«Образование взрослых в России – самая большая зона отставания»

16-18 января 2018 года в Москве состоялся IX Гайдаровский форум. Одна из его дискуссий была посвящена проблемам образования в России. Политики, представители крупнейших университетов и бизнеса обозначили ключевые тенденции и риски развития образовательной сферы в ближайшие десять-пятнадцать лет.

Образование и политика

Дмитрий Медведев, председатель правительства России: «Образование будущего станет системой, которая опирается на персонализированную образовательную траекторию с открытыми образовательными ресурсами и новыми подходами к результатам обучения».

«Уже сегодня мы должны ставить задачу по изменению отношения к системе здравоохранения и образования, по повышению квалификации, по увеличению доходов тех, кто работает в этих сферах, потому как врачи и преподаватели – это ключевые группы, которые определяют будущее любой страны».

Герман Греф, председатель правления Сбербанка: «Если говорить о задачах государства в цифровую эпоху, это все, конечно, связано с созданием институтов, и самое главное – это институты образования. Это приоритетная задача в период, когда ключевым драйвером экономического роста и всех благ является человек и его знания».

«Сейчас ключевая история для нас – выбрать модель регулирования. Она должна быть очень мягкой, чтобы создать комфортную зону для воспитания и сохранения здесь «мозгов».

Цифровизация в образовании

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: «Основной тренд в образовании – это цифровая революция. У нас есть пять-семь лет до вытеснения бумажного учебника. Искусственный интеллект станет доступным и сломает основную методику общеобразовательной школы».

Евгений Шляхто, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова»: «Внедрение в практику технологий происходит, к сожалению, быстрее, чем мы готовим специалистов. Поэтому появляется их нехватка. Есть отставание профессионального сообщества от имплементации технологий в реальную практику».

Азер Талыбов, заместитель министра экономического развития России: «На первое место на рынке труда выходят навыки и компетенции. Подготовка профстандарта, а затем и образовательного – роскошь длиной в несколько лет, которую мы позволить себе не можем. Мы до конца не понимаем, какие компетенции будут требоваться от человека, занимающегося безопасностью в цифровой экономике через год-два. Стартующие сегодня образовательные программы устаревают к моменту их окончания».

Андрей Волков, научный руководитель Московской школы управления «Сколково»: «В настоящее время в мире без ведущих образовательных центров немыслима инновационная часть разработок».

Университеты будущего

Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС: «Невозможно говорить о городах будущего, если не говорить об университетах будущего».

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: «Преимущество вузов – это преимущество молодости. И этот постоянный приток молодых не менее важен, чем приток технологий или приток денег».

Александр Уткин, генеральный директор компании Cotton Way: «Университетам нужно готовить сложных людей. Сложный человек – это человек с критическим мышлением, человек сомневающийся. Он должен знать, как все устроено. Кем станет этот человек, предпринимателем или чиновником, – это неважно. Скорее всего, критическая масса сложных людей будет создавать ту самую среду, в которой предпринимателю будет комфортно».

Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета: «У вузов сегодня стоит принципиально важная задача сформировать в своей структуре предпринимательские обучающие центры».

Образование и бизнес

Алексей Репик, председатель совета директоров компании «Р-Фарм»: «В университете нужно создавать среду, в которой мог бы воспитываться предприниматель и которая давала бы ему возможность раскрыться».

Вадим Дымов, председатель совета директоров компании «Дымов»: «Вы не создадите предпринимателя в университете, они сами себя создадут, они сами себе путь. Вам нужно помогать людям выбирать, профилировать свои знания, показывать широту и возможности выбора».

Михаил Меланьин, основатель Statsbot.co: «Любая кафедра в любом университете должна сотрудничать с реальным бизнесом. Если этого сотрудничества нет, то вопрос, зачем готовить специалистов, остается открытым».

Татьяна Терентьева, директор по персоналу «Росатом»: «Базовое образование важно, но донастройки образования сегодня не избежать. Бизнес должен «склеиваться» с образовательными высшими учреждениями, и такая модульность в подготовке, особенно для программ в сфере цифровизации, диджитализации, поможет найти профессии будущего, о которых мы сегодня не знаем».

Юлия Вестеровская, руководитель корпоративного университета «Аэропорт Шереметьево»: «Корпоративные университеты – это системный интегратор. Мы связываем потребности и задачи бизнеса, мы должны уметь научить всему в те сроки, в которые нужно бизнесу. Но чтобы сделать это качественно, нам нужно понимать рынок».

Том Робинсон, президент образовательной ассоциации AACSB International: «Бизнес-школы должны фокусироваться на непрерывности образования в течение всей жизни человека, речь должна идти не только о какой-то конкретной программе, а о постоянном обеспечении потребителей образования необходимыми материалами и программами».

Интернализация образования

Паскаль Коши, атташе по академическому сотрудничеству посольства Франции в России: «Университетам нужно искать формы сотрудничества, и это сотрудничество перестает быть индивидуальной инициативой отдельных преподавателей, исследователей, а становится, скорее, государственной политикой».

Валентина Переверзева, первый заместитель министра образования и науки России: «Без академического сотрудничества, студенческих обменов с ведущими научно-образовательными центрами Европы и мира, программ бакалавриата и магистратуры нельзя представить любой современный университет... Мы рассматриваем интернализацию образования как значимый элемент повышения качества образования и науки».

Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС: «За последние годы число иностранных студентов в России растет ежегодно на 8%. Растет доля России на мировом рынке образовательных услуг, это уже более 4,5%».

Рынок образования: вчера и завтра

Сергей Зуев, директор Института общественных наук РАНХиГС: «Открытая проблема – это структурная перестройка рынков образования. Есть несколько направлений: онлайн-образование, самостоятельный выбор образовательных траекторий, потребность в обучении взрослых и удешевление образовательных технологий. Это работает в сторону формирования рыночных элементов образования и появления новых игроков».

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: «Рынок образования к 2030 году – это рынок в большей степени онлайновый, частный и глобальный».

«Образование взрослых в России – это самая большая зона отставания».

«Мы довольно быстро растем в сфере высшего образования – более быстрыми темпами при меньших затратах по сравнению с Китаем, но наряду с этим у нас 50% студентов – это заочники, образование которых почти не финансируется».

Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли: «Высшее образование становится массовым. Это тенденция как развитых, так и развивающихся стран. От половины до 80% людей после школы идет учиться в вуз. Это потребность экономики. Мы хотим все более и более образованную рабочую силу».

Игорь Барциц, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС: «Предназначение образования меняется – это все меньше передача информации и знаний и все больше передача атмосферы, контактов, социализации».

При подготовке публикации использованы материалы gaidarforum.ru.

Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

В современной России, умение давать "откаты" цениться дороже, чем бизнес-образование и профессиональные компетенции руководителя.....

Генеральный директор, Хабаровск
Павел Кузовников пишет:
В современной России, умение давать "откаты" цениться дороже, чем бизнес-образование и профессиональные компетенции руководителя.....

Добавлю. И связи с чиновниками. Тогда не нужно никакое образование.

Директор по развитию, Екатеринбург

Начинать надо обучать детей с детского сада. А там работают не очень-то образованные "воспитатели" . Одного хоть профессора или кандидата педагогических наук там видели?

А там закладывается будущее России! И Президенты, и Министры, и Академики и профессора, и спортсмены и художники и т.д.

А в средней школе? Чему учат? Всему, что мало пригодится в жизни! В школе надо учить - учится! Иностранным языкам, скорочтению, работой с большими объемами информации, мнемотехникам и т.п.

Информацию сейчас можно найти где угодно, а вот грамотно с ней работать не учит никто! А что с высшим образованием?

Это «Образование взрослых в России – самая большая зона отставания» все не про то, как обучать взрослых, а про то, так как их заставить - переучиваться, что не до дали в школе и в институте!

Если так, то всегда будет отставание!

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

В быстро меняющемся мире, когда условия и способы жизнедеятельности быстро меняются, человек должен обладать процессом познания окружающего мира, знаниями закономерностей развития общества, территорий, бизнеса. - основных фигурантов экономики.

Опасно делать сильный акцент на цифровые технологии. Это лишь один из способов решения поставленных задач. Научно технический прогресс за всю истоию человечества не смогли соединить с духовностью. Эта та задача, которую нам предстоить решить - найти пути одухотворенности деятельности людей, общества. Это вопрос новых отношений на оснве новых ценностей, культуры, убеждений, нравов общества. Без этого невозможно формировать свободного человека, который способен взять ответственность за себя и других, удовлетворять свои интересы, учитывая интересы другого относится к другим, как равным себе, не применяет силовой способ удовлетворения своих интересов так как, не умоляет их достоинство.

Достойная страна - это достойные граждане страны, которые в своем развитии достигли уровня достойных личностей. Без этого, даже при наличии цифровых технологий, наша цивилизация не выйдет на новый уровень развития.

Менеджер, Москва
Валерий Меркулов пишет:
А в средней школе? Чему учат? Всему, что мало пригодится в жизни! В школе надо учить - учится! Иностранным языкам, скорочтению, работой с большими объемами информации, мнемотехникам и т.п.

Валерий, я согласна с Вами. Только с некоторой оговоркой, не "в школе" надо учить, а школьные годы использовать, чтобы выучить! Как меня восхищает Яндекс они для себя готовят программистов с 8-го класса. Конкурс и отсев в первые три года обучения позволяет лучшим и подающим надежды проявить себя, и став взрослым, найти отличную работу. Это внешкольные занятия, это физически и морально тяжело для детей. Но они рады учиться. Вижу таких друзей рядом со своим ребёнком и радуюсь... Правда моё чадо решило быть псарём( Но у каждого своё призвание, - это тоже внешкольные занятия))).

Директор по продажам, Петропавловск-Камчатский

Меня к примеру и заставлять учиться не нужно, я каждый день с удовольствием ищу ответы на возникшие вопросы в сети. Но к сожалению с этими поисками и приходит осознание что именно на поиск хорошего источника уходит много времени. Да и образование, как и было сказано в статье, для заочников совсем не дешёвое. Не хватает структурности, а ещё заметил что современному обществу очень тяжело определиться со своим призванием.

Менеджер, Москва
Александр Жириков пишет:
Добавлю. И связи с чиновниками. Тогда не нужно никакое образование.

Да... + Учиться надо вовремя, никогда не поздно, конечно, но какой смысл?

Директор по развитию, Москва

Human Capital Index[i], представленный на всемирном экономическом форуме в 2013г., который включает в себя 4 компоненты:

  1. Education,
  2. Health and Wellness,
  3. Workforce and Employment,
  4. Enabling Environment.

По результатам исследования, общий Human Capital Index России – 51 из 122 Первые места (в 2013г.) по компонентам занимают соответственно:

  1. Финляндия,
  2. Швейцария,
  3. Швейцария,
  4. Финляндия.

Образование - важное, но далеко не единственное, о чём надо заботиться.

С точки зрения государства инвестиции в образование и здравоохранение могут оказаться неэффективными для экономики в случае массовой эмиграции высококвалифицированных кадров, снижения качества среды обитания.


[i] http://www3.weforum.org/docs/WEF_HumanCapitalReport_2013.pdf

Руководитель проекта, Пенза
Павел Кузовников пишет:
В современной России, умение давать "откаты" цениться дороже, чем бизнес-образование и профессиональные компетенции руководителя.....

Павел, точно на сто процентов!

Руководитель проекта, Пенза
Виктория Белова пишет:
Александр Жириков пишет:
Добавлю. И связи с чиновниками. Тогда не нужно никакое образование.
Да... + Учиться надо вовремя, никогда не поздно, конечно, но какой смысл?

Учиться надо несмотря ни на какие внешние факторы, учиться для себя, внешняя среда заинтересована в том чтобы человек скатился до уровня обезьяны. Требование к самообразованию диктует мозг. Иначе быстро можно скатиться до персонажа,любимого и поощряемого нынешним образом жизни - Шарикова. Не попасть во власть разнузданного хаоса помогут только знания. В СССР не дал бы скатиться коллектив, а сейчас еще и пнут вдогонку.

Верно написано выше "в случае массовой эмиграции высококвалифицированных кадров, снижения качества среды обитания.". Качество среды обитания уже ни к черту. Плюнуть на себя - значит поставить на себе точку.

Не дать себя затоптать, быть разносторонней личностью, развивать свои сильные направления и учиться - задача каждого мыслящего человека в этой стране.Учиться назло.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Как управлять коллективом?

В Ижевске состоялась конференция «Региональная модель управления человеческими ресурсами».

Кто хочет знать зарплату коллег

Служба Исследований hh.ru выяснила, кто из соискателей знает размер зарплаты своих коллег.

Травмы на работе - угроза ВВП

Почти 3 миллиона человек в мире ежегодно умирают на своих рабочих местах.

Arena: анонимный поиск работы

Запущен сервис для анонимного поиска работы в сфере разработки.