Семь причин, почему сотрудник меняет работодателей

Я стригу капусту тружусь на ниве информационных технологий. И вот что заметил. Средний срок работы на одном месте составляет в среднем полтора-два года. В отличие от провинциальных городов, где люди порою десятками лет работают на одном предприятии. В связи с этим хочу поговорить о причинах, побуждающих человека апгрейдить менять работодателя. Понятно, что речь пойдет об определенной категории кадров, именуемых в народе «офисным планктоном». Так сказать, взгляд изнутри. Или, если хотите, с глубины. Итак, в произвольном порядке.

Обманутые ожидания

Стороны, впервые встречающиеся в ходе проведения собеседования по трудоустройству, чаще всего походят на двух петухов в брачном периоде. Они распускают хвост, растопыривают крылья, выпячивают шпоры и задирают гребешок. Каждый старается выглядеть максимально привлекательно в глазах предполагаемой самки. Один из пернатых обещает рьяно трудиться, не покладая клюва. Другой пророчит своевременную кормежку горами отборных продуктов. В итоге же, по мнению петуха-батрака, получается и корм не свежий, и кормушка не полная.

Потогонная система

Тут подходит тоже вполне аграрная аналогия. Фирма – это соковыжималка, сотрудники – апельсины. На входе веселые и полные, на выходе – оболочка из шкурок. А как быть иначе? Большинству менеджеров, как истинным капиталистам, для выживания на рынке нужен сок. Профит. Максимум, на что могут претендовать фрукты – повисеть на елке в ходе новогоднего корпоратива, получить соковыжималку марки «Оленьберг» на юбилей и значок с логотипом фирмы при выходе на пенсию.

Проектная мотивация

Как ни крути, как ни изгаляйся HR-служба, а самая сильная человеческая мотивация – это деньги. Если только человек этот не Григорий Перельман. А последствия повсеместно внедряемого проектного подхода таковы, что основной бонус выплачивается по завершению проекта. Если проект длительный (полтора-два года) и трудный (а большинство крупных проектов именно такие), то по завершению его у членов команды может сложиться ощущение не чувства выполненного долга, не облегчения, но – пустоты.

К тому же, для получения заветной премии часто приходится пройти два круга ада. Первый – при непосредственном выполнении проекта. Второй – при попытках доказать своему руководству обоснованность своих финансовых желаний. Во многих компаниях, где мне довелось потрудиться, это была достаточно нетривиальная процедура. А о том, как легко распорядитель бюджетов сможет противостоять этой атаке, мой следующий пункт.

Багаж косяков

Большинство мудрых руководителей умело культивирует у своих работников комплекс вины. Это дает возможность манипулировать последними. Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Поэтому ощущение зависимости от начальства у сотрудника со временем только нарастает. Как и увеличивается желание все бросить и начать заново, с чистого листа. Метод ненавязчивого упоминания прежних косяков хорошо работает, когда нужно убедить выйти поработать в выходной, уменьшить бонус, сдвинуть отпуск. Что, естественно, энтузиазма сотруднику не добавляет.

Дебил-начальник

Со временем любой карась начинает хорошо ориентироваться в своем омуте. И все меньше у него шансов оказаться в зубах у окрестной щуки. Более того, некоторые караси покупают себе вставную челюсть и мечтают самим погоняться за собратьями. Но вот незадача, все вакантные щучьи места заняты. И кем? Близорукими подслеповатыми рыбинами, которые и челюстью щелкнуть как следует не могут.

Зависть

Все помнят поговорку про то, как хорошо там, где нас нет. Но все ее игнорируют на основании другого наблюдения о том, что рыба ищет, где глубже, а планктон – где лучше. Постоянно поступающая информация о карьерных и финансовых успехах знакомых, бывших коллег и просто лиц из новостной ленты, заставляет шевелить булки-полушария не только внутри черепной коробки, но и ниже поясницы. «Ты стоишь большего!» – говоришь ты себе в такой момент, навострившись на очередное собеседование.

Глупость

Каждый дуреет по-своему. Кто-то нашел работу в пяти минутах ходьбы от дома. Кто-то обиделся, что получил премию на три рубля меньше соседа. Кого-то жена приревновала к сослуживице. Кто-то хочет новый 22-дюймовый монитор, но ему его не дают, потому что он стесняется об этом спросить. Разновидностей дури полно, результат один – боец линяет.

В итоге получается достаточно комичная картина. Даже, думаю, можно вывести теорию, допустим, шести перемещений. Товарищ Т1 увольняется из компании К1 и переходит в компанию К2 на место товарища Т2. Который, в свою очередь, уходит в К3, на место, освободившееся от Т3. И так по кругу, пока товарищ Т6, уходящий из К6, не займет место Т1 в К1.

Тут мне могут возразить, что люди вряд ли уходят с понижением зарплаты, и в случае круга такое условие неизбежно порвется. Но тут на помощь приходит логика работодателя. Обычно, если на определенной работе люди долго не задерживаются, а должность нужная, то после очередного увольнения они тупо увеличивают штатный оклад. Вот так и получается бег по замкнутому кругу.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 6 декабря 2012 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Липецк

Спасибо, Владислав!
Сам хотел что-то подобное написать, но пока не могу))

Арт-директор, Абакан

интересно описано про багаж косяков - возьмем на заметку)

Генеральный директор, Тольятти

Все написано верно. Это применимо в отношении всех наемных работников. Ты профессионально растешь, становишься первым руководителем, сам выжимаешь сок из своих работников. Почему? А над тобой есть владелец, который выжимает сок из тебя. Так что это нормально.

Генеральный директор, Ростов-на-Дону

Собственно, содержимое соответствует заголовку. Но вопрос - и что с этим делать то? Сказали А - говорите Б

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.