Как обрести уверенность перед выступлением без рюмки коньяка

Нина Зверева, «Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики», – М.: «Альпина Паблишер», 2013

Книга о том, как выступать публично. Мы презентуем себя преподавателю, сдавая экзамен, работодателю — во время интервью, сотрудникам – в процессе работы, партнерам – при заключении сделки. Говорить на публике нелегко, многие испытывают страх и неуверенность. Книга научит вас тому, как подготовиться к выступлению, выработать свой ораторский стиль и наиболее эффектно донести свою мысль до аудитории. Вы узнаете секреты, которыми пользуются профессионалы.

Написано для тех, кто хочет, чтобы их не только слушали, но и слышали.

Уверенность

Когда я прошу аудиторию назвать качества хорошего оратора, обязательно звучит: «Уверенность!». Я до сих пор не могу понять, каким образом люди чувствуют, уверен ли в своих силах учитель, тренер, оратор...

Но как только аудитория понимает, что тот, кто стоит перед ней, сам не знает, сможет ли с ней справиться, все — шансов «выжить» у него почти не остается.

Аудитория такого человека «съедает». Так или иначе. Иногда люди даже встают во время выступления и просто уходят.

Кстати, я, когда начинаю лекцию, всегда, в любой аудитории, прошу заранее подойти ко мне и сказать, если кому-то надо к зуб­ному врачу или еще куда-то. И договариваюсь о формате нашего общения. Ну, например, я люблю читать мастер-классы в течение трех часов. Не все люди это выдерживают. В Школе телевидения «Останкино» многие девушки привыкли каждый час ходить про­верять макияж, выпивать по чашечке чая или кофе... Представьте себе, когда в самый ответственный момент моей лекции вдруг встала целая группа, то есть стайка, девушек и спокойненько от­правилась к выходу из аудитории.

Я, естественно, остановила их, спросила, куда и зачем они со­брались идти, и тут же поняла, что это моя ошибка, что надо было с самого начала договориться о правилах игры. Они не привыкли к тому, чтобы лекция длилась три часа. Тогда я поставила вопрос на голосование — кто за то, чтобы мы работали 2 часа 45 минут без перерыва?

А потом — согласно принятому формату — отпустила их на 15 минут раньше. Потому что, по моему глубокому убеждению, когда в аудитории находится больше 100 человек, устраивать пере­рыв в середине нецелесообразно — он обязательно затянется, и нужная атмосфера будет утрачена. А лекция по проблемам ма­стерства телеведущего достаточно интересна — с играми, с раз­бором ситуаций — чтобы три часа пролетели почти незаметно.

Откуда что берется

Откуда берется неуверенность? И как с ней справиться? Это один из самых часто задаваемых вопросов.

Неуверенность всегда связана с волнением

Ко мне приходят люди — бизнесмены, политики, депутаты, чиновники — и просят, чтобы я позанималась с ними индивиду­ально. Они жалуются именно на волнение. Оно сковывает горло, от него перехватывает дыхание и дрожат руки, из-за него забыва­ешь все, что хотелось сказать. Что с этим делать?

Для начала надо понять, что это нормально.

Вы не один или не одна такая. Волнение — это нормально. Более того — скажу то, чего вы, может быть, и не знаете: волнение должно сопровождать любое хорошее выступление.

Если вы не волнуетесь, вы плохой оратор, вас не будут слушать. Волнение — это бензин для автомобиля. Без бензина он не поедет.

Другое дело — степень вашего волнения. Оно должно помо­гать, воодушевлять, чтобы аудитория видела, что человек волну­ется, у него блестят глаза, он старается — и это очень хорошо. Но если волнение перехлестывает через край, оно начинает играть против вас.

У меня однажды был случай. Большому милицейскому началь­нику надо было дать интервью для программы «Вести». Он жутко волновался и попросил меня: «Нина Витальевна, мне бы пятьдесят грамм коньяка, это обычно помогает мне справиться с волнением». Мы дали ему 50 грамм. После этого он забыл все слова. Пришлось добавить. Но после 200 граммов он уже вообще ничего не мог сказать.

Тогда я написала крупными буквами то, что он должен был говорить. Сначала выуживала из него информацию, потом запи­сывала на листочке. Листочек положила рядом с камерой, чтобы он прочитал его. Но он не мог даже этого!

Безнадежная ситуация

Мы все-таки прорепетировали, он успокоился, малость протрез­вел. Понял, что ничего страшного — надо просто прочитать свой собственный текст. Никакой подставы. И все получилось, интервью вышло в эфир.

Правда, потом меня спрашивали, что это он такой красный сидел. А у него с трудом язык ворочался после коньяка.

Это, конечно, было моей ошибкой. Но с тех пор я пользовалась этим приемом, когда люди слишком сильно волновались перед камерой, — не предлагала им коньяк, конечно, а записывала круп­ными буквами главную мысль, чтобы ее можно было прочитать перед камерой. А теперь многие политики используют телесуфлер. И выглядят потрясающе уверенными в себе, хотя на самом деле они просто читают вслух то, что им написали спичрайтеры.

Есть контакт

Вы волнуетесь, если к вам пришли важные гости или если на экс­курсию в вашу организацию явились студенты и школьники. Или вам надо куда-то пойти выступить — вы тоже волнуетесь, и это нормально. Волнуются все. Волнуется Познер перед каждым ин­тервью, невзирая на свой огромный опыт. Волнуется Путин перед встречами с народом, которые он проводит, на мой взгляд, совер­шенно блестяще. Очень волнуется. Я это вижу. И вы это увидите, если понаблюдаете внимательно.

Но как сделать так, чтобы волнение не зашкаливало, чтобы со­хранить уверенность? Мне кажется, что надо... Я уже говорила об этом, но повторюсь, потому что это можно говорить в каждой главе: все снимается тренировками. И я удивлена, почему многие люди не догадываются о том, что их выступление, прорепетиро­ванное даже перед членами семьи или друзьями, пройдет гораздо лучше.

Прорепетируйте перед зеркалом, запишите свое выступление на диктофон, послушайте себя. И после этого вы скажете себе: «Вот я орел! Тут нормально начал, а тут что-то сбился». Снова репети­руйте. В крайнем случае, заучите слова наизусть. Это придаст вам уверенности, потому что вы будете знать, что вас нельзя сбить.

И конечно, вы должны знать: если самообладание вас под­ведет, один раз вы можете спокойно сказать об этом аудитории. Тем более стоит это сделать, если волнение было заметно, если, например, задрожала рука и ручка упала на пол: «Надо же, никог­да так не волновался. Видимо, вот такая особенная аудитория». Так вы примените сразу два хороших приема. Первый — это то, что вы открылись, доверились публике, а второе — то, что вы ее похвалили.

Я уже говорила, что, даже если 10% аудитории почему-либо на­строены против вас, остальные 90% готовы вас полюбить. Но надо вовремя пошутить, рассказать что-то интересное, надо, чтобы лю­ди увидели, что вы подготовились, что вы знаете, куда и зачем вы пришли. Надо, чтобы люди поняли, что ваше выступление им нуж­но, важно и интересно.

Важно и интересно — вот два главных слова!

Но даже если вы прекрасно подготовились и все в вашем вы­ступлении «важно и интересно», но вы непрерывно смотрите либо в пол, либо на потолок — это провал! Люди, которые волнуются, не уверены в себе, отличаются от уверенных как раз тем, что не смо­трят на аудиторию и при этом полностью теряют контакт с ней.

Нельзя бояться глаз! Они вас поддержат. Попробуйте найти в зале глаза не просто сочувствующие, а такие, которые смотрят на вас с теплотой. Обращайтесь к этим слушателям почаще. Тем более что это правило любого оратора — смотреть в глаза аудито­рии.

Только избегайте распространенной ошибки — нельзя отда­вать предпочтение в контакте глазами кому-то одному или не­скольким людям, а про остальных забывать! Хороший оратор держит глазами всю аудиторию, он успевает посмотреть и вдаль, на последние ряды, и обратиться взглядом к тем, кто сидит совсем рядом.

Помните: как только вы кого-то выбираете в «любимчики», пусть даже бессознательно, 90% аудитории мгновенно присоеди­няется к тем, кто изначально был настроен по отношению к вам скептически.

Точно так же вы теряете связь с аудиторией, если вцепились двумя руками в листочек со своим текстом. Оторвитесь от него, перескажите написанное своими словами. Сделайте заранее конспект. Или — повторюсь — выучите свою речь наизусть и прорепетируйте выступление много раз. Тогда вы сможете наизусть сказать все самое главное и при этом смотреть в глаза аудитории. А дальше у вас все пойдет как по маслу, потому что вы получите обратный импульс, поддержку из зала.

И вот тут к вам придет уверенность в том, что вы делаете все, как надо.

Миниточки

Лично я очень не люблю, когда читают по бумажке. И при этом отношусь к бумагам хорошо. Как такое может быть?

Парадокс в том, что бумаги вам нужны, но чтение по бумаж­ке — это очень опасно. Вы можете зачитать какие-то важные сведения, цифры, данные — то, что нельзя перепутать. Взять в руки бумагу и сказать: «Сейчас я вам прочитаю, будьте внима­тельны». А потом спросить аудиторию, все ли она поняла и не надо ли прочитать еще раз. Это, кстати, очень хороший прием. Тот самый интерактив, о котором мы только что подробно гово­рили! Но потом отвлекитесь от листка и говорите от себя.

Тут опять не могу не сказать о Путине. У него это получается блестяще. Как главе правительства ему приходится делать се­рьезные доклады, содержащие много цифр, но он обязательно находит момент и отрывается от листка бумаги. Он комментиру­ет. И люди всегда ждут этих моментов. Ведь они свидетельству­ет о том, что оратор понимает, о чем говорит.

Так что долго читать по бумажке нельзя — аудитория вас про­глотит. Прочитали что-то — отвлекитесь, проанализируйте, про­комментируйте, спросите, кто что понял, либо войдите в интер­актив. И это будет свидетельствовать о вашей уверенности.

Первый блин

У Ираклия Андроникова есть замечательный рассказ «Первый раз на эстраде» — о том, как его учили выступать и как он нарушил абсолютно все правила. Это один из самых любимых моих рас­сказов.

Неуверенность и волнение привели неопытного оратора к пол­ному провалу. Идя на сцену мимо оркестрантов, он чуть не пере­ломал им все инструменты. Он забыл все советы. Так, ему сказали: найдите в зале человека, который смотрит на вас с сочувствием.

И Андроников, которому в ту пору было чуть больше двадцати, уставился на незнакомую старушку в тридцать втором ряду и стал посылать ей какие-то сигналы и подмигивать. Ему сказали, что нужно говорить просто, ясно и доходчиво.

И первая фраза, которую произнес Андроников, рассказывая о композиторе Танееве, была такой: «Танеев родился от отца и ма­тери».

В заключение, уже после выступления, он безнадежно испортил одолженные ему на один вечер лакированные туфли.

В общем, это был полный провал.

Но к чему он привел? К появлению великого Андроникова, оратора и рассказчика, лучше которого трудно себе представить.

Значит, он обрел уверенность в себе. Так что пусть вас греет про­стая мысль: если первый блин и вышел комом, то второй будет лучше, а третий совсем уж хорош. Вкусный, тонкий, поджаристый!

А теперь вернемся к приемам, которые помогают справиться с волнением, а значит, и с неуверенностью. Некоторым из них учат в театральных училищах. Например, есть техники, основанные на задержке дыхания, которые помогают справиться с волнением. Но мне не хочется сейчас пересказывать то, что написано в книгах, которые вы можете взять и прочитать. Кроме того, все это легко найти в интернете.

Я же буду говорить о том, что твердо знаю на собственном опыте и на опыте людей, с которыми общаюсь: волнение — это хорошо, но если оно чрезмерно — это плохо, и победить его мож­но, тренируясь. А еще — опираясь на внимание зала, на общение с ним и на ситуацию успеха, которую вы должны создать себе сами. Вы сразу почувствуете, когда этот успех придет к вам! Кста­ти, ситуацию успеха вы можете создать, если позовете в качестве «фокусной группы» самых близких, приятных вам людей. Вы не будете волноваться так сильно, как обычно, а их похвала может вас окрылить!

Уверенность надо демонстрировать. Такая демонстрация при­ведет к тому, что вы действительно станете более уверенным человеком.

Надо правильно одеться, комфортно и достойно. Надо хорошо начать, уверенно вступить в общение. Вы все знаете приметы это­го уверенного стиля поведения.

Например, не надо приходить в аудиторию заранее. Лучше прийти минута в минуту или на полторы-две минуты позже. Войди­те в зал и спросите: «Все готовы? Выключаем сотовые телефоны. Я специально зашел (или зашла) на полторы минуты позже... Я здесь уже пятнадцать минут и успел (-а) довольно много узнать о вашем институте (или заводе — не знаю, где вам приходится вы­ступать). А сейчас давайте работать». Это будет хорошо.

А вот если вы пришли заранее, и люди заходят в зал, общаются, а вы слоняетесь тут, между ними, — это неправильно.

Есть какие-то нюансы, которые демонстрируют, что в аудиторию входит уверенный в себе, достойный человек, который может рас­сказать то, чего никто, кроме него, не расскажет.

Это чрезвычайно важно! Это харизма. Она может быть дана от природы — и это более легкий путь, хотя и очень опасный, потому что люди часто излишне эксплуатируют природные данные и на­чинают расслабляться, плохо готовиться, мало общаться с аудиторией, надеясь на свои способности.

А бывает харизма приобретенная — на основе собственных ошибок, переживаний, непрерывных попыток, с помощью упраж­нений и огромной работы над собой — и это более надежный путь, поверьте мне!

Плюс и минус

Я надеюсь, что вы отличаете уверенность от самоуверенности.

Об этом я хотела бы сказать отдельно. Это абсолютно разные понятия. Уверенность — со знаком плюс, самоуверенность — со знаком минус. И когда вы становитесь публичным человеком, то есть предъявляете себя другим людям — неважно, два человека вокруг вас, три или двести, — они очень точно улавливают эту разницу.

Несколько секунд, максимум минут, уходит на то, чтобы люди определили, уверенный перед ними оратор или самоуверенный.

Самоуверенность — это когда человек упивается собой, и де­монстрация уверенности в себе отнимает у него слишком много времени.

Уверенный человек — это тот, кто точно знает, что он не­обходим данной аудитории, потому что именно он обладает не­кими знаниями, в которых люди нуждаются, и именно он способен донести до них эти знания.

Чувствуете разницу, да? Поэтому, пожалуйста, обратите на это особое внимание.

Мне часто приходится наблюдать самоуверенных ораторов. Сразу могу сказать, что политикам самоуверенность не вредит.

Как-то мне довелось вести прямой эфир с кандидатами в пре­зиденты России. Это были еще времена Ельцина, 1996 год. До вы­боров оставалось два дня. Сам Ельцин на тот эфир не пришел. Но были все остальные: Явлинский, Зюганов, Тулеев, Мартин Шакум. Помните такого кандидата в президенты? Ну, и Жириновский, естественно.

Я наблюдала за тем, как эти люди входят в студию, как они ведут себя, как одеты. В одежде, кстати, как и всегда, победил Жи­риновский, потому что все пришли в серых костюмах, а он пришел в ярко-желтом, канареечного цвета пиджаке. И это был грамотный ход, потому что представьте себе телевизионную картинку: сидят шесть мужчин в сером и рядом с ними — человек в желтом. Ко­нечно, все взгляды устремляются на это яркое пятно.

Все гости в студии были, безусловно, уверенными в себе людьми. Но случилось так, что самоуверенность и блистательная, популист­ская речь Жириновского, рассчитанная на определенную аудито­рию, совершенно затмила выступление уверенного в себе, но рассчитывающего на другую целевую аудиторию Явлинского.

И мне как модератору, человеку, который вел этот эфир и ста­рался предоставить всем равное количество времени и равные шансы на общение с избирателями, было безумно интересно на­блюдать за этим процессом и руководить им.

Я точно понимала, что есть вещи, которые возможны для Жи­риновского и абсолютно невозможны для Явлинского.

Если самоуверенность Жириновского только добавляла ему баллов в глазах людей, которые либо «по приколу», как многие говорили, либо из чувства протеста, либо просто потому, что он им нравился, собирались голосовать за него, то Явлинский, рассчитывавший на поддержку интеллигенции, не мог позволить себе такого поведения, как у Жириновского, и строго держал себя в рамках.

Я думаю, что вам стоит поговорить с близкими людьми, чтобы понять, бывают ли у вас такие моменты, когда вы переходите грань, за которой ваша уверенность становится излишней само­уверенностью.

Очень интересно, что в школе всегда находятся такие активисты, которых не любят другие дети. Это отличники и карьеристы, которые не дают никому ни­чего сказать. Они привыкли всегда быть первыми, они любят быть умнее всех, постоянно демонстрируют себя и очень любят слово «я».

Часто этих людей ждут потом большие разочарования и пере­живания. Если это сильные и талантливые люди, они выходят из них закаленными и потом сами смеются над собой. И учатся видеть в окружающих достойных партнеров.

Понимаете, о чем я говорю? Призывая вас быть уверенными ораторами, я очень хотела бы призвать вас быть точными в про­явлениях своей уверенности, не кичиться собой, находить правиль­ную интонацию. И опять же уметь где-то посмеяться над собой. Если вдруг понесло — вот, меня все слушают, а вы не слушаете, я тут перед вами такой-то и такой-то, на меня тысячи ссылок в Ин­тернете и сам Путин наградил меня орденом, — добавьте потом с улыбкой, что это был рекламный ролик оператора такого-то. А теперь, мол, перейдем к лекции.

Это очень важно, и я хочу, чтобы вы усвоили то, что я сказала, ведь прочитать и усвоить — это не одно и то же, так же, как слу­шать и услышать.

Выводы

Есть харизматичные люди, которые легко демонстрируют уверенность в любых ситуациях, и есть люди, которые при­обретают уверенность путем тренировок и усилий.

Надо отличать уверенность от самоуверенности, хотя для по­литиков и шоуменов самоуверенность — это нормально. Волнение необходимо любому оратору, как бензин для маши­ны, но нельзя допускать, чтобы «бак» был перелит.

Волнение можно победить путем репетиций, тренингов, а также создав несколько «ситуаций успеха». Существуют актерские методики снятия волнения, с кото­рыми полезно ознакомиться.

Задания

Напишите план своего выступления, переверните листок, постарайтесь сосредоточиться и вспомнить самые важные моменты. Проверьте. Знание материала придает уверен­ности!

Организуйте фокус-группу своих преданных поклонников и перескажите им речь. Попросите не критиковать вас, а только отметить то, что получилось хорошо.

Запишите себя на диктофон, послушайте, не дрожит ли голос. Перепишите с другой интонацией, более напористой. Срав­ните — какая манера вам по душе.

Попробуйте говорить только на выдохе, причем набирайте воздух так, чтобы на диктофоне была тишина.

Учитесь держать паузу, это всегда придает уверенности. Спросили зал о чем-то — подождите спокойно, пока не раз­дастся ответ (можете даже заранее договориться с кем-то, чтобы не волноваться излишне!). Если забыли следующий тезис — вернитесь к предыдущему, предложите залу повто­рить то, что только что сказали. Это даст вам необходимую передышку.

Постарайтесь на практике применить тезис — если у вас проблема, лучше поделиться ею с залом, тогда он вас под­держит!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Владимир

Очень понравилась глава из книги. Поддерживаю мнение автора о том,что только опыт помогает справиться с волнением. И все же, наверное, у каждого из нас бывают свои приемы достижения ораторских побед, также как и свои неожиданные провалы. Из последнего. Не смотря на большой преподавательский и тренерский опыт и неплохие навыки выступления перед аудиторией, случился такой и со мной. Аудитория, бузусловно , важная, текст выступления выучен наизусть (на английском), в презентации выверена каждая буква и картинка. Начинаю выступление: первая минута - внимательно слушают, вторая минута - ловлю легкое замещательство слушателей, но вопросов не поступает. Уточняю,все ли понятно. Молча кивают. Но я точно знаю, что-то не так!!!! Итог, я выступила с докладом, но забыла от волнения показать презентацию, так и остановившись на титульнике.... Вот так. Это очередное подтверждение слов автора - надо тренироваться справляться с волнением. В моем случае, излишняя тренировка и заучивание наизусть - только мешает. Чем больше импровизации (в линии выступления), тем выше уровень полета мысли, контакта с аудиторией и удовольствия от результата))))) Спасибо автору!

Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово

По количеству упоминаний в тексте победу одержал Жириновский (Путин - 3 раза, Явлинский - 3 раза, Жириновский - 5 раз). :-)

Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Вообще не испытываю ничего перед большой массой людей, наоборот даже.
Да потому что с детства пела на сцене, была снегурчкой-ведущей на ёлках и любила доклады зачитывать стоя во главе класса, когда всё внимание приковано к тебе:-)

Может быть мондражирующим почаще... в караоке петь?:-)))

Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Можно развеселить? Случай из жизни:

Защита МОЕЙ диссертации. В зале - члены учёного совета, профессора. Я - на трибуне, помощник когда подаю знак кладёт следующий слайд-плёнку на проектор. Профессора сидят уткнувшись в мой автореферат, некоторые ... кушают поставленные бутеры с красной рыбой, чистят мандиранки (ну положено так было воду - лёгкие канапе ставить).

Потом мой научный руководитель рассказал, как выглядело со стороны: ''Сидит старенький профессор чистит мандаринчик. И вдруг Татьяна громко: ''Уважаемые члены учёного совета и господа оппоненты! А сейчас Вашему вниманию представлен следующий слайд, ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН!'' Старичок-профессор чуть мандиринку не выронил:-))) но взгляд на экран поднял.

Нач. отдела, зам. руководителя, Чебоксары

Отличная статья!
Бывают случаи испытываю волнение перед выступлением, но как только начинаю говорить волнение постепенно проходит. И к концу выступления уже чувствую себя раскованно.
Думаю надо обязательно прочитать эту книгу!

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
>>> Ну, например, я люблю читать мастер-классы в течение трех часов. >>> по моему глубокому убеждению, когда в аудитории находится больше 100 человек, устраивать перерыв в середине нецелесообразно Я тоже не согласен с перерывами. В университете их устраивали через каждые 45 минут! Бывало, «прерывались» 150 человек. Чем будили меня. Кончилось это тем, что я там стал редко появляться. А насчёт уверенности - согласен. Уверенность может заменить любые знания. Что, кстати, и продемонстрировано автором статьи.
Консультант, Москва

Отличный материал, особенно его подача: живо, интересно, динамично! Тоже приходится выступать перед публикой и понимаю, что уверенность в своих словах и бесчисленные тренировки - это единственно верная формула успешного ведения публичного выступления, если опустить содержание самого выступления

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

«Яндекс» увеличил бесплатный набор на программу по ИИ

В этом году Школа анализа данных планирует набрать более 400 студентов — на треть больше, чем в прошлом. 

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.