Директивное управление, основанное на личной преданности в ущерб компетенции, – это системный порок, ведущий организацию к гарантированной деградации и гибели. В этой статье разберем, как руководители встают на путь создания комфортной, но нежизнеспособной экосистемы, где выживают не самые результативные, а самые удобные.
От Тейлора до Джобса: эволюция управленческих парадигм
Еще в начале XX века Фредерик Тейлор разделил развитие управленческой мысли на два этапа:
- Донаучный. Суть этапа состоит в том, что управленцы разбираются в выполняемой подразделением работе хуже, чем исполнители. Именно для того работник и нанимается, чтобы достигать результата. Именно за то, чтобы он сам придумал, как ему действовать, ему деньги и платят! В подобной ситуации «инициатива» исполнителей является ключевым фактором успеха деятельности подразделения и компании в целом: если исполнитель что-то не сделает сам, то ему никто и не скажет, что конкретно надо делать. В подобной системе инициатива поощряется и, собственно, именно за нее исполнителям и платят.
- Научный. Руководитель не просто разбирается в сути работы исполнителей, но также знает оптимальный алгоритм ее выполнения, и сам может сделать. Он четко знает: кто, что, где, когда, в какой последовательности, и с какой мерой интенсивности должен делать. Именно при подобном выполнении работы получается оптимальный результат, а ресурсы расходуются сбалансированно. Соответственно, руководитель может определить все составляющие, отследить, проконтролировать и при необходимости внести корректировки в деятельность подчиненных. На научном этапе управления инициатива вредна и деньги платятся как раз за ее отсутствие: от сотрудника требуется четкое исполнение заранее определенной процедуры.
Со временем пришло понимание, что в мире нет универсальных методик, работающих везде и всегда. Как результат, возникла концепция ситуационного руководства и идея управляемой инициативы, когда в зависимости от ситуации, людей и рода деятельности первый и второй подходы сочетаются и используются поочередно. В любом случае данный процесс остается управляемым и качественно может исполняться только сотрудником с высоким уровнем управленческих навыков, четким пониманием конечной цели и стратегии ее достижения.
Пришли и к тому, что по большому счету руководитель может совершенно не разбираться в том, что делает его подразделение, но должен иметь в своем распоряжении команду управляемых и вовлеченных в процесс экспертов, которые точно знают, что именно надо делать. О подобном подходе отлично высказался Стив Джобс: «Нет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать». Правда, за рамками остается вопрос – может ли его реализовать руководитель с меньшим уровнем профессионализма и харизмы, чем сам Джобс.
Тень авторитаризма: чем опасны «удобные» заместители
В реальности встречается еще такой вариант директивного стиля управления. Иногда, в силу обстоятельств (порой и объективных), директор формирует команду не по принципу профессионализма подчиненных, а исходя из их личной преданности (ему лично или общему делу) и управляемости. Часто грешат этим руководители, пришедшие «разгребать кашу, заваренную предыдущей командой», когда возникает необходимость повысить управляемость системы. Используют данную стратегию и топ-менеджеры, банально склонные к авторитарной модели управления: у них нет потребности в стороннем мнении – такого управленца вполне устраивает его собственное мнение. Как результат, управление осуществляется в одностороннем директивном режиме. Команда становится не более чем глашатаями идей топ-менеджера. Зачастую заместители не до конца принимают и понимают эти идеи, но в силу личной преданности, замешанной на конформизме, активно транслируют их коллективу.
Если речь о небольшой узкопрофильной фирме, в которой подобный управленец может лично дотянуться до всех отделов и разобраться во всех вопросах – это еще полбеды. Хуже, если это крупная торгово-производственная компания. Один человек не может быть экспертом во всех вопросах, особенно, если учесть скорость устаревания информации в нашем мире. Благодаря широкому кругозору можно иметь представление о разных проблемах. А вот на высочайшем уровне разбираться одновременно в производственной, закупочной и логистической сферах, а также быть экспертом в маркетинге, управлении персоналом и продажах – это уже вряд ли. Лучше спросить у замов, а они не эксперты в своих зонах ответственности, зато комфортны в работе и управляемы. Глобально эта беда решаема – заместители могут сформировать экспертные группы в рамках своих отделов. Но не тут-то было, ведь такой ход сформирует центры силы и центры принятия решений внизу управленческой пирамиды, а это в директивной модели управления недопустимо.
Ловушка для лидера: иллюзия контроля и культ «близости к боссу»
На начальном этапе внешне все выглядит оптимистично: управляемость растет, сотрудники преданы делу, все комфортно и органично. Но со временем высокая управляемость системы, к которой стремится топ-менеджер, становится ее ключевой слабостью. Сверху в директивном режиме поступают распоряжения о том, что и как надо делать. Зачастую данные распоряжения не до конца верны, корректны, не отражают объективную ситуацию, иногда и вовсе ошибочны, абсурдны и вредны для компании. Лояльные замы транслируют ниже эти распоряжения в еще более директивной манере, поскольку ключевой критерий качества работы – преданность делу и топ-менеджеру лично. В подобных организациях «близость к боссу» и «быть в обойме» – это главные корпоративные ценности. Кто «выпадает из тусовки», тут же выпадает из компании. А значит, противоречить топ-менеджеру и подвергать сомнению его слова никто не стремится.
Как в авторитарных системах проявляется «эффект Паркинсона»
Далее в подобных организациях начинает проявляться эффект «закона Паркинсона», описанный Сирилом Паркинсоном в одноименной книге:
- Система отвергает всех сотрудников, разбирающихся в работе лучше своих руководителей, потому что своими высказываниями, суждениями и действиями они подвергают сомнению истинность управленческих решений.
- Уровень профессионализма и навыков перестает быть реальной ценностью. Если в такую компанию попадает грамотный сотрудник, то он «обесценивается» сразу же после подписания трудового договора. Ведь в такой системе ценны не знания, а близость к управленческой верхушке. Ну а новый сотрудник по определению далек от нее.
- Как следствие, совокупный уровень интеллекта и профессионализма в компании снижается, потому что часть профессиональных и деятельных сотрудников уходит самостоятельно, кого-то увольняют, а кто-то занимает позицию тотального конформизма и соглашательства, по большей части держа свое мнение при себе.
- Система бюрократизируется, штат пухнет, растет количество подпевал-бездельников, сохраняемых в компании ввиду «преданности режиму».
Почему у директивной компании нет будущего
Жизнеспособность любой системы определяется ее способностью давать адекватные ответы на поступающие извне и изнутри вызовы. К сожалению, при подобной прогрессирующей «бюрократической аристократии» менеджеров, способных принимать хорошие управленческие решения и эффективно воплощать их в жизнь, попросту не остается. Им нет места, так как самим фактом поиска новых путей и новых решений они на постоянной основе оспаривают факт идеальности уже построенной системы.
Итог закономерен: со временем компания либо прекращает свое существование, либо ее покупает более сильный конкурент.
Почему авторитарная модель привлекает руководителей
Почему же подобная модель управления так «живуча», особенно, на первых порах:
- Иллюзия контроля и скорости. На начальном этапе директивное управление создает видимость порядка, слаженности и быстрого исполнения. Все «бегут в одну сторону». Проблема в том, что это общее движение может быть направлено в пропасть.
- Психологический комфорт лидера. В такой системе авторитарный руководитель окружен согласием, его эго не страдает, он чувствует себя полным хозяином положения. Сомнения и дискуссии воспринимаются как угроза, а не как инструмент развития.
Но результат всегда один – самореализующееся пророчество. Топ-менеджер, считающий, что «вокруг одни идиоты и предатели», своими действиями (изгнанием умных, поощрением конформистов) создает именно такую реальность, которая впоследствии подтверждает его изначальную установку.
Возможен ли выход из ловушки директивного управления?
Так может ли обычный менеджер перенять стиль Джобса? Ответ – да, но при условии фундаментального пересмотра роли руководителя и осознанного перехода от модели «контролера-гения» к модели «архитектора системы».
Такой руководитель не обязан быть самым умным во всех вопросах. Его задача – выстроить систему работы и взаимодействия в компании, чтобы:
- Привлекать и удерживать экспертов за счет среды, где их мнение, знания и опыт ценны и востребованы.
- Эффективно и не для галочки использовать процессы конструктивных дискуссий и принятия решений.
- Создавать и поддерживать культуру психологической безопасности, где можно не соглашаться и конструктивно дискутировать с начальством, не опасаясь репрессий.
- Четко определять цели и границы, в рамках которых эксперты имеют свободу для проявления инициативы – та самая «управляемая инициатива».
Также читайте:



Я бы в разделе "Почему авторитарная модель привлекает руководителей" поменяла пункты местами. Психологический комфорт руководителя обеспечивается иллюзиями контроля и скорости. А ещё предрассудками относительно возможностей других людей, тех же экспертов, на которых нельзя положиться. Обложившись иллюзиями относительно себя и предрассудками относительно других человек надежно защищает себя от тех изменений, которые автор рекомендует произвести. Если система уже создана, то перестройка затронет всех без исключения, потому что авторитарному руководителю требуются зависимые и пассивные подчиненные. Если руководителя меняют или он сам начинает меняться на более сбалансированного и взвешенного человека, то неизбежно для устойчивости системы ему потребуются и другие соратники. Когда я проговариваю с руководителями всю эту схему, то очень часто сталкиваюсь со страхом тех масштабов, которые потребуют перемены. И начинается торг за частичные изменения или перемены "по кусочкам". А это ещё хуже, чем оставить все как есть. Частичные перемены лишают систему определенности и как следствие устойчивости. Не придя к устойчивому результату компании разочаровываются и все болезненно возвращается на круги своя.
Я согласна с автором по поводу всех проблем, которые вызывает авторитарное руководство и по поводу угасания необходимости в нем для современных организаций. Но похоже время для осознания и готовности людей менять и меняться в вопросах собственной психики ещё не пришло. Недавно дискутировали что система авторитарной власти была устойчива на протяжении тысячелетий, а крепостное право отменили меньше 200 лет назад. Представления о власти меняются крайне медленно.
Почему бы не остановиться на этом:
Очень близко... Хороший руководитель может и уверен должен создавать такую атмосферу для своей команды. Однако в существующих реалиях есть очень много рисков быть обвиненным в итоге в стиле управления "hands-off", если вдруг чуть что не так, ну и даже если всё так...
Знакомо... Отличная статья!
Согласен. Достоинства, границы применимости и известные недостатки есть практически у всего. Всегда вопрос баланса и степени соответствия выбранных инструментов поставленным целям и предполагаемым результатам.
А для любой организации система управления проектируется с учетом нескольких параметров, начиная с самых важных, и в дальнейшем корректируется по мере необходимости. Это не догма и - тем более - не что-то незыблемое, неизменное и одно на все времена.
По-моему, слишком упрощенно.
В некоторых вопросах нужно быть авторитарным (финансы, например), а в некоторых отпускать контроль.
В некоторых случаях нужны лояльные, а в некоторых умные нужны, но не антагонисты.
Я бы не увлекался ярлыками, к тому же на разных этапах развития бизнеса могут быть разные приоритеты и стили управления.
Согласен!
Статья и вопросы в ней поставлены правильно. Но как-то однозначно. Или карикатурно. Хотя может автор и прав - слишком часто у нас вся система управления превращается в карикатурную: уж если руководить, так руководить с плеча, с саблей и кулаком. А условный "демократ" начинает устраивать вечные совещания, голосования, опросы мнений. И правда подыскивать удобных заместителей. Хотя, ну а кому нужен неудобный заместитель? Мне - нет! Но нужен умный и смелый.
Нормальный/хороший/опытный руководитель должен уметь, обязан комбинировать стили управления. На разных этапах жизни компании, с разными категориями работников, с разной психологией большого коллектива. По крайней мере, такое комбинирование нужно до тех пор, пока коллектив не станет управляемым - установлены понятные правила принятия решений, согласования, распределены роли, ответственности.
Можно углубляться и дальше: а что такое авторитарны стиль управления? Возьмём руководителя с мягкими манерами, с совещательным методом принятия решения, с коллегиальной ответственностью. Но все его решения носят запретительный характер. Очень похоже у нас работает федеральный законодатель: запретить, ввести штрафы, изьять, ужесточить - напрочь отсутствует регуляторная функция. А ведь так все мягко и коллективно. Да вот обратной связи нет абсолютно. Это авторитарный /директивный, или демократический метод?
Тихий, скромный, не очень смелый начальник, но при этом хитрый и злопамятный - он демократичен, или тоталитарен?
Наверно Евгений прав:
Спору нет: узурпатор, грубиян, хам, не слышащий другие точки зрения, тупой, как барабан, окруженный подхалимами начальник никому не нужен. Но это уж слишком простой образ.
Часто - просто ярлык.
Смотрим на результаты и делаем выводы. Иначе это очередная беседа о словах.
Хороший вопрос. Я бы сказала что это распределение свободы и ответственности по системе и ригидность границ между структурными частями. Для автоританого стиля свойственно концентрация и свобод и ответственности в высших слоях иерерхии. При этом из-за ригидности границ ни свободы ни ответственность перед нижестоящими или перед внешним миром не проникает за границы высших слоев иерархии. Если в высших слоях иерархии концентрируется абсолютная свобода решений и отсутствие ответственности за них перед кем-либо кроме себя, то в низших слоях крайне низкая концентрация каких-либо свобод и почти абсолютная ответственность за возложенные обязанности. Чем менее ригидны границы, тем больше свобод и отвественности через них просачивается и авторитаризм размывается.