С начала лета 2025 года в РФ действует новый закон: зарубежные мессенджеры оказались под серьезными ограничениями. Например, там больше нельзя общаться с клиентами – да-да, совсем никак. Поэтому самое время поговорить о том, как компаниям перестроить работу с учетом новых условий и какие нюансы важно не упустить из виду.
Какие приложения попали под ограничения
Пока точного списка запрещенных мессенджеров нет. Но можно опираться на тот, что был составлен Роскомнадзором в 2023 году. Напомню, что ограничения по использованию иностранных приложений начались еще два года назад. Сейчас, по сути, мы сталкиваемся с их усилением. Поэтому предыдущий список запрещенных мессенджеров актуален и, возможно, будет дополняться – это Telegram, Signal, Viber и другие популярные сервисы.
У нового закона как минимум три причины:
- Мошенники. Возможно, вам или вашим знакомым уже звонили либо писали «представители» полиции, банков и других известных организаций. А потом пытались выманить деньги. Переход на российские мессенджеры – один из способов борьбы с подобным мошенничеством.
- Безнаказанность иностранных платформ в контексте всего, что касается сохранения личных данных. Зарубежные разработчики не подчиняются нашим законам, поэтому могут передавать или продавать данные российских пользователей кому угодно. И с какими угодно целями.
- Необходимость повышать цифровой суверенитет, а вместе с этим и безопасность. В мире, где сложно давать прогнозы даже на следующий день, цифровая независимость страны закономерно становится одним из приоритетов.
Какие действия в иностранных мессенджерах под запретом
Если организация вела свой Telegram-канал, не стоит поддаваться всеобщей панике и удалять все подряд. Закон не запрещает размещать информационные посты или нейтральные новости. К сожалению, многие поняли превратно и сгоряча снесли каналы, которые вели несколько лет. А нужно было всего лишь удалить посты, которые не соответствуют новым правилам.
Новый закон запрещает сообщения, рассылки и публикации, в которых содержится:
- Реклама любых видов.
- Сведения о розыгрышах, в том числе о результатах их проведения.
- Данные о заказах, оплате и доставке.
Относительно сообщений правила еще строже. Теперь представители компании не могут взаимодействовать с пользователями в переписке и комментариях, даже если инициаторами общения становятся подписчики, клиенты. То есть буквально: вам написали сообщение, а вы не имеете права на него отвечать. И, конечно, под запретом любая обработка и передача персональных данных внутри иностранных мессенджеров.
Если обобщить, то самый верный вариант сейчас такой: оставить канал компании, если есть, но убрать оттуда все рекламные посты. Комментарии и личные сообщения лучше закрыть.
А еще в ближайшие месяцы следите за новостями, потому что новые законы часто обрастают дополнительными разъяснениями. То, что разрешено сегодня, может стать нарушением завтра. И наоборот: выводы, которые многие «специалисты» делают на панике, не всегда соответствуют действительности.
На какие организации распространяются новые правила о мессенджерах
Общаться с клиентами и размещать рекламную информацию в иностранных мессенджерах теперь не могут:
- Банки, страховые компании, МФО, ломбарды и другие участники финансового рынка.
- Государственные организации.
- Компании с государственной долей участия более 50%.
- Операторы цифровых платформ, финансовых активов и связи.
- Владельцы маркетплейсов, организаторы торгов.
- Веб-ресурсы с большим количеством подписчиков – от 500 тысяч пользователей в день.
- Компании, онлайн-сервисы, у которых большая база клиентов – свыше 100 тысяч человек.
Таким образом, ограничения касаются многих агрегаторов, разработчиков приложений, торговых онлайн-площадок и других сервисов.
Как b2c-компаниям коммуницировать с клиентами
Для общения с физлицами бизнес все еще может использовать разные инструменты:
- Мессенджеры и сервисы уведомлений, которые сделаны в России: VK, Max и т. д.
- E-mail. Почта по-прежнему подходит для уведомлений, рекламы или общения с техподдержкой.
- Личный кабинет сайта. Переписка с клиентами, уведомления, рассылки – все это доступно и в личном кабинете. Но помните про требования к безопасности – любой сайт не подойдет.
- Мобильное приложение. Чат в собственном приложении – удобное решение. Те же банки активно пользуются этой функцией.
- Телефонные звонки и IVR – голосовые меню, с помощью которых абонент находит нужную информацию, выбирая на телефоне соответствующую кнопку.
- SMS-рассылки. Тут важно напомнить, что рассылки только по инициативе компании незаконны. Чтобы все работало правильно, для начала нужно получить согласие абонентов.
Отказаться от зарубежных сервисов непросто, но никакой трагедии в этом нет. Инструменты, которые остались в доступе, вполне закрывают потребности разных компаний. Нужно только найти правильную комбинацию каналов связи.
Конечно, перечисленные решения не универсальны, потому что некоторые из них довольно дорогие. Например, разработка мобильного приложения или создание горячей линии обойдутся компании в немалую сумму. Но в этом списке есть и доступные инструменты: обычная почта или «VK Мессенджер».
Как b2b-компаниям коммуницировать с клиентами
Перечисленные выше инструменты подходят и для сферы b2b, хотя многое зависит от масштабов и направления бизнеса. Есть и дополнительные решения для корпоративных мессенджеров. Например, в отдельных российских приложениях реализована функция гостевого доступа, перечислю некоторые особенности и выгоды:
- Администраторы могут добавлять в мессенджер сторонних пользователей.
- Гости могут писать и читать сообщения только в разрешенных чатах.
- Гости не могут менять общие настройки, видеть конфиденциальную информацию, другие чаты или пользователей, которые от них скрыты.
- Содержание сообщений, которыми обмениваются участники чатов, ничем не ограничено.
- Делать рекламную рассылку, отправлять информацию об оплате и доставке не запрещено.
- Во многих мессенджерах за гостей не нужно доплачивать, независимо от их количества.
Функция гостевого доступа изначально разработана для b2b-компаний либо для организаций со специалистами на аутсорсе. А поскольку она зашита в мессенджер, предназначенный для бизнеса, за безопасность можно не переживать. При необходимости корпоративное приложение можно развернуть на собственных серверах (on-premise) и детально настроить под себя. Это и гарантирует надежную защиту от утечки данных.
Чек-лист для тех, кого коснулись ограничения по использованию мессенджеров
- Проверьте все каналы для связи с клиентами и исключите то, что попало под ограничения.
- Подберите подходящие российские сервисы. Если есть возможность, закажите разработку собственного мобильного приложения. Также можно использовать альтернативный вариант – оптимизацию сайта под PWA. И не забудьте про мессенджер с гостевым доступом.
- Поручите юристам проверить и обновить все документы, связанные с новым законом. Это касается и договоров с подрядчиками, например, с техподдержкой на аутсорсе.
- Обучите сотрудников новым правилам. Составьте для них простую и понятную инструкцию, к которой можно обращаться после обучения.
- Закажите аудит. Специалисты проведут детальную проверку и укажут на нюансы, которые вы могли упустить. Чем больше каналов связи используется, тем актуальнее эта рекомендация.
Также читайте:
Было бы неплохо дать ссылку на этот Закон. А пока статья на тему "Одна Баба Сказала"... Если речь про ст. 15 41-ФЗ , то да, с 1 июня 2025 года в своей работе иностранные мессенджеры нельзя использовать следующим категориям организаций и компаний:
Честно говоря, я не знаю ни одной организации из этого списка, которая пользовалась бы сторонними мессенджерами. Либо это была частная инициатива отдельных сотрудников. У всех вышеперечисленных категорий есть свои корпоративные чаты, встроенные в приложения и движки личных кабинетов (что касается веб-сайтов).
Однако, если вопрос касается внутрикорпоративной переписки, то нужно понимать, что любая информация, попавшая в мессенджер, будет доступна владельцу платформы (чтобы там не обещали маркетологи мессенджеров в плане безопасности переписок). Чтобы было более понятно - любой системный администратор Вашей организации в курсе, сколько времени Вы сидели на каждом конкретном сайте и чем там интересовались. А что касается глобальных систем - то и подавно. Только наивные люди, воспитывающие на балконе радужных пони, могут думать про безопасный и конфиденциальный интернет.
Смотрю, не я один здесь токсичный )))
Вопрос, собственно, в том, действительно ли бизнесу так нужны иностранные мессенджеры в частности и мессенджеры как таковые в общем. Некоторое время назад, которое мы неплохо помним, все спокойно обходились без них, используя другие каналы коммуникаций.
Дело только в удобстве и привычках. Будут свои - массовые, удобные, защищенные и надёжные продукты этой категории - будем ими пользоваться.
Уже есть. RT-Link например. Только никто не пользуется)
Тогда посмотрим по результатам, когда наберётся, скажем, 10 млн. активных пользователей. Такие системы не так просто масштабировать, защищать, поддерживать и обновлять.
Никто не пользуется - жаль.
Согласен. И то, что никто не пользуется - плохо.
А через Макс мошенники звонить не будут?
Меня тоже это смутило. Надо быть точнее, если захотелось сослаться на закон. Иначе, это просто, мягко говоря, паника.
Разве сейчас кто-то получал сообщения от, например, операторов связи через вотсап? Ну у транспортных компаний есть пара каналов в телеге, почти бесполезных.
Так его вроде забросили, нет? У нас парнишка работал из разработки, от него слушок.