Как будет стареть «вечно молодое» поколение Y?

Поколение Y не ставит карьерные ценности во главу угла, однако именно это поколение занимает ключевое положение на рынке трудовых ресурсов России. «Игреки» задают тон на потребительском рынке, они создали свою медиасреду. При этом миллениалы слабее представлены в органах власти, чем старшие поколения: по данным РБК, средний возраст депутата Государственной думы седьмого (нынешнего) созыва – 52 года. О том, какие позиции занимают разные поколения на рынке труда, Executive.ru беседует с доцентом кафедры социальной психологии, заместителем декана факультета психологии МГУ им. М.Ломоносова, руководителем направлений «Межпоколенная коммуникация» и «Конфликтные ситуации» компании Business Speech, кандидатом психологических наук Александром Рикелем.

Executive.ru: На чем основывается теория поколений? Есть ли научное объяснение тому, что незнакомые люди, не сговариваясь, вдруг обнаруживают одинаковые взгляды по ключевым вопросам?

Александр Рикель: Над этой темой социологи задумались в середине ХХ века. Суть в том, что если люди на старте социализации – когда были тинейджерами – испытали мощное внешнее воздействие, то последствия этого воздействия они пронесут через всю жизнь. В качестве такого воздействия может выступать любое событие: война, технологический прорыв, социальный кризис… Или отсутствие социального кризиса. Это событие формирует ценности подростков, создает определенный взгляд на мир. Носители этого взгляда образуют определенную уникальную когорту, которую обнаруживают исследователи, занимающиеся изучением возрастной психологии или социальной психологии. Вот такое теоретическое объяснение.

Executive.ru: Тем не менее, внутри одного поколения могут быть представители разных взглядов: левые и правые, консерваторы и новаторы… Как единство, о котором вы сказали в ответе на предыдущий вопрос, сочетается с разнообразием?

А.Р.: Представители поколения не могут совпадать по всем параметрам, иначе мы бы жили в фантастическом мире одинаковых людей, которые представляют собой копии друг друга. Слава богу, мы все – разные. Люди одного поколения совпадают лишь частично: у них есть некоторые базовые принципы, которые фиксирует социальная психология. Например, беби-бумеры, которые воспитывались в советской системе, более коллективистские и более патриотичны, чем, например, представители поколения Y, которые демонстрируют совершенно иные индивидуалистические ценности. При этом надо понимать: если большинство лебедей, которых ты наблюдаешь – белые, это не позволяет тебе утверждать, что все лебеди – белые. В целом поколению беби-бумеров присущ коллективизм, но это не значит, что он присущ всем беби-бумерам. Когда мы говорим о поколении, мы говорим об общих данных – о тех моделях, которые преобладают в данной когорте.

Executive.ru: Как социальные психологи фиксируют эти модели?

А.Р.: Для этого применяются количественные и качественные исследования. Количественные – когда мы берем большие выборки и пытаемся на примере этих выборок получить репрезентативные данные. Качественные исследования проводятся в формате фокус-групп, тренингов. Эти методы позволяют поглубже проникнуть в ценности человека, в особенности его внутреннего мира. Сопоставление результатов количественных и качественных исследований помогает построить объемное видение ценностей поколения.

Executive.ru: То, что мы видели на улицах Москвы в июле и августе 2019 года – это поколенческий раскол?

А.Р.: На улицах Москвы в июле и августе мы видели представителей абсолютно разных возрастов. Если на площадь выходит больше 50 тыс. человек, нет ничего удивительного в том, что в этой аудитории представлены все возрастные группы. При этом, конечно, протест в большей степени присущ молодому поколению, это объяснимо с точки зрения возрастной психологии. Молодости свойственны максимализм, критичность, желание перемен. Не нужно быть психологом, чтобы это заметить. В случае с московскими событиями этого лета можно предположить, что идеи, которые привели людей на площадь, созвучны ценностям свободы, индивидуализма, которые свойственны поколениям Y и Z. Что же касается представителей поколения X, то среди них есть те, кто уже разочаровался в ценностях коллективизма, и те, кто еще не готов от них отказаться. Поколение X занимает в этом смысле промежуточное состояние.

Executive.ru: При этом у власти в России находится поколение беби-бумеров?

А.Р.: Власть многолика. Если говорить про верхние этажи, то да, там находятся представители поколения беби-бумеров. Кстати, не только в России, но и в других странах, например, в США.

Executive.ru: Какое влияние оказывает разница в ценностях на медийную среду России?

А.Р.: Наше общество очень диверсифицировано в плане коммуникационных систем. Оно не однородно. Это не проблема, это – нормальная реальность. Тот контент, который читают «игреки» и «зеты» в соцсетях или в мессенджерах, никак не пересекается с тем контентом, который смотрят в телевизоре беби-бумеры. В Москве и в других городах разные сообщества могут смотреть или читать совершенно разный контент. Есть позиции, которые представлены преимущественно в интернете, или преимущественно в телевизоре. В результате медийное пространство представителей разных поколений может выглядеть совершенно по-разному.

Executive.ru: В каких социальных группах более всего выражен запрос на перемены в общественной жизни?

А.Р.: Жители больших городов, молодежь, средний класс. Эти социальные группы наиболее быстро реагируют на изменения окружающего мира, на технологические, политические и социальные тренды.

Executive.ru: Взгляды представителей разных поколений на экономику – тоже разные?

А.Р.: Мне неизвестно, чтобы кто-то изучал экономические взгляды представителей разных поколений. Но вопросы отношения к профессии, вопросы карьерных ценностей изучены хорошо. Есть множество прикладных исследований на эту тему.

Беби-бумеры были первопроходцами во многих сферах, но, как правило, к реалиям постсоветской экономики большинство из них адаптироваться не смогло.

«Иксы» были первым поколением, которые делали карьеру в условиях открытого рынка, карьеру в классическом понимании этого слова. Можно сказать, они дорвались до карьеры. Они ценят продвижение, статусы, возможности как самоцель.

Люди поколения Y, не заставшие плановую экономику, всегда ощущали себя в мире свободы. Они ценят самореализацию гораздо больше, чем карьеру. Для них карьера – это прежде всего некое удовольствие, которое они должны получать от жизни, и которым они должны делиться с окружающими. Сама по себе карьера в классическом понимании не является для них самоцелью.

Для представителей поколения Z карьера также не является самоцелью.

Таким образом, основной водораздел на рынке труда сегодня четко проходит между представителями поколений X и Y.

Executive.ru: При этом в списке российского Forbes средний возраст – 55-60 лет.

А.Р.: Это не противоречит результатам исследований, о которых я рассказал. Когда мы говорим о поколении, мы подразумеваем не самых ярких представителей, которые есть в любой генерации. Под поколением понимается основная масса людей данного возраста. На закате советской экономики в конце 1980-х годов представители беби-бумеров были в экономически активной фазе. В период раннего рынка в 1990-е годы наиболее предприимчивые представители этого поколения приступили к первичному накоплению капиталов. Подчеркну: наиболее предприимчивые. В основной своей массе представители беби-бумеров, на которых свалились перестройка и рынок, вовсе не занимались приватизацией заводов. Они не смогли адаптироваться к новым экономическим условиям.

А вот с представителями поколения X – ситуация иная. В новых экономических условиях они стали массово искать возможности для успешной карьеры.

Что касается «игреков», им вообще трудно понять, что значит «получить работу». Представитель поколения Y рассуждает так: «Все просто: учишься, трудоустраиваешься, зарабатываешь деньги. Не понравилось здесь – переходишь на другое место. В чем проблема?». Вот такое «непуганое» поколение, не испытавшее ни войн, ни разрушительных экономических кризисов.

Executive.ru: Как будет стареть поколение Y? Они сохранят эти свои взгляды до глубокой старости?

А.Р.: Как я уже говорил, поколение проносит ценности через всю жизнь. Тем не менее, возрастная психология утверждает, что с годами люди становятся чуть более консервативными, чуть больше понимают своих родителей, и чуть больше начинают ценить стабильность, чем в юности. Вопрос в границах этого «чуть». Беби-бумеры, которые изначально воспитывались в условиях жесткой системы, в старости также демонстрируют жесткость. Для «игреков», к числу которых принадлежу и я, прогноз другой: мы, наверное, в старости будем терять свои качества, коснеть и высыхать, но в меньшей степени, чем предыдущие поколения.

Комментарии
Генеральный директор, Москва

Поколение Y и тем более поколение Z, это те люди которые меняют мир и законы бизнеса на всей планете именно с этим связаны постоянно происходящие протесты во всем мире.

Отличный пример разницы в реакции поколения X от поколений Y и Z, это последняя ситуация с игровой компанией, которая в угоду Китая, забанила игрока приветствовашего в прямом эфире выступления в Гонконге. Забанили его поколение X, а поколения Y и Z, устроили бойкот этой игровой компании, вынудив её изменить свое решение.

Так же ситуация с Гретой из поколения Z, тут уже возник ценностный конфликт между ней и поколениями X и даже поколениемY во всем мире.

Поколение Z точно не про деньги, они про экологию и справедливость.

Маленькая корректировка поколение Y не миллениалы, как их назвали в начале статьи, их время закончилось в 2002 году, миллениалы это поколение Z и они не могут ещё быть представлены в органах управления. 

Генеральный директор, Хабаровск

«вечно молодое» поколение Y будет стареть так же, как и все остальные поколения.  Можете проверить ровно через 100 лет.

Исполнительный директор, Самара

На самом деле, все поколения стареют одинаково. Ведь ещё мудрый Черчилль сказал: "Кто в молодости не был революционером - у того нет сердца, а кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума".

Ума у поколения Y достаточно. Поэтому финал предсказуем ;)

Генеральный директор, Москва

На мой взгляд, тема поколения Y уж очень романтизируется

Люди поколения Y, не заставшие плановую экономику, всегда ощущали себя в мире свободы. Они ценят самореализацию гораздо больше, чем карьеру. Для них карьера – это прежде всего некое удовольствие, которое они должны получать от жизни, и которым они должны делиться с окружающими. Сама по себе карьера в классическом понимании не является для них самоцелью.

И одновременно драматизируется 

поколение проносит ценности через всю жизнь. Тем не менее, возрастная психология утверждает, что с годами люди становятся чуть более консервативными, чуть больше понимают своих родителей, и чуть больше начинают ценить стабильность, чем в юности.

Молодости всегда присуще чувство свободы и независимости, и лишь к зрелости мы приходим к пониманию что это не более чем иллюзии. Безусловно, количество, способ и качество подачи информации изменился, но ничего принципиально в системе ценностей не поменялось. И если рассматривать ценности для индивидуума, а именно из них состоят поколения, то они будут такими же как и многие сотни лет назад. Мы хотим быть сыты, одеты, иметь крышу над головой, иметь возможность продолжать свой род, быть нужными хоть кому-то. На этом всё. 

Генеральный директор, Москва

Каждое новое поколение считает себя исключительным. Но это далеко не так. У нас тут на форуме было уже подобное обсуждение и я приводил цитаты о молодежи которым было по 2 тыс. лет.

И я помню сделал вывод, что человечество спасает лишь один непреложный факт - молодость скоротечна.

А по ее прошествию, начинается пора зрелости, с новыми ценностями. с новыми взглядами на жизнь и т.д. и т.п.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Михаил Боднарук пишет:
Поколение Z точно не про деньги, они про экологию и справедливость.

Они не про деньги, но сейчас их скорее всего деньгами обеспечивают родители из поколения X, а кроме того, пока у них еще нет серьезной потребности в деньгах, то есть необходимости добывать деньги любым путем под свои проблемы.

А это произойдет, рано или поздно. Тогда экология и справедливость может отойти на второй план.

Вообще вся эта тема про поколение Z, экологию и справедливость, изменение парадигмы развития напоминает мне сюжет произведения братьев Стругацких "Гадкие лебеди" или более позднего "Хромая судьба".

Журналист, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Маленькая корректировка поколение Y не миллениалы, как их назвали в начале статьи, их время закончилось в 2002 году, миллениалы это поколение Z и они не могут ещё быть представлены в органах управления. 

В Википедии дана другая т.зр:  

Миллениалы или Поколение Y (поколение «игрек»; другие названия: поколение Миллениума (millennials[1]), поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры) — поколение родившихся после 1981 и до 1996 года, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В момент появления термина Поколение Y противопоставлялось Поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению. Встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love).

Источник: Википедия

Исполнительный директор, Самара
Михаил Лурье пишет:

Вообще вся эта тема про поколение Z, экологию и справедливость, изменение парадигмы развития напоминает мне сюжет произведения братьев Стругацких "Гадкие лебеди" или более позднего "Хромая судьба".

Да, Хромая судьба ближе по сюжету )) Да и по смыслу названия тоже.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
пока у них еще нет серьезной потребности в деньгах,

Все ценности поколения очень быстро будут описаны не их свершениями в соцсетях и на плрщадях, а ценниками из магазинов. Площади площадями, а квартплату заплати, на стол принести и жену на юг свози. Весь этот "романтизм" очень быстро улетучится. Останутся только настоящие пассионарии поколения. Но, их единицы.

Мы, вон помню в 16-18 лет, кожаные косухи заклёпками нашпиговали, эракезы цветные на головах понастроили, штаны в колясках понадевали, брэйк-дэнс на набережной покувыркали...и, что?))) Армия( в лучшем случае), и потом реальная жизнь))) а, хорохорились-то))) #металлнавсегда! # сайгон# аквариум# кино., свобода...ну, повспоминаешь, смешно, даже....а так, чтобы снова туда)))) и, музыка другая и заботы другие и отношение совсем иное. 

Увлечения по форме разные, а ростки тоже самое. 

Менеджер, Казань

Мы наблюдаем уникальное событие, в один период времени живут несколько поколений одновременно. Своеобразный бульон из ранородных масс. Разнородных - ключевое слово в этой идее, со всеми вытекающими...

Что касается старения поколений Y, на мой взгляд, это печальное зрелище. Прошу заметить, я  рассматриваю слой целиком, с присущими ему характеристиками, а не отдельных успешных индивидов, коих достаточно много. Масса не способных к созиданию людей, использующие достижения предыдущих поколейний, и в частных случаях попросту сидящих на шеях своих родителей. Поколение перефирии, живущее в большей степени в кредит и в свое удовольствие.

Говоря о Z -ах, наблюдая за детьми и подростками, есть предлпосылки к пологанию того что это будет сильное интересное и деятельное поколение, которое сформирует иное общество, объединенное общими целями.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.