«А если нас захейтят?»: 6 причин, почему владельцы бизнеса боятся PR

Если разбирать отношение бизнеса к PR, то можно представить весы:

  • На правой чаше — узнаваемость бренда и лояльность аудитории, знакомство людей с продуктами, лиды и постпродажная поддержка клиентов.
  • На левой — страх бизнеса перед публичностью, негативными откликами и даже хейтом. Расходы на пиар, результаты которого как будто невозможно измерить.

И хочется и колется. Давайте подробнее разберемся, что за страхи на левой чаше.

1. Публичная скромность — путь к неизвестности 

Из опыта личного общения скажу, что многие владельцы бизнеса испытывают панический страх перед возможным возникновением высокой публичности. «А если о нас прочитает миллион человек и все начнут писать про нас?».

Часто такая боязнь встречается у руководителей IT-разработчиков, создающих собственные решения для рынка. Они уделяют много внимания внутренним процессам, но боятся показать широкой аудитории неидеальную версию своей программы. Им страшно привлечь к ней внимание, которое потом якобы плохо скажется на репутации и продажах. Некоторые предприниматели боятся, что после PR-активности конкуренты скопируют их идеи и стратегии.​​​​​​​ 

Эта категория руководителей, опираясь на эмоциональные предположения, не может уловить момент, когда уже нужно начать рассказывать о своем бренде. Им сложно определить, когда приходит пора строить коммуникации, создавать имидж и образ продукта. И замкнувшись на «допиливание» продукта, они рискуют никогда не выйти на рынок.

Все мы знаем других бизнесменов и стартапы, которые спокойно выставляют на рынок свои MVP. Потом дорабатывают их по откликам целевой аудитории. Некоторые превращают решение возникающих проблем в интерактивное шоу и регулярно рассказывают о работе и преодолении трудностей. Все это вызывает у людей высокий положительный отклик. 

Вывод: грамотно выстроенная PR-стратегия, уместный Tone Of Voice и обратная связь от людей — инструменты, с помощью которых бизнес может точно узнать ожидания целевой аудитории и улучшить свой продукт или услугу.

2. Хейт в СМИ

Из своей практики скажу, что половина владельцев компаний опасаются, что ошибка в PR или недостаток их продукта вызовут поток негативных статей в СМИ и отрицательных откликов в соцсетях, которые полностью уничтожат репутацию компании и ее директора лично, а негатива будет так много, что ни продукту, ни компании, ни директору «не отмыться никогда». 

Возражу. Так происходит из-за отсутствия PR-стратегии, когда компания не прорабатывает планы по своему присутствию в интернете и не представляет, что делать после выхода первой публикации. 

И то это бывает редко. Во-первых, массовый негатив по всем фронтам надо реально заслужить. И обычно в такие ситуации попадают крупные компании, допускающие «детские» ошибки. Во-вторых, если заниматься построением репутации вместе с ростом компании и продукта, вероятность коммуникационных провалов будет ниже потому что PR-кампания будет помогать месяц за месяцем отрабатывать замечания пользователей и улучшать свой продукт. 

На вопрос руководителей «Не приведет ли PR-кампания к потере контроля над репутацией?» я всегда отвечаю так: если компания ничего не делает для формирования своего медийного образа, то это произойдет. Если вы не даете людям никакой информации о себе, то кто-то неминуемо придумает ее за вас. И это не будет положительный месседж, информационный вакуум будет работать только в негативную сторону.

Ошибаются предприниматели, которые стараются ограничить любые контакты с медиа, так как не знают, что будут делать с повышенным вниманием после какой-либо резонансной публикации. На самом деле выход в СМИ вообще может остаться незамеченным, а обсуждение в Сети, наоборот, пойдет компании на пользу, потому что вызовет к ней дополнительный интерес.

3. Негативный опыт конкурентов

Бизнесмены знают истории неудачных компаний, владельцев которых преследуют скандалы по всему интернету. И многие стараются воздерживаться от каких-либо публичных действий, опасаясь повторения такого неудачного опыта.​​​​​​​ Или слишком долго колеблются, что сказать в комментарии СМИ и упускают возможность появиться где-то в качестве эксперта отрасли. Но иногда «тактика молчуна» оправданна. 

Условия бизнес-среды меняются каждый день, и негативный опыт конкурента годичной давности не означает, что он потерпел бы неминуемое фиаско сегодня. Не стоит бояться теней. 

Если бизнес хочет контролировать построение своей репутации, то ему не нужно молчать о своих успехах или замалчивать информацию о проблемах, а, наоборот, сразу вести открытую антикризисную политику, чтобы клиенты, партнеры и конкуренты видели системную работу. Тут важен тон общения с аудиторией, не допускающий подозрений в неискренности.

4. «Вы в нашей сфере ничего не понимаете»

Такой отказ время от времени слышит каждое PR-агентство. Руководители фармацевтических, химических и наукоемких производств, медицинские, юридические и IT-компании считают, что о них и их продукте могут писать только специалисты с профильным образованием. А еще лучше, чтобы и опыт в их отрасли был лет 10.

Извините, но нет. Для успеха кампании важно, чтобы специалист хорошо понимал, как работать с информацией, имел опыт проведения пресс-конференций или брифингов, умел настраивать систему доставки контента до ЦА и мог мониторить инфополе и фиксировать результаты PR-кампании. 

Проще говоря, пиарщик должен разбираться в PR. А об отличиях противовирусных ингибиторов или перспективных механизмах защиты Linux-серверов от фишинговых атак ему должны рассказать эксперты заказчика. На такой рассказ уйдет час, а на поиск пиарщика с бэкграундом, соответствующим заказчику — год.

5. Игнор ради экономии

Представители малого и среднего бизнеса зачастую считают, что на ранней стадии развития компании PR вообще не нужен, и к расходам на него относятся скептически. Эти предприниматели мыслят на краткосрочном уровне, исходя из логики прямой окупаемости затрат всех действий в маркетинге. Организации сосредоточены на повышении продаж и игнорируют PR, который представляют себе только в виде сюжетов на телеканалах и публикаций в крупных изданиях. 

Давайте поправлю. Инструменты PR гораздо шире, и результата можно добиться даже при невысоких затратах. Например, пиарщик видит какой-то потенциальный информационный повод в деятельности бизнеса и подсказывает, как его грамотно подсветить в офлайн- или онлайн-СМИ, в блоге или соцсетях компании, в профильных пабликах. В этом случае на работу специалиста и организационные расходы потребуется минимум финансов. 

Бизнесу, даже на старте, нужно потихоньку планировать стратегию своей PR-активности, чтобы к моменту выхода продукта уже была хоть какая-то информация о бренде в медиаполе. Тогда и продажи обеспечить будет гораздо проще.

Если продвижение откладывать, то в дальнейшем быстро раскрутить компанию или продукт становится сложнее. И дороже. Чем меньше известен бренд, тем больше требуется усилий для его продвижения. Плотная по времени PR-кампания всегда требует финансовых вложений для организации событий и мероприятий для СМИ, а также проведения промоакций или создания видеоконтента

Только одна реклама не вывезет. Лиды с контекстной или таргетированной рекламы очень важны, но они не формируют в поисковой выдаче у людей знания о товарах и тем более доверие к ним.

6. Непонятно, как измерить результаты

В PR, как и во всяком сложном процессе, участвуют много людей при различных переменных. И если делать все своими руками, то результаты могут оказаться не просто далекими от ожиданий бизнеса, а нулевыми. Даже при значительной сумме затрат. У адекватного руководителя перед такой неопределенностью возникают опасения и уменьшается желание инвестировать дальше в PR свое время и ресурсы.​​​​​​​

Их можно понять, но руководители компаний и технические сотрудники часто не умеют продавать свои товары и продукты, а пиарить — тем более. Для этого им нужна помощь специалистов по медиа и продвижению в интернете. Они возьмут всю необходимую фактуру о продукте, отрасли или технологиях и правильно презентует материалы аудитории. Именно в этом и заключается суть PR — посредничество в передаче ключевых сообщений.

Опытные профессионалы еще на этапе переговоров дадут прогноз, какие результаты будут у кампании, на какие охваты можно рассчитывать, к чему это приведет и сколько будет стоить. 

Сила накопительного эффекта

Слышали историю «потратил N денег на PR, а результата нет»? Появление таких оценок связано с тем, что большинство руководителей организаций не понимают, как работает коммуникация, в чем специфика бизнес-процессов внутри агентств, не представляют нюансов работы специалистов и коммуникации с изданиями, блогерами и независимыми экспертами. Это приводит к недоверию со стороны бизнеса и опасениям потери контроля над имиджем. 

Хорошие PR-менеджеры всегда объяснят клиенту последовательность своих действий в календаре кампании и научат правильному взаимодействию со СМИ. 

И не надо верить тем специалистам, кто обещает моментальный эффект по узнаванию бренда после первой публикации. Да, PR приносит увеличение числа клиентов и ведет к росту прибыли, но результат чаще всего будет отложенным. Постепенно его совокупная эффективность станет выше, чем стимулирование продаж в моменте.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Толково написано ! Спасибо Никита. 

Их можно понять, но руководители компаний и технические сотрудники часто не умеют продавать свои товары и продукты, а пиарить — тем более. 

большинство руководителей организаций не понимают, как работает коммуникация, в чем специфика бизнес-процессов внутри агентств, не представляют нюансов работы специалистов и коммуникации с изданиями, блогерами и независимыми экспертами.

Вы самую суть проблемы зацепили.

Основная масса владельцев и руководителей технари, избегают личной

публичности  и считают что  "деньги любят тишину" в любом бизнесе. 

В итоге, результативность их бизнеса значительно ниже возможной. 

Надо меняться !

 

Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Статья актуальная, но мне показалось, что в каждом случае она возвращалась к выводу, отраженному в самом начале:

Вывод: грамотно выстроенная PR-стратегия

Если стратегия построена грамотно, это автоматически означает, что, как минимум:

  1. Имеются нужные ресурсы (финансовые, людские, временные и проч.)
  2. Люди находятся на местах, где им следует быть (например, создатель контента не бегает со старым iPhone, пытаясь выловить директора между совещаниями, а оператор не отвечает за читаемый спикером текст)
  3. Технологии, которые применяются, адекватны продукту и рынку, на котором компания работает ("ларек" не будет трендмейкером в Forbes)
  4. Продвижение соответствует потребительским ожиданиям (нарратив не "скачет" по разным сегментам, да и сами сегменты определены в рамках стратегического маркетинга правильно)
  5. Имеется понимание по снятию обратной связи о добавочной ценности PR-мероприятий, есть метрики для количественного контроля

А теперь посмотрим, как обычно бывает на практике в МСБ-сегменте:

  • руководитель решает операционные задачи, и ему некогда заниматься "еще одним проектом", смысл которого туманен
  • имеющиеся маркетологи не являются профильными специалистами по PR,  потому не могут донести важность самой концепции
  • нет эксперта в PR - нет и нормальной реализации ("кружок" в Telegram не равен новостному включению с "круглого стола")
  • постоянные "поиски говорящей головы" (если вдруг и уговорят кого-то выступать - будет выглядеть неестественно, спикер будет "отбывать" роль)
  • бюджеты выделяются по остаточному принципу (исходя из гипотезы, что "не сработает", и пророчество самовоспроизводится)
  • в итоге совершается "прыжок веры" с непрогнозируемым исходом

Как и любая работа, PR - командная игра, которой начинают заниматься, когда возникло осознание этой потребности, а не потому, что "кто-то сказал". И эта работа требует вовлечения не "для галочки". Тогда и понимание процесса будет, и людей релевантных искать придется, да и необоснованные страхи подсократятся.

Если нормально делать - нормально и будет.

Консультант, Новосибирск

Мне кажется, Никита, что основная цель PR на начальном этапе - это чтобы люди вообще знали, что ты есть и что ты делаешь.

Пытаться с помощью PR сразу увеличивать продажи - я думаю, что такое вообще никто не предпологает.

Вы написали в подзаголовке: "Какие заблуждения о PR заставляют руководителей обходить стороной публичную активность?"

А статья в большей степени посвящена не заблуждениям о PR, а заблуждениям от PR-специалистах.

И про инструменты PR очень мало сказано, как будто все все и так про них знают.

Может быть именно из-за этого руководители и заблуждаются по поводу PR-специалистов, что они свою деятельность больше пиарят, а не описывают конкретно?

Примерно тоже самое иногда происходит с маркетингом, рекламой и управлением персоналом.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Такие компании как Apple и MS не боялись стать известными, остальные страшаться мнением большинства или скрывают правду о себе...

"Хейтят" те, кто сам ничего другого не может делать....

Консультант, Новосибирск
Павел Кузовников пишет:

Такие компании как Apple и MS не боялись стать известными, остальные страшаться мнением большинства или скрывают правду о себе...

"Хейтят" те, кто сам ничего другого не может делать....

Хейтят конкуренты и ущербные люди.

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Николай Сычев пишет:
Павел Кузовников пишет:

Такие компании как Apple и MS не боялись стать известными, остальные страшаться мнением большинства или скрывают правду о себе...

"Хейтят" те, кто сам ничего другого не может делать....

Хейтят конкуренты и ущербные люди.

Ущербные люди, по счастью, не обладают ресурсом, чтобы перебить PR-программу даже мало-среднего предприятия.

А вот конкуренты могут, но на это тоже нужен ресурс. К тому же, конкуренты - хейтеры часто делают это чужими руками, а это снижает силу удара, на мой взгляд. Одно дело, когда о недостатках продукта говорит авторитет из "отрасли", другое - некий ноунейм по найму.

Руководитель группы, Москва

Тут все по классическому анекдоту: "и ты, Хаим, тоже прав!"

Правы по своему и пиарщики и компании, которые боятся светиться. Проблема в целевых аудиториях и ключевых трендах, а тут всегда ошибиться можно. 
Мало ли за последние годы примеров крупневших компаний, которые переоценили значимость трендов, характерных вроде бы для "зумеров" и пролетели со своими традиционными аудиториями. 
И оказалось, что предполагаемая лояльность зумеров в будущем не компенсирует потери от недовольных иксов и так далее.

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Сергей Лозинский пишет:

Мало ли за последние годы примеров крупневших компаний, которые переоценили значимость трендов, характерных вроде бы для "зумеров" и пролетели со своими традиционными аудиториями. 
И оказалось, что предполагаемая лояльность зумеров в будущем не компенсирует потери от недовольных иксов и так далее.

Очень точное наблюдение. Попытка "омолодить" традиционный и заслуживший признание образ приводит к "эффекту морской свинки": ни к морю, ни к свиньям... Возникает когнитивный диссонанс, разрушается репутация.

Отказ от "новинок" со стороны Y и простое недоумение со стороны X приводят к реальным потерям "в моменте", в то время как зумерам придется еще поднакопить капитал. А к тому времени совсем не известно, где окажется носитель перемен, да и зумеры могут легко "переобуться" по пути. Игра в "поймать тренд" стала достаточно часто "выходить боком", но многих (судя по свежей рекламе) это не особо озадачивает.

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Сергей Попов пишет:

Одно дело, когда о недостатках продукта говорит авторитет из "отрасли", другое - некий ноунейм по найму.

Не всегда целятся в продукт - можно атаковать самого провайдера. "Черный PR" не ищет недостатки - он их придумывает, а затем под это фабрикует эффективный нарратив.

И грамотно срежиссированная акция может по эффекту сильно превзойти мнение авторитета из индустрии. Так, много лет назад просто расклеенные распечатки А4 на банкоматах привели к панике - началась массовая выемка. В итоге банк из топ-60 начало раскачивать как лист на ветру.

Директор по развитию, Москва
Александр Сейнов пишет:

Толково написано ! Спасибо Никита. 

Их можно понять, но руководители компаний и технические сотрудники часто не умеют продавать свои товары и продукты, а пиарить — тем более. 

большинство руководителей организаций не понимают, как работает коммуникация, в чем специфика бизнес-процессов внутри агентств, не представляют нюансов работы специалистов и коммуникации с изданиями, блогерами и независимыми экспертами.

Вы самую суть проблемы зацепили.

Основная масса владельцев и руководителей технари, избегают личной

публичности  и считают что  "деньги любят тишину" в любом бизнесе. 

В итоге, результативность их бизнеса значительно ниже возможной. 

Надо меняться !

 

Александр, спасибо!
Согласен, меняться надо, хотя эта история уходит корнями в тьму веков)

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.