Как создать отдел дистанционного обучения в компании

Дистанционное обучение (E-learning) используют практически все крупнейшие компании мира. Среди них Honeywell, Johnson&Johnson, Sony, Adidas, MW-Light. При этом, согласно исследованию Brandon Hall Group, 42% из них планировали в 2018 году увеличить бюджет на внедрение и поддержку дистанционного обучения. Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, – и это консервативный прогноз.

Безусловный лидер по онлайн-образованию – США. Там дистанционное обучение применяют уже несколько десятков лет. Российские компании тоже оценили преимущества eLearning. По данным «Высшей школы экономики», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране уже составляет 3 млрд рублей.

«Дистанционное обучение дает бизнесу несколько преимуществ. Во-первых, сокращает расходы на обучение. Например, на оплату перелетов и гостиниц для тренеров. Во-вторых, можно на одном уровне поддерживать знания большого количества сотрудников, как центрального офиса, так и филиалов. В-третьих, можно ускорить обучение персонала новым продуктам компании: доступ к онлайн-курсам открыт в любое время», – рассказывает Юрий Усков, основатель компании iSpring, специализирующейся на продуктах для дистанционного обучения.

По его словам, охотнее всего в онлайн вкладываются банки и торговые компании с развитой сетью филиалов и тысячью сотрудников по России. Управлять дистанционным обучением в компании может один человек, главное правильно подобрать инструменты для работы.

Какие инструменты нужны для запуска дистанционного обучения?

Для запуска E-learning нужно два инструмента: редактор электронных курсов и система дистанционного обучения (СДО).

В редакторе создают учебный контент: курсы, тесты, видеоуроки, интерактивные игры. «Сейчас есть такие редакторы, которые интегрируются в PowerPoint. Вы создаете курс, как презентацию. Дополнительно изучать интерфейс программы не придется», – рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов. В его компании уже больше года тренируют в онлайне менеджеры по продажам.

Система дистанционного обучения – это виртуальный класс, в котором сотрудникам можно назначить учебный материал и в режиме реального времени следить за их успеваемостью по отчетам. И неважно, где ученики находятся физически: на работе, дома или в отпуске.

Вот минимальный набор задач, которые помогает решать СДО:

  • База знаний. Электронные курсы, тесты, видеоуроки – весь контент находится в одном месте. В любой момент сотрудники могут зайти в СДО, изучить нужный курс.
  • Виртуальный наставник. В несколько кликов вы можете назначить курс конкретному сотруднику, отделу или филиалу. Они проходят электронный курс, будто учатся у наставника, только виртуального.
  • Результаты обучения. В СДО вы видите результаты обучения каждого сотрудника: сколько курсов прошли, какую оценку набрали за тест, на какие вопросы ответили неправильно.
  • Обмен идеями. Внутренний чат или форум – место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким темам еще нужны электронные курсы.

Системы дистанционного обучения делятся на два типа: коробочные и облачные. Коробочную СДО устанавливают на сервер компании. Проект потребует несколько месяцев на внедрение и постоянного контроля со стороны IT-специалистов. Плюс такого решения – все данные хранятся в вашей организации.

Для быстрого запуска дистанционного обучения больше подходит облачная СДО. По сути, это такой же веб-сервис, как Google Drive или Trello. Его не нужно скачивать, проверять совместимость и обновлять вручную. Чтобы начать обучение сотрудников, достаточно создать аккаунт.

К примеру, облачную СДО использует международный производитель декоративных светильников MW-Light . «Для компании, которая только осваивает дистанционное обучение и стоит на пороге проб и ошибок, покупать коробочную систему, а потом несколько месяцев устанавливать на сервер, нелогично – теряешь время и деньги», – считает руководитель отдела по дистанционному обучению MW-Light Лана Виноградова.

По ее словам, облачные системы не уступают по функционалу коробочной СДО. При этом управлять ею может один человек – HR-специалист или сотрудник отдела обучения. Приятный бонус такой системы – гибкие тарифы. К примеру, платить нужно лишь за тех, кто проходит обучение.

Сколько людей должно быть в составе eLearning-команды?

Задача отдела дистанционного обучения: создавать электронные курсы и следить за успеваемостью сотрудников. Состав E-learning-команды зависит от количества отделов и человек, которых нужно обучить. Чем шире охват, тем больше отдел дистанционного обучения.

1 человек – 4 онлайн-курса в месяц

Согласно опыту клиентов компании iSpring, дистанционное обучение лучше внедрять постепенно. К примеру, в Honeywell сперва начали тренировать удаленно один отдел, а после применили успешный опыт на всю компанию.

Как рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов, первым делом он загрузил на учебный портал каталоги продуктов, корпоративные инструкции, инструкции по применению. А потом оцифровал презентации продуктов компании и с помощью редактора сделал из них электронный курс. «Создавать курсы с нуля не пришлось. Достаточно было добавить к подборке слайдов видео и тест, чтобы начать обучение», — говорит Гапонов. Теперь в Honeywell обучают нового менеджера по продажам за три недели вместо восьми.

По словам Гапонова, управлять E-learning на старте может один человек. Что входит в его обязанности: разрабатывать электронные курсы, регистрировать пользователей на учебном портале, создавать отчеты по успеваемости сотрудников, отвечать на технические вопросы. При такой нагрузке в месяц компания будет получать по четыре качественных онлайн-курса.

3 человека – восемь онлайн-курсов в месяц

Если в компании нужно обучать три отдела, список задач увеличивается. Дополнительно понадобятся два разработчика, которые сосредоточатся на выпуске электронных курсов. Руководитель будет управлять проектом: координировать работу команды, назначать курсы, регистрировать пользователей в СДО. В месяц такая команда сможет выпускать по восемь онлайн-курсов.

Также можно взять в команду дизайнера, чтобы не заказывать у фрилансеров отрисовку логотипов, иконок и персонажей для курсов. А если компания международная – пригодится переводчик, чтобы адаптировать учебный контент под иностранных сотрудников. Так, к примеру, поступила компания MW-Light, которая работает в 36 странах. Электронные курсы по продажам и продукции здесь переводят на немецкий язык, чтобы тренировать продавцов из Германии.

«Мы уже больше года дистанционно обучаем менеджеров по продажам. И большая часть онлайн-курсов касается технических особенностей продуктов. В ассортименте у компании 300 коллекций светильников, в каждой – от 10 до 100 моделей. Причем за год линейка может обновиться на 35%», – рассказывает Лана Виноградова. По ее словам, компании удалось сократить стоимость обучения сотрудника с 3 900 до 179 рублей и при этом не потерять в качестве подготовки.

Где искать специалистов по дистанционному обучению?

Российские компании, как правило, используют один из двух сценариев: обучают штатных сотрудников или нанимают готовых специалистов со стороны.

Нанять готового специалиста

Эксперт хорошо разбирается в тонкостях дистанционного обучения, знает современные тренды, работает в нескольких редакторах электронных курсов. Он способен разрабатывать контент и администрировать учебный портал.

Недостатка два: профи стоит в полтора раза дороже внутреннего специалиста. Также новичку понадобится месяц-два на адаптацию в компании, знакомство с ее продуктами и правилами игры.

Обучить штатного бизнес-тренера

Бизнес-тренер хорошо знает специфику компании и, как правило, готов работать в новой должности за старую зарплату. «У нас были клиенты, которые заказывали курсы у сторонних агентств. Но никто лучше людей внутри самой компании не знает их бизнес. Курсы, разработанные самостоятельно, приносят намного больше пользы», – объясняет Юрий Усков.

Один нюанс: нужный результат бизнес-тренер выдаст не сразу. Его придется научить работать в СДО и редакторе курсов. Однако если правильно подобрать инструменты для eLearning, срок обучения не превысит месяца.

Поскольку выбор часто упирается в бюджет, сравним месячный гонорар профи и внутреннего сотрудника. Вот примерные цифры по Москве, составленные на основе данных tagline.ru – одного из ведущих рейтинговых агентств digital-рынка.

Разработчик курсов

Руководитель отдела дистанционного обучения

Специалисты со стороны

45-80 тысяч рублей

120 тысяч рублей для маленькой компании

250-300 тысяч рублей для средней компании

Штатные сотрудники

50-60 тысяч рублей

90-120 тысяч рублей


Кому должен подчиняться отдел дистанционного обучения?

Для HR и отдела маркетинга дистанционное обучение, как правило – дополнительная нагрузка, которая отвлекает от основных задач. В итоге E-learning не развивается.

Чаще всего новое направление берет под контроль отдел очного обучения. Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией. Так, например, поступила компания Honeywell. «Преимуществ несколько. Во-первых, отдел самостоятельно разрабатывает оформление для курсов, отталкиваясь от брендбука компании. HR и маркетинг лишь корректируют и направляют. Во-вторых, в финансовом плане вы ни от кого не зависите – у вас отдельный бюджет», – рассказывает Игорь Гапонов. По его словам, эта независимость дает eLearning-команде возможность работать с максимальной отдачей для бизнеса.

В Honeywell и MW-Light утверждают, что онлайн – не альтернатива очному обучению, а его дополнение. «Иногда мы используем eLearning для выравнивания знаний, иногда – для погружения в тему. К примеру, мы знаем, какой тренинг очно прошли сотрудники, и назначаем несколько электронных курсов для закрепления знаний. В некоторых случаях мы используем курсы перед тренингом: даем основные понятия, теорию. На очной встрече тренер уже не тратит время на методологию и фокусируется на практике», – делится опытом Лана Виноградова.

eLearning помогает ускорить обучение и развивать сотрудников непрерывно, чтобы они всегда работали на пике возможностей. Ведь бизнес – это люди. И чем мощнее команда, тем успешнее компания.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Подробно расписано, что покупать и как финансировать затратную часть этого направления.

Вскользь замечено, что сотрудники могут обучаться "на работе, вечером и в отпуске"...

Даже при дистанционной форме обучения требуется ПЛАНИРОВАНИЕ отвлечения сотрудников на дополнительное образование.

Слабое место (до сих пор) даже ВУЗов, практикующих эту форму обучения - отсутствие достаточной сопроводительной базы знаний/данных и методических материалов, а ВЕБинары хоть и предполагают интерактивность, но общене в них достаточно ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ!

я "ЗА" дистанционную форму обучения, но против её УПРОЩЕНИЯ и идеализации!

Кстати - при дистанционной форме обучения достаточно показательной бывает "очная" защита диплома - она выявляет все изъяны этой системы...

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Конечно, обучение относится к области естественного знания - мы же все ходим и считаем, что это естественно - не помня о том, насколько трудно было научиться ходить.

А ведь целая наука педагогика имеет предметной областью научение человека. Большая наука, трудная наука, наука, позволяющая избежать массы ошибок и неправильных действий, наука, позволяющая не прошибать лбом бестолку каменные стены, а воспользоваться готовыми и детально разработанными методиками обучения. В данном контексте - образования взрослых.

Вот где, в этой достаточно приличной статье, прозвучало хотя бы единственный раз волшебное слово "методика обучения"? Этого слова нет, оно же само по себе все складывается - ну и разваливается, естественно.

Желаете онлайн обучение - обращайтесь к специалистам для разработки методики обучения. Наполнение самого курса вторично по отношению к методике, причем сама методика не является универсальной, а подбирается под особенности обучающихся и самой области знания.

Кувшин можно наполнить водой, можно наполнить молоком - а вот бензином кувшин наполнять нельзя. Для бензина - канистра.

Следует разбираться в предмете и подбирать под бензин канистру, а под молоко - кувшин, а не выливать бензин из канистры, и радостно наливать молоко, а затем сильно удивляться результату.

Генеральный директор, Владивосток
Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией.

Это круто, это просто супер!!! Вот в жизни не видел не одной автономной структуры внутри компании (автономия - это значит никому не подчиняется). А тут раз - и на тебе....
PS А отдельный бюджет - это не признак автономии. Многие отделы имеют самостоятельные бюджеты, что никоим образом не значит, что у них нет руководства.

Российские компании, как правило, используют один из двух сценариев: обучают штатных сотрудников или нанимают готовых специалистов со стороны.

Умные компании, как правило используют третий сценарий: нанимают специалиста со стороны и приставляют к нему штатного сотрудника. А через три месяца внешний тренер увольняется



Партнер, Украина

Когда Вы говорим об обучении (то есть о дополнительном повышении уровня) сотрудников, нужно начинать с поиска ответов на главные вопросы:
- Зачем это нужно?
- Кого будет учить?
- Что есть результат такого обучения?
- Кто внутренний заказчик обучения?
- Как оценивать качество обучения?
Из ответов на эти вопросы выпадает понимание следующих:
- Чему учить?
- Как мотивировать сотрудников к прохождению обучения?
Вишенка на торте:
- Кому подчинить отдел дистанционного обучения и как оценивать его работу?
И только потом начинаются технические вопросы: какие программы использовать, кто этим будет заниматься.

Статья лихим маневром обходит все главные вопросы и сразу переходит в конец - к техническим.


Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург
Федор Нестеров пишет:
- Что есть результат такого обучения?

вот с этим пунктом полный затык. За результат массово принимается краткосрочный эффект "взбадривания" и/или "нового знания" без малейших признаков усилий по превращению знания в навык, через поддержку практического использования знания.

А без проникновения нового знания в практику деятельности не понятен сам смысл "обучения".

Управляющий директор, Москва

Добрый день! Может мы не на острие, но точно в тему!

Мы ищем менеджера проекта по созданию цифровых образовательных он - лайн продуктов (поиск автора, цифровизация курса, договорная работа с автором, упаковка курса и размещение на он-лайн платформе, у компании есть своя продакшн студия). Wellcome!!! Буду благодарна за рекомендации.

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Готов предложить контакты высоковалифицированных людей в СПб, способных оказывать методическую поддержку образовательным программам.

Без такой поддержки ничего кроме профанации не выходит.

Управляющий директор, Москва

Виктор, спасибо за Ваше участие. У нас локация - МСК. Нам нужен в офис на полноценную работу. Таких, случайно, нет?

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

в Москве - нет, но можно поискать со сменой локации из СПб? Есть прекрасная компания, которая может взять субподряд для работы в СПб.

А можно создать новую вакансию на удаленную работу :) у заказчика - заодно ее и закрыть.


Консультант, Москва
Ольга Степанова пишет:
Виктор, спасибо за Ваше участие. У нас локация - МСК. Нам нужен в офис на полноценную работу. Таких, случайно, нет?

Ольга, если речь идет о найме специалиста, конечно, в Москве такие люди есть. И компании, и фрилансеры. Дистанционка - это рынок, со своими лидерами и "болотом" и очень разным ценовым диапазоном. В Москве регулярно проходят профильные конференции по e-learning, и компании смотрят людей, в том числе, и там.

Если еще нужна помощь, напишите мне в почту, чтобы не отвлекать народ от дискуссии: Liubov.Gvozdilina@gmail.com.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила Индекс быстрорастущих компаний

Быстрорастущие компании все чаще становятся объектом интереса как со стороны исследователей, так и с позиции формирования экономической политики государства.

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ запустили AR-cтартап для парка Яуза

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, основатели стартапа mARgic, реализовали проект для столичного ГАУ «Парк Яуза».

Россияне оценили уровень лояльности к EdTech-компаниям

Разрыв в показателях лояльности клиентов разных платформ не превышает 10 пунктов — это говорит о высокой конкуренции на рынке онлайн-образования.

Каждый второй россиянин планирует изучать иностранный язык в 2024 году

По данным «Авито Услуг», в большинстве случаев респонденты начнут изучать английский и китайский языки.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний работают в гибридном формате

Только 9% работодателей назвали своим основным форматом работы в 2023 году полную удаленку.

Доходы фрилансеров в Петербурге оказались выше, чем в Москве

Также в топе по уровню дохода проектные исполнители из Новосибирска и Краснодара. 

Россияне назвали самые раздражающие качества коллег

Среди таких качеств – излишняя разговорчивость коллег и повышенную инициативность.

«Литрес» составил рейтинг самых читающих компаний

Чаще всего пользователи корпоративных библиотек в 2023 году выбирали литературу по саморазвитию и личностному росту, а также книги по зарубежной психологии.