Образование в эпоху искусственного интеллекта: архаизм или ключ к успеху?

Максим Подлесный, преподаватель Бизнес-школы ИМИСП, директор программ индивидуальных треков обучения, бизнес-коуч по стандартам ICF, бизнес-консультант

Мир переживает период интенсивного развития технологий, в частности, искусственного интеллекта (ИИ). Этот процесс не только изменяет бизнес-практики, но и влияет на структуру рынка труда, поднимая важный вопрос: какова роль образования в условиях автоматизации и стремительного роста ИИ?

Казалось бы, раз в современном мире профессии, которые когда-то считались ключевыми, становятся устаревшими, значит, и образование уже не поспеет за этой гонкой. Однако это не так: качественное образование сегодня как никогда становится необходимым инструментом для поддержания конкурентоспособности и успешного развития карьеры.

Кто станет жертвой

Вспомним 2013 год. Карл Бенедикт Фрей, выдающийся ученый из Университета Оксфорда, вместе с коллегой Майклом Осборном представил миру результаты исследования. В его основе был вопрос: какие профессии могут стать жертвами автоматизации в ближайшие десятилетия?

Карл Фрей и Майкл Осборн пришли к поразительному выводу: около 47% рабочих мест в США под угрозой автоматизации в ближайшие 20 лет. Это число заставило серьезно задуматься всех, кто имеет отношение к рынку труда. Исследование стало важным этапом в понимании того, какие стратегии необходимо разработать для подготовки к вызовам будущего.

Интересным выводом Карла Фрея было утверждение о том, что лишь две категории профессий могут быть неподвластны автоматизации – священники и политики. Этот вывод стал резонансным и породил много дискуссий в обществе о том, какие профессии останутся востребованными в условиях быстрого развития технологий.

В то же время, прогнозы экспертов сильно разнятся: диапазон варьируется от мрачных до вполне оптимистичных. Некоторые считают, что новые технологии приведут к устареванию большинства профессий, в то время как другие полагают, что это создаст множество новых рабочих мест. 

Победят роботы или люди?

Перед человечеством не первый раз стоит вызов трансформации в области организации труда. Во времена первой промышленной революции заработные платы зачастую либо оставались на прежнем уровне, либо снижались на протяжении 70 лет, а условия работы на фабриках оставляли желать лучшего.

Однако в долгосрочной перспективе этот процесс принес человечеству значительные выгоды: появились новые отрасли и направления бизнеса, что, в свою очередь, способствовало экономическому росту и повышению благосостояния общества в целом.

Если говорить о будущем, то можно привести следующие цифры: к 2030 году до 20 млн рабочих мест в производственной сфере по всему миру могут быть замещены роботами (согласно исследованию Oxford Economics).

Но так ли все однозначно? 

«Трудно делать прогнозы, особенно о будущем», – эти слова Нильса Хенрика Давида Бора, сказанные еще в начале XX века, звучат особенно актуально в наше время. Быстрота изменений, с которой мы сталкиваемся сегодня, несравнима с тем, что было тогда. И хотя мы не можем смотреть сквозь завесу будущего, важно быть готовыми к переменам, гибко реагировать на вызовы и адаптироваться к новым реалиям.

Что делать бизнесу? 

Несмотря на вариативность прогнозов, уже сегодня ясно одно: изменения неизбежны и лучше сделать их управляемыми.  Но как? Пересмотреть подходы к образованию и карьере. Один из ключевых вызовов современного бизнеса – обеспечить сотрудников теми навыками, которые  необходимы для успешной конкуренции в мире, где ИИ занимает все более важное место. Образование в этом процессе играет ключевую роль, потому что помогает адаптироваться к изменяющейся среде и технологиям, развивает способности к анализу и принятию решений.

Например, в ИМИСП мы уже неоднократно подключаем возможности искусственного интеллекта к проведению стратегических сессий, это, в частности, позволяет выйти за рамки привычных паттернов и рассмотреть дополнительные возможности, предлагаемые алгоритмами ии, о которых участники могли даже не задуматься.

С ростом автоматизации и развитием ИИ современные работодатели всё чаще выдвигают новые требования к сотрудникам. Если ранее акцент делался на технических навыках и специализированных знаниях (так называемых hard skills), то теперь всё большее значение приобретают такие качества, как креативность, аналитическое мышление, коммуникативные навыки и способность к обучению (soft skills). Эти навыки сложнее автоматизировать, и они остаются востребованными даже в условиях быстро меняющегося рынка труда.

Эксперты также признают, что баланс между hard и soft skills смещается в пользу последних. Ведь машины пока не обладают эмпатией и не могут понять человеческие чувства и эмоции, что делает человеческое взаимодействие неподражаемым. Согласно исследованию ученых Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, «гибкие навыки» составляют 85% успеха человека в профессии, в то время как жесткие навыки приносят лишь 15% (the-soft-skills-disconnect).

Образование играет ключевую роль в формировании и развитии этих навыков. Например, в бизнес-школе ИМИСП в топе запросов на развитие компетенций в рамках корпоративных программ входят критическое мышление, принятие решений, коммуникация и эмоциональный интеллект.

Метанавыки как маст-хэв XXI века

Если раньше наличие высокоразвитых мягких навыков было лишь преимуществом, то сейчас все чаще работодатели включают различные психологические тесты на этапе подбора сотрудника. Умение ставить цели, проявлять эмпатию, управлять конфликтами и экологично действовать в условиях конфликтных ситуаций стало базовым минимумом для успешного прохождения собеседования во многих компаниях.

Все чаще на форумах, посвященных развитию сотрудников, звучит тема метанавыков, которые помогают человеку развивать другие навыки. Приставка meta подразумевает «за пределами», «за границами», «сверх» и, таким образом, понятие метанавыка гораздо шире, чем любого другого.

Определение того или иного метанавыка может у разных специалистов отличаться. Возьмем за основу классификацию, предложенную Институтом коучинга (М. Данилова, 2018). Итак, какие бывают метанавыки:

  • Осознанность.
  • Эмпатия.
  • Непредвзятость.
  • Адаптивность мышления и поведения.
  • Креативность.
  • Интегральное восприятие и мышление.
  • Терпимость к различиям.
  • Внимательность.
  • Аутентичность и проявленность.

Сегодняшний рынок труда становится все более конкурентоспособным и динамичным. Однако, несмотря на вызовы, которые представляют собой искусственный интеллект и автоматизация, новые технологии также создают ряд новых возможностей для развития карьеры, но только при условии наличия навыков, которые смогут конкурировать с технологиями.

Чтобы успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда, нужно уделять особое внимание непрерывному образованию и саморазвитию. Одним из способов, которыми бизнес может поддержать образование, является создание корпоративных программ обучения и развития.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Евгений Пугачев
Инженер, Томск

Надо же какие авторитеты... Институт коучинга...

Может как-то ближе к реальности?
Например вспомнить о том что такое цифровая трансформация, прямо определение. Исходя из него посмотреть на изменения бизнес-процессов в отраслях, под новые бизнес-процессы определить компетенции и новые профессии и строить образование из новых требований.

ИИ сегодня хороший поисковик, но не более того.

Что касается сокащения рынка труда вследствие автоматизации, то все предыдущие изменения промышленного уклада приводили к его расширению. Куда-то делись сотни тысяч мастерских по обслуживанию гужевого транспорта, миллионы землекопов, 68% сельского населения, которое обслуживало растениеводство до появления двигателя внутреннего сгорания.

Очень рекомендую почитать фантастов и футурологов начала ХХ века, обращая внимание на те предсказания, которые НЕ сбылись.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В России увеличат финансирование науки и высшего образования в 2025 году

Общий объем бюджетных ассигнований составит 1,5 трлн руб.: из них на науку — 658,5 млрд руб., на образование — 780,9 млрд руб.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ прошло обучение по кейс-методу с компанией ORO

Сотрудничество ВШБ и бизнес-партнера продолжится новыми проектами в рамках создаваемой в бизнес-школе базовой кафедры ORO.

«Яндекс» обучит преподавателей ИИ-грамотности

Платформа запустила бесплатный онлайн-гайд, посвященный промтингу — формулированию запросов к нейросетям.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование о производительности труда в крупнейших российских компаниях 

В выборку вошла 71 компания из списка крупнейших по выручке в RAEX-600.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
«Ашан» начал трудоустраивать людей с ментальными особенностями

Компания продолжает делать шаги в сторону поддержки инклюзивности и взяла на работу людей с аутизмом и другими нарушениями.

Каждый пятый россиянин не получал повышение уже более 5 лет

Для 20% опрошенных толчком для карьерного роста стало увольнение с прежнего места работы. 

70% россиян знают ценности своей компании

Женщины чаще, чем мужчины, отмечают, что знают о ценностях своей компании.