Как остаться на плаву во время любых кризисов

Рынок никогда не развивается равномерно. Инфляция, экономические санкции, локальные вооруженные конфликты, возрастание цен, падение рубля по отношению к доллару. Как эти, так и масса прочих показателей периодически приводят к экономическим кризисам во многих государствах, и Россия здесь тоже не исключение.

Кризисы несут с собой новые возможности, но многие компании оказываются не в состоянии их выдерживать и исчезают с рынков. Несмотря на это, многочисленные предприниматели и крупный бизнес все равно работают и ищут новые пути выхода из все новых и новых кризисов.

Любой бизнес, оказавшийся в условиях кризиса, подстерегают две главных опасности. Если мы сравним вашу компанию с плывущим по морю кораблем, то для нее одинаково опасными окажутся и шторм, и (как ни странно) штиль. В последнем случае падение потребительского интереса происходит постепенно и не сразу можно оценить размер наступающей беды.

Какие главные опасности таит очередной кризис? Какие методы помогут пережить его без потерь? Какие именно приемы кризисного менеджмента можно использовать для того, чтобы остаться на плаву, а то и значительно укрепить свои позиции на рынке во время экономического кризиса?

Я постараюсь найти нужные ответы, основываясь на опыте «выживших». Прислушаемся к их практическим советам.

1. Оптимизируйте все внутренние процессы

Шторм – самое время для детальной ревизии и пристального внимания ко всем внутренним процессам. Поймите, что ваша компания и так переживает нелегкие времена, поэтому не стоит развивать дополнительные направления.

Очень кстати здесь будет и оптимизация того, что уже у вас есть: инвестируйте все имеющееся у вас время во внутренние улучшения, налаживайте любые «хромающие» процессы, а также ищите, что можно улучшить без вложения значительных ресурсов.

Сейчас самое подходящее время, чтобы выработать новую стратегию развития с учетом текущей ситуации. Сосредоточьтесь именно на тех уже имеющихся направлениях, которые являются самыми прибыльными для кампании, но не допускайте авантюр, которые могут ухудшить ее репутацию.

2. Продумайте HR-стратегию

Чтобы компания продолжала развиваться в кризис, вам необходима тщательно продуманная HR-стратегия и сильная команда. Постарайтесь максимально доверять своим людям и сформируйте в коллективе атмосферу взаимовыручки и доброжелательности. Если есть такая финансовая возможность, то очень важно не экономить на праздниках – совместное празднование наиболее сближает любую команду.

3. Сфокусируйтесь на максимальной экономии

Держите фокус и старайтесь экономить на всем возможном! Когда ваши ресурсы ограничены, очень важно для себя понять, какой новый вид деятельности в условиях кризиса принесет вашей компании больше средств и сосредоточьтесь именно на этом.

Не распыляйте усилия, пытаясь охватить все и вся, а постарайтесь выискать новые и самые перспективные на данный момент рынки сбыта. Если ваша компания занимается offline-торговлей, то стоит попробовать выйти в online. Если же вы и так продаете online, то стоит попытаться расширить торговую географию.

4. Улучшите уже имеющиеся продукты

Постарайтесь качественно изменить выпускаемые вами продукты, чтобы они стали более востребованными на рынке, ведь множество конкурентов с него начинает уходить. И здесь вам может очень хорошо помочь анализ продуктов еще остающихся на плаву конкурентов, их сильных и слабых сторон, а также регулярные ненавязчивые опросы лояльных к вашей компании клиентов.

Постарайтесь всеми силами удерживать уже имеющихся клиентов. Внедрите добавление определенных новых опций и сервисов так, чтобы клиентам становилось выгоднее и удобнее покупать именно ваши продукты/услуги.

5. Автоматизируйте самые затратные бизнес-процессы

Возьмите во внимание именно те бизнес-процессы, автоматизация которых потребует мало ресурсов (финансовых, человеческих и прочих). Достаточно удобными могут оказаться ныне популярные CRM- и BPM-системы, которые делают учет ресурсов наиболее точным, а также позволяют сохранять всю необходимую информацию в вашей клиентской базе.

Немалую помощь вам окажут самые различные чат-боты, с помощью которых вам удастся (в зависимости от поставленной задачи):

  • быть постоянно на связи, автоматически отвечая на запросы клиентов;
  • заносить в CRM- и BPM-системы данные новых контактов для того, чтобы менеджеры по работе с клиентами не теряли ни одного из тех, кто обратился к вам.

6. Используйте все доступные системные подходы

Постарайтесь использовать современные системные подходы в планировании/ведении бизнеса. На сегодня существует много методов и методик, благодаря которым можно рассматривать свой бизнес как систему. В методике «ТРИЗ» (например) развязка любой задачи начинается с формулировки «ИКР» (идеального конечного результата) и внедряется с помощью 40 методов решения технических противоречий.

7. Используйте аутсорсинг

Стоит отдать на аутсорсинг те звенья работы, что могут быть выполнены более качественно другими компаниями/предпринимателями, для которых они являются профильными. Таким образом вы будете экономить свое время, которое уходит на постоянный контроль работы подчиненных, а также немного сэкономите на больничных, отгулах и налогах, уплачиваемых из зарплатного фонда государству.

К тому же, любую аутсорсинговую компанию можно легко заменить в случае, если она не выполняет заказ надлежащим образом, а вот с любым работником в подобной ситуации все оказывается несколько сложнее.

8. Сформируйте «подушку безопасности»

Для этого откладывайте какую-либо определенную сумму (хотя бы 10% из оборота компании), которую вы сможете использовать в кризисной ситуации. Этот стабилизационный фонд поможет вам не обанкротиться, если срочно потребуются деньги на выполнение деловых обязательств.

9. Предупредите кризис

Никакой кризис не начинается внезапно, у него всегда есть свои звонкие «колокольчики». И ваша задача не упустить первые такие признаки и начать действовать сразу. Следите, например, чтобы у вас не было нежелательного «балласта» – продуктов, которые только занимают место и нормально не продаются.

Важно всегда внимательно выслушивать не только топ-менеджеров. Слушайте всех – рядовых сотрудников, дистрибьюторов, покупателей, ведь только информация из разных источников поможет вам получить полную картину нарастающих проблем.

10. Следите за репутацией

Репутация компании – это тот «спасательный круг», который поможет вам не утонуть и выжить даже в самый жуткий шторм. Покупатели обычно не склонны рисковать, когда у них и так денег в обрез, поэтому будут приобретать лишь те товары, в качестве которых они уверены.

Именно поэтому идея снижать качество товара, чтобы уменьшить его стоимость, не слишком выигрышная, потому что вы потеряете своих постоянных покупателей. Если же ситуация все-таки заставляет вас удешевить товар, то создайте новый бренд под иным названием, не похожим на уже имеющиеся. Это поможет не снижать качество остальных имеющихся у вас продуктов и обрести новый сегмент покупателей.

Помните, что бизнес – это всегда риск, но во время кризиса лучше не «ударяться» в различные авантюры и обдумывать все важные решения в самых мельчайших деталях.

11. Привлеките новых партнеров и сосредоточьтесь на экспорте

Используйте любые шансы! Будьте гибкими и открытыми ко всем новым возможностям. Активно привлекайте новых партнеров, ведь совместными усилиями с любым кризисом бороться гораздо легче.

Очень неплохим и выигрышным в кризис может стать партнерство как с вашими прямыми конкурентами, так и со смежными направлениями бизнеса (создание сайтов, дизайн и интернет-реклама, шиномонтаж и автомойка, например). Поставляя друг другу клиентов можно получить дополнительный поток покупателей и удержаться тем самым «на плаву».

Не забывайте также об экспорте. Ищите свои «тихие гавани» – места за границей, где вы сможете активно реализовать свои товары. Экспорт даст вам возможность не зависеть от локальных кризисов, а после них стабильно продавать за границу до 50% всех ваших товаров.

Не стоит бояться кризиса: если вы знаете, что делать, то ваша компания имеет все шансы пережить любые сложные времена, продолжать развиваться и стабильно расти. Конечно, для успешного воплощения вышеперечисленных шагов вам придется немало потрудиться нам своим бизнесом. Но ведь это и есть тернистый путь любого успешного предпринимателя или бизнесмена.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.