Почему хорошо образованные люди чаще всего неуспешны в жизни?

Для затравки темы приведу известный афоризм Сталина: "Есть логика намерений и есть логика обстоятельств, и логика ОБСТОЯТЕЛЬСТВ сильнее логики намерений.»
Хорошее знание как раз диктует ПРАВИЛЬНЫЕ намерения в бизнесе в управлении и т. д.
Но опираясь на свой личный опыт более 20-летнего управления компанией могу обоснованно утверждать, что проблемные ситуации в компании имея «каноническое» решение из учебников и курсов МБА чаще неприменимо, или даже вредно из-за ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, существующих (возникших) на момент решение проблемы.
Я, конечно, не проводил исследований и не могу точно утверждать, но в моей производственной компании ОБСТОЯТЕЛЬСТВА в 50% случаев диктуют управленческие решения и в основном опираются на ОБСТОЯТЕЛЬСТВА на не на знания из учебников, курсов и даже «универсальных» консультантов.
Отсюда я делаю вывод (возможно спорный) что хорошо образованные люди, потратившие много сил на изучение ЧУЖОГО опыта ориентированы при проблеме на поиск «книжного» решения, а требуется креативное, нестандартное. И в этом их беда …
Креативность в управлении это скорее Божий дар, а не объем знаний.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Объем знаний - это что-то, что может быть в пассиве и активе. Есть эрудиты и энциклопедически образованные, постоянно расширяющие свой запас. Есть те, кто не любит читать и хочет дойти до всего своим умом. Большинство из нас, если мы о менеджменте, что-то знают, что-то читали, что-то пробовали, что-то сделали и могут иметь собственную точку зрения и свои аргументы. Экстремальные случаи бывают реже, или жизнь быстро вносит коррективы.

Можно ли уточнить, что Вы имеете в виду под каноническим и неканоническим, стандартным и нестандартным, креативным и прочим?

Не знаю, что такое "учебники MBA", но сами по себе учебники чаще всего никого и ничему не учат - хотя могут дать известные авторам ответы на какие-то вопросы. Насколько эти ответы применимы в данных обстоятельствах, как именно работают некие теории и концепции, как они сочетаются с другими в данной время и в данной среде - всё это о практике и личном опыте менеджера.

Каждый должен наступить на собственные грабли и сделать правильные (желательно) выводы. Чужой опыт интересен, прежде всего, тем, что в нём иногда можно найти что-то похожее на решаемые задачи - но с уже известным ответом. Обобщения работают редко.

Researcher, Москва
Евгений Равич пишет:
Можно ли уточнить, что Вы имеете в виду под каноническим и неканоническим, стандартным и нестандартным, креативным и прочим?

Понятно, что это просто красивые слова. Точное значение (определения) каждому дать невозможно по крайней мере в нашей отрасли производства программного продукта.

Самый яркий пример, когда мы в 1993 году сделали свой первый продукт для автоматизации банков. Все правила, которым я учил студентов в курсе "Производство программных систем", технологии были нарушены обстоятельствами. А именно. Правила (канонические, стандартные или еще как ни назови) были нарушены обстоятельствами. Первое. Мы начали писать программу БЕЗ Технического задания от заказчика.
 
В дальнейшем было много отступлений от принятых технологий производства, которые продиктованы обстоятельствами работы с заказчиками. Успешно или нет судить трудно, но мы в 2022 году компанией с сотрудниками меньше 200 человек получили годовой доход больше 1,5 миллиарда руб. А около 5 конкурентов за последние годы разорились. 

Это я привел не для того, чтобы себя хвалить. Мне это, на пенсии, совсем не нужно. А для того, что без креатива (нестандартных) решений даже в таком, казалось бы, описанном-переписаном производстве как ПП следуя правилам выжить нельзя. И жизнь последних 20 лет это доказала. 

П.С. Уточняю. Креативные решения в компании принадлежат не лично мне, а небольшой группе товарищей.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Разрешите по заявленной теме добавить свои три копейки. Образованный человек, когда слышит что-то плохо сочетающееся с его знаниями, склонен спорить и доказывать неправоту услышанного с одной стороны, и свою правоту в чем-то с другой. И тем самым он вылетает из возможного сотрудничества.

Ну кому нужен оппонент, нужен партнер, помощник, на худой конец просто благодарный слушатель.

Возможно, не всегда, конечно, надо согласиться с услышанным, может быть с небольшими коректировками, зайти в тему и начать сотрудничать. Ну а уже дальше пробовать как-то нивелировать то, что считает неправильным, и в идеале продвинуть что-то правильное со своей точки зрения.

Кстати, тут в соседней ветке упоминался Карнеги, так он и предлагал сначала с человеком согласиться, ну а уже потом как-то пробивать свое по возможности адаптированное к точке зрения данного человека.

Researcher, Москва
Сергей Средний пишет:
Современное образование полезно в любом случае.

Я не помню, где бы я говорил, что образование бесполезно и не нужно?

Я лично имею 3 вышки и к.т.н. и учился, все время подрабатывая преподаванием в ВУЗе (доцент). 

Тема совсем о другом.

 Она о том, что очень хорошее образование НЕ ГАРАНТИРУЕТ успех в бизнесе (в жизни). Нужно еще что-то.

А что?

Я называю это КРЕАТИВ - нечто оригинальное, творческое, яркое...
Хотите называйте это нетривиальное (solutions). Это сути темы не меняет. 

Главный вопрос (жизнь это подтверждает) - почему ХОРОШЕЕ образование не гарантирует успех в жизни. 

Аналитик, Москва

Креативность в управлении это скорее Божий дар, а не объем знаний.

Согласен абсолютно! Просто раз Божий дар, значит таких мало. А нужно много, вот и заменяют креативность зубрёжкой материалов МБА. Так что не буду отрицать полезность бизнес-образования, но уж лучше с тёртым калачом работать, чем с тем, кто дисциплинированно отсидел курсы. Таких много. 

Был у нас замполит. Перед тем как идти "в народ", он просил принести ему какую-нибудь техническую книжку. А потом ловил кого-нибудь в коридоре и спрашивал, глядя в глаза: "А-ну, расскажи мне, что такое "эффективная площадь рассеивания". А так как память у него была не техническая, то он и помнил-то всего 2-3 примера-вопроса. Но ему казалось, что он выгладел умным. У нас на форуме тоже такие есть. С заранее готовыми вопросами. И, естесственно, ответами.

 

 

Генеральный директор, Москва
Валерий Овсий пишет:
Евгений Равич пишет:
Можно ли уточнить, что Вы имеете в виду под каноническим и неканоническим, стандартным и нестандартным, креативным и прочим?

Понятно, что это просто красивые слова. Точное значение (определения) каждому дать невозможно по крайней мере в нашей отрасли производства программного продукта.

Самый яркий пример, когда мы в 1993 году сделали свой первый продукт для автоматизации банков. Все правила, которым я учил студентов в курсе "Производство программных систем", технологии были нарушены обстоятельствами. А именно. Правила (канонические, стандартные или еще как ни назови) были нарушены обстоятельствами. Первое. Мы начали писать программу БЕЗ Технического задания от заказчика.
 
В дальнейшем было много отступлений от принятых технологий производства, которые продиктованы обстоятельствами работы с заказчиками. Успешно или нет судить трудно, но мы в 2022 году компанией с сотрудниками меньше 200 человек получили годовой доход больше 1,5 миллиарда руб. А около 5 конкурентов за последние годы разорились. 

Это я привел не для того, чтобы себя хвалить. Мне это, на пенсии, совсем не нужно. А для того, что без креатива (нестандартных) решений даже в таком, казалось бы, описанном-переписаном производстве как ПП следуя правилам выжить нельзя. И жизнь последних 20 лет это доказала. 

П.С. Уточняю. Креативные решения в компании принадлежат не лично мне, а небольшой группе товарищей.

Хороший пример - или, отдельными частями, хороший контр-пример.

Вы говорите о периоде в 30 лет и Вашем успешном опыте в производстве,  продаже и развитии некого продукта. Это большой срок. Вопрос, что о каких правилах Вы при этом говорите, и как эти правила связаны с какими-то фундаментальными теориями (или вообще никак не связаны). Факторы успеха - совсем другой вопрос.

Для меня учебники, курсы, статьи, презентации и пр. - это сырьё, которое я как менеджер должен как-то осмыслить, пропустить через себя, что-то проверить и принять решение о применимости в конкретном случае или в моей организации. Ответственность в этом случае лежит на мне. Но мои руки не должны быть связаны. Мало ли на свете учебников, теорий и концепций. Важен результат.

Если Вы о производстве ПО, я когда-то работал с жестким нормоконтролем - иначе было нельзя. Вы это слово наверняка знаете. Ничего порочного в этом не замечалось, с дополнительными временными и прочими издержками все научились справляться достаточно быстро. В других организациях нормоконтроля не было, ничего особенного. 

За 30 лет в отрасли многое изменилось. Как именно в Вашей компании сейчас производится продукт, что на входе и на выходе - Вам виднее. Как при этом используются ресурсы, какие финансовые и другие цели должны быть достигнуты - решаете Вы и Ваши коллеги. А доля креатива (иными словами, реальной новизны и выхода за рамки привычного) зависит от текущей ситуации.

 

 

Researcher, Москва
Валерий Овсий пишет:
Она о том, что очень хорошее образование НЕ ГАРАНТИРУЕТ успех в бизнесе (в жизни). Нужно еще что-то.

Потому, что бизнес -- это немножко война. И чтобы преуспевать в условиях конкуренции и рыночной неопределенности -- мало быть умником с тремя красными дипломами, но надо быть немножко воином, способным принимать порой циничные, но взвешенные и быстрые решения.

Я где-то читал, что среди реально преуспевающих людей почти нет отличников, в основном троечники. А, если мы возьмем Стива Джобса, Цуккерберга, Билла Гейтса, Ингварда Кампрада, того же Тинькова и Абрамовича, итд (имя им легион) -- у них нет даже единственного высшего образования.
Так как не образование гарантирует успех.
Оно полезно и в лучшем случае гарантирует кусок хлеба, может быть с икрой.
Очень хорошее образование дает отличную базу и некоторый статус, плюс отличный нетворкинг (связи). Но это все вторично.

А для реального успеха нужны в первую очередь особые личностные качества.
Человек должен быть воином в душе, с амбициями, стремящимся побеждать и экспансировать. У него должен быть вкус к жизни, холодный разум, рациональность и бесстрашие. И как в боксе быстрая реакция.
Есть еще ряд необходимых качеств, о которых я умолчу. Но основую идею я, надеюсь, донес.

А мотив большинства отличников с красными дипломами -- это потребность в похвале и оценке со стороны более авторитетных товарищей, преподавателей, нанимателей, итп. Тем более, если это ботаники с богатым внутренним миром. Это точно не самодостаточные бизнес-воины, которым никто и ничто не нужно, кроме них самих.

Генеральный директор, Москва
Валерий Овсий пишет:
Она о том, что очень хорошее образование НЕ ГАРАНТИРУЕТ успех в бизнесе (в жизни).

Вряд ли что-то даёт гарантии постоянного (!) успеха, включая какое угодно образование. Успех - это результат работы и сочетание многих обстоятельств, а не список пройденных курсов и полученных оценок. И успех сегодня не говорит о победах завтра.

Валерий Овсий пишет:
почему ХОРОШЕЕ образование не гарантирует успех в жизни. 

Жизнь не состоит из повторов уже известного ( ... содержание любого образования .. ). Хорошее образование может помочь с точки зрения построения фундамента, профессионального и карьерного роста, выбора интересов и целей, общения с правильными людьми, доступа в определенные круги и пр., но работать каждый будет сам.

 

Researcher, Москва
Сергей Средний пишет:
Так как не образование гарантирует успех.

Так я именно об этом! А что? 

Сергей Средний пишет:
А для реального успеха нужны в первую очередь особые личностные качества.

Получается, что вы подтвердили. Нужен   - Божий дар.

Сергей Средний пишет:
Человек должен быть воином в душе, с амбициями, стремящимся побеждать и экспансировать. У него должен быть вкус к жизни, холодный разум, рациональность и бесстрашие.

Так с этим, я так понимаю, рождаются. А получить эти качества каким-либо способом можно? Или полная безнадега...??

Начальник участка, Москва

Образование это процес волощения образа. 

Если образ неадекватен среде, объектам или целям стоящими перед субъектом, тогда хорошее образование будет хуже чем отсутствие такового в принципе. 

То есть рассуждать на тему образования требуется начинать с характеристик решаемых задач и целей стоящих перед субъектом. 

Давайте представим что Валерий Иванович задается вопросом об успешности субъекта для решения задач управления производством продукта. Для успешного рассмотрения требуется рассмотреть базовые компоненты деятельности которые в процессе деятельности производит субъект..

1. личная ответсвенность и воля (образование как институция мало прорабатывает этот аспект).
2. функциональная подготовка, хард и софт скил.
3. интеллект и способность строить 2-3х ходовые цепочки деятельности (мало кто умеет работать даже 2х ходовыми схемами). Помните анекдот: Тю... а нас та за що? (образование с этим почти не работает)
4. умение выстраивать нужные социальные связи (образование с этим не работает)
5. доступ к мат ресурсам и инструментам (образование с этим не работает).
6. понимание рынка, отрасли и его потребностей (образование с этим не работает).
7. Умение не вляпыться или вляпаться в борьбу или дружбу больших структур. Держать нос по ветру. (образование с этим не работает).
8. Определение точки приложения сил - не все направления действий вообще имеют смысл, то есть не везде вообще нужно лезть. (образование с этим не работатет).

Итак мы видим что для реализации многих компонентов образования недостаточно. То есть образования даже в формате МБА дает очень усеченный набор. В погоне за хорошим образованием можно просрать ресурсы которые даже случайно могли прокачать отсутствующие компоненты деятельности.

 

Технический специалист, Санкт-Петербург
Валерий Овсий пишет:
Тема совсем о другом.  Она о том, что очень хорошее образование НЕ ГАРАНТИРУЕТ успех в бизнесе (в жизни). Нужно еще что-то.

Не претендую на истину, но мне кажется, что успехи в бизнесе и успехи в жизни, это всё таки разные вещи...

Успех в бизнесе, совершенно не гарантирует успех в жизни. Бизнес наверное одна из состовляющих жизни, но как правило, если большая, то соответственно на оставшуюся часть остаётся не так много...

Огромная часть людей, не имеющих никакого отношения к бизнесу, абсолютно счастливы и успешны в жизни... Что бы быть счастливым(спешным), совершенно не обязательно быть в бизнесе.

А по существу думаю, что:
Что бы управлять бизнесом, безусловно образование нужно и важно.
Что бы заниматься бизнесом считаю, что образование вредно.

Researcher, Москва
Вячеслав Вайсблех пишет:
Не претендую на истину, но мне кажется, что успехи в бизнесе и успехи в жизни, это всё таки разные вещи...

Я с Вами согласен. Понятия "успехи в бизнесе" и "успехи в жизни" требуют в контексте темы адекватного толкования. 

Я под понятием бизнес понимаю его толкование как ДЕЛО, ЗАНЯТИЕ.

Поэтому успех в бизнесе следует понимать как успех в основной профессиональной деятельности, дающий достаточный доход для удовлетворения жизненных потребностей.

Такая трактовка, опять же в рамках контекста темы, дает возможность сосредоточиться на главном...

Генеральный директор, Москва
Алексей Уланов пишет:
3. интеллект и способность строить 2-3х ходовые цепочки деятельности (мало кто умеет работать даже 2х ходовыми схемами).
Алексей Уланов пишет:
6. понимание рынка, отрасли и его потребностей (образование с этим не работает).
Алексей Уланов пишет:
8. Определение точки приложения сил - не все направления действий вообще имеют смысл, то есть не везде вообще нужно лезть. (образование с этим не работатет).

Почему же?

Все перечисленное можно изучать, обсуждать, тренировать и освежать в самых разных форматах. Для части отраслей могут быть специализации.

Начальник участка, Москва
Евгений Равич пишет:
Алексей Уланов пишет:
3. интеллект и способность строить 2-3х ходовые цепочки деятельности (мало кто умеет работать даже 2х ходовыми схемами).
Алексей Уланов пишет:
6. понимание рынка, отрасли и его потребностей (образование с этим не работает).
Алексей Уланов пишет:
8. Определение точки приложения сил - не все направления действий вообще имеют смысл, то есть не везде вообще нужно лезть. (образование с этим не работатет).

Почему же?

Все перечисленное можно изучать, обсуждать, тренировать и освежать в самых разных форматах. Для части отраслей могут быть специализации.

Со всем этим можно работать, но таких учебных курсов нет. Дело не в сложности. В рамках современного мейнстрима эти темы задвинуты. Или на уровне ценностей запрещены и в рацио формате на них разговаривать нельзя, неудобно, неприлично, вне зависимости от результативности.

Ок, недавно я занимался с племянницей уроками. Математику и прописи без проблем, а читать не пошло. 40 минут слезы, бесполезные уговоры, сопли и тд. Потом я принес ремень и положил на стол. Мы очень быстро и качественно прочитали указанный объем и радостно побежали играть. То есть метода работает в спорте, в армии и везде где нужен результат, но в рамках общества свободного выбора это тирания, диктаторство, абьюзинг и тд. И соответственно обсуждать эффективные методологии и развивать их на новом технологическом уровне нельзя. 

И если серьезно разговор следует начинать с ценностей принятых в обществе. И как это отображается на институциях и какие образовательные программы эти институции могут реализовать при этих ценностях в принципе.

 

 

Генеральный директор, Москва
Алексей Уланов пишет:
Евгений Равич пишет:
Алексей Уланов пишет:
3. интеллект и способность строить 2-3х ходовые цепочки деятельности (мало кто умеет работать даже 2х ходовыми схемами).
Алексей Уланов пишет:
6. понимание рынка, отрасли и его потребностей (образование с этим не работает).
Алексей Уланов пишет:
8. Определение точки приложения сил - не все направления действий вообще имеют смысл, то есть не везде вообще нужно лезть. (образование с этим не работатет).

Почему же?

Все перечисленное можно изучать, обсуждать, тренировать и освежать в самых разных форматах. Для части отраслей могут быть специализации.

Со всем этим можно работать, но таких учебных курсов нет. Дело не в сложности. В рамках современного мейнстрима эти темы задвинуты. Или на уровне ценностей запрещены и в рацио формате на них разговаривать нельзя, неудобно, неприлично, вне зависимости от результативности.

Пока не совсем понятно, в чем Вы видите проблему. Теряюсь в догадках, что тут можно запретить, при чем здесь ценности и т.д.. Материала сколько угодно.

По списку:

3. Не знаю точно, что подразумевается под двухходовыми схемами - поясните,  может быть больше или меньше математики и совсем разный контекст и примеры.

Но вариантов много - от азов теории игр и What-If анализа до систем принятия решений (decision-making) и решения проблем (Problem Solving).

А уж по поводу развития интеллекта и каждого полушария в отдельности - было бы желание.

6. Обычный курс маркетинга с учебником университетского уровня + отраслевая специализация. Скажем, актуальные примеры + приглашенные эксперты.

8. = 3+6 (отдельные разделы) + элементы курса по стратегии и курса по финансам. Ничего особенного не вижу. Обычный вопрос "что будет, если ..." и анализ возможных вариантов. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии