10 способов вывести компанию из бедственного положения

Даже хорошие руководители могут не заметить первые признаки того, что компания находится в бедственном положении. Дело не в компетенции – просто управляющие часто продолжают по инерции работать в рамках набора привычных парадигм, даже когда они теряют свою актуальность. А если не распознать вовремя проблему, легко упустить время для оптимального решения.

25 признаков критического положения в бизнесе

Оборотный капитал/ликвидные средства:

  • Снижающийся или отрицательный поток свободных денежных средств.
  • Огромные условные задолженности.
  • Непогашенные краткосрочные задолженности.
  • Проблемы с возобновляемыми кредитами.
  • Ужесточение условий работы с поставщиками.
  • Увеличение сроков погашения дебиторской задолженности.
  • Рост непогашенных кредиторских задолженностей.

Финансы:

  • Снижение цен на бирже.
  • Снижение цен облигаций.
  • Невозможность придерживаться обязательств по соблюдению установленных финансовых показателей.
  • Увольнение ключевых членов финансового департамента.
  • Снижение ликвидности.
  • Постоянный пересмотр договоренностей с банками.
  • Снижение кредитного рейтинга.
  • Повторяющийся пересчет статей бухгалтерского баланса.
  • Неспособность предоставить финансовую отчетность.

Прибыльность и перспективы в отрасли:

  • Снижение EBIDTA (прибыль до уплаты процентов, налогов и начисления амортизации и износа).
  • Уменьшение инвестиционных программ.
  • Неспособность компании продолжать непрерывную деятельность в течение разумного периода времени. Отсутствие сбалансированного соотношения финансового состояния, персонала, производственных или сбытовых мощностей и ясных рыночных перспектив.
  • Ухудшение отраслевых основ.
  • Неблагоприятная среда нормативно-правового регулирования.
  • Запросы со стороны регулятора.

Персонал:

  • Крупные или незапланированные сокращения рабочей силы.
  • Текучесть кадров среди управляющих.
  • Сбои в единстве командной работы.

Как исправить критическую ситуацию в компании

1. Пересмотрите свои представления о том, что такое «бедственное положение»

Практически невозможно сформулировать единое понятие для «компании в бедственном положении». И опасно думать, что у вас есть готовое определение конкретно для вашего бизнеса. В зависимости от ситуации могут проявить себя 25 признаков надвигающегося кризиса, перечисленные выше. Но проблема редко состоит из одного-двух компонентов, обычно речь идет о сочетании множества взаимосвязанных факторов.

2. Пересматривайте собственные планы

Главное, что можно сделать, чтобы избежать кризиса, – это периодически пересматривать свои бизнес-планы. Впервые их формируя, продумайте несколько триггерных точек. Это может быть и простое напоминание, например: «Если у нас не будет N-ной производительности или мы не сделаем следующие 10 вещей к определенной дате, нужно сделать шаг назад и подумать о том, правильный ли мы выбрали путь».

Такие триггерные точки должны быть ориентированы на операционные, рыночные и финансовые показатели, а также учитывать движение денежных средств. Посмотрите, в каком состоянии находится компания относительно основных запланированных финансовых и денежных показателей. Затем оцените положение бизнеса в индустрии, относительно конкурентов. Если вы не двигаетесь вместе с остальной отраслью (или не опережаете ее, если отрасль испытывает трудности), возможно, ваш план устарел. И не забудьте вспомнить свою производительность за прошлые периоды, чтобы выявить какие-либо тенденции. Если на протяжении какого-то времени вы не достигаете целевых показателей эффективности, спросите себя, почему.

3. Повысьте свои ожидания от совета директоров

Преимущество совета директоров в том, что его члены достаточно отдалены от дел компании, чтобы смотреть на вещи объективно. Именно на совет директоров ложится ответственность честно сказать генеральному или финансовому директору: «Нам нравится ваш план, но давайте подумаем о том, чтобы сократить расходы не на 3, а на 20%. И давайте обсудим все, что может пойти не так – все риски для бизнеса». Топ-менеджмент должен вести списки потенциальных рисков для бизнеса и ежеквартально рассматривать его вместе с советом директоров, чтобы все оставались в курсе.

Конечно, случаются события, которые невозможно предвидеть. Но также часто речь идет о полутора-двух годах не самой эффективной работы, когда совет директоров не знал о проблемах или не задавал нужные вопросы. По-настоящему независимые члены правления могут многое сделать для успеха бизнеса.

4. Сфокусируйтесь на движении денежных средств

Успешный выход из кризиса сводится к одной вещи – акценте на денежных средствах и доходах. Основа любого бизнеса: он должен приносить деньги, а не «сжигать» их.

Иногда полезно сфокусироваться на простых вещах. Представьте, что управляете небольшим хозяйственным магазином. Вы будете задаваться такими вопросами: «Достаточно ли в кассе денег для оплаты счетов или для оплаты новой партии товаров, которая прибудет на следующей неделе?» или «Сколько я смогу заработать, если вложусь в покупку нового грузовика для доставки?». Возвращаясь к таким базовым понятиям, проще понять, в каком направлении двигаться дальше.

Отслеживание денежных средств – это не только просмотр банковского баланса. Чтобы избежать неожиданностей, компаниям также важно уметь строить прогнозы, учитывающие среднесрочную и долгосрочную перспективу. Например, игнорирование денежной составляющей капиталовложений обычно приводит к проблемам. Чистая текущая стоимость проекта может выглядеть одинаково, независимо от того, начнет ли он постепенно приносить доход на втором году реализации или совершит скачок через пять лет. Если не учесть, что в течение этих пяти лет инвестированных денег у вас не будет, можно внезапно обнаружить, что средств на ведение бизнеса почти не осталось.

5. Придумайте вовлекающую историю изменений

Компании, которые находятся в бедственном положении, обычно недостаточно времени уделяют проработке понятного всем нарратива изменений. Например, в результате реструктуризации компании увеличивается маржинальность и прибыльность, но падает цена на товар. Из-за этого у совета директоров может возникнуть беспокойство: будет ли достаточно свободного денежного потока для покрытия потребностей бизнеса?

Решением станет создание истории изменений, которая гласит, к примеру: «Да, мы прибыльны. И весь смысл прибыльности заключается в том, чтобы генерировать достаточно денежных средств для расширения, роста и поддержания операций. Если мы не сможем этого сделать, нас ждет долгий и медленный спад, когда снижение производства становится новой реальностью».

Важно, чтобы история была лаконичной – чтобы ее мог понять каждый рядовой сотрудник. Часто простое сообщение приносит куда больше пользы, чем сложные метрики.

6. Называйте вещи своими именами: кризис – это кризис

Если у членов команды не развито антикризисное мышление, реакция на любые изменения будет заторможенной. Главной целью будет избегание рисков, а в принятии решений будет преобладать инкрементализм. Работников будут просить делать больше (или то же самое) меньшими средствами. Более решительные идеи будут обсуждаться болезненно долго, а их реализация будет излишне медленной.

Кризис требует серьезных действий прямо сейчас. Менеджеры должны использовать слова вроде «кризис» и «срочность», как только осознают необходимость кардинальных изменений. Компания, переживающая настоящий кризис, будет готова попробовать решения, которые обычно не рассматриваются. Именно эти смелые действия зачастую меняют траекторию развития компании. Кризис побуждает людей к действию, побуждает менеджеров рассматривать весь спектр вариантов.

7. Способствуйте переменам с помощью быстрых побед

Менеджеры в большинстве своем склонны фокусировать свое внимание и ресурсы на 3-4 крупных решениях, которые должны изменить ситуацию. Хотя иногда действительно нужны крупные перемены, они обычно требуют усилий и времени, которых может просто не быть. Важно дополнять крупные «ставки» быстрыми победами, которые позволят запустить процесс изменений внутри организации. Например, сокращение расходов на ненужные внешние услуги или политика в отношении командировочных расходов.

Такие решения не только улучшают итоговый результат, но и позволяют добиться поддержки среди сотрудников. В целом, почти в любой компании есть 20% сотрудников, которые поддержат руководство несмотря ни на что. Есть еще 20%, которые активно сопротивляются изменениям и ищут способы их избежать. И есть еще 60% – это наблюдатели, которые настроены на действие, но для этого нужно дать им повод. Предпринимая реальные действия для быстрых побед, вы привлекаете на свою сторону тех, кто обычно занимает нейтральную позицию.

8. Откажитесь от старой системы поощрений

Важность бонусов для руководства в процессе вывода бизнеса из кризиса часто недооценивают. Во многих компаниях краткосрочные планы поощрения могут представлять собой сложный набор целей, связанных с безопасностью, финансовыми и операционными показателями и личным развитием. Многие из них настолько сложны, что менеджеры и сами не знают, как они устроены.

В период вывода компании из кризисного состояния лучше предложить менеджерам поощрения, четко привязанные к целям, которых вы стремитесь достичь. Если нужно увеличить выручку на 10 миллионов за счет ценообразования, пусть это станет задачей специалистов по продажам. Нужен дополнительный доход от поставок? Поставьте задачу своему директору по закупкам. Будьте готовы лишить премий тех, кто не достигает своей цели на 100%, и щедро платить тем, чьи результаты превосходят ожидания.

9. Замените топ-менеджера или двух

Как показывает практика, успешный вывод бизнеса из кризиса обычно подразумевает замену одного-двух членов топ-менеджмента. Дело не в том, что они «плохие» управляющие. Но реальность такова, что кто-то обычно ответственен за происходящее. Чаще всего это сотрудники, которые не способны изменить образ мышления, которым руководствовались долгие годы. Понимают они это или нет, но они тормозят изменения, потому что стремятся защитить то, что кажется им правильным. Это сложное решение, но оно позволит показать стейкхолдерам, что вы настроены решительно.

10. Ищите и удерживайте талантливых сотрудников

Также стоит обратиться еще к двум типам людей. Во-первых, к тем, кто знает все тонкости работы компании. Часто они недовольны положением дел, но мнение людей, которые готовы говорить неудобную правду, очень важно. Во-вторых, стоит рассматривать кризис как возможность раскрыть в людях новые таланты. Бывает, что на нижних уровнях работают потрясающие руководители, которые просто ждали удобного случая. И предоставление им возможности почувствовать себя частью чего-то большего, спасти компанию поможет надолго заручиться их поддержкой. В обоих случаях важно понимать, что удержание не всегда связано с деньгами и бонусами. Необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого сотрудника.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Как исправить критическую ситуацию в компании, в интерпретации читателя)):

1. Не допускайте паники и слухов внутри и снаружи компании, для этого объявите сотрудникам причины кризиса и порядок действий на период кризиса/выхода из кризиса, включая возможные сокращения персонала. 

2. Ищите возможности для роста выручки, как за счёт создания новых продуктов так и поиска новых рынков/сегментов для существующих продуктов/услуг.

3. Минимизируйте расходы не связанные с созданием ценности для клиентов/та.

4. Сплотите коллектив, с разжигателями негатива (нытиками) - постарайтесь оперативно расстаться - Либо все в одной лодке либо выходите...

5. Соберите ключевых сотрудников и обсудите с ними текущую ситуацию - выслушайте их предложения и идеи - дайте высказаться - подбодрите их и сообщите, что все идеи рассмотрите.

6. Сформируйте информационное табло - что бы все видели как двигается компания - это может быть один или несколько важных показателей, по которым можно определять динамику движений компании

7. Благодарите открыто героев - отличившихся сотрудников...

Когда преодолеете кризис - отдайте должное всем сотрудникам...

Руководитель, Украина

Как управленцу вовремя распознать, что в бизнесе начались критические проблемы

Иронично встретил название статьи, но не потому что оно не имеет место быть, а просто мне в прошлом году пришлось заняться управлением предприятием, где уже всё произошло, все указанные в статье индикаторы (признаки кризиса) светились красным. Понимать проблему - это 90% найти возможность её, и если не преодолеть, то уменьшить влияние на рабочий процесс и признаки отмечены правильно и соответствуют моему случаю.
Только через три месяца некоторые индикаторы чуть начали зеленеть на горизонте, (отредактированоо модератором). Но не об этом сейчас.
Мне понравился и список индикаторов и перечень антикризисных рекомендаций. Некоторые даже возьму на контроль в своей работе.
Спасибо! Хорошая, нет - отличная работа! Беру в работу для самоконтроля.

Директор по развитию, Псков

задача руководителя прогнозировать любые кризисные ситуации и заранее  разрабатывать алгоритмы действий компании,для минимизации потерь, которые неизбежны в случае системного финансового кризиса в экономике.

Слушатель MBA, EMBA, Москва

Существует всего один способ "вывести компанию из бедственного положения".
Это:

  1. выявить причины "бедственного положения";
  2. Устранить выявленные причины;

Если все сделано правильно, то компания начнет выходить из бедственного положения до следующего бедственного положения.

Для мудрых руководителей:

  1. Разработать мероприятия, сключающие появление выявленных причин в будущем;
  2. Внедрить разработанные мероприятия и отслеживать их выполнение.

Это единственная разумная методика. Она наполняется инструментами, зависящими от вида деятельности, структуры компании и обширности/глубины бедствия.

Директор по развитию, Воронеж
Сергей Левицкий пишет:

Существует всего один способ "вывести компанию из бедственного положения".
Это:

  1. выявить причины "бедственного положения";
  2. Устранить выявленные причины;

Если все сделано правильно, то компания начнет выходить из бедственного положения до следующего бедственного положения.

Для мудрых руководителей:

  1. Разработать мероприятия, сключающие появление выявленных причин в будущем;
  2. Внедрить разработанные мероприятия и отслеживать их выполнение.

Это единственная разумная методика. Она наполняется инструментами, зависящими от вида деятельности, структуры компании и обширности/глубины бедствия.

А если причина бедственного положения - это:

1.единственный учредитель компании ИЛИ

2.внешнеполитическая обстановка и отрезанные рынки ИЛИ

3.массовое увольнение сотрудников из компании по внешним причинам. 

Не все выявленное устранимо. И это в 99% случаев. Если было бы все так просто как написано, то и понятия кризис не существовало бы. 

Чаще всего кризис - это внешняя не подверженная управлению причина. Исправить ее нельзя. Можно либо закрыть компанию либо перевезти ее в другое географическое место или сменить собственника, что чаще всего не реально. 

 

 

Руководитель, Украина
Сергей Бурых пишет:
(отредактированоо модератором)

Это я писал о ситуации в Украине, повлиявшую на возможность продолжения оздоровления предприятия, но не возражаю, подставлять один из интересных ресурсов цели нет.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Вывести из бедстенного положения компанию может только Руководитель. Только Руководитель может завести компанию в бедственное положение....

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Павел Егоров пишет:
Сергей Левицкий пишет:

Существует всего один способ "вывести компанию из бедственного положения".
Это:

  1. выявить причины "бедственного положения";
  2. Устранить выявленные причины;

Если все сделано правильно, то компания начнет выходить из бедственного положения до следующего бедственного положения.

Для мудрых руководителей:

  1. Разработать мероприятия, сключающие появление выявленных причин в будущем;
  2. Внедрить разработанные мероприятия и отслеживать их выполнение.

Это единственная разумная методика. Она наполняется инструментами, зависящими от вида деятельности, структуры компании и обширности/глубины бедствия.

А если причина бедственного положения - это:

1.единственный учредитель компании ИЛИ

2.внешнеполитическая обстановка и отрезанные рынки ИЛИ

3.массовое увольнение сотрудников из компании по внешним причинам. 

Не все выявленное устранимо. И это в 99% случаев. Если было бы все так просто как написано, то и понятия кризис не существовало бы. 

Чаще всего кризис - это внешняя не подверженная управлению причина. Исправить ее нельзя. Можно либо закрыть компанию либо перевезти ее в другое географическое место или сменить собственника, что чаще всего не реально. 

 

 

Согласен!


И далее:
"1.единственный учредитель компании" - если причина действительно в этом, то нужно сообщить эту причину ЕДИНСТВЕННОМУ правообладателю компанией и узнать намерен он устранить причину или оставить как есть. Если решит оставить как есть, то такое решение станет новой нормальностью и классифицировать такое положение "бедственным" станет некорректно.

"2.внешнеполитическая обстановка и отрезанные рынки ИЛИ
 3.массовое увольнение сотрудников из компании по внешним причинам. " - любой бизнес должен соответствовать внешнему окружению. Если внешнее окружение изменилось к худшему и вынуждает ликвидировать компанию, значит нужно ликвидировать компанию. Нет компании - нет "бедственного положения компании".

В любом случае, перечисленные в статье способы "вывести компанию из бедственного положения" не решают предложенные Вами п.2 и п.3...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.