От простого инженера до начальника: 5 ценных уроков на пути в управленцы

Молодому специалисту, пришедшему в компанию сразу после окончания университета, достаточно сложно разобраться во всех рабочих процессах. Однако, кем бы вы ни работали, постарайтесь помимо своих обязанностей вникнуть в полный производственный процесс, хотя бы в общих чертах. Какие товары и услуги есть у компании, какова ее структура, история, кто клиенты и конкуренты. Так вы лучше сможете понимать свою роль во всех процессах.

Первый урок: вникайте до мелочей

Придя на свое первое место работы, я решил до мелочей изучить не только то, что входило в мои обязанности, но и разобраться во всех процессах, которые с ними связаны: почему возникают те или иные задачи, какова ценность моей работы в общем процессе, что делают смежные отделы, и как мы можем быть друг другу полезны. Позже эти знания мне очень пригодились. Так я усвоил первый урок — старайтесь понять до мельчайших деталей все процессы своей работы, изучите все системы и механизмы, связанные с выполнением ваших обязанностей. Впоследствии это поможет принимать правильные решения и существенно повысит вашу компетенцию как специалиста.

Любой успех обусловлен глубокими знаниями и опытом. Не стоит терять время, добывайте знания, находясь в начале карьерного пути, приумножайте их по мере продвижения. Благодаря этому можно легко справиться со многими задачами, с которыми придется столкнуться потом. 

Второй урок: делайте то, за что не брались другие

В самом начале карьеры качественное выполнение своих должностных обязанностей крайне важно. Но с течением времени на первый план выходят коммуникативные навыки и стратегическое мышление — то, как вы умеете работать в команде и привносить ценность в рамках своих компетенций. Вам нужно научиться понимать, что нужно компании, и давать ей это — даже если об этом никто не просит. Другими словами, инициатива отличает лидера от просто хорошего работника.

Проработав несколько лет на своей должности и уже достаточно изучив все процессы, я начал понимать, что многие вещи можно улучшить или применить к ним другой подход, более выгодный. Однако донести это до руководителя я долго не решался, а зря. В итоге все мои идеи были прекрасно приняты. Так я на собственном опыте убедился в том, что тому, кто хочет подняться по карьерной лестнице, стоит работать чуть эффективнее других.

Если ваша цель — построение карьеры, не бойтесь проявлять инициативу. Пусть некоторые из ваших идей будут не поняты, но то, что вы выступаете с предложениями по улучшению бизнеса, покажет, что вам не безразлична компания, и на вас можно положиться в других вопросах.

Третий урок: будьте всегда готовы к изменению обстоятельств

Повышение было для меня неожиданностью. В новом статусе помимо глубоких технических знаний необходимы были знания в области бизнес-администрирования, управления процессами и разработки стратегий. К счастью, я обладал нужными знаниями, потому что к этому времени получил второе высшее образование в сфере менеджмента. Безусловно, если бы я не получил второе образование, мне было бы очень тяжело осваивать новые обязанности и, возможно, я бы с ними не справился.

Всегда смотрите в перспективу, уже сейчас начинайте изучать то, что может понадобиться в будущем, будь то иностранный язык или курсы по ораторскому искусству. Даже если вы не можете применить эти навыки прямо сейчас, поверьте, они пригодятся. Жизнь всегда преподносит шанс, главное быть к нему готовым. 

Четвертый урок: расширяйте кругозор

Всегда интересуйтесь тем, что происходит в вашей сфере в масштабе страны и даже мира. Это помогает видеть вещи под разным углом, одним из первых узнавать о новых тенденциях развития рынка и принимать непосредственное участие в его формировании. Это повышает уровень профессионализма и формирует системное мышление.

Расширению кругозора поможет участие в форумах, выставках и конференциях, связанных с вашей отраслью, чтение научной литературы и различных исследований. Пробуйте сами писать на профильные темы, участвуйте в профессиональных дискуссиях. Чем чаще тему, которой вы занимаетесь, будут ассоциировать с вами, тем больше шансов подняться на новую ступень в карьере.

Пятый урок: изучите искусство тайм-менеджмента

Необходимо учиться управлять своим временем, без тайм-менеджмента сейчас никуда. Конечно, можно работать 24/7 и выдавать хорошие результаты, но потом качество работы начнет падать. Можно увязнуть в текущих мелких задачах и забыть о том, что необходимо выделять время на саморазвитие и поиск стратегических решений. Чтобы этого не происходило, необходимо уметь делегировать операционную работу — ее всегда много, и она отнимает качественные ресурсы.

У любого руководителя рабочий график намного плотнее, ведь он координирует не только свои задачи, но и задачи своих подчиненных. Здесь важно не просто «раздавать» задачи, но и уметь грамотно выстраивать отношения внутри коллектива. Задача руководителя — сделать так, чтобы сотрудник имел возможность выполнять свою работу качественно, и, если ему что-то мешает, значит есть ошибка в управлении процессами.

Грамотное распределение времени увеличит продуктивность, позволит контролировать и видеть всю картину происходящего. О тайм-менеджменте написано много книг и ведется немало тренингов, стоит что-то из этого взять на вооружение.

Поделюсь одним важным правилом — нужно пропорционально оценивать значимость задачи и эффективность вложения времени в нее, на основе этого принимать решение, на чем концентрироваться. Так вы будете достигать максимальных результатов в работе.


Конечно, карьерная траектория для всех индивидуальна, описанные выше уроки я вынес из собственного опыта и, надеюсь, они будут полезны тем, кто стоит в начале пути. Главное — верить в себя, постоянно совершенствоваться, и все обязательно получится.

Читайте также:

Комментарии
Начальник участка, Волгоград

Я многократно проходил этот путь. И у меня более простые рецепты:
1. Надо отчитываться и отвечать за всех. Поскольку информация о Вашей работе или ее элементах и этапах могут быть для кого то Важны. 
2. Планировать и запрашивать заранее материальные ресурсы. Не ставя перед фактом своих руководителей. 
3. Уметь работать с людьми, с нижестоящимии вышестоящими. Нижестоящих слегка гонять, а вышестоящих легонько приземлять. Естествено все это делать с подчеркнутым уважением. 


Этого достаточно что бы выйти на уровень среднего менеджмента. Как только это делаешь на тебя начинают "вешать" подчиненных.  К примеру неделю назад я устроился на работу и у меня было в подчинении 2 человека, сейчас 7, и директор хочет еще под меня набрать штат. 
Я не вникаю. С тайм менеджментом не хочу дружить. С ораторским исскуством у меня хорошо - орать умею. Стратегией не занимаюсь, эту информацию запрашиваю у собственника. Он чешет голову и уходит.

Аналитик, Москва

Какое-то смутное ощущение недосказанности.
Описаны некоторые, не самые важные, на мой взгляд, требования к самому себе, к своему личностному росту. Советы безусловно хорошие, но особой связи этих уроков с карьерой я не увидел. Эти уроки хороши и для "простого инженера". 
А что подтолкнуло Ваших руководителей на повышение? Кругозор? Хм - извините, вряд ли. Второе образование? Возможно, но недостаточно. Тайм-менеджмент? Но Вы и сами пишете, что "можно работать 24/7 и выдавать хорошие результаты".
А вот Ваша целеустремлённость восхищает.

Директор по маркетингу, Москва

Советы правильные. В особенности то что инвестировать надо время в будущие навыки. Такие компетенции, как иностранный язык и навыки презентаций не нарабатываются за короткое время. В них долго нужно вкладываться и тренироваться. Так что если этого не делать то рано или поздно при развитии карьеры почти любой специалист столкнется с тем, что для него это стало стоп фактором движения дальше. 

Ориентироваться в трендах конечно стоит. Необязательно при этом быть правым. Можно и ошибаться. Главное чтобы чел этим интересовался. 

Что касается траектории построения карьеры начиная с позиции инженера, то тут у меня вопрос, сомнение. Возможно ли построить карьеру инженера в мегаполисе, начиная с офисной работы? Весьма вероятно что нет. Нужно уезжать куда то на производство. А кто из молодых людей, выросших и учившихся в Москве согласится поехать в Сургут или даже Калугу? 

Это ловушка для многих молодых людей. Они следуют советам и выбирают инженерную специальность. А когда дело доходит до получения диплома например горного инженера, то дальше для развития карьеры надо ехать куда нибудь в город Апатиты или еще черт знает куда. А к этому времени мол чел уже обзавелся друзьями, девушкой и прочими атрибутами столичной жизни. Вот на этом и заканчивается одна карьера и начинается другая. Или не начинается. А начинается обычная трудовая жизнь без карьеры как таковой. 

Консультант, Украина

Шестой урок - смело браться за все, завязывать на себя ключевые процессы

Седьмой урок - требовать постоянного выделения ресурсов, так как вам их не хватает на выполнение ключевых процессов

Восьмой - приватизация награждения

Девятый - колликтивизация наказания

 

Менеджер по персоналу, Москва

Автор упустил 2 важных фактора: 1. Нужен не таймменеджмент, а организация работы сотрудников и самоорганизация; 2. Необходимо делегировать подчиненным залачи и полномочия.

Аналитик, Москва
Виктор Москалев пишет:

...
Это ловушка для многих молодых людей. Они следуют советам и выбирают инженерную специальность. А когда дело доходит до получения диплома например горного инженера, то дальше для развития карьеры надо ехать куда нибудь в город Апатиты или еще черт знает куда. ... 

Вы равы, Виктор. Но, друзья мои, меня часто удивляет современное трактование термина "инженер". Мы или вернулись в начало прошлого века, или полностью изменили перспективу инженера. Но ведь есть профессия, а есть специальность в этой профессии. Я всегда считал себя инженером - это моя профессия. А специальность - программист. Все, кто строит, разрабатывает, внедряет, эксплуатирует, опираясь на расчёты и точные науки является инженером. Иначе программист превращается в ремесленника, в "программист-штукатура" - ведро с утилитами, ведро со скриптами - бац-бац и готово приложение. 

Смею предположить, что часть проблем в разработке и внедрении ИТ-продуктов возникает именно из-за отстранения от инженерных обязанностей. Всё чаще руководят разработкой люди, не понимающие ничего в программировании, не разбирающиеся в деталях ИТ. Не является ли это одной из причин того, что не самый сложный портал внедряется по 5-10 лет? Примеры? Практически любой общефедеральный портал, за исключением хорошо отработанных отдельных функций, типа оналайн платёжей. Хотя пару недель назад в далёкой деревне онлайн платёж превоатился для меня в хорошее испытание нервов. А ведь подобная задача легко решаема с точки зрения инженера-программиста.  

Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь

Как по мне, эта статья - демонстрация собственных успехов. Почесывание нациссической части личности, так сказать.

Что касается советов, то они явно не универсальны. На каждый совет можно привести контр пример, который покажет прямо обратый результат. Слишком субъективно.

Руководитель группы, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Смею предположить, что часть проблем в разработке и внедрении ИТ-продуктов возникает именно из-за отстранения от инженерных обязанностей.

Если речь идет о государственных проектах цифровизации образования, здравоохранения и т д, то большую роль играет то, что закупки услуг происходят через тендеры. По тендерному законодательству, больница или школа обязана выбрать поставщика, предложившего самую низкую цену.

Самую низкую цену предлагают либо самые низкопрофессиональные IT-компании, либо компании, где хорошие специалисты есть, но они стоят дороже, поэтому в рамках одного и того же бюджета они работают меньшее количество часов, чем специалисты более низкой квалификации.

Даже если удалось по тендеру попасть на не самую плохую IT-компанию, то бюджет может не вместить тщательную проработку до достижения идеального качества. Например, чтобы достичь идеального качества цифрового продукта, надо потратить, допустим, 2000 часов, а у государственного учреждения бюджет только на 1600 часов. Поэтому IT-компания делает столько, за сколько было уплачено, и продукт получается "недоделанным", но в рамках бюджета.

Независимый директор, Украина
Анатолий Курочкин пишет:
Какое-то смутное ощущение недосказанности.

Есть такое ощущение. На каждый бы пункт, да по кейсу решения хоть одной проблемы из практики, но это будет уже не одна, а 5 статей.

Основной посыл - учитесь постоянно! Так это само собой...!

Дмитрий описал свой путь, своё видение пути построения каръеры, но на этом всё. Хотя, может кого-то и настроит на подобный путь, но тут уж очень индивидуально.

Всем успеха!

Аналитик, Москва
Елена Аронова пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Смею предположить, что часть проблем в разработке и внедрении ИТ-продуктов возникает именно из-за отстранения от инженерных обязанностей.

Если речь идет о государственных проектах цифровизации образования, здравоохранения и т д, то большую роль играет то, что закупки услуг происходят через тендеры.

Вы тоже правы! Но не только государственные проекты. Имею за спиной десятка два внедрённых проекта. Увы, уровень примероно одинаов. Одни и те же недостатки. Хотя, опять же, треугольник целей известен лет 50: стоимость, качество, сроки. 

Хотя мы с Вами видимо зря зацепились за эту избитую тему )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Рейтинг самых высокооплачиваемых вакансий в августе от Работа.ру

Сколько может зарабатывать генеральный директор, стоматолог и разработчик?

Трудовые книжки нового образца начнут использоваться 1 января 2023 года

При этом работники смогут без ограничений пользоваться прежними трудовыми.

В Москве разрешили не носить перчатки в общественных местах

Использование масок остается обязательным.

Уровень безработицы в России снизился на 1% с начала года

Сегодня число зарегистрированных безработных не превышает 1,1 млн человек.