Как отличить хороший онлайн-курс по маркетингу от «пустышки»: 5 критериев

Новые условия жизни и работы, вызванные долгосрочной пандемией, заставили всех нас – от рядовых граждан до бизнеса разного масштаба – многое поменять в своей повседневной деятельности. Для организаций изменения оказались связаны, прежде всего, с необходимостью пересмотреть целый ряд своих бизнес-процессов, а для каждого человека – открыли возможности получать дополнительные знания и по-новому строить карьеру, причем в самых разных форматах, прежде всего – за счет профессионального обучения, доступного сегодня практически для всех сфер деятельности. 

Казалось бы, это открывает действительно большие карьерные перспективы. Однако, появилось и много «пены» – экспресс-тренинги, быстрое тестирование, обещания чуда: «стань программистом за два дня»... И вот тут надо быть крайне осторожным – и молодым специалистам, только начинающим свой профессиональный путь, и HR, у которого возникает соблазн предложить сотрудникам непроверенные учебные программы, и узкоспециализированным профессионалам, стремящимся увидеть в этом потоке предложений новые возможности, чтобы оставаться на плаву и соответствовать трендам.

По странному стечению обстоятельств, такое положение вещей является сегодня серьезной проблемой: здесь мы имеем дело с эффектом «снежного кома», когда дискуссия буксует и скатывается к поверхностному обсуждению того, что полезно именно в данный момент, чего было бы достаточно для построения профессиональной жизни, и, в итоге, все сваливается в обучение лишь ограниченному набору конкретных действий. А этого явно недостаточно, чтобы стать профессионалом.

И если в случае медицины мы вряд ли захотим следовать советам «экспресс-профессионалов» и рекомендациям «дипломированных» слушателей случайных курсов, то в бизнесе это многим почему-то кажется приемлемым. Но ситуация совсем выходит из-под контроля, когда речь идет о таких важных сферах, как продажи, ценообразование, вывод продукта на рынок, продвижение – одним словом – комплекса маркетинга в его истинном понимании.

В настоящее время в сети можно увидеть бессчетное число курсов от разных компаний, которые настаивают на том, что после их прослушивания человек становится обладателем реальных навыков для осуществления той или иной предметной деятельности. Но это невозможно по сути, ведь профессиональный маркетинг является реальным движителем бизнеса, требует от специалиста высочайшей квалификации и, в идеале, серьезного опыта.

Простым просмотром роликов и презентаций этому научиться никак нельзя – должна быть система, разбитая на конкретные шаги, выстроенная последовательность от простого к сложному, точное сочетание теории и практики, возможность закрепления приобретенных навыков в реальной работе. К сожалению, компаний, которые придерживаются именно такого подхода в организации обучения, совсем немного, но они, к счастью, есть.

Так на что же действительно обращать внимание человеку, готовому потратить время и деньги на профессиональное онлайн-обучение? Как отличить правильные полезные рекомендации от ненужных клише, по каким критериям стоит оценивать предложения, которые валятся на нас из всемирной паутины?

Попробуем сформулировать несколько опорных критериев, которые помогут сделать выбор в пользу той или иной обучающей программы.

Вот пять «Да» для выбора нужного и полезного курса по современному маркетингу.

1. Базовые знания

Маркетинг является серьезной интеллектуальной практикой, и для полноценного освоения любого ее аспекта нужно обладать определенными базовыми знаниями. Поэтому, оценивая программу конкретного учебного курса, за отправную точку стоит взять собственный уровень специализированных знаний. Если вы новичок – начинайте с азов, если у вас уже есть подготовка – углубляйте свою специализацию, увязывая ее со всем комплексом современных маркетинговых технологий.

2. Систематизированные сведения о маркетинге

К сожалению, сейчас очень часто курсы ограничиваются каким-то одним направлением. Например, это может быть диджитал-инструментарий, где рассказывается о таргетированной и контекстной рекламе или инфлюенс-маркетинге. Но, по сути, это лишь обрывочные, часто поверхностные, формальные сведения о том, как настроить тот или иной коммуникационный канал. Поэтому выбирайте курсы, где даются систематизированные сведения о маркетинге в целом, и лишь затем рассматриваются новые технологии и каналы, которые встраиваются в общую стратегию продвижения.

3. Не только про digital

Среди маркетинговой тематики наиболее востребованным сейчас является цифровой маркетинг. Но дело в том, что от «классического» он отличается только «ареалом» обитания целевой аудитории и ее поведенческими паттернами, поэтому и там, и там будут справедливы и эффективны сходные представления, способы описания и анализа аудиторий и работы с ней.

Часто обе эти реальности успешно сочетаются в смешанных оффлайн/онлайн стратегиях. И чтобы такую стратегию разработать и реализовать, разрозненных знаний, скажем, о блогерах или о настройках Яндекс.Директа, точно не хватит. Значит, ищите курсы, где вам расскажут, как интегрировать разные каналы, заставить их работать вместе, как оценивать эффективность каждого из них и маркетинговой активности в целом.

4. Практические знания

Определите, что вы хотите получить в итоге, какие знания вы «заберете с собой». Перечислю лишь основной набор таких компетенций: 

  • умение создавать профиль целевых аудиторий;
  • способность определять коммуникационные каналы для любой из них (причем не только цифровые);
  • знание того, как проводить сравнительный анализ конкурентов;
  • как позиционировать компанию или продукт и отстраиваться от других игроков рынка;
  • понимание базовых принципов ценообразования;
  • владение технологиями расширения и управления воронками продаж.

Оцените, как полученные рекомендации были использованы действующими маркетологами на практике. Получите фидбэк. Опыт показывает, что ни одна серьезная компания не откажет вам в такой информации, поскольку заинтересована в расширении пула клиентов и заботится о своей репутации. А еще обязательно узнайте у организаторов курса, на каких теоретических и практических материалах он базируется. Есть ли здесь репрезентация? Если это будет достаточно авторитетная база – погружайтесь в детали.

Если же в ответ вы услышите, что сможете настраивать таргет/стать директором по маркетингу за два месяца – бегите без оглядки!

5. Кейсы

Обязательно выясните, на каких кейсах базируется практическая часть курсов. Именно их разбор станет основным вашим «приобретением». Но не каждый кейс хорош. Все они должны быть непременно живыми, современными, актуальными и, до некоторой степени, типовыми. Здесь вас должно устроить обобщение – продемонстрированные реальные результаты совместного использованиям маркетинговых каналов всегда поддаются объективной оценке: будь то вывод на рынок новой шоколадки или высокоинтеллектуального онлайн-сервиса.

Самая главная рекомендация

Выбирая курс, оцените его как будущий маркетолог. Проведите свое первое исследование рынка: сравните цены, проанализируйте аналоги, посмотрите, как и с помощью каких инструментов продвигается каждый из курсов. И никогда не переплачивайте за громкие имена, которыми старается козырять недобросовестный поставщик курсов. С действительно знаковыми компаниями работают немногие, а о стандартных историях успеха всем известных компаний может рассказать практически любой человек.

Поверьте, если вы способны выполнить эту – самую простую и, одновременно, самую сложную рекомендацию, – это уже половина успеха. Справившись с этим, вы точно найдете нужную площадку, отберете необходимую именно вам информацию и сможете воспользоваться ей на практике.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Здравые рекомендации. Без дешевого популизма.

Инженер, Томск
  1. Базовые знания. Если речь про курсы КПК, то я бы рассматривал не просто базовые знания, а базовые знания в какой-либо отрасли. Маркетинг промоборудования, медицины и политики - это три разных маркетинга со своей спецификой. Общие базовые знания из учебника сегодня практически не применимы;
  2. Систематизированные сведения. В связи с первым пунктом, систематизация сведений важна в привязке к отрасли;
  3. Не только про диджитал. В привязке к отрасли рассмотривается полный набор инструментов;
  4. Практичные знания. Здесь я бы говорил про навыки. Какие навыки вы получаете после проходждения курса. Не просто знания, а именно ответ на вопрос "как сделать своими руками и получить результат?"
  5. Кейсы. Полностью согласен. Не стоит ходить на курс, в аннотации которого не написано количество кейсов, на котором он построен.
Партнер, Красноярск

"Новые условия жизни и работы, вызванные долгосрочной пандемией" - если на этом утверждении будут предлагать строить развитие компании, то "бегите без оглядки!" ))) ибо https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/6/2/4/14526426.jpg

Руководитель проекта, Швейцария

Наверное, речь шла о практических знаниях? )

Директор по маркетингу, Украина

А есть ли у автора ссылки на курсы, котрые подходят по её 5 критериев?

Генеральный директор, Нижний Новгород

Хорошая статья.  Дополню, что для интернет-продвижения базовый маркетинг надо пересматривать в любом случае.

Руководитель, Москва

Интересно. а что для марктинга математика не нужна? хотя бы статистические методы обратки результатов? Или это уже не важно?

Я бы этот бы критерий выбрал в качестве первого.. Если курсы притендуют на системность, а не на узкие вопросы маркетинга..

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.