Что должны знать о стратегии современные предприниматели и управленцы

Бизнес-среда постоянно меняется, а вместе с ней меняются концепции стратегического менеджмента и подходы к управлению. О трех этапах развития стратегического менеджмента, особенностях современных предпринимателей и актуальных для них знаниях, Executive.ru поговорил с Александром Сазановичем, руководителем программы «Стратегический менеджмент и предпринимательство» Плехановской школы бизнеса «Интеграл».

Как меняется стратегический менеджмент

Executive.ru: Александр Николаевич, что сейчас происходит в сфере стратегического менеджмента в целом?

Александр Сазанович: Стратегический менеджмент в настоящее время серьезнейшим образом меняется, но не только в том плане, что жизнь требует от бизнес-организаций все новых стратегий. А в том смысле, что кардинально меняются сами подходы к разработке стратегий для бизнеса и в какой-то степени меняется сам смысл стратегии. Происходит не подстройка, а трансформация инструментария и взглядов в стратегическом менеджменте. И происходит это на наших глазах. Давайте рассмотрим три этапа развития стратегического менеджмента.

Этап 1. Раньше, во второй половине XX века большинство компаний ограничивались лишь конкурентной стратегией. Хотя изменчивая внешняя среда и влияла на бизнес, но его основа длительное время оставалась неизменной, и нужно было только каждый раз добавлять конкурентные преимущества. Но при этом автомобиль оставался все тем же автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, хотя в нем и появлялись подогрев руля и ABS, и даже кроссоверы.

Этап 2. Далее появилось такое явление, как «созидательное разрушение», когда старая модель-основа переставала работать и приходилось переходить на другую бизнес-модель. Появилась необходимость заблаговременно готовить еще и стратегию перехода на следующую бизнес-модель (новые активы): разрабатывать специальную «стратегию развития». А сама стратегия, ранее однораздельная, стала состоять уже из двух разделов: «стратегии развития» и «стратегии конкуренции».

Executive.ru: Приведите пример, пожалуйста.

А.С.: Компания Sony начинала с того, что выпускала транзисторные приемники. И делала их настолько хорошо, что никто не мог с ней в этом сравниться. Но наступил момент, когда все, кто хотели купить приемники Sony, сделали это — объем рынка данного продукта был исчерпан. Поэтому компания начала выпускать телевизоры. Хотя в тот момент не было очевидно, что для этого продукта будет большой рынок. Переход от приемников к телевизорам — это «стратегия развития».

Компания строит активы нового поколения: она начала производить телевизоры в момент, когда приемники еще продавались, но появилось много конкурентов, отвоевавших у нее большую часть рынка. Для того чтобы зарабатывать на продаже приемников, она придумала делать их не с одной кнопкой, а с тремя, причем такими, чтобы покупатель обращал на них внимание.

То есть когда мы в приемнике делаем такое улучшение, чтобы он продавался лучше, чем приемники других производителей — это «стратегия конкуренции». Sony повезло, что ее стратегия развития попала примерно в те же технологии, что соответствовали предыдущему периоду. Некоторым приходится осваивать совсем другие технологии.

До последнего времени стратегии развития очень редко встречались в деятельности организаций. Если они и были, то пересматривались раз в 30-40 лет. Некоторые вообще ограничивались только стратегией конкуренции. Вот эта двухраздельная стратегия — это удел продвинутых компаний нашего времени.

Этап 3. Но уже наступает то время, когда и эта двухраздельная стратегия уходит в прошлое. И становятся нужны совершенно другие стратегии, по которым теория еще не написана. Вот это состояние третьего этапа развития стратегического менеджмента в данном случае и является базовым для его постижения на программах МВА в настоящее время.

Сейчас уже пошло расширение тематик на программе МВА, связанных с переходом от традиционных цепочек добавленной стоимости к «мастерским добавленной стоимости», к динамическим и итерационным стратегиям, к OKR-стратегиям. Совсем с другим пространственно-временным формуляром и смыслом стратегии: цель становится эмоционально-вдохновляющей и уже только вербальной, а не количественной, но обязательно с количественными ключевыми результатами амбициозного типа и часто сразу с использованием одновременно многих технологий.

Executive.ru: Можете привести пример такой цели и ключевых результатов?

А.С.: Для бизнес-школы цель может быть сформулирована так: «стать самой цифровизованной бизнес-школой в России». На сегодняшний день для этого надо иметь не менее пяти цифровых двойников ведущих преподавателей пяти ключевых курсов программы.

Цифровизация в бизнес-школе может идти и под цифровым преподавателем, и под цифровым двойником, может вестись по совмещению форматов онлайн и офлайн, по цифровому учету посещаемости слушателей и активности участия и формирования программ в зависимости от посещаемости. То есть цифровизация может идти по многим направлениям, но одновременно по всем этим направлениям школа расти не может, потому что ее ресурсы ограничены. Но по всем и не надо.

Достаточно выбрать какую-то часть и сделать в них больше, чем делают другие. И в следующем году снова больше, чем сделают другие. И в последующие годы. В этом случае вербальная цель остается одной и той же. А количественные результаты каждый год новые в зависимости от того, что предпринимают наши конкуренты, и какие новые цифровые технологии доступны в нашей сфере деятельности.

Портрет современного российского предпринимателя

Executive.ru: Современный российский предприниматель — какой он?

А.С.: Предприниматель — это тот, кто все время что-то предпринимает, когда никто его не заставляет это делать. Предприниматели очень разные: они и владельцы, и создатели крупных бизнесов, и обычные ИП, почти самозанятые. Они и в традиционных сферах деятельности, и в высокотехнологичных индустриях. Но что бросается в глаза?

Во-первых, общая единая трудность в предпринимательстве — это переход бизнеса от работы с 2-3 помощниками до персонала численностью 10-20 человек. Когда предпринимателю нужно полностью уйти от исполнительского труда и заняться только управленческой и инвестиционной деятельностью. И этот переход происходит трудно, а, на мой взгляд, в более чем 60% случаев вообще так и не происходит. Предприниматели так и не переходят с «уровня ремесленника» на «уровень фабриканта».

Во-вторых, растет вес высокотехнологического предпринимательства. К нему присоединяется человеческая масса, которая хорошо разбирается в современных цифровых технологиях и живет ими. Но эти люди менее склонны управлять собственно людьми. И еще один важный момент: бизнес предполагает повторяемость. А специалистам этой сферы больше свойственно творить каждый раз новое, а не масштабировать уже созданное в большем объеме и охвате.

Что управленцы должны знать о стратегии

Executive.ru: Если стратегический менеджмент трансформируется и находится на своей третьей фазе развития, можно ли по-прежнему опираться на классические концепции менеджмента?

А.С.: Мне не хотелось бы, чтобы создавалось представление, что, если появилось новое, то оно полностью перечеркивает старое. Тут ситуация совсем другая. Новое не выталкивает с рыночной сцены старое, а лишь уменьшает его вес в общем объеме использования.

Если в 1970-х годах был период доминирования конкурентных стратегий, то сегодня они не сошли на нет вовсе. Они продолжают использоваться в консервативных отраслях. Просто их вес в общей массе экономики снижается. И если в производстве зерновых многое остается по-прежнему, то, например, в производстве овощей городское многоэтажное земледелие — это уже реальность.

А раз старое продолжает уживаться с постепенно разрастающимся новым, то существует и потребность в изучении как классических концепций, так и нового несколько непривычного инструментария, которым происходит быстрое ежегодное насыщение программ МВА.

Как программа МВА помогает управленцам

Executive.ru: Как ваша программа МВА «Стратегический менеджмент и предпринимательство» помогает предпринимателям и руководителям? Какие их потребности закрывает?

А.С.: Раньше менеджмент главным образом был менеджментом постоянных дел и отдельных проектов, отдельных локальных стартапов и трансформаций от случая к случаю. А теперь менеджмент становится менеджментом все новых и новых дел, непрекращающихся перемен и реализации одновременно многих проектов и многих стартапов inhouse, которые нужно реализовывать не отдельными участками бизнеса, а согласованными силами всей организации.

Именно отсюда появились «большие демо» (ежегодные совещания, в которых участвуют представители всех департаментов, на них участники делятся черновиками ключевых результатов на очередной год, которые являются взаимосвязанными между собой) и «сверочные совещания» (происходят раз в квартал для оценки промежуточных результатов).

И совершенно неслучайно получил распространение и на материальную часть экономики метод OKR, а теперь еще и родившийся в недрах IT метод SAFe (Scaled Agile Framework – подход обеспечения бизнес-гибкости для крупных компаний).

Зачем я обратил внимание на это? Чтобы подчеркнуть, что в современном бизнесе есть два типа предпринимателей: внешние – владельцы бизнесов, и внутренние – специалисты и руководители, которые выступают инициаторами новых начинаний в действующих бизнес-организациях, становящихся далее стартапами inhouse.

Так вот особенностью нашей программы МВА как раз и является ориентация не только на внешнее предпринимательство, но и на широкую проработку инструментария и организационных схем реализации внутреннего предпринимательства в современных бизнес-организациях.

Executive.ru: В чем отличие вашей программы от аналогичных программ МВА в других бизнес-школах?

А.С.: Хотя все программы МВА должны соответствовать содержательному и поведенческому стандарту МВА, каждая программа хотела бы иметь и важные для ее слушателей ценностные отличия. В этом плане программа МВА «Стратегический менеджмент и предпринимательство» Плехановской школы бизнеса «Интеграл» реализует не отдельные дисциплины, а специальные учебные блоки из шести дисциплин «лидерство» и четырех дисциплин «устойчивое развитие».

Программа уделяет заметное внимание мягким навыкам управления, инструментарий по которым прослеживается более чем в 50% дисциплин. Программа с полугодичным интервалом реализует четыре специальных мастер-класса по актуальным вопросам бизнеса от внешних преподавателей и консультантов.

Также для каждой учебной группы предусмотрены не менее двух-трех бизнес-визитов в современные успешные компании. В настоящее время уже запланированы такие визиты во «ВкусВилл» и «Газпром космические системы».

Программа реализует и такой опционный формат обучения, как бизнес-недели через каждые полгода, где слушатели в ходе пяти вечерних занятий знакомятся с актуальным вопросами управления бизнесом, которые уже лежат за пределами учебного плана самой программы. Мы стараемся передать слушателям как можно больше актуальных умений за период обучения.

Executive.ru: Программа МВА «Стратегический менеджмент и предпринимательство» — это больше про практические навыки или про изменение мышления?

А.С.: Практические навыки без широкого взгляда на жизнь и ее нарождающийся инструментарий ведут к сиюминутности и бизнес-близорукости. Хотя и обеспечивают наивысший результат «здесь и сейчас». Мы на программе хорошо понимаем это.

Поэтому программа формируется и реализуется примерно в равных пропорциях как комплекс:

  1. наиболее важных и значимых современных знаний о законах управления;
  2. практических ситуативных поведенческих и аналитических навыков;
  3. управленческой культуры;
  4. стратегического системного мышления;
  5. расширения бизнес-кругозора и эрудиции.

Executive.ru: Программа существует в двух форматах, вечернем и модульном. Кому вы порекомендуете вечерний, а кому модульный формат?

А.С.: Двухформатный вариант программ МВА (вечерний и модульный) — это теперь фактически отраслевая норма.

Для более качественного приобретения и усвоения знаниево-навыкового контента вечерний формат, конечно, предпочтительнее. Для успеха нужны не рывки, а систематичность и повторяемость в разнесенные промежутки времени — это дидактика и педагогика.

Но вечерний формат по логистике — это для слушателей из Москвы и Подмосковья (к нам приезжают и из Александрова, и из Ногинска).

Модульный формат — это все-таки сессионный формат и он, прежде всего, для слушателей из других регионов. Но на этом формате люди сильно сдруживаются на долгие годы. А для лучших остаточных знаний межсессионный период сопровождается домашними и проектными заданиями, а также решением кейсов разного формата.

Executive.ru: Как происходит обучение на программе, какие образовательные форматы вы используете ?

А.С.: На программе реализуются различные смешанные форматы обучения. Например, интерактивная лекция, далее через 5-7 минут чек-лист, затем задача, дискуссионный вопрос или кейс на 15-20 минут приглашенного предпринимателя-руководителя.

На программе MBA реализуются разные дисциплины: аналитической направленности — финансовый менеджмент, поведенческой направленности — командообразование. И формы проведения занятий у них будут совершенно разные, и не нужно, чтобы слушатели от них ждали одного и того же формата обучения.

Мы не лимитируем преподавательский состав в выборе форм обучения, но просим лишь одного: чтобы наши преподаватели в те же часы старались донести на 20% больше знаний и навыков, чем это обычно принято, и обеспечивали бы и соответствующий рост остаточных знаний у слушателей. И вели бы занятия так, чтобы они были «живым делом».

Executive.ru: Что слушатель получает в результате учебы на программе? Что должно измениться в его профессиональной жизни, подходах к решению задач и др.?

А.С.: Слушатели программы МВА за период обучения в ходе получения очень весомой суммы знаний, навыков и кругозора внутренне существенно переформатируются. Они по-другому начинают смотреть на бизнесы, в которых проходит их работа и руководство. Наши слушатели готовы к соответствующим изменениям, готовы к большему, в частности, и к тем переменам, которые ими добротно проработаны в дипломных проектах.

Но дальше возникает очередной барьер, слушатели оказываются в среде, которая их до конца не понимает и поэтому не всегда соглашается; среда не оказывается такой же продвинутой. Но сила нашей программы МВА как раз именно в том, что мы уже на занятиях и в разных курсах предлагаем инструментарий, как и в этих условиях достигать успеха для себя и для бизнес-организаций за относительно короткое время.

В Плехановской школе бизнеса «Интеграл» продолжается набор на программу МВА «Стратегический менеджмент и предпринимательство». Узнать больше о программе можно на официальном сайте школы.

Партнерский материал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» ИНН 7705043493 Erid 2SDnjcZzYbp

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ ВШЭ и Альфа-Банк провели летнюю школу для студентов из Китая

Образовательный проект собрал свыше 30 студентов из ведущих университетов Китая. 

Завершилась программа подготовки управленческих кадров «Лидеры Интер РАО»

58 сотрудников компании прошли обучение по программе профессиональной переподготовки ВШБ НИУ ВШЭ и Корпоративного университета Группы.

Бакалавр, магистр, специалист — большинство работодателей не видит разницы

72% работодателей рассматривают бакалавров наравне с претендентами имеющими квалификацию специалиста и магистра.

Бизнес-школа ИМИСП получила аккредитацию EQUAA

Это первая аккредитация российской бизнес-школы за последние три года.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
На какую зарплату рассчитывают представители поколения Z

Среднее зарплатное ожидание зумеров составляет 58,1 тыс.рублей, при этом уровень желаемого заработка за год увеличился на 19%.

«Работа на производстве» вызывает негативные ассоциации у молодых соискателей

По мнению рабочей молодежи, антирейтинг производственных проблем возглавляют плохая транспортная доступность предприятий и унылая серая обстановка.

Большинство работодателей не считают беременность помехой в карьере

Каждый пятый работодатель готов подождать декретницу от 6 месяцев до года, каждый третий — 1-2 года, а 24% готовы ждать 2 года и более.