Как масштабировать бизнес: 3 секрета

Ведение любого бизнеса требует выполнения определенных действий на каждом этапе развития, из которых не последнюю роль играет масштабирование – процесс, направленный на расширение границ деятельности компании и увеличение прибыли. Собственнику нужно действовать комплексно, увеличивая производство, количество точек (филиалов, офисов), расширяя команду и клиентскую базу, повышая узнаваемость компании.

В чем суть масштабирования бизнеса, и для чего это нужно

Многие предприниматели задаются вопросом, нужно ли масштабировать бизнес, если компания и без того демонстрирует высокие показатели прибыли? Ответ однозначный – да. Развитие бизнеса актуально для любой ниши и сферы деятельности. Объяснить данное утверждение довольно просто: удержать стабильность долгое время без каких-либо действий, направленных на прогресс, невозможно. Ведь любой рынок – это динамическая система, для которой свойственно непрерывное эволюционирование. Поэтому достичь высокого результата и зафиксировать его навсегда не получится.

Решив, что необходимости развиваться нет, собственник подписывает приговор для своего дела. В краткосрочной или долгосрочной перспективе – будет зависеть от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Жизнеспособность бизнеса обеспечивается непрерывным развитием, введением новых продуктов, систем продаж и других актуальных новшеств. Пренебрежение масштабированием – прямой путь к деградации и краху любого бизнеса.

Когда начинать масштабирование?

Первый и основной аспект для удачного старта – это готовность собственника как с профессиональной, так и с психологической точки зрения. Это ключевой момент, без подобной готовности невозможно масштабировать бизнес. Профессиональные навыки управленца можно прокачать с помощью множества инструментов и приемов, в частности:

  • Коучинга, эдвайзинга.
  • Путем посещения бизнес-тренингов и тематических семинаров.
  • Обучаясь по программе MBA.

Прокачав свои знания в области управления, легче понять, в каком направлении двигаться и как составить жизнеспособный план развития бизнеса. Однако кроме профессиональной готовности владельца к масштабированию должна проявляться готовность и психологическая. Предпринимателю необходимо осознать необходимость развития, быть готовым управлять бизнесом по-новому или нанять для этого сильного управленца.

Если выбор делается в пользу последнего, отношения с управляющим также нужно построить грамотно. Это должен быть не просто наемный работник с высокой зарплатой, а человек, с которым бизнесмен будет готов делиться прибылью. Ведь основные качества сильного управленца – это:

  1. Следование тем же принципам и целям, которых придерживается собственник.
  2. Готовность брать на себя ответственность.
  3. Умение работать на результат.

Человек, который возьмет на себя всю ответственность за масштабирование бизнеса и результат, должен чувствовать, что это его проект.

Как подготовить бизнес к масштабированию

Основной критерий готовности бизнеса к развитию – наличие четкой системы внутри компании. Структура этой системы может отличаться в зависимости от направленности бизнеса, однако обязательно должна включать такие элементы:

  • Распределение зон ответственности. Каждый сотрудник должен четко знать свои зоны ответственности и нести результат за свою деятельность.
  • Обязательную финансовую отчетность. Это нужно для того, чтобы планировать расходы, анализировать эффективность затрат, сопоставляя их с реальной прибылью, и отслеживать эти данные каждый период.
  • Базовые системные бизнес-процессы. Необходимы, чтобы видеть эффективность распределения зон ответственности, а также общую картину функционирования всей системы. Например, в отделе продаж можно следить за тем, как сотрудники перераспределяют задачи, и насколько эффективно ведется работа с клиентом.

Также важным аспектом выступает наличие CRM-системы, где будет формироваться вся клиентская база, и которая станет основным каналом постановки задач для всех участников процесса. Этот шаг избавит от необходимости иметь десятки разных чатов, делая систему управления более эффективной.

Финансовые аспекты масштабирования

В процессе масштабирования можно выделить несколько основных статей расходов:

  1. Поддержка и развитие собственника.
  2. Эдвайзинг.
  3. Коучинг.
  4. Интеграция в бизнес CRM-системы, обучение персонала по ее ведению.

Не стоит забывать также о роли маркетинга, который выступает основной составляющей узнаваемости компании. В классической модели 10% от выручки уходит на маркетинг. Однако эта цифра зависит от системы построения конкретного бизнеса. Например, если мы говорим о продаже продуктов питания в зоне регулируемых товаров, то здесь рентабельность чаще всего составляет всего 5%. Поэтому затраты на маркетинг и схемы продвижения у каждого свои: проценты от дохода, от оборота либо вовсе разовые рекламные акции.

В бизнесе важно выстроить пути клиента, где будет понятно, какие маркетинговые инструменты работают, а какие нет. Именно маркетинг формирует стартовую часть цикла жизни клиента и непосредственно отвечает за качественную лидогенерацию, что есть основой формирования всей клиентской базы.

Как понять, что масштабирование идет по плану?

Можно выделить два ключевых признака прогрессивного развития бизнеса:

  1. Совпадение фактических успехов с планом проекта. Незначительные отклонения от графика и ожидаемых показателей – это не страшно. Но если не удалось более половины запланированного, значит, нужно в краткие сроки пересматривать алгоритм действий.
  2. Положительные изменения качества жизни собственника. Здесь имеется в виду не только финансовая составляющая, но и способность выстроенной системы и процессов внутри нее функционировать самостоятельно, без жесткого контроля со стороны владельца.

Если у предпринимателя в процессе масштабирования освобождается время, которое он может посвятить разработке стратегий и планов, новому общению и полезным знакомствам, а построенная система работает без сбоев и внешнего вмешательства – значит все идет по плану.

Нужно ли тормозить масштабирование, и на каком этапе это делать?

Если развитие идет своим чередом, нелогично будет искусственно его притормаживать. Нормальными считаются темпы прироста в пределах 20-30% годовых. Если бизнес стабильно выходит на такие показатели, единственное, что остается делать собственнику – это продолжать выполнять нужные для поддержания данного уровня действия.

Следует помнить, что масштабирование – это регулярный, постоянный процесс. Однако здесь важно взять нормальный темп вначале и не ставить для себя сверхцелей. В противном случае, владелец быстро выдохнется, а команда просто не справится с поставленными задачами.

Также стоит понимать, что если перепробованы все способы, но масштабирование не приносит результатов, а бизнес уходит в регресс, пора остановиться, завершить все действия и перераспределить свои силы и ресурс команды на реализацию новых идей. Ведь одно из качеств сильного лидера – умение вовремя закрыть проект, если он ушел в убыток.

Секреты успешного масштабирования

  • Первый и главный секрет успеха не только масштабирования, но и ведения бизнеса в целом – изначально правильный выбор сферы деятельности. Любовь к своему делу – это ключевой момент, основополагающий аспект, который поможет двигаться вперед даже при возникновении трудностей.
  • Второй момент – это психологическая зрелость собственника. Любой бизнес необходимо строить с позиции взрослого, ответственного человека. Ведь когда принимается решение открыть свое дело, развивать его, возникает ответственность не только за свои финансовые вложения, время и силы, но и за усилия тех людей, которые вовлечены в этот процесс.
  • И последнее – это готовность психологическая и профессиональная, о которой мы говорили ранее. Если предприниматель не развивается сам, его бизнес также не сможет прогрессировать, а пойдет путем деградации.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Коммерческий директор, Воронеж

Если внешняя среда не меняется, то бизнес находится в состоянии покоя (ЗАКОН ДВИЖЕНИЯ). Небольшой универсальный магазинчик в маленьком поселке существует уже более 40 лет и вряд ли ему стоит задумываться о изменении в своем бизнесе, пока среда стабильна. Если внешняя среда меняется и может угрожать  бизнесу, то компании задумываются о своем развитии путем диверсификации или синергии.  В этом случаи им нужен капитал – это первое и стратегический план. Масштабирование, это понятие географическое. Есть различные способы его реализации. В связи с этим порекомендовал бы  материал, который дает конкретные и практические шаги на этом пути: https://journal.tinkoff.ru/list/bolshe-biznesa-bogu-biznesa/ .   

Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

по мне так секретов у успешного масштабирования всего два: высокий спрос и отсутствие конкурентов.

 

Директор по развитию, Псков
Евгений Викторов пишет:

по мне так секретов у успешного масштабирования всего два: высокий спрос и отсутствие конкурентов.

 

Наличие конкурентов является первым условием масштабирования

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.