Как создать отдел дистанционного обучения в компании

Дистанционное обучение (E-learning) используют практически все крупнейшие компании мира. Среди них Honeywell, Johnson&Johnson, Sony, Adidas, MW-Light. При этом, согласно исследованию Brandon Hall Group, 42% из них планировали в 2018 году увеличить бюджет на внедрение и поддержку дистанционного обучения. Весь мировой рынок онлайн-образования оценивается в $165 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $240 млрд, – и это консервативный прогноз.

Безусловный лидер по онлайн-образованию – США. Там дистанционное обучение применяют уже несколько десятков лет. Российские компании тоже оценили преимущества eLearning. По данным «Высшей школы экономики», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране уже составляет 3 млрд рублей.

«Дистанционное обучение дает бизнесу несколько преимуществ. Во-первых, сокращает расходы на обучение. Например, на оплату перелетов и гостиниц для тренеров. Во-вторых, можно на одном уровне поддерживать знания большого количества сотрудников, как центрального офиса, так и филиалов. В-третьих, можно ускорить обучение персонала новым продуктам компании: доступ к онлайн-курсам открыт в любое время», – рассказывает Юрий Усков, основатель компании iSpring, специализирующейся на продуктах для дистанционного обучения.

По его словам, охотнее всего в онлайн вкладываются банки и торговые компании с развитой сетью филиалов и тысячью сотрудников по России. Управлять дистанционным обучением в компании может один человек, главное правильно подобрать инструменты для работы.

Какие инструменты нужны для запуска дистанционного обучения?

Для запуска E-learning нужно два инструмента: редактор электронных курсов и система дистанционного обучения (СДО).

В редакторе создают учебный контент: курсы, тесты, видеоуроки, интерактивные игры. «Сейчас есть такие редакторы, которые интегрируются в PowerPoint. Вы создаете курс, как презентацию. Дополнительно изучать интерфейс программы не придется», – рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов. В его компании уже больше года тренируют в онлайне менеджеры по продажам.

Система дистанционного обучения – это виртуальный класс, в котором сотрудникам можно назначить учебный материал и в режиме реального времени следить за их успеваемостью по отчетам. И неважно, где ученики находятся физически: на работе, дома или в отпуске.

Вот минимальный набор задач, которые помогает решать СДО:

  • База знаний. Электронные курсы, тесты, видеоуроки – весь контент находится в одном месте. В любой момент сотрудники могут зайти в СДО, изучить нужный курс.
  • Виртуальный наставник. В несколько кликов вы можете назначить курс конкретному сотруднику, отделу или филиалу. Они проходят электронный курс, будто учатся у наставника, только виртуального.
  • Результаты обучения. В СДО вы видите результаты обучения каждого сотрудника: сколько курсов прошли, какую оценку набрали за тест, на какие вопросы ответили неправильно.
  • Обмен идеями. Внутренний чат или форум – место, где сотрудники могут обмениваться идеями, писать, какой материал оказался полезным, что улучшить, по каким темам еще нужны электронные курсы.

Системы дистанционного обучения делятся на два типа: коробочные и облачные. Коробочную СДО устанавливают на сервер компании. Проект потребует несколько месяцев на внедрение и постоянного контроля со стороны IT-специалистов. Плюс такого решения – все данные хранятся в вашей организации.

Для быстрого запуска дистанционного обучения больше подходит облачная СДО. По сути, это такой же веб-сервис, как Google Drive или Trello. Его не нужно скачивать, проверять совместимость и обновлять вручную. Чтобы начать обучение сотрудников, достаточно создать аккаунт.

К примеру, облачную СДО использует международный производитель декоративных светильников MW-Light . «Для компании, которая только осваивает дистанционное обучение и стоит на пороге проб и ошибок, покупать коробочную систему, а потом несколько месяцев устанавливать на сервер, нелогично – теряешь время и деньги», – считает руководитель отдела по дистанционному обучению MW-Light Лана Виноградова.

По ее словам, облачные системы не уступают по функционалу коробочной СДО. При этом управлять ею может один человек – HR-специалист или сотрудник отдела обучения. Приятный бонус такой системы – гибкие тарифы. К примеру, платить нужно лишь за тех, кто проходит обучение.

Сколько людей должно быть в составе eLearning-команды?

Задача отдела дистанционного обучения: создавать электронные курсы и следить за успеваемостью сотрудников. Состав E-learning-команды зависит от количества отделов и человек, которых нужно обучить. Чем шире охват, тем больше отдел дистанционного обучения.

1 человек – 4 онлайн-курса в месяц

Согласно опыту клиентов компании iSpring, дистанционное обучение лучше внедрять постепенно. К примеру, в Honeywell сперва начали тренировать удаленно один отдел, а после применили успешный опыт на всю компанию.

Как рассказывает руководитель учебного центра Honeywell Игорь Гапонов, первым делом он загрузил на учебный портал каталоги продуктов, корпоративные инструкции, инструкции по применению. А потом оцифровал презентации продуктов компании и с помощью редактора сделал из них электронный курс. «Создавать курсы с нуля не пришлось. Достаточно было добавить к подборке слайдов видео и тест, чтобы начать обучение», — говорит Гапонов. Теперь в Honeywell обучают нового менеджера по продажам за три недели вместо восьми.

По словам Гапонова, управлять E-learning на старте может один человек. Что входит в его обязанности: разрабатывать электронные курсы, регистрировать пользователей на учебном портале, создавать отчеты по успеваемости сотрудников, отвечать на технические вопросы. При такой нагрузке в месяц компания будет получать по четыре качественных онлайн-курса.

3 человека – восемь онлайн-курсов в месяц

Если в компании нужно обучать три отдела, список задач увеличивается. Дополнительно понадобятся два разработчика, которые сосредоточатся на выпуске электронных курсов. Руководитель будет управлять проектом: координировать работу команды, назначать курсы, регистрировать пользователей в СДО. В месяц такая команда сможет выпускать по восемь онлайн-курсов.

Также можно взять в команду дизайнера, чтобы не заказывать у фрилансеров отрисовку логотипов, иконок и персонажей для курсов. А если компания международная – пригодится переводчик, чтобы адаптировать учебный контент под иностранных сотрудников. Так, к примеру, поступила компания MW-Light, которая работает в 36 странах. Электронные курсы по продажам и продукции здесь переводят на немецкий язык, чтобы тренировать продавцов из Германии.

«Мы уже больше года дистанционно обучаем менеджеров по продажам. И большая часть онлайн-курсов касается технических особенностей продуктов. В ассортименте у компании 300 коллекций светильников, в каждой – от 10 до 100 моделей. Причем за год линейка может обновиться на 35%», – рассказывает Лана Виноградова. По ее словам, компании удалось сократить стоимость обучения сотрудника с 3 900 до 179 рублей и при этом не потерять в качестве подготовки.

Где искать специалистов по дистанционному обучению?

Российские компании, как правило, используют один из двух сценариев: обучают штатных сотрудников или нанимают готовых специалистов со стороны.

Нанять готового специалиста

Эксперт хорошо разбирается в тонкостях дистанционного обучения, знает современные тренды, работает в нескольких редакторах электронных курсов. Он способен разрабатывать контент и администрировать учебный портал.

Недостатка два: профи стоит в полтора раза дороже внутреннего специалиста. Также новичку понадобится месяц-два на адаптацию в компании, знакомство с ее продуктами и правилами игры.

Обучить штатного бизнес-тренера

Бизнес-тренер хорошо знает специфику компании и, как правило, готов работать в новой должности за старую зарплату. «У нас были клиенты, которые заказывали курсы у сторонних агентств. Но никто лучше людей внутри самой компании не знает их бизнес. Курсы, разработанные самостоятельно, приносят намного больше пользы», – объясняет Юрий Усков.

Один нюанс: нужный результат бизнес-тренер выдаст не сразу. Его придется научить работать в СДО и редакторе курсов. Однако если правильно подобрать инструменты для eLearning, срок обучения не превысит месяца.

Поскольку выбор часто упирается в бюджет, сравним месячный гонорар профи и внутреннего сотрудника. Вот примерные цифры по Москве, составленные на основе данных tagline.ru – одного из ведущих рейтинговых агентств digital-рынка.

Разработчик курсов

Руководитель отдела дистанционного обучения

Специалисты со стороны

45-80 тысяч рублей

120 тысяч рублей для маленькой компании

250-300 тысяч рублей для средней компании

Штатные сотрудники

50-60 тысяч рублей

90-120 тысяч рублей


Кому должен подчиняться отдел дистанционного обучения?

Для HR и отдела маркетинга дистанционное обучение, как правило – дополнительная нагрузка, которая отвлекает от основных задач. В итоге E-learning не развивается.

Чаще всего новое направление берет под контроль отдел очного обучения. Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией. Так, например, поступила компания Honeywell. «Преимуществ несколько. Во-первых, отдел самостоятельно разрабатывает оформление для курсов, отталкиваясь от брендбука компании. HR и маркетинг лишь корректируют и направляют. Во-вторых, в финансовом плане вы ни от кого не зависите – у вас отдельный бюджет», – рассказывает Игорь Гапонов. По его словам, эта независимость дает eLearning-команде возможность работать с максимальной отдачей для бизнеса.

В Honeywell и MW-Light утверждают, что онлайн – не альтернатива очному обучению, а его дополнение. «Иногда мы используем eLearning для выравнивания знаний, иногда – для погружения в тему. К примеру, мы знаем, какой тренинг очно прошли сотрудники, и назначаем несколько электронных курсов для закрепления знаний. В некоторых случаях мы используем курсы перед тренингом: даем основные понятия, теорию. На очной встрече тренер уже не тратит время на методологию и фокусируется на практике», – делится опытом Лана Виноградова.

eLearning помогает ускорить обучение и развивать сотрудников непрерывно, чтобы они всегда работали на пике возможностей. Ведь бизнес – это люди. И чем мощнее команда, тем успешнее компания.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Подробно расписано, что покупать и как финансировать затратную часть этого направления.

Вскользь замечено, что сотрудники могут обучаться "на работе, вечером и в отпуске"...

Даже при дистанционной форме обучения требуется ПЛАНИРОВАНИЕ отвлечения сотрудников на дополнительное образование.

Слабое место (до сих пор) даже ВУЗов, практикующих эту форму обучения - отсутствие достаточной сопроводительной базы знаний/данных и методических материалов, а ВЕБинары хоть и предполагают интерактивность, но общене в них достаточно ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ!

я "ЗА" дистанционную форму обучения, но против её УПРОЩЕНИЯ и идеализации!

Кстати - при дистанционной форме обучения достаточно показательной бывает "очная" защита диплома - она выявляет все изъяны этой системы...

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Конечно, обучение относится к области естественного знания - мы же все ходим и считаем, что это естественно - не помня о том, насколько трудно было научиться ходить.

А ведь целая наука педагогика имеет предметной областью научение человека. Большая наука, трудная наука, наука, позволяющая избежать массы ошибок и неправильных действий, наука, позволяющая не прошибать лбом бестолку каменные стены, а воспользоваться готовыми и детально разработанными методиками обучения. В данном контексте - образования взрослых.

Вот где, в этой достаточно приличной статье, прозвучало хотя бы единственный раз волшебное слово "методика обучения"? Этого слова нет, оно же само по себе все складывается - ну и разваливается, естественно.

Желаете онлайн обучение - обращайтесь к специалистам для разработки методики обучения. Наполнение самого курса вторично по отношению к методике, причем сама методика не является универсальной, а подбирается под особенности обучающихся и самой области знания.

Кувшин можно наполнить водой, можно наполнить молоком - а вот бензином кувшин наполнять нельзя. Для бензина - канистра.

Следует разбираться в предмете и подбирать под бензин канистру, а под молоко - кувшин, а не выливать бензин из канистры, и радостно наливать молоко, а затем сильно удивляться результату.

Генеральный директор, Владивосток
Есть еще один сценарий – наделить E-learning автономией.

Это круто, это просто супер!!! Вот в жизни не видел не одной автономной структуры внутри компании (автономия - это значит никому не подчиняется). А тут раз - и на тебе....
PS А отдельный бюджет - это не признак автономии. Многие отделы имеют самостоятельные бюджеты, что никоим образом не значит, что у них нет руководства.

Российские компании, как правило, используют один из двух сценариев: обучают штатных сотрудников или нанимают готовых специалистов со стороны.

Умные компании, как правило используют третий сценарий: нанимают специалиста со стороны и приставляют к нему штатного сотрудника. А через три месяца внешний тренер увольняется



Партнер, Украина

Когда Вы говорим об обучении (то есть о дополнительном повышении уровня) сотрудников, нужно начинать с поиска ответов на главные вопросы:
- Зачем это нужно?
- Кого будет учить?
- Что есть результат такого обучения?
- Кто внутренний заказчик обучения?
- Как оценивать качество обучения?
Из ответов на эти вопросы выпадает понимание следующих:
- Чему учить?
- Как мотивировать сотрудников к прохождению обучения?
Вишенка на торте:
- Кому подчинить отдел дистанционного обучения и как оценивать его работу?
И только потом начинаются технические вопросы: какие программы использовать, кто этим будет заниматься.

Статья лихим маневром обходит все главные вопросы и сразу переходит в конец - к техническим.


Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург
Федор Нестеров пишет:
- Что есть результат такого обучения?

вот с этим пунктом полный затык. За результат массово принимается краткосрочный эффект "взбадривания" и/или "нового знания" без малейших признаков усилий по превращению знания в навык, через поддержку практического использования знания.

А без проникновения нового знания в практику деятельности не понятен сам смысл "обучения".

Управляющий директор, Москва

Добрый день! Может мы не на острие, но точно в тему!

Мы ищем менеджера проекта по созданию цифровых образовательных он - лайн продуктов (поиск автора, цифровизация курса, договорная работа с автором, упаковка курса и размещение на он-лайн платформе, у компании есть своя продакшн студия). Wellcome!!! Буду благодарна за рекомендации.

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Готов предложить контакты высоковалифицированных людей в СПб, способных оказывать методическую поддержку образовательным программам.

Без такой поддержки ничего кроме профанации не выходит.

Управляющий директор, Москва

Виктор, спасибо за Ваше участие. У нас локация - МСК. Нам нужен в офис на полноценную работу. Таких, случайно, нет?

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

в Москве - нет, но можно поискать со сменой локации из СПб? Есть прекрасная компания, которая может взять субподряд для работы в СПб.

А можно создать новую вакансию на удаленную работу :) у заказчика - заодно ее и закрыть.


Консультант, Москва
Ольга Степанова пишет:
Виктор, спасибо за Ваше участие. У нас локация - МСК. Нам нужен в офис на полноценную работу. Таких, случайно, нет?

Ольга, если речь идет о найме специалиста, конечно, в Москве такие люди есть. И компании, и фрилансеры. Дистанционка - это рынок, со своими лидерами и "болотом" и очень разным ценовым диапазоном. В Москве регулярно проходят профильные конференции по e-learning, и компании смотрят людей, в том числе, и там.

Если еще нужна помощь, напишите мне в почту, чтобы не отвлекать народ от дискуссии: Liubov.Gvozdilina@gmail.com.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.