Пандемийная логистика: что и где улучшать

Первая волна распространения вирусной инфекции проверила на прочность большинство компаний и скорректировала бизнес-курс многих из них. Обычно в такие периоды «всплывают» на поверхность дремавшие десятилетиями проблемы, которые приходится оперативно решать здесь и сейчас. Состояние неопределенности внесло некоторую ясность в состояние полного тумана и принесло одним новое видение дальнейшего развития, а другим траурную мелодию, предвещающую конец существования бизнеса.

Первая волна проверяла «бизнес-корабли» на устойчивость в период легкого шторма, при этом многие умудрились «утонуть», несмотря на имевшийся финансовый запас, и прекратили свое существование. Вторая же волна, которая накроет мир в ближайшей перспективе, способна привести оставшиеся выжившие компании на дно мирового бизнес-океана.

Плохо это или хорошо? Результаты будут дифференцированными для всех участников бизнес-сообщества. Верхушка бизнес-эшелона, являясь частью олигополии в том или ином сегменте рынка, будет чувствовать себе более уверенно, так как, по сути, отберет клиентов у игроков среднего сегмента. Верхний эшелон может эффективнее подстраиваться под меняющуюся ситуацию на рынке, используя свои солидные активы, корректируя цены на продукцию, пока средние и мелкие игроки не начнут «задыхаться» и не смогут конкурировать с ними. Будут вынуждены или также снижать цены, что приведет к их быстрой «смерти» с тяжелыми долговыми обязательствами или избрать легкий способ бегства, посредством самоликвидации. Те, кто поумнее, будут искать пути воссоединения с крупным бизнесом, чтобы в трудный период попытаться быть ему полезным и тем самым обеспечить себе прикрытие до лучших времен.

Подобная ситуация, по сути, вытравливает с рынка компании с минимальными активами, тем самым, создается естественный процесс отбора для выживания сильнейших. Уверенно наступает время товарных владельцев. Под ними понимаем не перекупщиков, а производителей с заводами и фабриками, продукция которых нужна людям. Ведь во времена войны и пандемии продукты питания и лекарственные препараты пользуются повышенным спросом у населения. В условиях неопределенности люди живут в режиме экономии и спрос на вспомогательную продукцию из других сегментов рынка резко снижается.

Эта статья будет полезна тем компаниям, которые являются товарными владельцами, обладающими собственным производством и собственной распределительной логистикой в самых востребованных отраслях человеческого потребления, а также тем компаниям, которые попросту хотят выжить и остаться на плаву в трудные времена.

Как ни странно, именно логистика оказывает непосредственное влияние на конечную маржу. Коммерсанты могут продавать с маржей и в 30%, однако конечный результат может превратиться в итоге в 10%, если в компании логистические операционные процессы организованы «спустя рукава». Продать товар клиенту – это еще не все. Закрыть сделку можно только тогда, когда товар доставлен ему в надлежащем качестве с соблюдением условий хранения готовой продукции и его транспортировкой, передачи товара клиенту и получения от него подписанных документов с соответствующими отметками о приемке товара. Качественно построенная логистика априори помогает снижать операционные затраты и увеличивать доходность предприятия. Поэтому правильная логистика является одной из ключевых составляющих коммерческой деятельности.

Экономика должна быть экономной

В российских компаниях по умолчанию принято экономить на всем. Даже в ущерб собственному бизнесу. Но одно дело, когда экономят на туалетной бумаге, и совсем другое, когда экономят на развитии собственной компании. Рассуждения у собственников обычно такие: мол, потрачу я свои кровные на какие-то новые идеи, а вот выстрелят они или нет – большой вопрос, особенно в кризисный период. Деньги будут потеряны раз и навсегда, а от мнимого потенциального развития останется только сотрясание воздуха.

Дело в том, что большинство предпринимателей попросту не понимают, куда и на что нужно смотреть. Здесь важно определить, в чем можно ужиматься в финансах, а где экономия сработает тебе же во вред.

Важно понимать, что в текущих эпидемиологических условиях потребитель нуждается в качественном и оперативном логистическом сервисе. Вследствие изоляции большинства людей дома возникла повышенная потребность, например, в доставке продуктов и лекарств на дом. Некоторые крупные службы доставки оказались не готовы к такой ситуации и вместо того, чтобы начать усиленно наращивать мощности рабочих человеческих ресурсов, старались справляться теми силами, которые у них имелись.

Результат не заставил себя ждать. Он выразился в низкой скорости обслуживания клиентов, растягивании интервалов доставки на несколько дней и как следствие: потеря части старых и недополучение новых, потенциальных клиентов, невозможность операторских служб осуществлять оперативную поддержку клиентов, что зачастую приводило к значительному росту конфликтных ситуаций при осуществлении некачественных доставок. Отсюда напрашивается вывод, что существующие WMS и TMS-системы должны иметь запас хода, тем самым, уметь справляться с резко растущим спросом, а HR-служба иметь план «Б» на случай потребности в увеличении штата.

В рамках пандемии одной из важнейших задач товарного владельца является реализация стратегии по обгону конкурентов, предлагая потребителям в своем сегменте новые качественные сервисы. А такие сервисы невозможно реализовывать без дополнительных вложений. Крайне необходимо следовать принципам: «нужно не больше экономить, а больше зарабатывать» и «неважно, сколько средств ты инвестировал, важно определить, что мы получаем от внедрения улучшения и как быстро мы вернем вложенные денежные средства».

Полезные решения

В условиях различных ограничений, влияющих на бизнес-процесс в целом, невероятно важно уметь оперативно перестраивать логистику, объединяя ее в одно целое ядро. Когда компания разрастается, действует принцип «разбрасывания камней». В этом случае, создается торговая сеть, состоящая из нескольких филиалов, охватывающая большую часть территории присутствия, включая склады и транспорт, а также вспомогательные трудовые ресурсы. В нашем же случае необходимо придерживаться обратного принципа, принципа «собирания камней», то есть, объединения логистики в одном ключевом месте.

Чем такой подход поможет? Во-первых, сокращением затрат на пустующие площади для хранения товара, во-вторых, подтолкнет к необходимости пересмотра принципов хранения товара посредством организации его хранения не в ширину, а в высоту, в третьих, поможет сократить затраты на содержание персонала вследствие реорганизации бизнес-структур.

Простой пример: компания обладает двумя складами в регионе базирования и пятью региональными складами, расположенными в разных частях страны. В этом случае гораздо эффективнее объединить два склада в регионе базирования в один, а региональные склады расформировать полностью, передавая их объемы по хранению и отгрузкам партнерским складам ОТХ, по договорам логистики или дистрибуции.

Гораздо проще и качественнее развивать один склад, наращивая мощности по переработке и распределению грузов с одной площадки. Даже если доход по региональным отгрузкам снизится вследствие передачи их объемов в чужие руки, что совсем необязательно, однозначно можно избавиться от необходимости дистанционного контроля операционных процессов на дальних расстояниях, и если у вас надежный партнер, то вполне можно наладить его силами качественный логистический сервис.

В части транспортной логистики необходимо активно избавляться от собственных транспортных средств, эксплуатируемых на филиалах, и передавать объемы филиальных доставок в партнерские транспортные компании. Особенно это важно, если возраст эксплуатируемых ТС, превышает пять лет. Реализовать такую задачу можно несколькими путями: оценить и продать ТС в частные руки, получив выручку, которую можно использовать в дальнейшем при внедрении улучшений в логистике на основных складах, сдать ТС в аренду своим же водителям, работавшим на филиалах, заключая с ними договоры аренды как с ИП, предоставляя им возможность последующего выкупа ТС в собственность, и наконец, продать или сдать ТС в аренду вашим партерам, которым будут переданы объемы перевозок. При таком подходе можно экономить как на эксплуатационных расходах, так и на других сопутствующих затратах, в том числе на ФОТ.

Объединение нескольких разрозненных логистических процессов с реорганизацией филиалов в один системный процесс чаще дает положительные результаты, так как неминуемо улучшается контроль за процессами и персоналом «здесь и сейчас». Поэтому, создание единого логистического центра – крайне необходимое решение для достижения лучших результатов.

Снижайте транспортные расходы

Сейчас самое благоприятное время для товарных владельцев. Работы на рынке мало, а транспортных компаний много. Вы можете смело снизить ставки за перевозки на 10-15% от действующих тарифных ставок. Особенно ваша компания будет интересна партнерам, если у вас имеется потребность в регулярных объемах перевозки продукции. Чтобы эффективно снижать ставки, нужно обладать значительным пулом перевозчиков. Если пул незначительный и составляет 2-3 транспортных компании, то его вполне можно расширить. Как это сделать?

Используйте информационные порталы, например «АвтоТрансИнфо». Выставляйте на них к перевозке грузы с заведомо заниженной на 10-15% ставкой. Вы всегда сможете «сталкивать лбами» перевозчиков, обеспечивая между ними борьбу за «место под солнцем». Даже если удастся в процессе диалога снизить ставки на 5-10%, такой результат тоже будет положительным, так как поможет снизить процент логистики и, соответственно, ваши затраты, оказывающие влияние на конечную маржу. Принято считать, что городская логистика должна составлять в среднем не более 8%, региональная не более 12-14% в зависимости от региона поставок. Оптимальная логистика – это 7% в городских условиях и 12% в региональных.

Забудьте о цифровизации

Если раньше компания не внедряла цифровые решения, то теперь спешно внедрять их точно не стоит. Внедрять такие решения нужно только в том случае, если все операционные процессы систематизированы и четко построены по системным принципам. Поговорка гласит, что «на переправе коней не меняют». Найдется немало компаний, которые продают готовые цифровые решения и которые нуждаются в потенциальных клиентах. Ваша компания точно не должна стать для них «жертвой» и источником для наживы в трудное время. Ведь ваша задача также состоит в том, чтобы выжить. Гораздо эффективнее поддерживать «на плаву» то решение, которое вы используете сейчас. Возможно, оно менее эффективно в сравнении с предлагаемыми решениями, но это рабочий вариант, с которым можно делать бизнес и идти вперед.

Вредные решения

В трудные времена у любого руководителя чешутся руки от желания сократить 50% персонала и переложить операционные процессы и задачи на оставшихся. Мнимая экономия на ФОТ затуманивает разум и обещает сохранить часть затрат и сберечь средства на случай резко надвигающейся и разрушающей все на своем пути волны неопределенности. Такое управленческое решение вполне можно сравнить с прогрессирующим маразмом. Те, кто работает на рынке пару десятков лет, уже научены опытом, что неминуемо за упадком наступит резкий рост. И нужно быть готовым штурмовать новые вершины бизнеса.

Поговорка гласит: «один в поле не воин», поэтому квалифицированные кадры должны быть готовы вместе с вами встретить новую волну развития. Не спешите избавляться от сотрудников. Проведите оценку персонала на предмет наличия необходимых компетенций. Сильных и полезных сотрудников приберегите до лучших времен. Если приходится провести реорганизацию штатов, то переведите людей на другие участки, где потребность в них будет высокой. После кризиса реорганизованные отделы можно снова сформировать.

Прощайтесь с дураками без сожаления! Мне нравится цитата из библии, которая гласит: «И дерево, не приносящее доброго плода, срубают». Вам точно понадобятся бойцы с крепкой ролью и рукой, а не обуза, которую, «как чемодан без ручки тяжело тащить, но жалко выкинуть». Новые времена требуют новых решений и нестандартных подходов во всем. Только так можно выжить и развиваться.

Раздайте правильные роли

Каждый сотрудник должен обладать ролью и быть полезным на том месте, на котором он находится. Чем можно измерить полезность? Правильно, приносимым профитом. Это может быть или прибыль или экономия. И то и другое дает компании уверенность в завтрашнем дне. В большинстве российских компаний принято отводить ключевые роли департаментам, не приносящим прибыль. Например, бухгалтерии или финансистам с экономистами, юристам и прочим вспомогательным подразделениям. Их важность «раздута до небес». На самом же деле, это обычная обслуга для тех, кто зарабатывает деньги.

Бесспорно, двигателем бизнеса является коммерческий отдел и отдел логистики. Благодаря их труду компания зарабатывает, а вспомогательные департаменты имеют возможность кормиться. Если завтра коммерсанты перестанут продавать, а логисты хранить и возить, компания в один миг прекратит свое существование и все эти вспомогательные персонажи станут попросту не нужны, поэтому расставляйте приоритеты и раздавайте роли правильно. Важно, чтобы каждый знал, на кого он работает, и кто его внутренний клиент в компании.

Покидая las-офис

Многие компании уже давно объединили склады и офисы в одно целое. Обратите внимание что, например, крупные иностранные компании в большинстве своем не имеют отдельных офисов, особенно те, кто связан напрямую с производством и логистикой. По сути, это абсолютно правильное решение. Оно позволяет «усидеть на двух стульях сразу»:

  • Во-первых, такие площади обходятся дешевле офисных площадей.
  • Во-вторых, произведенный товар сразу попадает на склады.
  • В-третьих, коммерсанты всегда имеют доступ к товару и при общении с потенциальными клиентами могут водить экскурсии на склады.
  • В-четвертых, улучшается документооборот, который сразу попадает в бухгалтерию.
  • В-пятых, можно принимать решения об отгрузках товара «здесь и сейчас», догружая в транспортные средства при необходимости товар.
  • И конечно, такой подход улучшает контроль за бизнес-процессами и конечным результатом.

Можно пойти и дальше, например, переехать за 10-15 км от МКАД и там организовать торговую деятельность. Опять же, цена аренды будет значительно ниже, чем аренда в городе.

Шоу должно продолжаться

Тимбилдинг, который мы ранее использовали для объединения людей в команды, не должен заканчиваться. Самое вредное – это экономить на мероприятиях, способных поддерживать в сотрудниках командный дух и развивать их. Конечно, организовывать прежние выезды из-за пандемии, скорее всего, не получится, но вполне возможно устраивать обучение онлайн, разбиваться на виртуальные команды и вместе разбирать бизнес-кейсы, участвовать в бизнес-играх, разыгрывать призы и выявлять победителей. Люди должны чувствовать, что они вместе и являются частью общей команды.

Такой подход устраняет упаднические настроения в коллективе, снимает накапливаемый негатив, помогает сотрудникам почувствовать себя частью общего дела. То есть, дает им возможность быть полезными и приобретать роли, которые поспособствуют продвижению компании на рынке и ее эффективному росту в будущем.

Подводим итоги, определяем, что и где мы улучшаем

  1. Не превращайтесь в «Титаник». Вторая волна пандемии потребует еще большей концентрации и усилий на результате. Потребление неминуемо будет снижаться, конкурентная борьба обострится до предела. Начнется борьба за «души населения» и передел влияния в сегменте рынка, в котором вы находитесь. Потребителю нужен правильный сервис и ваша задача его предоставить. Предугадывайте желания покупателей, будьте полезными и идите в ногу со временем. Задача состоит не только в том, чтобы выжить, но и в том, чтобы развиваться.
  2. Меньше экономить и больше зарабатывать. При инвестициях отвечать самим себе лишь на два вопроса: что мы получим в результате внедрения и как быстро вернем вложенные средства.
  3. Объединить локальную логистику в одном месте. Региональную логистику передать партнерским компаниям. Часть основных средств, сосредоточенных на региональных филиалах, реализовать, в особенности те, что требуют постоянных вложений.
  4. Сталкивать «лбами» транспортные компании, ввергая их тем самым в «соцсоревнование» друг с другом. Выбиваем для себя лучшие условия и ставки. Снижаем стоимость городской и региональной логистики.
  5. О цифровизации забываем, особенно, если ее не было, но внедрить хочется. Сейчас для этого не время. Пережить бурю вполне можно и с имеющейся системой, а дальше будет видно.
  6. Руки прочь от персонала. Бездумно никого не увольняем и не сокращаем. Готовимся к новой волне роста продаж. Реорганизуем при необходимости департаменты до лучших времен. Усиливаем присутствие персонала на самых нужных участках в бизнес-процессах.
  7. Пересматриваем и наделяем ролями департаменты. Выделяем доходообразующие, как главные, и вспомогательные, как второстепенные. Определяем, кто и на кого работает, расставляя «якорные» точки.
  8. Рассматриваем переезд офиса и его объединение с производством, складами и транспортной инфраструктурой. Все должно быть в одном месте.
  9. Тимбилдинг переводим в онлайн. Учимся, разбираем бизнес-кейсы, играем в бизнес-игры. Настраиваем сотрудников на общую командную работу и достижение значимых результатов.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Что касается избавления от собственного транспорта, согласен, что это верно для редких междугородних отправок товара. Но зачастую оправдано содержать свой мини-транспорт, при частых внутригородских подвозах. А сталкивать лбами транспортные компании, не очень правильный подход, можно просто грамотно торговаться.

Трейдер, Санкт-Петербург

Все перечисленные пункты к пандемии отношения не имеют. Кто-то уже на ресурсе писал, что не надо пандемию без повода приплетать. Не буди лиха, пока оно тихо)).

Согласен с Александром Сейновым, что игра на понижение ставок может привести к плачевному результату. Как пример. Транспортник будет не выплачивать зп, водитель вместе с грузом исчезнет. Вот и доигрались((

Про эконимию на туалетной бумаге. Я обычно так говорю - Когда начинаешь экономить на туалетной бумаге в офисе, то в туалет нельзя зайти. Он весь загажен.)) 

Директор по логистике, Москва
Александр Сейнов пишет:
А сталкивать лбами транспортные компании, не очень правильный подход, можно просто грамотно торговаться.

Александр, спасибо за Ваш комментарий. По сути мы с Вами говорим об одном и том же. Посмотрите как проводит торги, например, компания "Лукойл". Вы очень удивитесь.

Директор по логистике, Москва
Андрей Кочанов пишет:
Согласен с Александром Сейновым, что игра на понижение ставок может привести к плачевному результату. Как пример. Транспортник будет не выплачивать зп, водитель вместе с грузом исчезнет. Вот и доигрались((

Андрей, на самом деле работает. Проверено годами. Также точно себя ведут транспортники в отношении товарных владельцев, выкручивая им руки в нормальные времена.

Андрей Кочанов пишет:
Все перечисленные пункты к пандемии отношения не имеют.

А вот не скажите, очень даже имеют. Сейчас, как никогда прежде, нужно быть еще более собраным.

Трейдер, Санкт-Петербург
Михаил Миляев пишет:
Андрей Кочанов пишет:
Согласен с Александром Сейновым, что игра на понижение ставок может привести к плачевному результату. Как пример. Транспортник будет не выплачивать зп, водитель вместе с грузом исчезнет. Вот и доигрались((

Андрей, на самом деле работает. Проверено годами. Также точно себя ведут транспортники в отношении товарных владельцев, выкручивая им руки в нормальные времена.

Андрей Кочанов пишет:
Все перечисленные пункты к пандемии отношения не имеют.

А вот не скажите, очень даже имеют. Сейчас, как никогда прежде, нужно быть еще более собраным.

Михаил, у меня тоже проверено годами, и не только на Транс Инфо. Что делать будем?))

Аргумент " Сейчас, как никогда прежде, нужно быть еще более собраным."

можно приводить в абсолютно любой ситуации. Например по понедельникам или пятницам)). 

Директор по логистике, Москва
Андрей Кочанов пишет:
Михаил, у меня тоже проверено годами, и не только на Транс Инфо. Что делать будем?))

Андрей, будем использовать собственный накопленный опыт. Каждый сам решает, что ему ближе.

Директор по логистике, Москва
Александр Сейнов пишет:
Но зачастую оправдано содержать свой мини-транспорт, при частых внутригородских подвозах.

Александр, сейчас выгодно, как никогда, использовать ИП и высвободившийся транспорт у компаний, которые имеют малотоннажный транспорт. Мы сотрудничаем с компанией, которая возит доставки нашего интернет-магазина.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.