Первый бизнес: 4 истории «выживших» о том, как остаться верным своему делу

Редакция Executive.ru продолжает серию публикаций о первом бизнесе. Предыдущая статья была посвящена ошибкам погибших – в ней эксперты поделились своими историями о том, как делали первые шаги в бизнесе. Ценные уроки были вынесены, но опыт остался далеко в прошлом.

На этот раз публикуем истории тех, для кого первый бизнес стал делом всей жизни. Как не упасть духом, если партнер оказался аферистом? Почему удачная работа в крупной компании не означает быстрый триумф в своем деле? В чем главный секрет успеха бизнеса? Ответы на эти вопросы – в историях предпринимателей.

Как IT-специалист создал свою компанию

Дмитрий НорДмитрий Нор, директор компании SkySoft, эксперт Executive.ru

Мой первый и единственный бизнес – это моя IT-компания, которая занимается разработкой приложений на заказ. Все началось в 2015 году после того, как я закончил работу в международной IT-компании. Меня не устраивали ее подходы к работе, поэтому я решил открыть свое дело.

Самая первая серьезная ошибка, которую я допустил – думал, что если буду успешно продавать в чужой компании, то в своей все пойдет также гладко. Это не так. Для того чтобы в своем бизнесе нормально пошли продажи и появились хорошие деньги, он в первую очередь должен стать бизнесом и восприниматься окружающими именно таким образом. Этот этап сложно пройти, поскольку изначально нет ни денег, ни клиентов, ни специалистов, ни репутации. А пока это все не появится – не будет нормального восприятия компании.

Вторая ошибка была совершена уже тогда, когда компания встала на ноги – был штат крепких специалистов, и мы начали работать с серьезными коммерческими заказчиками и госструктурами. Я думал, что серьезные организации, которые давно на рынке, будут добросовестно выполнять свои обязательства, но это оказалось не так, особенно если в мире кризис (это было с 2020 по 2024 год). Заказчики просто не выполняли свою часть договоренностей. Был случай, когда я на полгода остался без денег, а сотрудники получали очень низкую зарплату. Это была очень сложная ситуация, из которой мне удалось выбраться.

Исходя из этих сложных и серьезных ситуаций, я сделал на будущее следующий вывод: нужно очень правильно и адекватно оценивать свои возможности и требовать с заказчиков гарантий исполнения своих обязательств. Это очень важные вещи, которые позволят сильно сэкономить время для себя и гарантировать работникам нормальный уровень жизни, потому что от меня зависит их благополучие.

Как два брата превратили один станок в сеть заводов

Владимир ЛозенкоВладимир Лозенко, СЕО и основатель международной сети заводов ЛСТК «Фабрика каркасов»

Мы с братом Денисом выпускники Уссурийского суворовского училища и Академии МЧС. Мечтали о карьере инженеров-спасателей. Еще со времен курсантской практики помню, как нас увлекал процесс разбора завалов и деблокирования пострадавших в ДТП – работа с металлом и конструкциями была нам по душе. Однако судьба распорядилась иначе, направив нас после службы в сторону производства металлоизделий.

Решив попробовать себя в строительстве, мы откликнулись на предложение знакомых поставлять металлопрофиль для гипсокартона на стройку. Так начался наш путь в металлообрабатывающем бизнесе.

Со временем рынок гипсокартонного профиля стал перенасыщенным. Нерегулируемость отрасли привела к тому, что производство запускали чуть ли не в каждом гараже, жертвуя качеством ради снижения цены. Такой подход противоречил нашим принципам — делать все качественно.

Постепенно бизнес начал угасать. Мы понимали, что в этой сфере сложно конкурировать, сохраняя высокое качество. Но вскоре нам попалась совершенно иная технология – производство готовых изделий заводской точности. Мы поняли: за этим будущее. В 2008 году нам удалось приобрести станок для производства легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК). Технология была новой для России, информации – минимум, но мы чувствовали огромные перспективы. Начались эксперименты, изучение возможностей, поиск своей ниши. Мы поверили в будущее ЛСТК: новый для российского рынка материал давал шанс построить бизнес по-новому.

Все начиналось с одного импортного станка. Однако зависимость от поставщика оборудования делала нас уязвимыми: оплата за каждый метр производимой продукции зависела от курса валюты. Тогда мы решили создавать собственные станки.

Осознавая новизну ЛСТК для российского рынка, мы сделали ставку на продвижение в социальных сетях, демонстрируя свои системы. К 2018 году, имея за плечами 10 лет опыта, мы запустили YouTube-канал, где рассказывали о технологии, показывали примеры работ и объясняли преимущества ЛСТК. Эта стратегия оказалась эффективной и привлекала клиентов со всей России.

В результате мы быстро выросли из региональной компании в крупного игрока рынка с более чем 20 представительствами по всей стране (заводы, офисы, дилеры, партнеры) и вышли на международный уровень, заключив партнерства с компаниями из 15 стран. Сейчас я развиваю бизнес в России и СНГ, а мой брат курирует международное направление. Так, начиная с малого, мы построили международную сеть заводов и заняли прочные позиции на рынке ЛСТК.

Этот опыт научил нас важности тщательного анализа рынка, оценки конкуренции и разработки стратегии, учитывающей возможные риски. Мы поняли, что важно не только производить качественный продукт, но и защищать свои разработки и бороться за свою нишу на рынке. Не стоит бояться новых идей и технологий. Нужно искать возможности для развития и не останавливаться на достигнутом, быть готовым к трудностям, и тогда успех обязательно придет.

Как тренер создал свою школу

Татьяна ЛьвоваТатьяна Львова, основатель и директор школы бильярда Poolschool

Мой первый и единственный бизнес — школа бильярда. Ее основой были амбициозные цели: воспитание достойных людей, сильных спортсменов, которыми будет гордиться наша страна и которые добьются побед на международной бильярдной арене.

Мои первые шаги в организации детских бильярдных секций были непростыми. Занятия проходили в бильярдных клубах, где курили и выпивали взрослые, что создавало неловкую атмосферу. В основном ко мне приходили дети родителей, которые сами увлекались бильярдом.

Ситуация изменилась в 2014 году, после запрета курения в общественных местах, что позволило активнее рекламировать секцию и привлекать больше детей:

  • С 2002 по 2007 год у меня была одна группа.
  • С 2008 по 2015 год к работе присоединились тренеры из Москвы и Калуги, и мы вели занятия в двух городах и трех клубах.
  • С 2015 года началось расширение тренерского состава: сейчас в школе работают 8 тренеров.
  • С 2018 года мы открываем собственные залы, соответствующие современным стандартам спортивной школы.

Мой бизнес не требовал больших первоначальных вложений или крупных покупок. Сейчас у нас есть инвентарь, на который мы заработали сами. Спортивная сфера, особенно бильярд была незанятой нишей, поэтому я искала информацию о построении бизнеса в других видах спорта, учитывая специфику работы с детьми и конкуренцию за привлечение юных спортсменов. В 2005 году у меня занималось до 10 детей, то сейчас их уже 150. В рамках проекта «Московское долголетие» занимаются более 200 человек, есть взрослые группы, где занимаются около 50 человек. Мы регулярно проводим мастер-классы и турниры, предоставляя площадку для активного досуга.

Как в первые годы, так и сейчас, самым сложным остается привлечение новых учеников. В начале для продвижения мы использовали: раздачу листовок у магазинов, станций метро и школ, рекламу на подъездах, досках объявлений и асфальте, размещали рекламу на задних стеклах автомобилей. С развитием интернета создали сайт и начали использовать инструменты продвижения на сторонних платформах и в соцсетях. Мы открыты новому и охотно применяем различные бизнес-идеи в области маркетинга, продаж и социального позиционирования. Было бы правильно нанять хорошего специалиста, но пока у нас нет такой возможности.

Мы привязываемся к нашим ученикам, сближаемся с их семьями, и раньше моей главной ошибкой было стирание границ между личным и рабочим. Со временем я научилась соблюдать эту дистанцию.

Как не сдаться после предательства партнера

Евгений ГиркинЕвгений Гиркин, основатель и генеральный директор группы компаний ToDoFood

Мечта уйти из найма и работать на себя осуществилась – я вошел полноправным партнером в компанию, которая занималась поставками продуктов питания из Китая, в том числе панировочных сухарей. Мое образование в сфере по внешнеэкономической деятельности и уже полученный опыт в найме полностью соответствовали новому профилю работы.

Главная моя ошибка заключалась в том, что я ничего не знал о своем партнере, который в итоге оказался аферистом и в один прекрасный день скрылся в неизвестном направлении, прихватив с собой весь товар. К тому же, все договоренности о сотрудничестве были только на словах и доверии, не были закреплены юридически. Я не упал духом и не вышел из бизнеса. Справившись не без помощи близких с погашением кредита, который специально взял для совместного бизнеса в размере 3 мл. руб., я просто начала все с нуля.

Конечно, у меня были сомнения – какую именно сферу деятельности выбрать, но после недолгих раздумий, я решил продолжить тему поставок панировочных сухарей, потому что:

  • эта ниша была на тот момент не особо занята,
  • я уже в этом направлении начал разбираться,
  • осталась база клиентов, наработанная вместе с бывшим лжепартнером. 

Прошло почти 10 лет, сегодня я владелец группы компаний, выпускающих тонны продукции для паназиатской кухни. В свое время я не только не побоялся начать заново свое дело, но и первым в России открыть производство по выпуску панировочных сухарей. Пришлось много учиться, в том числе, на собственных ошибках.

Главный секрет успеха я вижу в том, что, занимаясь бизнесом, во главу угла нужно ставить не деньги, желание заработать, а любовь к своему делу. Если будешь полностью отдаваться своей идее, буквально гореть ей, то и все остальное придет.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Прекрасный материал! Только свою историю добавлю, там про мой первый бизнес, который я еще в школе начал )))

Помнится в 5-ом классе продавал своим друзьям по двору деревянные пистолеты. Их еженедельно искусно вырезал из деревяшек мой дедушка на ночных дежурствах.

Пистолеты были просто шикарные! По сравнению с некоторыми из них все современные киношные бластеры-шмастеры и рядом не стояли. Поэтому все «наши» были «вооружены» на зависть.

Цена начиналась от 50 копеек за штуку - невероятный ценник для начала 80-х. Пластиковые поделки в магазинах стоили около рубля.

Спрос был колоссальный! Покупатели занимали очередь, списки какие-то вели. Особых трудов стоило уговорить «производителя» увеличить производство. На некоторые модели принимал предзаказы - их цены доходили до нескольких (!) рублей. Сумасшедшие деньги для школьника! )))

В общем, мой школьный «бизнес» приносил приличный доход и жил я на широкую ногу. Если бы кто-то тогда объяснил мне, что надо деньги копить... Но я не про то, какой я был транжира, а про бизнес )))

У всего бывает конец. Как было дело в моем случае. Как-то мне удалось скопить 10 рублей. 10 тщательно отутюженных купюр по рублю, перевязанных бумажной лентой «как в банке». Однажды я уехал в летний лагерь, а эту пачку случайно нашла моя матушка. И самым беспардонным образом мои накопления реквизировала. Потому что «негоже школьнику иметь тааакииие деньги». Не помогли никакие мои увещевания — деньги перекочевали в семейный бюджет...

Тогда же я впервые испытал на себе все прелести эмбарго — о моих «махинациях» прознал дед и «поставки оружия» прекратились. 

По идее, согласно теме статьи, я должен был бы рассказать, что я все пережил и бла-бла-бла и ̶д̶о̶ ̶с̶и̶х̶ ̶п̶о̶р̶ ̶т̶о̶р̶г̶у̶ю̶ ̶о̶р̶у̶ж̶и̶е̶м̶. Однако нет. ))) Распродал я остатки своих запасов и мой первый бизнес затух. Помню, сильно расстраивался тогда, ведь мне было лет 12, а шикарная жизнь закончилась ))) Хорошо хоть интерес к предпринимательству остался ))

Консультант, Новосибирск

Интересно читать истории «выживших».

Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Интересно, по какой причине такая пропорция?

Независимый директор, Москва

Прекрасная статья ! Особенно понравился бизнес на спортивном увлечении !

Татьяна Львова, основатель и директор школы бильярда Poolschool

Мой первый и единственный бизнес — школа бильярда. Ее основой были амбициозные цели: воспитание достойных людей, сильных спортсменов, которыми будет гордиться наша страна и которые добьются побед на международной бильярдной арене.

Успехов вам !

Аналитик, Москва

Замечательные истории!
Успехов вам, друзья!

В 2007 году мы с друзьями организовали некий "комитет взаимопомощи". Это можно назвать фондом. Социальное предпринимаельство. Не было желания зарабатывать большие деньги, скорее было желание действительно объединить некоторую профессиональную группу моряков для помощи. Ну и всё-таки зарплаты для более старших товарищей.

Мы ожидали, что наши прекрасные дела получат поддержку от спонсоров, от банков, от грантов. Мы помогали с лечением детям наших моряков, помогали и взрослым в тяжёлой ситуации. Нашли, кстати, могилу космонавта Нелюбова. Организация просуществовала до 2022 года. Людей объединить удалось. Мы ликвидировались.

Но что я хотел бы сказать. Помощ от спонсоров нам получить удалось пару раз  на не очень большие суммы. Банки категорически игнорировали наши запросы. Всё абсолютно. Попытки получить грант не увенчались успехом (было 8 попыток на региональном и федеральном уровне). Гранты получали как правило бюджетные организации за какие-нибудь довольно серые акции. Мне объясняли потом, что их так поддерживают.

А мы жили по принципу "шапка по кругу".

Что удалось? Мы всё-таки объединились. Нас несколько тысяч по всем странам мира. Дружим и встречаемся. Сейчас вот ребятам на фронте помогаем. Только "Буханок" мы отправили почти 40 штук. 

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Консультант, Новосибирск
Алексей Аникин пишет:
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Могу согласиться, что статистика по юридическим лицам действительно отличается от реальной.

Юрлицами могут играть крупные бизнесмены и не сильно крупные.

А многие предприниматели начинали и заканчивали без юрлиц...

А у стартапов есть статистика по выживаемости?

Инженер, Томск
Николай Сычев пишет:
Алексей Аникин пишет:
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Могу согласиться, что статистика по юридическим лицам действительно отличается от реальной.

Юрлицами могут играть крупные бизнесмены и не сильно крупные.

А многие предприниматели начинали и заканчивали без юрлиц...

А у стартапов есть статистика по выживаемости?

Есть. 3-5%
Это по данным импортных венчурных фондов.

Консультант, Новосибирск
Евгений Пугачев пишет:
Николай Сычев пишет:
Алексей Аникин пишет:
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Могу согласиться, что статистика по юридическим лицам действительно отличается от реальной.

Юрлицами могут играть крупные бизнесмены и не сильно крупные.

А многие предприниматели начинали и заканчивали без юрлиц...

А у стартапов есть статистика по выживаемости?

Есть. 3-5%
Это по данным импортных венчурных фондов.

Интересно, а что с остальными происходит после того, как венчурные фонды их списали?

Инженер, Томск
Николай Сычев пишет:
Евгений Пугачев пишет:
Николай Сычев пишет:
Алексей Аникин пишет:
Николай Сычев пишет:
Правильно ли я понимаю, что сейчас на 4-х выживших приходится примерно 100 не выживших?

Видимо неправильно ))
Даже как-то рассуждал на эту тему

Могу согласиться, что статистика по юридическим лицам действительно отличается от реальной.

Юрлицами могут играть крупные бизнесмены и не сильно крупные.

А многие предприниматели начинали и заканчивали без юрлиц...

А у стартапов есть статистика по выживаемости?

Есть. 3-5%
Это по данным импортных венчурных фондов.

Интересно, а что с остальными происходит после того, как венчурные фонды их списали?

Закрываются.

Потом владельцы могут открывать новые бизнесы, иногда используя неявные активы, наработанные в рамках стартапа, но это другая история.

Консультант, Новосибирск
Евгений Пугачев пишет:
Интересно, а что с остальными происходит после того, как венчурные фонды их списали? Закрываются. Потом владельцы могут открывать новые бизнесы, иногда используя неявные активы, наработанные в рамках стартапа, но это другая история.

То есть с точки зрения бизнесмена сам бизнес может продолжаться в другом виде?

Я это опять про достоверность статистики рассуждаю.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.