Как вывести российское машиностроение из застоя

В ноябре 2017 года Росстат зафиксировал падение промышленного производства на 3,6% – это самый низкий показатель, начиная с 2009 года. Эксперты оправдывают ситуацию статистической погрешностью, спецификой глобального рынка, сделкой с ОПЕК+, которая привела к падению добычи нефти на 1%, и теплой погодой, из-за которой производство электричества снизилось на 6,4%. Но даже если Росстат преувеличивает пессимистические цифры, трудно говорить о российской промышленности как о развивающемся секторе экономики. По отзывам многих потребителей, к примеру фермеров, они «готовы покупать продукцию российского производства только в случае острой нехватки средств, достаточных для приобретения оборудования иностранного производства». А некоторые отечественные производители, признавая реальности рынка, отмечают, что «потребитель готов к покупке российского продукта (машиностроения) только в случае, если его стоимость будет не выше 50% стоимости иностранного аналога, в связи с недоверием к качеству продукта и его (качества) стабильности».

Нашей компании уже более 125 лет. Мой личный опыт, который включает более десяти лет практического анализа промышленных предприятий, позволяет мне с уверенностью заявить, что распространенной проблемой российских производителей является неготовность признавать неприятную действительность, неверие в «экспертов» и недостаточность собственных знаний о том, как создавать качественную продукцию и эффективно продвигать ее на рынке. Поэтому потребитель часто выбирает иностранную технику с ожидаемым и прогнозируемым качеством и стабильностью характеристик. Такая техника или оборудование надежна в использовании и выгодна по стоимости владения, невзирая на более высокую изначальную цену.

Государство максимально старается поддерживать отечественных производителей, но дело в том, что на данный момент большинство мер государственной поддержки машиностроения носят финансовый характер. Только лишь финансовая поддержка, к сожалению, не поможет нашим предприятиям повысить конкурентоспособность и стать более привлекательными для российского потребителя, не говоря уже про выход на широкие экспортные рынки, что так необходимо отечественной экономике для развития.

1. Признать необходимость переобучаться и адаптироваться к изменчивости бизнес-среды

Условия, в которых сформировался рынок в России, требовали от будущих управленцев определенных личностных качеств – хладнокровия, скорости принятия решений, готовности к риску, физической силы. В результате, собственниками и руководителями становились люди, которые привыкли мыслить более инстинктивно, полагаясь чаще на интуицию и опыт, но не имели возможности и времени получить бизнес-образование для развития предприятия в условиях современной экономики.

Поэтому в российском бизнесе по-прежнему такой высокий процент управленцев, которые психологически не готовы подстраиваться под изменчивость поведения потребителей, строения и динамики рынков. В результате производители сталкиваются с рядом краеугольных проблем, препятствующих развитию бизнеса даже при наличии дополнительного финансирования.

Руководители и собственники с трудом признают тот факт, что невозможно знать все, и при этом пренебрегают необходимостью обучаться технологиям найма, управления, мотивации коллектива и делегированию. Например, на крупнейших предприятиях автомобилестроения приходится согласовывать программу внедрения улучшения технологий защиты металла с высшим руководством компании, вместо принятия решений на уровне руководителей отделов.

2. Ставить реализуемые цели

В большинстве своем компании ставят нереализуемые цели, или цели, не соответствующие возможностям предприятия. Требования к объекту производства выставляются зачастую без учета потребностей рынка или возможностей производства. В моей практике встречались примеры, когда предприятия (производители подвижной техники разного уровня) демонстрировали несоответствие и, более того, технологическую невозможность соответствовать собственным требованиям к качеству, несмотря на положительные отчеты отдела качества.

Главным препятствием для старта эффективного развития является тот факт, что редко находится человек в компании, способный признать, что реальное качество не соответствует заявленным требованиям. А если по отчетам все в норме, значит, многие последние годы предприятие выпускало продукцию, не соответствующую своим же требованиям, и никто не принимал мер, продолжая фальсификацию отчетности.

3. Упростить иерархию и наделить сотрудников полномочиями

Технический руководящий персонал – главный инженер либо технический директор – часто перегружены, не имея опыта делегировать задачи. Руководители отделов и технологи не наделены властью принимать решения о выборе технологии либо материалов и находятся в угнетенном состоянии, опасаясь быть наказанными, обвиненными в коррумпированности, или действительно участвуя в коррупционных сделках, на которые толкает низкая оплата труда и неуверенность в стабильности дохода.

Коррупция есть везде, не только в России. Различие лишь в том, что суммы, ради которых сотрудник готов совершить преступление, разные. И это связано не только с уровнем жизни людей в той или иной стране, но и со «стоимостью риска». Если в Германии условный Ганс уверен, что он проработает на предприятии всю жизнь, и его не уволят просто так, то и стоимость риска у него равна доходу за большую часть жизни, так как он понимает: потеряет гораздо больше, если его поймают. У нас же люди чувствуют себя настолько нестабильно, что готовы ради малейшего улучшения жизни идти на преступление, причем иногда просто ради психологического спокойствия («Откажусь подделать отчет о соответствии качеству – вдруг меня уволят за это?»).

В результате производится неконкурентоспособный продукт, зачастую не соответствующий требованиям потребителя. Фальсификация результатов контроля качества или его преднамеренное отсутствие – не миф, а вполне вынужденно организованная действительность. К примеру, некоторые предприятия из тех, что на слуху, не имеют собственной лаборатории для проверки коррозионной стойкости покрытий деталей изделий. В результате вместо собственной гарантии качества они предлагают потребителям некую бумагу с гарантией производителя материалов, что является просто попыткой избежать ответственности.

Невозможность, нежелание и структурные сопротивления внедрению современных технологий приводят к снижению конкурентоспособности и падению доли рынка. Фактически, все это приводит к излишним затратам из бюджета страны на поддержание производителей, неспособных конкурировать на открытом рынке, даже имея локальные производственные мощности и сырьевую базу.

4. Вступать в альянсы с передовыми специалистами

Во времена СССР в промышленном машиностроении основное внимание уделялось функциональной составляющей. Дизайн был маловажен, и эта особенность сохраняется до сих пор. В то же время рыночная конкуренция диктовала западным производителям необходимость уделять внимание всем параметрам: дизайн, внешний вид, удобство использования сборки были столь же важны, сколь и функциональность продукта.

В нашей стране есть ученые, разработчики прорывных технологий, и компании ими владеющие, сырьевая база и производители, а также эксперты-маркетологи и реальные инноваторы, но отсутствует синергия между ними. Сами производители по причинам, указанным выше, зачастую не могут преодолеть психологические и структурные барьеры, чтобы обращаться за помощью самостоятельно. Вышеизложенные факты наводят на мысль о необходимости создания единых центров разработки и продвижения современных предметов оборудования и техники, которые были бы востребованы у потребителя и функциональны.

Сегодня в России зарождаются подобные системные интеграторы. К примеру – промышленный дизайнер Владимир Пирожков на базе Центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» совместно с компанией «Динамика» разработал тренажер для пилотов самолета МС-21 и дизайн вертолета Ка-62. В том числе Центр прототипирования создает инфраструктуру для внедрения промышленного дизайна в производство. Он разрабатывает функциональный прототип оборудования, который работает и готов к постановке на производство для предприятий с учетом особенностей их машинного парка.

Наша компания, как разработчик передовых технологий, входящий в топ-100 инновационных компаний, уже заключила с «Кинетикой» соглашение о сотрудничестве. Такие альянсы сокращают возможность ошибки, которая ведет к производству неконкурентной продукции, ускоряют выход новых моделей в серийное производство, осуществляют внедрение, сопровождение и аудит технологических процессов. Результатом станет внутренняя качественная конкуренция среди российских производителей, что и позволит производить продукты, способные конкурировать на экспортных рынках.

5. Создавать высокую остаточную стоимость оборудования

Результатом решения задач, указанных выше, становится создание изделий с высокой остаточной стоимостью. Это весомый показатель качества, стабильности, надежности и привлекательности предметов производства. Чем выше остаточная стоимость изделий, тем привлекательнее стоимость владения для потребителя.

Например, более дорогая западная техника зачастую побеждает за счет того, что после использования ее можно будет выгодно продать на вторичном рынке. А качество российского аналога за тот же срок использования настолько сильно снижается, что такая перепродажа становится неосуществимой или невыгодной.

Вывод из вышеизложенного: в текущей экономической ситуации критически важно контролировать расходы и разумно управлять ими – делать все, чтобы выделяемые государством средства были использованы эффективно. Денег на инновации в России не так много. Для сравнения: инвестиции в инновационную инфраструктуру в Америке – это $485 млрд в год, и эти деньги уходят на НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. А в России в 2015 году эта цифра составила всего $29 млрд.

Создать более высокое качество и, соответственно, более конкурентную продукцию зачастую возможно на существующем оборудовании, и с тем же персоналом, при той же или даже меньшей себестоимости. Для этого необходимо осознать необходимость привлечения экспертов и формировать план эффективного развития на основе реальной оценки ситуации.

Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Какое-то двойственное чувство возникает, если сначала прочитать название статьи (вроде как о машиностроении), потом - после фразы "Нашей компании уже более 125 лет" и поиске на E-XE места работы автора (компания Mankiewicz Gebr. & Co., явно не российская) и "мой личный опыт" как-то создаётся ощущение, что концы с концами не сходятся!

По заявленным в статье постулатам и догмам - у меня особых возражений нет, правда, и в промышленном производстве я работал уже более 25 лет назад, а на месте завода "Электрик", который выпускал в Ленинграде электросварочное оборудование, в Санкт-Петербурге сейчас построили жилой массив...

Главный совет статьи - "осознать необходимость привлечения экспертов"?

А смысл? Если "отсутствует синергия"?

Генеральный директор, Тольятти

Сергей, ни у Вас одного возникло двойственное чувство. Прочитав название статьи, я подумал, неужели коллега-единомышленник хочет что-то предложить. Далее по тексту мысли автора разбрелись, и я не увидел вообще никакой логики повествования. Организация автора занимается оптовой торговлей лакокрасочными материалами, хотя из заголовка показалось, что автор возглавляет машиностроительный завод. Проблемы машиностроения, которые автор статьи упомянул, в действительности имеют решение - и пути решений обсуждались на этом и других деловых порталах неоднократно. Среди участников сообщества E-xecutive достаточно профессиональных топ-менеджеров - генеральных директоров, которые на практике показали, как надо делать правильно. Таковых людей, способных поднять машиностроительные заводы на высокий уровень, в стране достаточно. Проблема в том, что большинство собственников предприятий не желает улучшать ситуацию на своих заводах и соответственно такую задачу ставить наемному топ-менеджеру не собирается, покуда есть мало-мальски какая прибыль. Порой даже и прибыли нет, а ничего менять не хотят - какой-то патологический страх перемен.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
  1. Ставят задачи, а не полномочия. Полномочия делегируют.
Директор по развитию, Москва

В данном случае необходимо сначала ответить на вопрос: « Почему отечественное машиностроение оказалось в стадии застоя?». А затем, оценить степень отставания, и после уже искать пути выхода

Вице-президент, зам. гендиректора, Воронеж

Наша главная проблема ( и не только в машиностроении) высокая степень дебилов в руководителях разных уровней. Закостенело руководство в оковах сватовства, кумовства и наследственности. Бюрократический тромбоз парализовал процессы ротации и смены управленцев, что породило низкую эффективность хозяйств, которую пытаются объяснить не объяснимыми санкциями и санациями, а не отсутствием мозгов в своих головах. Внимательно прочитайте список руководителей крупнейших российских компаний: «отцы и дети», «учились чему-нибудь и как-нибудь»… и «горе от ума», как следствие …

Директор по развитию, Москва

Согласен с большинством утверждений в статье.

Хочу отметить пару важных моментов.

Стоимость владения - действительно наиважнейший фактор, который должен доводиться до потребителя, быть понятен потребителю, быть конкурентным.


Философия ценообразования и экономическая модель - бичь таких предприятий.

По-прежнему, многое наследуется из советской модели. Плюс, большой объем продукции идёт через гос.заказ, который выставляет древние и жёсткие требования к структуре цены, правилам её расчета.

Всё это приводит к завышению цены.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Роман Сюров пишет:
Сергей, ни у Вас одного возникло двойственное чувство. Прочитав название статьи, я подумал, неужели коллега-единомышленник хочет что-то предложить. Далее по тексту мысли автора разбрелись, и я не увидел вообще никакой логики повествования. Организация автора занимается оптовой торговлей лакокрасочными материалами, хотя из заголовка показалось, что автор возглавляет машиностроительный завод. Проблемы машиностроения, которые автор статьи упомянул, в действительности имеют решение - и пути решений обсуждались на этом и других деловых порталах неоднократно. Среди участников сообщества E-xecutive достаточно профессиональных топ-менеджеров - генеральных директоров, которые на практике показали, как надо делать правильно. Таковых людей, способных поднять машиностроительные заводы на высокий уровень, в стране достаточно. Проблема в том, что большинство собственников предприятий не желает улучшать ситуацию на своих заводах и соответственно такую задачу ставить наемному топ-менеджеру не собирается, покуда есть мало-мальски какая прибыль. Порой даже и прибыли нет, а ничего менять не хотят - какой-то патологический страх перемен.

Уважаемый Роман! Благодарю за внимание к статьи и теме. "Организация автора", как Вы выразились, является ведущим разработчиком технологических решений и производителем защитно-декоративных покрытий. Входит в ТОП-100 инновационных компаний Германии, представлена на всех континентах, с оборотом более трети миллиарда Евро. Технологический партнер мировых лидеров в Авиастроении, Автомобилестроении, Общем машиностроении. Исторически сложилось так, что производя и внедряя технологии защитно-декоративных покрытий мы вынуждены разбираться и выстраивать всю технологическую цепочку, иначе не можем гарантировать конечный результат. Наше юридическое лицо в России, которое вы наверное имели в виду, действительно имеет несколько видов деятельности, один из которых именуется ровно так, как Вы указали. Это юр. лицо занимается импортно-экспортными операциями конечного продукта, а также технологическим консалтингом и внедрением технологий.

Особенная благодарность Вам за Ваше мнение о причинах отсутствия улучшений на некоторых предприятиях!

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Сергей Алейников пишет:
Какое-то двойственное чувство возникает, если сначала прочитать название статьи (вроде как о машиностроении), потом - после фразы "Нашей компании уже более 125 лет" и поиске на E-XE места работы автора (компания Mankiewicz Gebr. & Co., явно не российская) и "мой личный опыт" как-то создаётся ощущение, что концы с концами не сходятся!

Сергей, спасибо Вам за комментарий!

Компания не российская, Вы абсолютно правы. Выше в ответе на комментарий Романа есть короткое описание.
Давайте постараемся свести концы с концами совместными усилиями? Вы какие имели в виду?

Сергей Алейников пишет:
По заявленным в статье постулатам и догмам - у меня особых возражений нет, правда, и в промышленном производстве я работал уже более 25 лет назад, а на месте завода "Электрик", который выпускал в Ленинграде электросварочное оборудование, в Санкт-Петербурге сейчас построили жилой массив...
Главный совет статьи - "осознать необходимость привлечения экспертов"?
А смысл? Если "отсутствует синергия"?

Очень рад видеть единомышленников! Главный совет статьи - признать реальность. Дальше будет проще.


Генеральный директор, Санкт-Петербург
Святослав Иванов пишет:
  1. Ставят задачи, а не полномочия. Полномочия делегируют.

Согласен, спасибо. Но в тексте вообще третий вариант - делегируют задачу.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Александр Самойлов пишет:
Согласен с большинством утверждений в статье.
Хочу отметить пару важных моментов.
Стоимость владения - действительно наиважнейший фактор, который должен доводиться до потребителя, быть понятен потребителю, быть конкурентным.


Философия ценообразования и экономическая модель - бичь таких предприятий.
По-прежнему, многое наследуется из советской модели. Плюс, большой объем продукции идёт через гос.заказ, который выставляет древние и жёсткие требования к структуре цены, правилам её расчета.
Всё это приводит к завышению цены.

Спасибо за Ваше мнение, Александр. Согласен!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Астронавты МКС не повреждали

Факт дня: Командир МКС Эндрю Фойстел заявил, что астронавты NASA не имеют отношения к повреждению корабля.

Сбербанк проводит учения

Факт дня: Сбербанк опроверг информацию о захвате заложников.

Дальний Восток: еще одна нацпрограмма

Факт дня: Путин поручит правительству создать национальную программу развития Дальнего Востока.

«Роснефть» построит газовые заправки

Тренд дня: «Роснефть» и Beijing Gas планируют строить в России газовые автозаправки.