Три внутренних препятствия для выхода на глобальный рынок

В условиях глобализации многие понимают, что для дальнейшего развития необходимо идти дальше: осваивать новые рынки, новые территории, привлекать новых клиентов. Но часто при экономической целесообразности и прочих благоприятных условиях руководители не предпринимают ни каких шагов, чтобы выйти за границы привычного мира. Разберем какие препятствия им мешают.

1. Негативные ожидания

Человек не может рационально объяснить, почему не готов рисковать и что больше всего пугает на новой территории. И эта пресуппозиция совершенно нормальна и естественна. Возможно, это связано с информацией, переданной человеку на клеточном уровне. Ведь с вопросом расширения границ знакомого мира люди сталкиваются со времен каменного века. В исследовании Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь», получившем Пулитцеровскую премию в 1998 году, автор рассказывает о том, как устроены общества аборигенов Папуа – Новая Гвинея, и как они перешли от собирательного образа жизни к оседлому. Примечательна одна деталь, которая кажется актуальной и для современных людей. Развитие и освоение новых территорий происходит медленнее там, где общества враждуют. Если человек одного племени убежден, что его окружают враги из соседних племен, и выход за знакомую территорию небезопасен, то это естественно побуждает его оставаться в пределах уже знакомой территории. Это дает ему ощущение защищенности, однако лишает возможности освоить новые земли, новые способы взаимодействия с соседями, узнать о новых съедобных растениях или способах возделывания земли. При этом во все времена были люди, которые при тех же самых условиях, выходили за пределы знакомых территорий и шли на риск. Это касается тех самых древних первооткрывателей, которые осваивали отдаленные регионы Новой Гвинеи, ЮВА, Австралии и других территорий, не имея ни карт, ни GPS-навигации. Фактически они отправлялись в неизвестность и, возможно, на верную гибель.

По результатам многолетних исследований в физиологии, антропологии, биологии, лингвистике, генетике и истории профессор Даймонд приходит к выводу, что, помимо ряда других факторов, развитие происходит гораздо быстрее в тех обществах, которые заведомо предполагают, что окружающий их мир нейтрален или даже доброжелателен. Это наблюдение может оказаться полезным и для нас. Изменение внутренней позиции с ожидания плохого на интерес или любопытство к миру способно проложить тропинки для новых нейронных связей, которые начнут находить возможности, там где раньше видели только тупики.

Сегодня многое изменилось в способах общественного взаимодействия, люди выходят за границы привычных территорий и делают это все более и более смело. Однако фактор первобытного страха перед новым, неизвестным и чужим первое что необходимо преодолеть для выхода на новые рынки. Чтобы расширить горизонты своих возможностей нужно допустить простую мысль: возможно на новых территориях находятся точно такие же люди, возможно, вы сможете оказаться друг другу полезными. Одни возможности открывают путь для других.

2. Неспособность к риску

Выход на международные рынки требует, прежде всего, готовности рискнуть и принять тот факт, что в неизвестности тоже можно жить и действовать. Неизвестность — это не обязательно плохо. Помимо опасностей, в ней заключается также огромное количество возможностей, которых в привычной среде не найти. Современное общество характеризует свободный доступ к информации. Необходимости создавать собственные ошибки нет, можно и нужно учиться на чужих, вникать и анализировать новую среду с точки зрения, например, того же SWOT-анализа и заранее думать о том, как себя подстраховать.

В наше время риск необходим, но точно также необходимо заботиться о том, чтобы он не стал последним. Для этого нужно заранее как можно больше узнать об окружающем мире, о его традициях и культуре, об особенностях ведения дел, но прежде всего вдоль и поперек изучить законодательство и прецеденты других компаний.

Важным фактором, способствующим успешному развитию древних обществ, являлась письменность — способ собирать, хранить и передавать информацию. Раньше люди писали на глиняных табличках и папирусе. Доступ к информации был только у определенных групп населения. В этом плане нам повезло: доступ к информации есть у каждого, и этим необходимо пользоваться, принимая во внимание чужой опыт и рассказывая о своем. Таким образом, происходит взаимообмен и увеличивается общее количество информации о мире, которое будет снижать риски для каждых последующих поколений.

3. Способ мышления в контексте ограничений

Это то самое состояние, когда человеку проще найти десять причин почему «нет», чем две почему «да». Это напрямую связано с негативными ожиданиями, но на самом деле, зачастую это просто привычка мыслить категориями ограничений. Основывается она на личном опыте и просто невозможностью допустить в сознание некоторые объемы цифр, сумм, задач и масштабов. Изменение внутренней позиции с «не могу это представить» на «а давайте» – это очень сложный и болезненный момент. Если говорить о личном опыте, то у меня ушло более пяти лет на то, чтобы просто допустить в сознании возможность, что необязательно проектировать только одно предприятие, можно пять. Можно и десять. Можно и пятьдесят, если есть такая необходимость.

На самом деле в реальности этих ограничений нет. Они есть только в нашей голове. Мне повезло работать с опытными наставниками, которые организовывали международные проекты еще до распространения интернета и, видя мои ограничения, терпеливо и тактично помогали их преодолевать. А где-то и просто заражали своим оптимизмом, что также имеет очень важный эффект, ведь нейроны головного мозга обладают способностью «отзеркаливать» состояние собеседников и таким образом обучаться.

Чтобы преодолеть этот вид мыслительных ограничений, при возникновении «тупика» нужно попробовать посмотреть на ситуацию с точки зрения «если бы у меня были все деньги мира». Чаще всего гениальные проекты гибнут еще на уровне идеи, когда упираются в убеждение об отсутствии ресурсов. Человек перестает верить в свою идею, потому что не верит, что на это найдутся средства. Падает мотивация и, вместо того, чтобы искать другие пути достижения желаемого, человек попадает в тупик.

Мозг запоминает эту стратегию и, с большей вероятностью при возникновении следующей задачи, снова приведет нас в тупик. Если эта мыслительная стратегия закрепляется, то на все остальные возможности мы начинаем смотреть уже весьма пессимистично. В долгосрочной перспективе — это не конструктивно и вместо того, чтобы расширять наши возможности, этот подход их сужает.

* * *

Ограничений, которые препятствуют выходу на новые рынки и расширению собственных горизонтов, гораздо больше, чем можно перечислить в рамках одной статьи. На мой взгляд, эти являются ключевыми. Однако, мир очень разнообразен и для каждого препятствия существует несколько решений. Нужно помнить об этом. И о том, что расширение внешних горизонтов начинается с преодоления внутренних ограничений.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

А с чем идти на этот глобальный рынок? Со стеклянными бусами, фокусами или пряностями?

Аналитик, Москва
Сергей Алейников пишет:
А с чем идти на этот глобальный рынок? Со стеклянными бусами, фокусами или пряностями?

Со стабильностью...

Генеральный директор, Великобритания
Сергей Алейников пишет:
А с чем идти на этот глобальный рынок? Со стеклянными бусами, фокусами или пряностями?

Можно, например, с научно- техническими решениями, с производственными идеями, проектами новых конструкций, с ноу-хау, с наработками, которые пролежали без применения много лет и которые можно было бы ещё внедрить.

Российские айти очень хорошей репутацией и уважением пользуются, насколько я могу судить.

Генеральный директор, Великобритания
Константин Комшуков пишет:
Со стабильностью...

Вот этого -то добра везде хватает!

Адм. директор, Санкт-Петербург
Ирина Да Роза пишет:
с ноу-хау, с наработками, которые пролежали без применения много лет

грубо, но информативно: "детишки у вас замечательные, а всё, что вы делаете руками..."

А то, что пролежало много лет, ещё нескоро будет интересно археологам...

По теме: согласен, что "червь сомнения" является серьёзной внутренней проблемой, но более серьёзной сегодня является наличие (точнее - отсутствие) продукта/товара/услуги, с которыми перспективно продвигаться в глобальном масштабе! Да ещё успехи нашей дипломатии впечатляют, мы же со всем миром "дружим"!

Аналитик, Москва
Ирина Да Роза пишет:
Российские айти очень хорошей репутацией и уважением пользуются, насколько я могу судить.

Российские пиар-технологии очень сильны. Можно в какие-нибудь страны третьего мира поставлять решения из этой сферы. Например, у африканского человека живот урчит от голода, но он мужественно показывает кукиш в направлении американского посольства и уверяет, что " все равно у нас лучше, чем в соседней Зимбабве". Думаю, нам по силам внедрить такие проекты. Этот рынок оценивается миллиардами ракушек каури. Другое направление для экспорта отечественных решений: выборные технологии и системы подсчета голосов.

Генеральный директор, Великобритания
Сергей Алейников пишет:
грубо, но информативно: "детишки у вас замечательные, а всё, что вы делаете руками..."
А то, что пролежало много лет, ещё нескоро будет интересно археологам...
По теме: согласен, что "червь сомнения" является серьёзной внутренней проблемой, но более серьёзной сегодня является наличие (точнее - отсутствие) продукта/товара/услуги, с которыми перспективно продвигаться в глобальном масштабе! Да ещё успехи нашей дипломатии впечатляют, мы же со всем миром "дружим"!

Да, Сергей, могу только согласиться. На своём опыте я знаю о чем вы и Константин говорите, о тех самых пиар компаниях, которые выводят на международный рынок технологии, которые просто напросто не работают в реальных условиях.

Но знаю и исключения, которые может только подтверждают «правила» о которых ваш комментарий

Аналитик, Москва
Ирина Да Роза пишет:
Российские айти очень хорошей репутацией и уважением пользуются, насколько я могу судить

Если серьезно, то помимо IT-решений по-прежнему достаточно конкурентоспособна продукция черной и цветной металлургии, удобрения, сельхозпродукция. Это что касается продукции с более-менее высокой добавленной стоимостью. Ну, не Айфоны, конечно.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Препятствий полагаю не 3, а одно - конкурентоспособность продукции.

Генеральный директор, Турция
Владимир Токарев пишет:
Препятствий полагаю не 3, а одно - конкурентоспособность продукции.

В точку.

Но, я думаю, без государственного менеджмента тут ничего не исправить. Сами коммерческие предприятия уже не в состоянии справиться с этой проблемой, на мой взгляд.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.