Как оценивать эффективность PR-кампаний

Доля компаний, которые тратят на PR более 7 млн руб., в 2019 году выросла более чем в четыре раза и достигла 13%. В 2018 году таких компаний было всего 3%, говорится в исследовании Buman Media и HeadHunter. Ежегодный проект посвящен российскому рынку PR-коммуникаций и призван ответить на ряд важных вопросов: какие задачи стоят перед коммуникаторами, что изменилось в их работе за год, каким каналам и PR-инструментам отдается приоритет, а также какова роль технологий в трансформации процессов. На что компания тратит более 7 млн руб. в год и как оценивает, эффективно ли были потрачены эти деньги? На вопросы редакции Executive.ru отвечают специалисты.

Иван РычковДля оценки эффективности PR может использоваться интегрированная система AMEC

Иван Рычков, руководитель отдела аналитики СМИ и социальных медиа, Ex Libris

Существуют разные подходы к измерению эффективности PR и его влияния на бизнес-показатели. Зачастую под измерением результативности работы PR-службы понимается набор чисто медиа-аналитических данных, типа количества перепечаток пресс-релиза или эквивалента рекламной стоимости вышедших публикаций (Advertising Value Equivalent, AVE), даже без интеграции с качественными параметрами вышедших публикаций.

Мы часто говорим о сомнительной эффективности использования метрик наподобие AVE в чистом виде, так как они могут подменять реальную эффективность медиа-активности абстрактными цифрами потенциальной суммы, которая была бы потрачена, если бы все вышедшие публикации, даже негативные, были бы выпущены на платной основе. Такие данные могут использоваться только в связке с другими качественными характеристиками медиаполя: тут речь идет не только про использование метрики PR Value, но и про комплексное использование набора инструментов для измерения, позволяющего оценить медиаполе в целом и соотнести показатели с другими маркетинговыми и финансовыми данными.

Для организации комплексного подхода к планированию и замеру эффективности PR-кампаний может использоваться, например, интегрированная система для оценки и планирования коммуникаций Международной ассоциации AMEC. AMEC Framework предполагает декомпозицию PR-кампании:

  • Исходные данные (inputs).
  • PR-результаты (outputs).
  • PR-реакции (outtakes).
  • Долгосрочные PR-результаты (outflows).
  • Общий эффект PR-деятельности (outgrowths).
  • Последствия (effects).
  • Результаты (results).
  • Конечный эффект (impact).

Данная методология может быть адаптирована под разные бизнесы и под разные масштабы задачи, но позволит реализовать системный подход в оценке результативности PR-коммуникаций.

В качестве медиа-аналитических метрик, кроме базовых, типа количества публикаций в различных пулах источников и Media Outreach (Opportunities to see), могут использоваться:

  • Средневзвешенный Media Outreach.
  • Media Favorability Index.
  • CPM (Cost per mille).
  • PR Value (учитывающий тональность, роль и характеристики спикерской активности).
  • Степень проникновения в медиаполе Key Messages компании.
  • Perfectness Rate, как гибкая многофакторная комплексная модель оценки соответствия выходов целям и задачам PR-кампаний и другие интегральные метрики.

Естественно, в большинстве случаев оценку PR-эффективности необходимо рассматривать в тесной связи с показателями инфополя социальных медиа и другого user-generated контента.

Для качественной аналитики традиционные метрики следует дополнять маркетинговыми показателями: лидогенерация, брендовые запросы, трафик на официальные страницы сайта в привязке к PR-активностям и др. 

Приведем абстрактный пример. Автодилер проводит офлайн-мероприятие – презентацию нового автомобиля. Новые блестящие машины, красивые девушки и звезды позируют за рулем. Мероприятие освещают журналисты, пишут статьи, которые выходят, в том числе, в профильных изданиях. PR-отдел анализирует первичные результаты кампании – количество публикаций, охват, проникновение ключевых сообщений, оценивает другие показатели.

Далее включаются маркетинговые метрики: измеряется количество запросов в поисковиках по новой модели до и после презентации и количество публикаций в СМИ и социальных медиа. Число запросов увеличивается, на сайт дилера идет трафик, который также измеряется. Трафик конвертируется в лиды (в новых подписчиков для рассылки, в новые заявки на тест-драйвы, звонки с сайта). Как следствие, производитель делает продажи и увеличивает свою прибыль.

Благодаря отслеживанию этих показателей можно понять, как эта PR-кампания конвертировалась в реальные продажи, а собранные данные, начиная от охватов и заканчивая продажами, в последующем можно дополнительно анализировать при планировании кампаний.

Юлия ЛаркинаPR-специалисты должны считать любые показатели в логике бизнеса клиента

Юлия Ларкина, Head of PR, Creon PR

 

PR-специалисты должны считать любые показатели в логике бизнеса клиента. Зачастую они не следуют этому правилу и используют метрики, чтобы оправдать свою целесообразность, подкрепить объем своей работы цифрами. Это дорога в никуда. PR-метрики должны стать помощниками, отражающими движение клиента к главной цели, держать его в курсе работы, сравнивать с конкурентами, формировать план на следующий период.

Какие метрики помогут оценить эффективность PR? Количество публикаций в месяц, медиаиндекс, PR Value, охваты, ROI, конкретный результат (заявки, регистрации…) – и это еще не весь перечень.

Количество публикаций в месяц:

  • Почему хорошо: прозрачный и просто измеримый показатель. Мы, например, часто отчитываемся количеством публикаций из заранее согласованного списка СМИ. Это позволяет клиентам точно оценивать нашу работу.
  • Почему плохо: в погоне за количеством можно потерять качество. Многие компании обжигались, подписывая PR-специалистов на большое количество публикаций. Те либо просто не могли выполнить обещанные KPI, либо для отчетности размещали информацию о клиенте в малопосещаемых изданиях и на релизоприемниках. Такое продвижение не всегда улучшает имидж компании, что уж говорить о решении бизнес-задач.

PR Value, или сравнение, сколько стоила бы публикация, будь она рекламной:

Медиаиндекс и другие показатели мониторинговых систем:

  • Почему хорошо: метрика рассчитывается третьей стороной и может показать объективное сравнение коммуникационной активности компании с конкурентами.
  • Почему плохо: непрозрачная система оценивания, неизвестно, как именно подсчитываются данные по компаниям, плюс системы просто не видят многие публикации.

Яна БубноваОбязательно нужно смотреть бизнес-показатели

Яна Бубнова, директор по маркетингу, «Пененза»

 

Наша компания в недавнем прошлом – стартап. Особенность коммуникаций стартапа заключается в том, что нет времени и бюджета на выращивание знания о бренде, лояльности – все действия должны окупаться почти моментально. Поэтому и пиар мы делаем максимально «перфомансным» и оцениваем его эффективность не только по медиаиндексу.

1. Оценить прямой трафик. Если в публикацию в СМИ удалось включить ссылку на сайт, то можно посмотреть количество переходов в Яндекс.Метрике. В Яндекс.Метрике нужно выбрать Отчеты – источники – сайты. Добавить условие: визиты, для людей, у которых один из источников трафика – переходы с сайтов. И справа указать адрес сайта.

метрика

Получается отчет с точной цифрой визитов.

метрика

Несмотря на скромное количество переходов с РБК, публикация принесла нам около 50 новых инвесторов и приток инвестиций. Поэтому обязательно нужно смотреть бизнес-показатели.

2. Оценить всплеск бизнес-показателей над средним. Если публикация вышла без ссылок, и при этом PR-активности не массовые, единомоментные, а точечные, последовательные, стоит посмотреть на изменение показателей над средним. Например, в кампании по привлечению инвестиций на краудлендинговую платформу мы оценивали количество регистраций инвесторов и объем инвестиций.

Бывали публикации в СМИ, которые приносили десятки регистраций, но при этом почти не приносили денег (обычно это нецелевые для нас СМИ типа «Известий»). И наоборот, публикации в специализированных СМИ, пишущих про инвестиции, каждый раз давали несколько инвесторов с большими портфелями (для нас это от 1 млн руб.).

3. Оценить влияние публикации на конверсию. Мы целенаправленно создавали у целевой аудитории ощущение «все пишут про эту Пенензу». Для этого все выходы в СМИ мы ставили на таргет в Facebook по ЦА. По тем, кто взаимодействовал с публикацией, уже запускали прямую рекламу продукта. По итогам оценивали, какая публикация принесла больше лидов и инвестиций.

4. Оценить «классику». Да, мы «двинуты» на продажах, но это не значит, что мы считаем PR сугубо продающим каналом (в нашем понимании PR не должен, но может продавать). Поэтому оцениваем PR также по количеству публикаций, попаданию в целевые СМИ, медиаиндексу.

Александр ДужниковНаиболее древним и простым методом является PR Value

Александр Дужников, Co-Founder, A3F Group, Marketcall и Move.ru

Многие владельцы бизнеса ошибочно полагают, что измерить работу в направлении связей с общественностью невозможно, или того хуже, предпочитают оценку по финансовым показателям. На самом деле все достаточно банально, и для измерения эффективности PR существует огромное количество практик. Хотел бы выделить наиболее эффективные и прозрачные методы, которые сумели доказать свою эффективность для многих компаний.

Наиболее древним и простым методом является PR Value (или AVE – Advertising Value Equivalent). Оценка производится из определения количества всех PR-публикаций за отчетный период и подсчета стоимости размещения рекламы в сопоставимом объеме. Стоимость публикаций оценивается по тарифам рекламных площадей СМИ. Для сайтов, где нет расценок на публикации, или же их затруднительно получить, используются усредненные показатели СМИ аналогичной тематики и посещаемости. Данный метод недостаточно объективен, однако имеет место быть и актуален до сих пор, особенно при работе с PR-агентствами.

Из более показательных методов оценки я бы выделил довольно популярный количественный анализ. После проведения PR-активности оценивается какой-либо заранее оговоренный исчислимый показатель (количество публикаций или откликов на событие, число зарегистрировавшихся пользователей, посещаемость сайта) и сравнивается с изначальным прогнозом. Несмотря на объективность, количественный анализ не учитывает качественные результаты, а они зачастую куда более значимы.

Для максимальной гибкости в возможностях оценки я рекомендовал бы специализированные сервисы. Да, они платные, но моментальный доступ к количеству публикаций со ссылками на них, анализ индекса цитируемости и построение подробных отчетов стоят затраченных средств. Кроме того, построение KPI PR-специалистов по метрикам системы максимально прозрачно.

Наталья ЗайцеваГрамотный PR напрямую влияет на показатели бизнеса

Наталья Зайцева, основатель, директор по маркетингу, So digital agency

«Что-то не работает этот ваш PR» – подобную фразу нередко могут услышать представители рекламных агентств от потенциальных клиентов (от действующих, надеюсь, не слышат). Действительно, PR-коммуникации в представлениях многих людей до сих пор выглядят как что-то не слишком обязательное, а скорее, сопутствующее основным маркетинговым мероприятиям. Как бы не так.

Важно запомнить: грамотный PR напрямую влияет на показатели бизнеса. Поймите это, примите и начните измерять показатели.

Во-первых, у каждой PR-кампании должна быть четко структурированная стратегия с конкретным прогнозом по показателям. Во-вторых, всегда сравнивайте реальные цифры со стратегией для выявления ошибок в прогнозе и ее корректировки. И, наконец, те самые способы (точнее, комплекс способов), с помощью которых можно измерить эффективность PR-кампании:

  • Пресс-клиппинг: инициируйте публикации только в тех изданиях, аудитория которых совпадает с ЦА вашего проекта. Только тогда ваша PR-активность вообще имеет цель.
  • Медиа-охват: общий и с отдельных ресурсов (СМИ / ТВ / радио / соцсети). Особенно внимательно следите за статистикой Instagram и Youtube.
  • Качественный контент-анализ. Здесь важно не количество упоминаний вашей компании, а их суть. Следите за тем, чтобы основной месседж бренда постоянно транслировался в СМИ.
  • Трафик сайта и соцсетей. После запуска любой охватной кампании бежим на сайт и пристально следим за динамикой просмотров и тепловой картой сайта.
  • Серия исследований рынка, направленная на измерение узнаваемости вашего бренда. Проведите два похожих исследования: одно до запуска PR-активностей, другое – после. В результате вы увидите, как изменится узнаваемость вашего продукта / бизнеса / бренда.
  • Показатели «Обратной связи». Фиксируйте количество откликов, полученных вами после запуска PR-кампании.
  • И весьма косвенный, но и самый важный показатель – финансовый рост. Динамика увеличения продаж, рост прибыли и среднего чека после запуска PR-кампании могут свидетельствовать о ее успешности.

Анна УткинаКачественную оценку может провести только внутренний специалист, хорошо разбирающийся в бизнесе компании

Анна Уткина, руководитель пресс-службы, ГК «АвтоСпецЦентр»

Методы оценки эффективности PR-компании можно разделить на качественные и количественные. При этом количественные оценки можно отдать на аутсорс PR-агентству или воспользоваться услугами сервисов подготовки мониторинга, подсчета медиаиндекса и пр. Качественную оценку может провести только внутренний специалист, хорошо разбирающийся в бизнесе компании.

Количественные методы предполагают подсчет показателей, сравнение с предыдущим периодом. Здесь в KPI, как правило, закладывается рост по отношению к прошлому месяцу или году. Измерять можно практически что угодно: количество публикаций о компании, запросов СМИ и представителей отрасли в адрес компании, выпущенных пресс-релизов и выходов по итогам, аккредитовавшихся на мероприятие журналистов, воронку пришедших и опубликовавших по итогам материалов, просмотров и аудиторию СМИ, количество пресс-мероприятий, инфоповодов, комментируемых тем, спикеров...

Здесь же можно делать различные разбивки: например, по тональности публикаций: позитив-негатив-нейтрал; по типам и видам СМИ: печатные, электронные, деловые, отраслевые, лайфстайл, СМИ из топовых и не топовых позиций. Все это может делать аналитик, владеющий навыками сбора и анализа данных.

Качественная оценка требует 100% погружения в контент. СМИ нужно оценивать на предмет соответствия нашим целевым аудиториям, читаемости, цитируемости, уровню доверия со стороны читателей. Пресс-релиз – с точки зрения того, в каких СМИ он был опубликован без изменений, кто подготовил на его основании статью, сохранился ли первоначальный посыл в тексте... Важно, чтобы на пресс-мероприятия приходили пишущие журналисты, которым интересен контент, а не любители хорошо провести время. Не менее важно, чтобы по итогам пресс-конференции сохранился основной месседж спикера.

Все показатели желательно проверять, собирать и считать вручную. Это единственный эффективный способ.

Фото в анонсе: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Иван Рычков хорошо написал, спасибо! 

Директор по развитию, Москва

Почитаешь "PR не должен, но может продавать" и сразу хочется проверить какой век на дворе.
Неужели вообще никуда не продвинулись в аналитике?
Про магическую функцию пиара пишут слабаки, которые не знают как оценить реальный эффект от него, или негодяи, которые увидели, что реальный эффект мизерный, и скрывают это фразами "пиар не должен продавать". Может быть за пиар и не платить, если он не возвращает деньги?

Генеральный директор, Москва

Наверное, многие удивятся, но уже года три можно считать число визитов на сайт от читателей публикаций, даже если в них не проставлены ссылки на сайт. Можно оценить сколько визитов в магазин или в офис заказчика сделали читатели публикации без применения купонов и прочих механик. По конкретному офлайн-мероприятию можно понять сколько участников были на сайте до него и сколько участников посетили сайт после мероприятия разными каналами довольно точно и без всяких опросов. Так можно точно оценивать маркетинговый эффект от участия в выставках, спонсирования событий, кобрендинга, нативной рекламы и т.п.

А еще мало кто знает, что уже сейчас можно считать сколько людей увидевших онлайн-рекламу и бренд в офлайне: 1. набирали после этого брендовые запросы в поисковиках, 2. побывали в офисе, магазине, складе рекламодателя, 3. запомнили бренд и могут опознать рекламный креатив.

Этот важный фрагмент воронки, который раньше был технологически недоступен, теперь позволяет проследить весь путь от любого касания бренда до продажи.

Консультант, Украина
Как оценивать эффективность PR-кампаний

 

Каждая компания добавляет метод отслеживания

При оплате в покупку добавляется отслеживание

Таким образом каждую оплату можно ассоциировать с кампанией

 

Генеральный директор, Москва
Андрей Роговский пишет:
Как оценивать эффективность PR-кампаний

Каждая компания добавляет метод отслеживания

Таким образом каждую оплату можно ассоциировать с кампанией

Андрей, вы написали сильно теоретическую схему, которая почти никогда не работает. Причины тому четыре.

1. Из нескольких касаний бренда не понятно какое считать решающим для конверсии (трудности атрибуции).

2. Ассоциированные конверсии: вы размечаете рекламу в одном канале, а конвертируются по другому без разметки.

3. Размечаете в онлайне, а конвертируются в офлайне.

4. Рекламируетесь в офлайне (первое касание), а конвертируются в онлайне с разметкой — если не оценивать вклад офлайна в конверсии, то искажается статистика по размеченному онлайну.

Консультант, Украина

1. Из нескольких касаний бренда не понятно какое считать решающим для конверсии (трудности атрибуции).

Считать совокупность положительных едениц.

 

2. Ассоциированные конверсии: вы размечаете рекламу в одном канале, а конвертируются по другому без разметки.

 

Зачем так делать?

 

3. Размечаете в онлайне, а конвертируются в офлайне.

Что мешает связать оффлайн с онлайном?

 

4. Рекламируетесь в офлайне (первое касание), а конвертируются в онлайне с разметкой — если не оценивать вклад офлайна в конверсии, то искажается статистика по размеченному онлайну.

Итого вывод - для четких показателей оффлайн вреден.

 

 

 

Директор по маркетингу, Москва

А я согласен только с господином Дужниковым. 

Приведены в основном тизерные замеры и результаты цитируемости. Если клиент любит цифры - ему вполне прокатят в отчетах все перечисленные девушками показатели.

Никто не сказал о PR, как об инструменте репутационного менеджмента не для бизнеса и финансовых показателей, а лояльности ЦА к персоне(собственникам и СЕО) и к самой компании. И как раз это не замерять представленными техниками.

Влиятельные компании имеют базу подписчиков целевого медиа, например, газеты. И напрямую опрашивают (под разной личиной) респондентов хитрыми вопросами и получают самую валидную карту и для дальнейшей тактики и для общей стратегии. Есть ещё много реальных инструментов замера. 

А бизнес-показатели и финансовые достижения - не путайте уж с результатами массированной маркетинговой активности. 

Но для только начинающему интересоваться PR метриками статья вполне сойдёт, чтоб застращать всеми этими Волюмами, путами и тейками)) 

Консультант, Санкт-Петербург

Мне понравилась методика оценки PR активности, которую предлагает агентство PRonline. В статье это не отражено, но немного их оценка напоминает обозначенные Юлией Ларкиной критерии. В отчетах агентства мы видим не только число публикаций новостей или статей по каждой рассылке, но и охват аудитории и даже отклики от пользователей. Также учитывается определенная "экономия" бюджета, которую мы получаем в сравнении с другими коммерческими способами публикации. Стоимость одного прочтения новости. И другие показатели. Но самое важное, как мне кажется, это не просто оценка в определенных суммах или цифрах, но и общая оценка ситуации с известностью бренда или фирмы. Возможно, это не всегда можно выразить математически. Но определенный статус, имидж и известность можно заработать только путем регулярной и качественной PR активности, которые и обеспечивают PR агентства.

Директор по рекламе, Москва
Всеволод Антонов пишет:
Но самое важное, как мне кажется, это не просто оценка в определенных суммах или цифрах, но и общая оценка ситуации с известностью бренда или фирмы.

так это уже есть в базах, все считается по всему рынку - этим еще манипулируют посткомпейн может быть рост а потом за две три недели падение до нормы (которая известна по базам)

Максим Семенов пишет:
Из нескольких касаний бренда не понятно какое считать решающим для конверсии (трудности атрибуции)

это смотря как строить кампанию, если давить на продажи онлайн и считать конверсии, то можно попасть как недавно публиковала Адидас, что они зря переплатили в диджитал

если считать кампанию на куммулятивный набор контакта, то все равно с чего (все каналы хороши если догонят покупателя в флайт)  покупатель пошел, так как известно, что он пойдет покупать только набрав 9+ - 12+ со ВСЕХ каналов (успевая в флайт) в случае если модель поведения и импульса стимула совпадет со временем суток и с моментом образа жизни - впишется в желаемую и реалистичную модель активации (вызванный инсайт не пропадет зря)

это все вероятности и считаются пропорцией от набранных контактов

если кто то полирует набранный инсайт диджиталом и возвращает уже мотивированных кампанией - тогда канал приобретает значение, но раздача работающего стимула не заслуга этого касания

Аналитик, Екатеринбург
Всеволод Антонов пишет:
Мне понравилась методика оценки PR активности, которую предлагает агентство PRonline.

А они прямо "на берегу" эти критерии все определяют? то есть заранее можно понять, на что рассчитывать при запуске пиар кампании? Или постфактум выдают определенный набор показателей?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.