Как избежать ошибок при создании курьерской службы

Когда бизнесу нужны курьеры в штат

Спрос на доставку растет. За время пандемии люди успели оценить преимущества услуги и не захотели отказываться от этого сервиса даже после снятия ограничений. Таким образом, выросла зависимость бизнеса от курьеров. При этом, согласно данным AnalyticResearchGroup, больше 60% предпринимателей не готовы тратить на курьерскую службу больше 5% от прибыли, около 30% могут инвестировать до 10%, а 5% могут вкладывать в логистику от 10 до 20% прибыли.

Магазин или ресторан, который решается создать собственную службу доставки, должен отдавать себе отчет – зачем это делать, сколько времени займет процесс, и какие потребуются ресурсы. Итак, курьеры в штат нужны компаниям:

  • Которые работают с большим и стабильным потоком заказов. Должный уровень контроля будет тогда, когда руководитель получит прямой доступ к менеджеру службы доставки и к курьерам. При больших объемах простои исключены, а значит, курьеры будут всегда при деле.
  • Которые дорожат качеством сервиса и хотят контролировать весь процесс – от получения заказа до доставки в руки покупателя. И чем специфичнее бизнес, тем сложнее найти и обучить курьера, которому придется учитывать разные регламенты.
  • Которые недовольны услугами аутсорс-работников – их сложнее не только мотивировать, но и контролировать, так как вся коммуникация строится через менеджера компании-подрядчика.
  • Которые беспокоятся за сохранность своих данных. Было много новостей об утечке данных клиентов из разных сервисов, поэтому не все магазины и рестораны готовы рисковать.

При этом курьера нужно не только найти, но и обучить, а также снарядить всем необходимым для работы: экипировка, средства связи и навигации. Компания несет дополнительные расходы, которые не всегда закладываются при формировании бюджета на создание курьерской службы. Потом пытаются экономить, получая на выходе некачественный персонал.

Также нужно понимать, что привязать курьера к компании нельзя. После обучения и нескольких дней работы он может спокойно уйти к конкурентам, и даже поделиться с ними секретами системы обучения магазина или ресторана.

Альтернативные варианты:

  • Специализированная служба доставки – простой и проверенный временем вариант, который многие компании используют на старте и при маленьких оборотах. Однако есть проблемы с контролем качества.
  • Почасовой наем курьеров – хайринг, похож на аутсорсинг, но функциональней. Магазин или ресторан платит за каждый час, когда привлекает сторонних специалистов для отправки заказов. Партнер берет на себя все логистические и операционные вопросы. Такой формат подходит тем, кто продает сезонные товары или не может рассчитать объем заказов.

Что учитывать при создании курьерской службы

Для начала нужно понять, насколько оправданно это решение с точки зрения бизнеса. Поддерживать стабильно высокий уровень качества собственной курьерской службы сложнее, чем ее создать. Поэтому нужно трезво оценить свои возможности, сопоставив с целями, а уже потом решать – стоит ли переходить к следующему этапу. Если магазин или ресторан неправильно рассчитали объем заказов, то собственная курьерская служба будет работать в минус – простои также оплачиваются. При этом пострадает мотивация курьеров, которые недополучат бонусов.

На собеседовании с кандидатом нужно проговорить несколько моментов, чтобы определить его уровень квалификации: как давно работает курьером, где трудился раньше, какие обучающие курсы проходил, даже если это образование в рамках компании-работодателя, что будет делать в стрессовых ситуациях – нужно смоделировать несколько случаев, и как будет строить маршрут до разных локаций.

Какие ошибки часто совершают курьеры:

  • Неправильный расчет времени доставки.
  • Неподходящая транспортировка товара.
  • Отсутствие одной или нескольких позиций.
  • Дезинформация клиента.
  • Невоспитанность и бестактность.
  • Отсутствие нужных документов.

Наличие регламентов облегчит и ускорит процесс обучения. Лучше один раз разработать полноценный курс, который будет включать в себя не только требования компании к доставке, но и рассказывать о принципах работы, правилах поведения и действиях курьера в нестандартных ситуациях, чем каждый раз придумывать что-то новое.

Также нужно подумать об экипировке курьеров – какой будет дизайн, кто и когда ее сделает, как доставит. Одежда должна быть комфортной, а средства навигации и связи работать без сбоев. Все это нужно вовремя закупить и выдать курьерам, чтобы качество доставки не пострадало – например, в негерметичной термосумке еда приедет холодной.

Какие ошибки мешают наладить работу курьерской службы

Сделать все на отлично с первого раза не получится, потому что создание собственной курьерской службы для магазина и ресторана – это сложный процесс, требующий времени и денег. Но можно избежать распространенных ошибок, которые до сих пор совершают компании, предпочитающие брать курьеров в штат.

  1. Быстрое обучение. Спешить в этом деле не стоит, потому что дефицит информации приведет к большому количеству ошибок, а значит, падению лояльности клиентов и прибыли компании.
  2. Сложные требования. Если курьер не понимает, чего от него хочет работодатель, то сделает так, как знает. А это не всегда лучший вариант.
  3. Завышенные ожидания от курьеров. Они тоже люди, которые могут попадать в непредвиденные обстоятельства, и даже ошибаться, поэтому нужно сразу заложить время на отладку процессов.
  4. Отсутствие менеджеров, которые контролируют курьеров. Возможно, в компании есть руководитель службы, но один, а курьеров много. Значит, эффективность будет постепенно снижаться, недовольство менеджера и курьеров расти. Важно правильно распределить нагрузку, чтобы отслеживать действия работников на всех этапах доставки заказа.
  5. Непроработанная система мотивации. Курьер должен видеть, сколько он зарабатывает, и понимать, что это не предел, иначе он уйдет к конкурентам, которые обеспечат его стабильным потоком заказов и разными бонусами. А также знать, когда и за что он может получить дополнительный доход.
  6. Плохая экипировка и неработающая техника. Как минимум, это неудобно и показывает неуважение компании к своим работникам. Несправедливо требовать качества от курьера, если его не обеспечили всем необходимым.
  7. Неудобное приложение. Это основной инструмент, которым каждый день пользуются курьеры и менеджеры. Если к приложению будет много вопросов, то посыпется вся система – сотрудник быстро потеряет терпение и предпочтет инструмент, в котором ему не нужно долго разбираться.
  8. Непрозрачный документооборот. Сложно построить систему, если не зафиксировать ее в документах. Такая структура может рассыпаться при малейших колебаниях, потому что никто никому ничем не обязан.

Выводы

Прежде чем приступить к созданию собственной службы доставки, нужно правильно оценить свои силы, чтобы не сокрушаться из-за больших финансовых вложений и времени, которое ушло на подготовку. Если компания не готова тратить ресурсы на поиск, обучение и экипировку персонала, то можно воспользоваться упомянутыми выше альтернативными вариантами.

Важно избегать ошибок, которые могут привести к потере прибыли. Поэтому следует пристальнее следить за качеством доставки и лучше выстраивать коммуникацию с курьерами. Чтобы свести к минимуму потери, компаниям стоит уделять больше времени собственной службе доставки и рассматривать вариант с почасовым наймом курьеров, в том числе для помощи штатным сотрудникам в период повышенного спроса или для подстраховки в сезон отпусков.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.