Как руководителю вывести компанию в индустриальные лидеры

Почему руководителям промышленных компаний сегодня особенно важно помнить историю Стивена Сассона? Об этом и многом другом – в беседе с Павлом Биленко, директором новой программы «Индустриальное лидерство» в Центре международных программ MBA ФЭСН РАНХиГС (экс-Kingston/РАНХиГС).

Executive.ru: Павел, расскажите, в чем практическая польза новой программы для руководителей промышленных предприятий?

Павел БиленкоПавел Биленко: На наших глазах происходят радикальные изменения работы промышленных предприятий – создается новый промышленный уклад. Речь не только о новых технологиях, но и об организационных и культурных изменениях работы.

История предыдущих промышленных революций говорит о том, что если предприятие подходит к изменениям только с позиции анализа и интеграции технологий, то положительные эффекты для развития бизнеса не появляются. Известный пример: когда первые паровые котлы, находившиеся в центре цеха и «питавшие» энергией все участки производства, стали заменять электродвигателями, но в остальном ничего не меняли. «Новая» на тот момент технология продемонстрировала эффект только тогда, когда был иначе организован производственный процесс: не один большой источник энергии в центре цеха, а большое число маленьких электродвигателей, встроенных в каждое устройство. 

Задача программы в первую очередь показать ее участнику, какие изменения уже сейчас происходят в культурном коде и практиках управления промышленных компаний по всему миру.

Что это значит на практике? Опираясь на запросы участников, вместе мы ищем конкурентов их компаний – индустриальных лидеров других стран, которые уже используют принципиально другой комплекс технологий, подходов и методов, разбираем их систему работы на «атомы», что, в итоге, помогает руководителям спроектировать свой путь развития компании.

Executive.ru: Как вычислить компанию – индустриального лидера? Какие характеристики их объединяют? 

П.Б.: Первое, эти компании умеют создавать ценность, которая хорошо оценена рынком. Второе, это растущие компании, которые показывают рост выручки и прибыли. Третье, это команда людей, которая управляет этими компаниями: вовлеченная, сфокусированная, сверхэнергичная, любознательная.

Executive.ru: Приведите, пожалуйста, примеры компаний индустриальных лидеров в России?

П.Б.: Назову несколько компаний из разных сфер, которые отличаются от других масштабностью, скоростью роста, быстрым переходом от идеи к интеграции, и получением бизнес-результатов от инноваций:

  • Grass – производитель профессиональной автохимии и оборудования, моющих средств для клининга, бытовой химии и косметики. Компания начинала как торговый дом в Волгограде 20 лет назад, а сейчас ее выручка составляет более 10 млрд руб.
  • «Аскона» – производитель ортопедических матрацев и товаров для сна. Мы посещали заводы компании и были приятно поражены порядком и выстроенным потоком, эффективной производственной системой группы компаний.
  • «Русская механика» – компания разрабатывает, производит, реализует и осуществляет сервисное обслуживание снегоходов и мотовездеходов. Компания родом из Рыбинска, в 2021 году отметила свое 50-летие. Очень хорошо выстроен поток, функционально эффективный. Постоянно экспериментируют, улучшают процессы, благодаря этому могут создавать конкурентный продукт на глобальном рынке.
  • «Киберсталь» – производитель и поставщик высококачественной трубной продукции из нержавеющей стали. Посещали их предприятия весной, приятно были поражены инновациями и специалистами, мотивированными и заточенными на развитие.
  • «Технониколь» – производитель кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов. Меня очень вдохновляет позитивное партнерство «Технониколь» с Центром международных программ MBA ФЭСН РАНХиГС. В феврале в рамках программы MBA Сергей Колесников, акционер и управляющий партнер компании на программах Центра, рассказывал о том, как команда выстраивала операционную эффективность компании. Эта была очень важная сессия для участников программы.

Executive.ru: Какие знания и жесткие навыки необходимы руководителям, чтобы вывести компанию в индустриальные лидеры?

П.Б.: Поскольку я инженер-конструктор, то начну свой ответ с конструирования и организации конструкторско-технологических работ. Нужно хорошо представлять и понимать, что такое разработка, производственная система. Каким образом обеспечить контроль затрат на предприятии и уменьшить потери внутри процессов.

Нужно хорошо понимать, как управлять проектами, ключевыми ограничениями, временем, затратами, бюджетом. Знать, как выстроить систему управленческого учета на предприятии.

Очень важны стратегические навыки и видение, умение связывать их с операционными показателями бизнеса. На примерах российских индустриальных лидеров, которых я перечислил выше, вместе с участниками программы мы уточним стратегические цели и доведем их до участков производств в виде системы операционных метрик.

В качестве важного направления я бы еще отметил развитие кооперации и партнерства, управление цепочками поставок.

Executive.ru: Если у человека нет профильного технического или инженерного образования, может ли он руководить производством?

П.Б.: Может. Как правило, это работает в такой комбинации: люди с сильными мягкими навыками работают в команде с теми, кто уверенно владеет жесткими навыки. Сильная сторона такого руководителя может быть в том, что он уникальный коммуникатор или отлично продвигает продукт. Он может собрать сильных специалистов вокруг себя, сделать так, чтобы им было интересно.

С другой стороны, есть такая фраза «hardware is hard» – любое производство материального продукта – это очень сложная вещь. Придется «настраивать» отношения с сотнями разных людей, возможно, грубых и жестких. Если человек хочет заняться производством с нуля, я бы рекомендовал две вещи:

  1. Ощутить себя в роли героя фильма «В погоне за счастьем», понять, через что прошел главный герой фильма, чтобы перейти на другой уровень, а руководить производством – это другой уровень управления.
  2. Обратить внимание на цифровой бизнес во всех его проявлениях, потому что новый промышленный уклад дает новые возможности почти каждому. К примеру, моему сыну 11 лет, он фанатеет от 3D-печати и недавно открыл свой интернет-магазин – печатает антистресс-игрушки на 3D-принтере и продает их под своим брендом.

Executive.ru: Если говорить про «мягкие навыки», какие из них пригодятся руководителям производственных компаний?

П.Б.: Я рекомендую прочитать книгу «Тугая упаковка» Кирилла Панкратова, российского ученого, который стал корпоративным технологическим предпринимателем. Во второй главе книги автор описывает модель крайне неудачного подхода к управлению творческим коллективом. На подобных чужих ошибках стоит учиться. Участникам программы мы дадим задание написать эссе на страницу, что они думают о качествах тех людей, которые чуть не уничтожили компанию, в будущем успешно вышедшую на IPO.

Мы знаем, что лидеры больших промышленных компаний – деспоты и тираны, но люди их уважают, потому что они дают возможность вырасти и развиваться. Сотрудники понимают, что сегодня трудно, а завтра мы вместе выйдем на IPO. У каждого лидера своя химия, простая формализация в этом вопросе не работает. Поэтому алгоритм работы руководителя с «мягкой силой» выглядит примерно так: описать, отрефлексировать, извлечь опыт, понять, что привело к результату, а что наоборот, сравнить себя, свои линии поведения с другими, постараться быстро улучшить.

Executive.ru: Когда вы рекомендовали книгу, вы сделали акцент на управлении творческим коллективом. Это точно относится к производству?

П.Б.: Производство – это совокупность рациональной и творческой составляющих.

  • Цех – это жесткая дисциплина, стремление к полному отсутствию ошибок, иногда даже наказания за повторные ошибки, потому что промахи ведут к браку и к прямому убытку.
  • Конструкторское бюро и действия на этапах создания продукта прямо противоположны: они про чувства, эмоции, коммуникации, пробы и ошибки. Без них новые продукты не появляются.
  • Любому продукту важен маркетинг и продажи, даже если его создатель – самый суровый инженер, а маркетинг - про эмоции и чувства, про то, как общаться с целевой аудиторией, как проявлять эмпатию

Результатом сотрудничества правого и левого полушария «корпоративного мозга» становится качественный продукт и развитие бизнеса. Управление производственной компанией – это искусство объединения левого и правого полушария, создания диалога между ними: сделать так, чтобы цех понял, что такое маркетинг и разработка новых продуктов и зачем они нужны, какое место по праву занимают. Недавно вышел фильм на эту тему «Покажи мне луну», про то как талантливый маркетолог вытаскивала NASA из кризиса и сталкивалась с непониманием со стороны руководителя запуска «Аполона-11».

Executive.ru: В процессе нашей беседы вы уже порекомендовали книгу и фильм по теме «индустриальное лидерство». Какой кейс вы рекомендуете изучить всем руководителям производственных компаний?

П.Б.: Если говорить про глобальную практику, то это, конечно, история компании Kodak про то, как не надо поступать с изобретателями. Стивен Сассон, будучи сотрудником компании, в 1974 году создал первый прототип цифровой фотокамеры. Корпоративный страх того, что весь бизнес был построен на аналоговой фотографии, привел к тому, что его изобретение поставили на самую дальнюю полку и забыли до конца 90-х. В конечном итоге в 2011 году Kodak был признан банкротом.

Мораль этой истории в том, что когда вы нашли в корпорации изобретателя, ему надо создать инкубаторские условия, чтобы довести продукт до серийного производства и сделать это конкурентным преимуществом, а не «убийцей» компании.

Executive.ru: Какой вопрос вы обязательно задаете участникам программы до начала обучения?

П.Б.: «Для чего человек в зрелом возрасте пришел на программу обучения?». Одна из глубинных причин – дать себе возможность измениться. Тебя вырывают из рутины и ежедневной беготни, появляется возможность подумать, осмыслить, наметить планы, увидеть путь к новым целям.

Когда я сам учился на программе Executive MBA, во время восемнадцатого модуля, многие отмечали, что я очень сильно изменился, это происходит незаметно для тебя. С участниками программы мы зафиксируем состояние в начале обучения, поставим цель на рост и изменения, будем к ним двигаться и оценивать динамику в конце обучения, что получилось, а что нет.

Executive.ru: Представьте, что перед вами стоит потенциальный участник программы и задает вопрос: «Что я получу после девяти месяцев обучения на программе?». Как бы вы ответили на него?

Вы получите систему инструментов, методов и подходов, необходимых для создания и развития производственного и промышленного бизнеса. Увидите, как на практике работает новый промышленный уклад в российских и китайских компаниях. Услышите истории из первых уст от тех, у кого получилось создать новый продукт, и тех, кто не был успешен в развитии производств – в том числе для того, чтобы научиться на их ошибках.

15 октября в Центре международных программ MBA ФЭСН РАНХиГС пройдет мастер-класс «Новая индустриализация: создание и развитие производственных предприятий» в рамках Дня открытых дверей программы «Индустриальное лидерство». Узнать подробности и зарегистрироваться можно на сайте siberanepa.ru.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

В программе МВА, для индустриальных лидеров обязательно нужен блок "вывод активов из под национализации и деприватизации". 

Процесс-то пошёл !

Генеральный директор, Тольятти

У меня вопрос к директору такой: после ухода из России международных компаний на рынке труда оказалось множество топов. В международных компаниях вопросами операционной эффективности занимались системно. Соответственно, в части системного управления и операционной эффективности оказавшиеся без работы топы международных компаний не в пример топам большинства отечественных организаций. Но поскольку взамен закрытых организаций аналогичного количества новых открыто не было, эти бывшие топы не могут трудоустроиться. В отечественных компаниях все позиции ведь заняты и не освобождаются. Плюс многочисленные школы MBA готовят слушателей. Зачем готовите, если опытные профессионалы уже экономике не нужны?

Справочно: в 2020-2023 гг. Сюров Р.В. был генеральным директором ООО "Волгапласт Компаундинг Лимитед", до 25.04.2022 совместное предприятие между DSM Engineering Materials International BV (доля 80%) и ПАО "КуйбышевАзот". С 25.04.2022 100% стало принадлежать КуйбышевАзоту. 30 июня 2023 юрлицо было фактически закрыто и преобразовано в цех КуйбышевАзота.

Генеральный директор, Москва

П.Б.: Если говорить про глобальную практику, то это, конечно, история компании Kodak про то, как не надо поступать с изобретателями. Стивен Сассон, будучи сотрудником компании, в 1974 году создал первый прототип цифровой фотокамеры. Корпоративный страх того, что весь бизнес был построен на аналоговой фотографии, привел к тому, что его изобретение поставили на самую дальнюю полку и забыли до конца 90-х. В конечном итоге в 2011 году Kodak был признан банкротом.

Это хороший пример, хотя, возможно, совсем другого. Обычно такое называют продуктовым каннибализмом. Eastman Kodak, компания со 100+ летней историей, очень многое сделала для развития самых разных технологий - включая, естественно, фотографию.

Вспомним, что в середине 70-х - то есть до появления персональных компьютеров и ПО в современном понимании - рынок для цифровой фотографии отсутствовал. Kodak доминировал на важнейшем локальном рынке США (традиционные камеры нескольких форматов и самые разнообразные фотопленки) и, что еще более важно, фотолабораторий для обработки плёнки и печати фотографий. Это касалось и любительской, и профессиональной фотографии. Огромный рынок вне всяких сомнений.

Исследования велись во многих направлениях. И именно Bryce Bayer, сотрудник Kodak, запатентовал свой знаменитый фильтр еще в 1976г. - основу для подавляющего большинства цифровых камер, которые появятся через десятилетия после этого изобретения.

Даже в начале 2000-х по мере роста рынка цифровой фотограции и обработки Kodak был вполне успешен на обоих рынках, включая разработку и применение собственных сенсоров. Но нужно было сделать решительный выбор в пользу цифрового фото вместо аналогового. Компании не хватило 10 лет для того, чтобы оценить масштабы изменений,  смнить курс и радикально перестроиться. Инерция на уровне топ-менеджмента была слишком велика. Печальная история.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.