Как кризисный год изменил отношение к удаленке в России: новые вызовы

Удаленка 2.0 vs российское законодательство

По данным ANCOR, 76% отечественных компаний в прошлом году столкнулись с проблемой эмиграции персонала в другие страны. В ходе «вынужденного переселения» Россию покинули, по разным источникам, сотни тысяч человек. В результате нанимающий бизнес получил лавинообразный поток увольнений, а с теми, кто решил продолжить работу на российские компании, но уже из-за рубежа — множество ранее не существующих проблем (от вопросов информационной безопасности и нюансов трудоустройства до разрыва социальных связей в команде и кризиса управления).

В первую очередь, компании столкнулись с перспективой кратного роста налоговых обязательств. По закону все россияне, находящиеся за границей более 183 дней в году, теряют статус налоговых резидентов страны, из-за чего НДФЛ подскакивает с привычных 13% до рекордных 30%. Помимо этого, новый формат работы из-за границы усложнил и саму процедуру выплаты заработной платы. Уехавшим за рубеж сотрудникам необходимо переводить ее на зарубежные счета, а сделать это в условиях санкций становится все сложнее.

Параллельно с этим в Госдуме в конце 2022 года обсуждался законопроект об ограничении работы на российские компании из-за границы. В случае его принятия отечественный бизнес будет поставлен перед сложнейшим выбором: расторгать трудовой договор с уехавшими из страны ценными сотрудниками, или возвращать их любыми путями домой и в офис. На данный момент большинство работодателей все еще находятся в выжидающей позиции, стараются не терять персонал и не принимать категоричную позицию в отношении возвращения на Родину.

Последствия эмиграции: как ее пережили сотрудники и работодатели

Юридические и организационные сложности — не единственная проблема второй волны удаленки. Часть работодателей, чьи сотрудники уже не первый месяц работают из-за рубежа, фиксируют заметное снижение эффективности их работы, и уже не могут списать это на переезд и первичную адаптацию на новом месте.

Организаторы премии Team Awards в марте 2023 года провели опрос для того, чтобы выяснить, как эмиграция повлияла на эффективность работы и отношения в команде. В результате выяснилось, что каждый третий российский бизнес столкнулся за последний год со снижением вовлеченности удаленного персонала в рабочий процесс. Россияне отмечают, что это повлияло и на отношения в команде: 61% респондентов говорит об ухудшении коммуникации в целом за последний год, 24% отмечают увеличение числа недопониманий и конфликтов, а 22,5% не чувствуют себя одной командой.

Согласно результатам того же опроса, больше всего от эмиграции сотрудников пострадали работодатели из IT (38% голосов), ритейла (25,4%), логистики (16,7%), телекома (11%) и туризма (8,9%). Несмотря на ситуацию, 47% компаний стараются сохранить каждого сотрудника в штате и ищут оптимальные форматы для эффективной удаленной работы, почти каждый третий (31%) бизнес ищет способы удержать преимущественно «ценные кадры», примерно 15% хотя бы частично отказались от работы с коллегами из-за рубежа и 7% не рассматривают удаленное сотрудничество по разным причинам.

При этом больше половины сотрудников (58%) российских компаний, не видят критичных проблем при работе в распределенной географически команде: около 28% голосуют за гибридный график работы, только 12% выбирают ежедневную работу в офисе, а для 28% россиян не важен формат сотрудничества с компанией.

Сохранение рабочего места, а также материальная и моральная поддержка для уехавших за рубеж сотрудников — одна из ключевых задач работодателей в 2023 году. Однако не менее важно отслеживать уровень мотивации и рабочий настрой и тех, кто остался в стране и на своем рабочем месте и работает в одной команде с удаленными сотрудниками, которые не всегда также вовлечены в рабочий процесс. Так, каждый десятый опрошенный сотрудник отметил, что ему стало труднее работать в команде в последний год, четверть теперь рассчитывает в работе только на себя, 8% считают работу в команде неэффективной, так как «слишком многие на удаленке», 9% не доверяют коллегам, поскольку опасаются, что последние могут уехать в любой момент. 

Для решения этой проблемы более 80% сотрудников российских компаний надеются на поддержку от своего работодателя в нестабильное время. 

Как бизнес поддерживает командный дух удаленных сотрудников

Работа в новых условиях стала вызовом не только для подчиненных, но и для руководителей. Для того чтобы организовать процесс работы эффективно, нужно было избавиться от многих старых привычек: уйти от микроменеджмента и гиперконтроля, но сохранить командный дух и мотивацию подчиненных. Задача наладить эффективную командную работу стала ключевой для многих компаний в 2023 году, многие работодатели отмечают, что из-за утечки кадров в разы больше внимания стали уделять командообразованию. Как отечественный бизнес решал проблему? 

Lab Industries (ex-Henkel) 

Многие команды в условиях ограниченности «человеческих ресурсов» пришли к кросс-функциональному подходу и поддерживали желания сотрудников развиваться в смежных компетенциях. В Lab Industries (ex-Henkel) для этих целей разработали программу Leaders of Future. В рамках программы специалисты и опытные эксперты, в том числе удаленные сотрудники, объединяются в пары mentee-mentor (ученик-учитель), и в течение полугода совместно работают над разработкой и реализацией проектов в различных сферах бизнеса. Причем это могут быть направления, абсолютно не связанные с основными функциональными обязанностями сотрудников. Пары работают как по принципу peer-to-peer («от равного к равному»), так и привлекают экспертов из других функций. 

«Энергон»

Для поддержки командных компетенций в компании запустили проект «Команда года». В нем все подразделения получали баллы за «эффективность», которая рассчитывалась в % выполнения плана по продажам каждого коммерческого подразделения и % выполнения плана всей компании для бэк-офиса. Дополнительные баллы начислялись за обучение пройденное и проведенное, отсутствие текучки, успехи команды в кадровом резерве и вовлеченность в корпоративную культуру. В результате все сотрудники были замотивированы на эффективную командную работу и поиск совместных решений, в том числе со своими коллегами на удаленке.

«Росбанк»

В 2022 году банк обновил концепцию корпоративной культуры, теперь она звучит так: «Важен каждый» — это про уважение индивидуальности и признание вклада каждого сотрудника в достижение командных целей. Банк активно использует инструмент удаленной работы — больше половины команды имеет возможность работать в полностью дистанционном или комбинированном форматах по всей стране. Много инициатив было направлено не только на увеличение эффективности работы, но и на поддержание благополучия всей команды в условиях географической распределенности. 

Заключение

Все действия российского бизнеса за последний год были направлены на активную адаптацию к новым реалиям, выстраивание эффективных рабочих процессов и поддержание сотрудников. Если в пандемию «удаленка» воспринималась как вынужденное и временное явление, то события 2022 года дали понять, что собрать команду снова в офисе и в полном составе большинству компаний уже не получится.

Пришлось делать сложный для бизнеса выбор: расставаться с уехавшими сотрудниками, или искать способы и инструменты для результативной работы в распределенной команде. Многие компании пошли по второму пути — и результатом их выбора стало не только сохранение и увеличение числа персонала, но и сохранение высокого уровня мотивации даже в условиях «турбулентности» мира.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Дмитрий Карусев, Сергей Алейников
Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

"Для того чтобы организовать процесс работы эффективно, нужно было избавиться от многих старых привычек: уйти от микроменеджмента и гиперконтроля"

Это не привычки! Это и есть российский мененджмент! Его девиз - микроменеджмент и гиперконтроль! На моем прошлом месте работы (коммерческая торговая компания) камеры видеонаблюдения были в каждом кабинете, в коридорах, столовой, и, наверное, даже в туалете. Вот это и есть российский менеджмент. О какой эффективности работы, мотивации, команде - можно вообще говорить?

"Для решения этой проблемы более 80% сотрудников российских компаний надеются на поддержку от своего работодателя в нестабильное время" - а вот это очень зря. У российских работодателей лояльность всегда односторонняя - работники им должны, а они никому ничего не должны. Как только надо тушить авралы, сидеть на работе в выходные и по вечерам - мы команда. Как разделить полученную прибыль - вот вам средняя зарплата по рынку и не вякайте. Вы рвите попу на британский флаг ради нашего (работодателя) благополучия, а мы вам за это напомним, что за дверью очередь стоит, не нравится - никто не держит.

"события 2022 года дали понять, что собрать команду снова в офисе и в полном составе большинству компаний уже не получится" - вот тут тоже наблюдаю другую тенденцию. Если в пандемию и после работодатели были готовы на удаленку, то сейчас все большее количество вакансий содержат слова "работа только в офисе" - причем даже у тех компаний, которые в пандемию успешно наладили удаленную работу сотрудников. Ну неудобно удаленно заниматься микроменеджментом и гиперконтролем! И не посмотришь по камерам, чем именно занимается сотрудник в конкретную минуту времени!

В целом, наблюдая за ситуацией на рынке, не вижу вообще никаких изменений в поведении работодателей - все также нужен сотрудник 100 в 1, все также молодой и дружный коллектив, ну и так далее.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Дмитрий Карусев пишет:
В целом, наблюдая за ситуацией на рынке, не вижу вообще никаких изменений в поведении работодателей - все также нужен сотрудник 100 в 1, все также молодой и дружный коллектив, ну и так далее.

Дмитрий, а сейчас Вы с работы комментарий написали?

Дмитрий Карусев  20 апреля 2023, 09:17

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Сергей Алейников пишет:
Дмитрий, а сейчас Вы с работы комментарий написали?

Да. А что вас смущает?

Адм. директор, Санкт-Петербург
Дмитрий Карусев пишет:
Сергей Алейников пишет:
Дмитрий, а сейчас Вы с работы комментарий написали?

Да. А что вас смущает?

А как же "тотальный контроль"? Или он сейчас не такой тотальный?

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Сергей Алейников пишет:
А как же "тотальный контроль"? Или он сейчас не такой тотальный?

На моей прошлой работе контоль был тотальным (камеры в каждом кабинете, коридорах, столовой, и так далее, причем с записью звука). Снимки экрана рабочего стола с какой-то периодичностью. На моей пред-пред-прошлой работе начальница сидела напротив меня и каждые 10 минут спрашивала "ну что? на каком ты этапе работы? когда закочишь?" На моей пред-пред-пред-прошлой работе директору по персоналу, который сидел с нами в одном кабинете, сделали замечание за то, что я слишком часто (1 раз в 1,5-2 часа) выхожу на улицу (на 10 минут) отдохнуть. Про трудовой кодекс бояре-рабовладельцы не слышали, разумеется.

На моей текущей работе начальница сидит в одном кабинете со мной и как только видит, что у меня небольшой перекур между заданиями, сразу же старается подбросить мне еще работы - ведь тягловый скот не должен простаивать. Я пишу какие-то комментарии на данном ресурсе далеко не каждый день, обычно или с утра, когда рабочий день еще всерьез не начался, либо если выдается свободная минутка в течение дня. Все мои комментарии по времени написания укладываются в 5-10 минут. По какому-то недоразумению данный ресурс еще не успели внести в нашу систему слежки за сотрудниками, в которой давно запрещены все развлекательные ресурсы. Видимо, начальство считает, что данный ресурс нет смысла блокировать, ведь он мало кому интересен. Самое смешное бывает, когда по заданию начальства нужно найти какую-либо информацию, которая обычно лежит на каких-то ресурсах, имеющих, в том числе, развлекательный контент - то есть для нас заблокированных.

 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Дмитрий Карусев пишет:
На моей прошлой работе контоль был тотальным ....
На моей пред-пред-прошлой работе начальница сидела напротив меня и каждые 10 минут спрашивала "ну что? на каком ты этапе работы? когда закочишь?"
На моей пред-пред-пред-прошлой работе директору по персоналу, который сидел с нами в одном кабинете, сделали замечание за то, что я слишком часто (1 раз в 1,5-2 часа) выхожу на улицу (на 10 минут) отдохнуть. ..
На моей текущей работе начальница сидит в одном кабинете со мной и как только видит, что у меня небольшой перекур между заданиями, сразу же старается подбросить мне еще работы...

Есть улучшения? Есть!(С) Михаил Жванецкий

И это главное! Про удалёнку: да, не прижилась, и "гибкий график работы" тоже идёт со скрипом, если "гнуться" должны обе стороны трудовых отношений!

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Сергей Алейников пишет:
И это главное! Про удалёнку: да, не прижилась, и "гибкий график работы" тоже идёт со скрипом, если "гнуться" должны обе стороны трудовых отношений!

Лично я вижу в удаленке одни плюсы - причем для обеих сторон. То есть прям гнуться тут никто не должен - это не игра с нулевой суммой. Просто объективно есть люди, которые эффективно работают в офисе и им нравится работать в офисе, и есть люди, которые терпеть не могут офис и лучше работают самостоятельно. Предоставив им самим право решить, как работать - значит повысить общую эффективность компании. Вот лично я всю жизнь работаю в офисе - и мне это категорически не нравится. Большая часть моего рабочего времени тратится крайне неэффективно. Вот только сегодня готовил совещания. От начальства постоянно поступают противоречивые задания - то делаем совещание, то не делаем, то делаем, но другое, то этот список людей приглашаем, то другой, то меняем, то не меняем, то пишем речь для главы, то не пишем, то пишем, но коротко, то полную, но не для главы, и т.д. Из-за этих метаний туда-сюда потеряно 80% времени рабочего дня - а эффективность примерно равна нулю. В офисе огромное количество отвлекающих факторов вроде "несколько человек одновременно разговаривают по телефонам" - для меня, как человека, работающего с цифрами, это всегда означает ошибки, потому что сосредоточиться в таком галдеже довольно трудно. Ну и так далее. Думаю, все, кто работал в офисе, это все прекрасно ощущают на себе. Самое мешающее - поступающие постоянно новые срочные задания, для работы над которыми приходится на время бросать текущие, потом возвращаться к ним через время, вспоминать, а что там было в тех задачах. Видел где-то исследования, согласно которым на переключение между задачами у обычного человека уходит не менее 25 минут. Лично для меня предпочтителен режим работы, когда поставлены задачи, поставлены сроки, установлены реперные точки (отчетность) - и все, я спокойно работаю, планирую свое время. Но для того, чтобы так работать, нужно профессиональное и вменяемое руководство, которое умеет организовать работу в отделе - а это нынче большая редкость, насколько я понял из своего опыта. Кстати, насколько я знаю, на моей текущей работе тоже действует программа снимков экрана в разное время (разумеется, негласно), но они скорее мониторят на предмет "чтобы сотрудники не писали и не читали в интернете каких-то оппозиционных сайтов"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.