Зачем компания сделала сайт, где ее сотрудники отговаривают других в ней работать

Сайт о работе — наш самый крупный HR-проект: 50 часов отснятых интервью, 43 героя и 12 итоговых мини-фильмов. Расскажу, зачем сайт потребовался, почему было важно публиковать критику, как проходила работа и как сайт в итоге помогает нанимать.

Зачем потребовался сайт о работе

Наша компания «бирюзовая» — в терминах Фредерика Лалу, автора книги «Открывая организации будущего». Самоуправление в компании для кого-то плюс, для кого-то минус. Одни рады, что могут самостоятельно принимать любые решения, другие страдают, потому что хотят указаний от руководства. Одни рады назначать себе зарплату самостоятельно, другие стесняются. Одни рады прозрачности, в том числе открытым зарплатам и P&L, другие чувствуют из-за этого социальное давление.

Особенная культура создает сложности в найме. С одной стороны, мы хотим нанимать лучших и готовы платить максимальную рыночную зарплату. С другой — рискуем потратить ресурсы на наем, онбординг и испытательный срок, а затем расстаться, потому что человек не принял культуру.

Поэтому задачу сайта мы сформулировали так: «Помочь соискателям принять взвешенное решение о работе в нашей компании». То есть мы не собирались убеждать людей, что у нас работать хорошо. Если после изучения сайта человек поймет, что компания не для него — нам это выгодно. Сэкономим время и деньги на найме, онбординге, зарплате на испытательном. И эта экономия — миллионы рублей. 

В начале каждого интервью для сайта мы настраивали сотрудника-героя: «Представь, что твой родственник хочет устроиться в нашу компанию. Отвечай на вопросы так, чтобы дать ему как можно больше фактов для объективной оценки. Помоги принять решение, о котором он не пожалеет».

Если говорить о метрике — надеемся, что сайт поможет снизить текучку среди новичков. Она выше, чем в среднем по компании: в 2018–2019 годах на испытательном сроке 14% сотрудников уволились сами или не прошли испытательный, в ковидно-дистанционном 2020-м — 21%.

Как создавали сайт о работе: процесс

1. Собрали интересные истории сотрудников

Чтобы понять, чем работа у нас реально отличается от других компаний, собрали десятки историй на разные темы от разных сотрудников. Акцентирую на слове «реально», потому что одно дело — отличия, которые декларирует компания, другое — истории, которые уже произошли с реальными сотрудниками.

Примеры историй: рост зарплаты в шесть раз за два года, конфликт с генеральным директором, увольнение и последующее возвращение в компанию, открытие параллельного бизнеса при работе по найму.

mindmap

Фрагмент «майндмэпа» с собранными историями сотрудников. Формат помогает группировать истории по блокам, но при этом держать перед глазами картину целиком.

2. Сформулировали 12 культурных отличий

Сгруппировали собранные истории по темам — получились 12 культурных отличий, которые и стали основой сайта:

  • Право вето и право принять любое решение.
  • Прозрачность: от финансов до мелких рабочих решений.
  • Зарплаты: максимальные на рынке, открытые, самоназначение, опционы.
  • Публичная обратная связь.
  • Честность, в том числе в работе с клиентами.
  • Свобода работать где угодно и когда угодно.
  • Растут все, кто этого хочет.
  • Софинансируем все.
  • Гордость за работу.
  • Можно быть собой.
  • Работать тяжело.
  • Цивилизованное расставание.

3. Сняли интервью с 43 сотрудниками

По каждому отличию составили список вопросов для сотрудников. Часть вопросов была общей для всех, часть индивидуальной — в зависимости от историй человека, собранных на первом этапе. Получилось 28 страниц Google-документа. 

Для полноты картины на интервью пригласили не только работающих сотрудников, но также уволенных и уволившихся.

Сняли интервью за шесть съемочных дней в офисе. В видеопроизводстве участвовали:

  • Четыре редактора, которые задавали вопросы
  • Оператор-постановщик
  • Осветитель
  • Ассистент
  • Художник по гриму
  • Монтажер
  • Цветокорректор
  • Колорист

Съемки видеоСнимали днем, ночью, в кабинетах, коридорах, переговорках, на кухне

4. Смонтировали на каждое культурное отличие свой мини-фильм из нарезок интервью

Для этого сначала расшифровали аудиозаписи интервью — с разметкой абзацев по секундам в исходном аудиофайле, чтобы потом легко превратить куски текста в сценарий-задание для монтажера. Затем месяц отбирали самые «фактурные» рассказы и реплики. Балансировали их по каждой теме, старались каждой похвале противопоставить критику. В некоторых сценариях даже получилось поиграть в драматургию. Месяц ушел на монтаж, обработку звука и цветокоррекцию.

Сценарий видео

В сценарии редакторы отмечали для монтажера по секундам и словам, какие фрагменты взять в ролик. Зеленая галка у заголовка «Зарплаты» значит, что сценарий этого ролика готов и монтажер может брать его в работу.

5. Собрали сайт

На основе сценариев роликов по каждому культурному отличию сделали выжимку на пару абзацев с плюсами и минусами, подкрепили цифрами, скриншотами, цитатами. Своими силами сделали макеты сайта и разработали его с помощью подрядчика. Получился сайт из 12 этажей, озаглавленных соответствующим культурными отличием и содержащих мини-фильм, выжимку и «доказательства».

Сайт о работодателеДля удобства к каждому ролику приложили дословную текстовую расшифровку. Суммарно расшифровок получилось на 150 тыс. знаков. Расшифровщик и корректор заслужили памятник!

6. Распространили сайт

После запуска анонсировали сайт во всех соцсетях и стали отправлять ссылку на него кандидатам при отклике. Запустили также двухэтапную рекламу в Facebook: сначала рекламируем мини-фильмы, а тем, кто проявил интерес, показываем вакансии.

Объявление в FacebookРекламное объявление с одним из мини-фильмов в Facebook. Заинтересованных приглашаем посмотреть остальные фильмы на сайте о работе

Как создавали сайт о работе: принципы

1. Открытость

Раскрыли медианную зарплату, показали реальные скриншоты сообщений о повышении себе зарплаты или об увольнении, взяли в финальный монтаж историю о закупке «Доширака» в офис, опубликовали чек-лист закупки средств гигиены для женского туалета, показали в кадре стоящую у сотрудника на рабочем месте бутылку пива.

Поднять зарплатуСотрудник повышает себе зарплату — делает это публично в карточке Trello. На скриншоте для сайта о работе скрыли только его имя

2. «Мед» уравновешивает критика

Если один сотрудник хвалит софинансирование медицинских расходов, то хорошо бы показать и противоположное мнение. 

Карточка в TrelloСотрудник объясняет, почему испытывает дискомфорт от публичного процесса софинансирования

3. Без цензуры

Совладельцы компании и руководители никак не влияли на содержание сайта — увидели его после премьеры вместе с остальными сотрудниками. 

Отзыв CEOCEO компании делится впечатлениями после премьеры сайта

4. Герои сайта должны быть с разным опытом, уровнем должности и стажем в компании, в том числе уволенные и уволившиеся

Приглашали и тех, про кого точно знали, что они настроены негативно по отношению к компании. Например, недавно уволились и еще не остыли. Такую критику публиковали с удовольствием:

Негативные отзывы о компании

Итоги: к чему привел сайт о работе

Сайт о работе открылся в июле, и с тех пор его посетили 4 тыс. уникальных пользователей, среднее время просмотра — 5 минут. Уверены, что каждый соискатель хотя бы раз заходит на этот сайт.

Судя по обратной связи от HR, сайт свою задачу выполняет: одним кандидатам помогает решиться на отклик, другим сразу дает понять, что работать в компании будет некомфортно. 

Переписка с кандидатомИз переписки с кандидатом на роль лидера направления

Отказ от оффера

После собеседования HR рассказал, как разработчик отказался от оффера, посмотрев сайт о работе

Но не все так гладко. Стали получать массу откликов кандидатов, которые хотят работать у нас исключительно из-за культуры. Видим риск, что без интереса к профессии и продукту люди быстро выгорят — одной культуры недостаточно для долгосрочного стабильного роста. Поэтому следующий шаг для нас — обрастить сайт страницами о содержательной части работы разных специалистов: инженеров, менеджеров, консультантов, бухгалтеров, маркетологов.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

я правильно понял: сайт был сделан, чтобы найти сотрудников, которые со схожей философией? 

Аналитик, Москва

Поразительная история! А было бы интересно там поработать! Неожиданный подход.

Главный редактор, Москва
Кристиан Элефтериади пишет:

я правильно понял: сайт был сделан, чтобы найти сотрудников, которые со схожей философией? 

Почти: сайт сделали, чтобы потенциальный сотрудник смог сверить свою «философию» с нашей и принять решение — работать у нас или нет.

Консультант, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

Поразительная история! А было бы интересно там поработать! Неожиданный подход.

Они уже о себе рассказывали - помните? 

https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1994306-keis-kak-rabotaet-publichnaya-obratnaya-svyaz-v-kompanii-gde-otkrytye-zarplaty

Мне Mindbox тоже интересны, как и другие компании, для которых "человек больше, чем бизнес". 

Если бизнес строится по принципу "открытого кода" (а именно эта философия отличает гуманитарные бизнесы), то он проводит политику открытости вовне и внутри, без двойных стандартов. И людей такие компании набирают очень понятно, потому что в культуре прозрачности готовы работать далеко не все (и об этом говорит опыт Mindbox). 

Хочется пожелать коллегам успеха и уже сосредоточиться на работе. Они и сами это уже поняли ("...одной культуры недостаточно для долгосрочного стабильного роста").

Уже можно не доказывать жизнеспособность своей философии, а просто в ней жить и работать:-)

Аналитик, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:
Анатолий Курочкин пишет:

Поразительная история! А было бы интересно там поработать! Неожиданный подход.

Они уже о себе рассказывали - помните? 

https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1994306-keis-kak-rabotaet-publichnaya-obratnaya-svyaz-v-kompanii-gde-otkrytye-zarplaty

Нет, я как-то пропустил. Спасибо! ))
Надо повнимательнее почитать.

Генеральный директор, Москва
Любовь Гвоздилина пишет:
Хочется пожелать коллегам успеха и уже сосредоточиться на работе. Они и сами это уже поняли ("...одной культуры недостаточно для долгосрочного стабильного роста").

Уже можно не доказывать жизнеспособность своей философии, а просто в ней жить и работать:-)

Присоединяюсь. Культура компании в любом случае со временем изменится, а оцениваются, прежде всего результаты работы. Получится держать планку высоко - отлично.

Консультант, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Любовь Гвоздилина пишет:
Анатолий Курочкин пишет:

Поразительная история! А было бы интересно там поработать! Неожиданный подход.

Они уже о себе рассказывали - помните? 

https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1994306-keis-kak-rabotaet-publichnaya-obratnaya-svyaz-v-kompanii-gde-otkrytye-zarplaty

Нет, я как-то пропустил. Спасибо! ))
Надо повнимательнее почитать.

А я ...пропустила ссылки редакции на (две!) статьи про Mindbox. Это мне надо было быть внимательнее:-(

Менеджер, Москва

Интересный подход. Уже не первый раз читаю про компанию. Даже вакансии смотрел. Было бы интересно попробовать поработать в такой компании.

Увы, опыт не совсем подходит 

Системный аналитик, Екатеринбург

К берюзе ещё надо быть готовой самой компании, а то попытка сделать её в малом IT-бизнесе часто может напоминать вывод за штат людей и превращение их из работников в эдаких нано-предпринимателей, да с одной стороны с возможностью заработать больше, но с другой - с частью предпринимательских рисков - не заработать ничего

Консультант, Украина
Никита Гуцал пишет:

К берюзе ещё надо быть готовой самой компании, а то попытка сделать её в малом IT-бизнесе часто может напоминать вывод за штат людей и превращение их из работников в эдаких нано-предпринимателей, да с одной стороны с возможностью заработать больше, но с другой - с частью предпринимательских рисков - не заработать ничего

В IT нельзя "не заработать ничего" - инвесторы об этом заботяться.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.