Аккредитация IT-компании: зачем она нужна и как пройти ее без боли

Оформление аккредитации – это право, а не обязанность компании. Однако без нее бизнес не сможет претендовать на уникальные преференции и послабления.

Для чего проходить аккредитацию

В качестве наиболее значимых и важных льгот можно выделить:

  • Сниженную ставку по налогу на прибыль. Ранее базовая ставка для большинства участников рынка составляла 20%, но с 2025 года ее размер увеличился до 25%. Аккредитованные IT-компании до недавнего времени не платили налог на прибыль, а сегодня платят его по ставке 5%.
  • Пониженные страховые взносы. Вместо стандартных 30% аккредитованные IT-компании платят взносы по единому тарифу 7,6%. На выплаты, превышающие предельную базу (2,759 млн руб. в 2025 году), взносы не начисляются, в то время как остальной бизнес применяет ставку 15,1%.
  • Оформление иностранных специалистов в упрощенном порядке – право трудоустраивать работников из-за границы без соответствующего разрешения и патента. Помимо этого, IT-компаниям не требуется разрешение на привлечение иностранцев. Касается стран, у которых с Россией установлен визовый режим.
  • Ипотека для сотрудников на особых условиях. Работникам аккредитованных IT-компаний доступна субсидируемая государством ипотечная программа со ставкой до 6% годовых. 
  • Отсрочка от призыва в армию для IT-специалистов. Она распространяется как на срочную службу, так и на службу по мобилизации. Основания и правила предоставления отсрочки зависят от ее вида.

Для использования налоговых льгот недостаточно просто пройти аккредитацию. Есть допусловие: нужно получить не менее 70% прибыли от IT-продуктов. Если по итогам квартала доля выручки от профильной деятельности окажется меньше, платить налог и взносы придется в общем порядке.

Каковы условия аккредитации 

Пройти аккредитацию может исключительно юридическое лицо, поэтому, если вы ведете IT-бизнес, но зарегистрированы в качестве ИП, то рассмотрите вариант с открытием ООО. Положенные льготы и преференции могут перевесить дополнительные расходы и сложности с работой в качестве юрлица.

Базовые условия

Есть несколько базовых критериев, которым должна соответствовать любая IT-компания, претендующая на получение аккредитации. К ним относятся:

1. Работа под профильным кодом ОКВЭД. Всего таких кодов 27 и их перечень утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ. Профильный ОКВЭД должен быть основным в ЕГРЮЛ, причем для некоторых видов деятельности также требуется указание дополнительных кодов.

Правило с дополнительным кодом распространяется на следующие основные ОКВЭД: 26.20.4, 26.30.16, 46.51.2, 47.91.2, 58.11, 58.13, 58.14, 58.19, 58.21, 58.29, 59.14, 60.10, 60.20, 63.91, 71.20.9, 73.11, 73.12, 73.20.1, 74.90.9, 85.30, 85.41, 85.42, 95.11. При ведении деятельности под любым из перечисленных кодов у компании обязательно должен быть дополнительный ОКВЭД из групп 62 либо 63.1 классификатора.

Предположим, основным кодом предприятия является 46.51.2 (оптовая торговля ПО). Чтобы бизнес мог претендовать на льготы, в качестве второго должен быть указан, например, 62.01 (разработка ПО). 

Помните об этом и при регистрации организации сразу указывайте в заявлении нужные коды. Если же уже работаете в сфере IT, но в силу тех или иных причин у организации нет ни одного ОКВЭД, необходимо обратиться в ИФНС и внести изменения в ЕГРЮЛ.

2. Наличие сведений о специфике деятельности IT-компании на официальном сайте организации. Речь идет как об информации о самой компании, так и о ее продуктах, услугах, успешных кейсах, отзывах клиентов. Учтите, что сайт обязательно должен быть в сегменте .ru или .рф.

3. Отсутствие задолженности перед бюджетом. У компании на момент подачи заявки не должно быть долгов по налогам и сборам на сумму больше 3 тыс. руб., а у директора – непогашенной судимости. Подтверждать отсутствие задолженности не нужно, ведомство самостоятельно запросит всю интересующую информацию.

4. Наличие разрешения на раскрытие налоговой тайны. Без этого уполномоченное ведомство не сможет убедиться, что бизнес соответствует установленным критериям, в частности, по объему выручки и размеру заработной платы сотрудников.

5. Организация не входит в перечень исключений. Банки, мобильные операторы, страховщики, компании с долей госучастия более 50% не могут претендовать на получение IT-аккредитации и всех связанных с этим льгот. 

Крупные компании могут выделять свои IT-подразделения в дочерние организации ради получения аккредитации – по согласованной позиции Минцифры и налоговой подобные действия не признаются дроблением бизнеса и не влекут соответствующих юридических последствий.

Дополнительные условия

Помимо основных требований, есть и дополнительные, зависящие от выбранного порядка получения аккредитации. Рассмотрим их подробнее.

1. Общий порядок

Этот вариант подходит развитым компаниям со стабильным доходом и высоким доходом сотрудников. Доптребования следующие:

  • Средняя зарплата работников за последние три месяца не ниже усредненных значений. Если говорить обобщенно, то ее считают так: суммируют все выплаты и вознаграждения работникам и делят на количество людей в штате. Полученное значение Минцифры будет сравнивать с данными Росстата. Для справки: согласно официальной статистике средняя зарплата в России на конец 2024 года составляла почти 130 тыс. рублей до вычета налогов.
  • Выручка от IT-занятий превышает 30% от общего дохода. Учтите, что этот процент касается только прохождения аккредитации. Для оформления налоговых льгот значение должно быть не менее 70%. 

Профильная деятельность, учитываемая при расчете дохода, отличается от кодов ОКВЭД. Например, в перечне, который утвержден отдельным приказом, есть такие направления, как обучение нейросетей или оказание услуг в сфере кибербезопасности.

2. Аккредитация правообладателей российского ПО

Такие заявители могут не платить высокую зарплату сотрудникам, но должны соблюдать иные предусмотренные условия:

  • Компания владеет правами на ПО, включенное в соответствующий государственный реестр, и получает прибыль от его продажи.
  • Суммарный доход превышает 1 млн руб. за прошедший год. Если бизнес существует меньше этого времени, считается доход с момента регистрации.
  • Профильный доход составляет не менее 30% от общего заработка.

3. Аккредитация стартапов 

Этот вариант подойдет начинающему бизнесу, у которого нет стабильного дохода либо он совсем небольшой. Условия здесь следующие:

  • Зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону.
  • Возраст компании (считается с момента регистрации) на момент подачи заявления не более 3 лет.
  • Общий доход стартапа не превышает 1 млн руб.

Если в регионе регистрации бизнеса ведется реестр стартапов, то бизнес обязательно должен состоять в нем. По состоянию на конец 2024 года такие реестры были созданы в 9 субъектах страны: Москве, Татарстане, Башкортостане, Приморском крае, Нижегородской, Челябинской, Кемеровской, Амурской и Мурманской областях. Для компаний из других регионов данное требование не действует — достаточно просто соответствовать вышеперечисленным условиям. Однако учтите, что число субъектов с реестром постепенно расширяется.

Как оформить аккредитацию IT компании: пошаговая инструкция 

Вся процедура проходит через личный кабинет компании на Госуслугах. Заполнять документы и подавать заявление должен руководитель либо иное уполномоченное доверенностью лицо. Сам же процесс состоит из нескольких этапов:

  • Раскрытие налоговой тайны. Соответствующее заявление необходимо подать до начала непосредственной аккредитации, иначе ведомство не сможет получить нужную информацию и провести проверку. Большая часть сведений тут заполняется автоматически, поэтому останется только все проверить и приложить справку о доле IT-выручки.
  • Подача заявки на IT-аккредитацию. Нужная форма также находится в личном кабинете компании. Основная информация опять же загрузится из профиля Госуслуг: ее нужно проверить и подтвердить, что организация соответствует предусмотренным критериям. К самому заявлению необходимо приложить справку об отсутствии судимости у руководителя, справку о доходах от IT-деятельности, а также документ, подтверждающий принятие налоговой обращения на раскрытие тайны. Платить государственную пошлину за рассмотрение заявления, равно как и за всю процедуру аккредитации, не нужно.
  • Ожидание ответа. Заявка рассматривается в течение 15 рабочих дней, после чего по ней принимается решение. 

При получении одобрения соответствующее уведомление появится в личном кабинете Госуслуг. Никаких дополнительных действий для получения права на использование льгот от руководства компании не требуется. Главное – следить за соблюдением всех критериев и периодически подтверждать эту информацию. 

Почему могут отказать в предоставлении аккредитации и что в этом случае делать

Исчерпывающий перечень причин, по которым заявителю могут отказать в аккредитации, закреплен в п. 17 Положения, утвержденного ПП РФ от 30.09.2022 № 1729. Как показывает практика, наиболее распространенными являются следующие:

  • не соблюдены условия аккредитации, например, по размеру оклада сотрудников;
  • обнаружена налоговая задолженность или неснятая судимость руководства организации;
  • отсутствует разрешение на раскрытие налоговой тайны.

При вынесении отказа ведомство обязательно разъясняет причины принятия решения. Если согласны с допущенной ошибкой – устраните проблему и подайте заявление еще раз. Если же считаете, что решение неправомерно, например, у вас требуют не предусмотренные регламентом документы, просят деньги или просто отказывают без объяснения причин, когда все условия соблюдены, то его можно обжаловать.

Есть три способа подать жалобу: через Госуслуги, по электронной почте или заказным письмом непосредственно в ведомство. В тексте важно грамотно изложить свои доводы и сослаться на необходимые нормы, поэтому при отсутствии у вас соответствующих знаний и опыта, имеет смысл доверить эту задачу специалисту.

Как подтвердить действующую аккредитацию

Сама аккредитация действует бессрочно, но раз в год получившая ее компания должна подтверждать соответствие всем критериям. Для этого до 1 июня необходимо подать через Госуслуги два документа (в ином случае бизнес автоматически лишат аккредитации):

  • заявление руководителя о том, что профильная выручка превышает 30% от общих доходов;
  • справку с расшифровкой всех видов полученных доходов.

Проверка проводится до 1 июля, причем ведомство смотрит как на представленные документы, так и на сведения от налоговой инспекции. При необходимости Минцифры вправе запросить дополнительную информацию – ее нужно предоставить в течение 5 рабочих дней.

Также один раз в год в отношении аккредитованной компании может проводиться внеплановая проверка. Если ведомство обнаружит, что бизнес перестал отвечать установленным требованиям, то аккредитацию могут отменить. 

Равно как и при получении отказа, это решение может быть обжаловано и отменено.

Отмечу, что компании, получившие аккредитацию после 1 апреля текущего года, а также организации, платившие страховые взносы в I квартале прошлого года по сниженным тарифам, от проверок освобождены.

Что может измениться

Весной 2024 года Минцифры разработало проект, который призван расширить и сделать аккредитацию более доступной, а также упростить сам процесс. В качестве основных изменений можно выделить:

  • отмена требования по объему выручки для стартапов-МТК, открытых менее 3 лет назад;
  • упразднение регулярных подтверждений при получении компанией аккредитации в год регистрации;
  • сокращение периода проверки по уровню заработной платы с 5 до 2 кварталов.

По состоянию на апрель 2025 года эти поправки все еще находятся на этапе рассмотрения. Сказать, когда их примут и произойдет ли это вообще, невозможно. Однако, если проект все же продвинут, претендовать на аккредитацию сможет большее количество компаний, а процедура станет более удобной.

В заключение отмечу, что сегодня государство стремится всячески поддерживать IT-компании и есть все основания предполагать, что различных льгот и преференций будет становиться только больше. Поэтому, если ваш бизнес соответствует установленным критериям, нет ни единой причины откладывать вопрос с включением организации в реестр Минцифры.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Анатолий Курочкин
Ради бога, ваша тема, вы же сами ко мне обратились. Но у него я не вижу истерики, тут вы как-то ...
Все дискуссии
HR-новости
Каждая вторая компания готова повысить зарплату, чтобы удержать сотрудника

Также работодатели готовы снижать нагрузку и предлагать карьерный рост.

Panasonic уволит 10 тысяч сотрудников

Японская компания стремится оптимизировать численность персонала для повышения эффективности бизнеса.

В России предложили ввести налог на бездельников

Профессор Финуниверситета предложил ввести НДФЛ и взносы в фонд ОМС для неработающих обеспеченных людей — рантье, детей богатых родителей и домохозяек.

Что мешает россиянам быть более продуктивными на работе

Выгорание и недостаток энергии — главная причина снижения продуктивности для почти половины опрошенных.