8 ошибок при запуске онлайн-школы, и как их исправить

Большинство владельцев онлайн-школ недовольны тем, как продаются их курсы. Многим не удалось заработать вообще ничего. Я знаю тех, кто потратил 400 тыс. рублей, и тех, кто потратил 2 млн рублей и при этом не окупил затраты.

Я не говорю про «инфоцыган» – это отдельная секта и неэкологичные рычаги продаж. Речь идет про практикующих экспертов, которые обладают багажом знаний, годами опыта, могут передать твердые профессиональные навыки и хотят сделать мир лучше. Но не умеют себя «продавать». Ходят по продюсерам, сливая деньги, нанимают автоворонщиков и разочаровываются.

Расскажу про частые ошибки, которые допускаются на старте создания онлайн-школы, и трудности роста существующих проектов. Где можно сэкономить и как управлять рисками организации?

1. Не сегментировать целевую аудиторию

Не встречала я предпринимателей, которые бы признались, что не знают свою аудиторию. Однако на деле большинство не знает. На старте целевая аудитория определяется социально-демографическими признаками, реже географической принадлежностью, интересами и профессиональной сферой. И вот тут кроется ошибка, если на этих параметрах остановиться в исследовании аудитории. После такого широкого описания ЦА, ее нужно сегментировать. Ключевой фактор, определяющий клиентский сегмент – это поведенческий. Как потребитель своим поведением показывает, что ему важно решить задачу.

Пример: онлайн школа осознанного родительства

В какой-то момент стало модным быть осознанным родителем. Основатель школы описал свою ЦА так: все родители, интересующиеся подходом осознанного воспитания. Почему же не удалось развить школу? Изучив потребителей, их интерес к теме действительно подтвердился. Посещая клубы, встречи, создавая сообщества, они реализовали свою потребность в обсуждении и развитии этой темы в рамках комьюнити, но свою готовность платить за это никак не проявляли.

Результат запуска: полный зал на вебинаре, три часа разговоров вместо установленных 60 минут и ноль продаж курса. А вступали в платный канал идейного вдохновителя с удовольствием.

Как решить? До запуска школы и вложений в трафик проведите исследование, чтобы подтвердить готовность потенциального клиента платить за решение вопроса. Как это сделать:

  • Провести опрос целевой группы, если представители ЦА есть в вашем близком окружении.
  • Сделать небольшой трафик-тест, чтобы поговорить с потенциальными потребителями и проверить их готовность платить.

2. Формат обучения не учитывает образ жизни клиентов

Часто создатель школы планирует формат обучения, опираясь на свое видение, как это должно быть, не принимая в расчет образ жизни и желание потребителя.

Приведу два примера:

  1. Школа обучения рестораторов. На вебинаре все слушатели активно задавали вопросы и восхищались экспертом. Когда дошло дело до продаж, основное возражение звучало так: «Я очень хочу учиться, но у меня кухня, персонал, закупки продуктов, планирование бюджета – нет времени на ежедневные лекции». В этом случае решением стало продавать отдельные инструменты, закрывающие задачи потребителя: как составить меню, как спланировать маркетинговую акцию, как рассчитать стоимость блюд.
  2. Школа управления салоном красоты. Предложение заинтересовало потребителей – оффер попал в потребности аудитории. Возражение звучало так: «Мне не нужен весь курс, мне бы только модуль про управление персоналом, а мне бы про привлечение клиентов».

В обоих примерах для роста и развития школы необходимо было проработать продуктовую линейку, так, чтобы и бизнес-модель была окупаемой, и потребитель получил свою ценность.

3. Скудная продуктовая матрица

Школам с одним продуктом сложно расти и масштабироваться. Распространенная модель – сделать три тарифа: сам, с проверкой куратором и с личным наставничеством. Сейчас такой подход уже не работает. С учетом высокой стоимости трафика и длинного цикла сделки запуски по такой модели с одним продуктом/предложением получаются в минус, в лучшем случае с рентабельностью в 10%.

Широкая продуктовая матрица с предложениями в разных ценовых категориях и широким покрытием потребительских запросов позволит расти за счет общего вала выручки. Продукты с низкой стоимостью окупают трафик, легко продаются и формируют клиентскую базу. Продукты с высокой стоимостью дают желаемую маржу. Таким образом, система уравновешивается и у школы происходит стабильный рост.

4. Отсутствие системного продвижения

Во времена доступности Instagram (запрещенная в России соцсеть) за счет низкой стоимости трафика и уникальной системы искусственного интеллекта можно было с помощью одного канала развивать школу. После запрета многие попытались повторить эту модель, продолжая мыслить и планировать поканально. Яндекс попробовали, рассылки в Телеграм попробовали, в ВК запустили таргет. Результат один и тот же – лиды были и кончились. Поканальное планирование не работает. Люди есть везде, а трафик дорогой, поэтому задач стоит две:

  1. Грамотно распределить бюджет по всем каналам, чтобы не попадать все время в яму отсутствия лидов.
  2. Тщательно анализировать окупаемость каждого канала, но принимать решение в пользу перераспределения, а не отключения площадок.

5. Нерегулярная работа с базой

В нише обучения длинный цикл сделки, в среднем – 3-6 месяцев. И надо быть готовым к продолжительному инвестированию в развитие школы, пока не накопится база, отслеживать срок жизни потребителя в когорте и планировать в соответствии с этим маркетинговые активности. А чтобы когорта жила и подписчики/лиды конвертировались в сделки, нужно выстраивать регулярные коммуникации. Во времена низкой стоимости трафика можно было с одного вебинара сделать выручку, кратно превышающую рекламные расходы и развиваться только повышением их частоты.

Теперь же стоимость регистрации на вебинар высокая, и за каждого лида/подписчика нужно бороться. Поэтому решением в данном случае будут продолжительные прогревы. Пользователь попал в воронку и не совершил покупку. Зная цикл принятия решения, необходимо спланировать форматы взаимодействия с базой, которые помогут ему до этого решения дозреть.

6. Шаблонная модель продаж

Строить модель нужно с опорой на продукт, потребителя, а главное – сильные стороны эксперта. Не всем подходит, например, вебинарная модель. Когда эксперта «заставляют» вести вебинар, потому что «так надо и все так делают», получается плохо. Эксперт чувствует себя некомфортно, зрители это чувствуют, в результате даже хороший продукт получает низкие продажи. Использовать шаблонные решения является ошибкой. Если сработало у других, нет гарантии, что так получится у вас.

Под каждый продукт и эксперта надо подбирать модель, в которой ему будет комфортно, в которой он раскроет свою суперсилу, а не страдает, чтобы быть как все. Например, в школе обучения инженеров промышленных предприятий хорошо работала консультационная воронка. У кого-то хорошо работает модель с марафонами, а для интровертов с сильной экспертизой лучше подойдет формат с бесплатной серией уроков.

7. Неверная последовательность действий

Не зря говорят: сначала надо продать, а потом делать. Однако я наблюдаю обратную ситуацию: создали курс, записали, загрузили на платформу, сделали сайт. А потом начинается история с перебором специалистов по трафику, разочарованием и сливом денег. Я не призываю продавать воздух, обманывать потребителей, но спрос надо проверить – это ключевое. Если продукт не востребован, то никакой маркетинг его не спасет.

И в этот момент фаундер попадает в ловушку: «Я столько сил и времени уже вложил, буду биться до последнего». На старте достаточно детально проработать структуру курса, последовательность уроков и результаты учеников. Первые продажи – это физическое подтверждение востребованности предложения, а также дополнительная возможность услышать от потребителей, почему они покупают. Покупки – это твердый аргумент, на который можно опираться, инвестируя в проект.

8. Нет развития отношений с потребителями (CustDev)

Рынок развивается, появляются новые продукты и предложения. И задача основателя школы или же product-менеджера – быть постоянно на связи с потребителем: то, что работало полгода назад, не работает сейчас. Один успешный запуск не гарантирует последующих шесть таких же. Частая ошибка – провести интервью на старте и на этих выводах работать из месяца в месяц. А потом обнаружить, что продажи рухнули. Нужно регулярно общаться со всеми студентами, собирать обратную связь, улучшать свой продукт.

Анализировать конкурентов – не равно повторять их модель, а уж тем более их ошибки. Смотреть, что происходит на рынке, непременно нужно, но секрет ваших продаж кроется только в выборе ваших потребителей. Именно это позволит удерживать и наращивать объем продаж, не становясь одним из тысячи похожих офферов. Наверняка, вы замечали обилие предложений одного и того же продукта, даже лендинги одинаковые, фотография гуру только отличается. Тут важно – отражать именно вашу уникальность, и не выдуманную из головы или упакованную маркетологом, а ту, за которую вас выбирает ваш клиент.

Выводы

Каждый пункт влияет на развитие и рост онлайн-школы. Я перечислила, пожалуй, самые распространенные ошибки, где решение есть и оно несложное. Такой подход поможет сэкономить много денег на запусках, и не разрушиться, не выгореть, когда что-то не получится. Одно дело, когда эксперт вложил 0,5 млн, будучи уверенным, что все родители хотят обучиться организации пространства по методу Монтессори. А после столкновения с реальным спросом навсегда забросил идею развития школы.

Другие дело, когда за 30 тыс. сделали небольшой тест, поговорили с потребителями, услышали, как они на самом деле видят и хотят покупать продукт. Остановились, переработали оффер и ценностное предложение, перезапустили, получили первые продажи. А только после этого увеличиваем бюджет.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Отличная статья! Все по делу и с примерами. Спасибо!

Преподаватель, Канада

Великолепная статья - все чётко, лаконично и исключительно по делу. Браво! Побольше бы таких статей. 

Управляющий партнер, Москва
Людмила Тарасова пишет:

Великолепная статья - все чётко, лаконично и исключительно по делу. Браво! Побольше бы таких статей. 

Спасибо, Людмила, за теплые слова) У меня большой практический опыт запуска и развития онлайн-школ, и мне есть, чем поделиться не в формате, как это должно быть по учебнику, а как оно на самом деле в реальности происходит. Мне грустно часто видеть, как рушатся мечты тех, кто не видел изнанки этого бизнеса и рвется в бой, вооружившись расхожими в интернете шаблонами)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.