают это. Они стараются разнообразить ее, сделать эту жизнь более интересной и радостной для ее участников. И если они это делают хорошо, результат  - повышение лояльности сотрудников.

И

Валерий Меркулов пишет:
И цель тренинга - повысить навыки, знания и умния для использования в практике, т.е. в работе для повышения прибыльности компании.

Это всё составляющие одного целого -- рабочего врепени/жизни в коллективе. Там должны быть и развлечения и обучение и усовершенствование навыков! 

Вопрос именно к сути и содержанию самого тренинга и к отношению к нему руководства, что они сами хотят и, на что они готовы?

А, так, это может быть и элементарная пьянка за городом, где коучинг бегают с коллективом и играют в бутылочку. И, интересный период в компании, проведённый в обществе компетентного и способного объяснить эти вещи человека. 

Сергей Мамин +841 Сергей Мамин Адм. директор, Белгород

Нужен баланс между "выжиманием пота" и развлечениями в общежитии.

Любая крайность неуместна в данном случае.

Поэтому фразу: "Главный результат любого тренинга - увеличение прибыли!

Всё остальное баловство за счёт компании! ",

воспринимаю с осторожностью. В долговременной перспективе -  да.

Но планировать развлечения и создавать в компании обстановку дружелюбия и поддержки тоже нужно

Генеральный директор, Бийск

Проанализировали отговорки. И что? Все они оказались связаны с позицией топ-менеджмента, начиная с "нет культуры ...". Так и задайте топам вопросы:

Устраивает их уровень квалификации сотрудников?

Понимают они, что тренинги подтянут уровень квалификации?

Готовы они сделать тренинги условием подтверждения квалификации?

Есть виды деятельности, где периодические тренинги обязательная процедура. Тренинги проводятся не ради того, чтобы "пообщаться между собой, поиграть, обсудить и решить проблемы в неформальной обстановке", а ради того, чтобы уменьшить риски негативных последствий.

Корпоративные аниматоры?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Если бы можно было научить учиться тех, кому это не нужно или тех, кто учиться не хочет - уже в школе все бы становились отличниками.

это миф.....

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Хорошая тема и интересный практический пример. Побольше бы таких!)

Проанализировав все эти отговорки, мы попытались понять истинные причины нежелания части наших сотрудников участвовать в тренингах. И вот что получили:

  • Нет культуры тренингов в компании.
  • Сотрудникам не озвучены цели и задачи тренингов.
  • Сотрудники не в курсе темы тренингов.
  • Сотрудники не в курсе способов подачи информации на тренингах.
  • Сотрудники не в курсе условий проведения тренингов – рабочие дни или выходные.

Есть, на мой взгляд, еще одна глубинная причина пассивности или негатива. Сотрудники не верят в результативность тренингов. Не сформированна ценность обучения. Если нет доказательств, то нет и стремления тратить время на такие занятия.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.