Как узнать, где в России учат менеджменту «на отлично»

В 2013 году Ассоциация менеджеров сформировала профессионально-общественный Аккредитационный совет и начала проводить независимую оценку вузовских программ, посвященных управлению бизнесом. Цель тактическая – проверить, насколько они соответствуют требованиям рынка труда и бизнес-практики. Цель стратегическая – возможность влиять на подготовку кадров, сократить срок адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте и подготовить молодежь к реальной трудовой деятельности после обучения. Университеты, желающие получить знак качества от Ассоциации менеджеров, подают документы на аккредитацию добровольно. Через эту процедуру успешно прошли уже 19 программ высшего профессионального образования. Две программы были отправлены на доработку. В 2015 году независимую оценку в рамках проекта впервые получил иностранный ВУЗ, Кыргызско-российский славянский университет. В России о своей готовности к профессионально-общественной аккредитации заявили в общей сложности 35 вузов. О принципах профессионально-общественной аккредитации образовательных программ рассказывает Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров.

Ехесutive.ru: На основании каких критериев оценивается качество образовательных программ?

Вадим Ковалев: Мы руководствуемся рекомендациями Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК). Чтобы получить одобрение нашего Аккредитационного совета, образовательная программа должна быть, во-первых, актуальной с точки зрения работодателей. Во-вторых, ВУЗ должен продемонстрировать высокое качество обучения. Оценка по этому критерию выставляется на основе данных, показывающих востребованность выпускников программы на федеральном и региональном рынках труда, уровень их профессиональной подготовки и удовлетворенности результатами обучения. В-третьих, важны гарантии качества образования, то есть совокупность условий обучения, которые университет предоставляет студентам, и которые обеспечивают им обещанные результаты.

Информацию, отражающие эти критерии, подбирают наши эксперты. На ее основе они составляют подробный отчет о программе и передают его для анализа членам Аккредитационного совета. Последний, в свою очередь, принимает решение о сроках и условиях профессионально-общественной аккредитации.

Ехесutive.ru: По какому принципу был сформирован Аккредитационный совет?

В.К.: Мы пригласили в него активных участников комитета по HR Ассоциации менеджеров. Учитывая специфику различных вузов, мы постарались обеспечить представительство в совете разных отраслей бизнеса: металлургии, строительства, финансового сектора, консалтинга. И, конечно, это известные, авторитетные в своей профессиональной среде люди.

Ехесutive.ru: Как эксперты подбирают информацию, позволяющую оценить качество образования в каждом конкретном вузе? Кто эти люди?

В.К.: Это специалисты в области менеджмента, которых привлекает и обучает Аккредитационный совет. Они лично посещают образовательное учреждение, проводят интервью его с преподавателями, заведующими кафедрами, деканом, студентами разных лет. Они посещают занятия и экзамены, анализируют письменные работы студентов и выпускников, а затем сравнивают собственные оценки с оценками, которые этим работам были поставлены раньше. В своем итоговом отчете эксперты учитывают качество учебно-методических материалов, состояние образовательных ресурсов и материально-технической базы университета. И, конечно, они собирают отзывы организаций, где работают его выпускники.

Ехесutive.ru: Какие преимущества получают университеты, которые успешно проходят аккредитацию?

В.К.: Уровень доверия к качеству услуг аккредитованного учреждения растет, у студентов и общественности не возникает сомнений насчет результативности и эффективности учебного процесса. Укрепляется имидж вуза на рынке образовательных услуг, повышается конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Результаты независимой экспертизы становятся основой, которая позволяет университету сделать новые шаги для повышения уровня образования, повысить приверженность идее качества образовательных услуг у сотрудников. И, наконец, ВУЗ может использовать результаты профессионально-общественной аккредитации, проведенной Ассоциацией менеджеров, при прохождении государственной аккредитации.

Ехесutive.ru: Есть ли подобные проекты за рубежом? На какой опыт вы опираетесь?

В.К.: В мире есть множество специализированных агентств, контролирующих качество образования. В США важную роль в оценке программ высших учебных заведений, кроме того, играют профессиональные общественные ассоциации (медиков, юристов, инженеров и так далее). Если быть точным, список независимых международных аккредитационных организаций выглядит так:

  • ENAEE – Европейская сеть по аккредитации в области инженерного образования. Одним из учредителей и полноправным членом ее является Ассоциация инженерного образования России.
  • EQANIE – Европейская сеть по гарантированию качества программ в области информационных технологий и программирования. Единственный член от России – Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).
  • ENQA – Европейская ассоциация по гарантированию качества высшего образования. В России статус ассоциированных членов этой сети имеют два агентства: Нацаккредцентр из Йошкар-Олы и АККОРК из Москвы.
  • EFQUEL – Европейский фонд качества электронного обучения. Из отечественных аккредитационных агентств в нем представлен только АККОРК.
  • FIBAA – Фонд аккредитации международных программ по бизнес-администрированию. Партнером FIBAA в России является АККОРК.
  • INQAAHE – Международная сеть агентств по гарантированию качества высшего образования. Ее полноправными членами являются Ассоциация инженерного образования России, Нацаккредцентр и АККОРК.
  • APQN – Азиатско-Тихоокеанская сеть по обеспечению качества образования. Ее полноправными членами от нашей страны являются АККОРК, Нацаккредцентр и Ассоциация инженерного образования России.
  • CEENQA – Сеть агентств по гарантированию качества высшего образования в Центральной и Восточной Европе. Членами от России являются Нацаккредцентр и АККОРК.
  • CHEA – Совет по аккредитации в сфере высшего образования. Старейшая в мире сеть аккредитационных агентств со штаб-квартирой в США. Сотрудничает с 3 тыс. университетов и колледжей, а также с 60 ведущими организациями, занимающимися независимой оценкой качества образования в разных странах. Единственный представитель от России – АККОРК.

Аккредитационный совет Ассоциации менеджеров

  • Букина Василина, ГК «МОРТОН»
  • Вишнякова Марина, PM Team
  • Вучкович Алла, Объединенная ракетно-космическая корпорация
  • Жуков Михаил, HeadHunter Group
  • Каспржак Алексей, Молодежный детский центр «Артек»
  • Ковалев Вадим, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров;
  • Кривошеев Евгений, Exect Partners Group
  • Куприянов Дмитрий, компания Basis
  • Назипов Дмитрий, Банк «ВТБ»
  • Олешек Марина, председатель Аккредитационного совета Ассоциации менеджеров
  • Пахомкина (Починок) Марина, «Сбербанк»
  • Плаксенков Евгений, Международная школа управления «Сколково»
  • Селиванова Елена, компания «Мечел»
  • Филиппова Надежда, независимый эксперт по управлению бизнесом
  • Хабарова Полина, компания КРОК

Высшие учебные заведения, аккредитованные Ассоциацией менеджеров

  • Высшая школа экономики
  • Российский государственный социальный университет
  • Уральский гуманитарный институт
  • Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
  • Тюменский государственный нефтегазовый университет
  • Сахалинский государственный университет
  • Череповецкий государственный университет
  • Технологический университет Московской области
  • Кыргызско-российский славянский университет.
Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Очередная пустая затея. Далеко не первая. Беда специальности "менеджмент" в ее беспредметности - в любой фирме просто нет конкретного подразделения, куда можно направить выпускника с такой специальностью.

IT-консультант, Москва

Сама идея, безусловно, важна. И работа по обсуждению аккредитации ведется, не только в рамках этой уважаемой ассоциации: в России есть много других партнерств менеджеров, которые хотят приобщиться. Под разными государственными и не только "зонтиками". НО! Каков у нас предмет, такова и аккредитация. Знаю изнутри многие из аккредитованных учебных заведений, знаю, "как" они "учат" и "какому менеджменту", сталкиваюсь с результатами на практике: грустно. Нельзя изобрести "таблетку счастья" в мире под названием "менеджмент", так не бывает. Он, менеджмент, очень разный (есть дисциплина под названием Сравнительный менеджмент), включая различия по областям знаний, отраслям экономики и по специфике отдельных отраслей. А есть еще и виды менеджмента, а также различие в подходах к руководству и менеджменту (на самом деле управлению) как к видам деятельности. Много чего есть. То есть, простой вывод - при аккредитации нужен системный подход.Один, не менне сложный, но показательный пример из жизни: давно идет работа над системой образования, поддерживаемой профессиональными стандартами. Ну так оно утверждено: одно должно опираться на другое. Возьмите одну из ключевых областей - информационные технологии. Кто работал над стандартами? Энтузиасты. Такие стандарты и получились, особенно в области управления ИТ, простите, менеджмента. Как с этой "сладкой парочкой" связана уважаемая ассоциация? По сути принятые (хотя и не до конца) стандарты проживут в режиме "как есть" много лет (так уже было), а учебные программы, опирающиеся на эти стандарты, пока находятся на стадии разработки и устарели еще до использования. Как и кто будет заниматься контролем применения стандартов в образовании, т.е. изменением образовательных программ, связью их со стандартами как источником? Аккредитация - уже потом, уж простите. Это - результат. То есть, в стандартах утвердили устаревшую стандартную эксплуатационную часть управления ИТ , без серьезной оглядки на будущее. Ну и разработка программных продуктов там есть. Т.е. работа проводилась без оглядки даже не на импортоопережение, а на импортозамещение. Как и кто будет управлять инновационной деятельностью, где нужны современные комплексные знания как в области ИТ, та к и тематической области? Где динамика? Вот, на мой взгляд, где должны присутствовать специалисты по аккредитации, причем не HR. Работать надо по всему жизненному циклу образовательных программ и их источников. Не будем "бить" на опережение, ничего у нас не получится с точки зрения реального прогресса. А это не так просто, как показано в этой статье.

Глава филиала, регион. директор, Екатеринбург

Идея неплохая . Другое дело , а судьи кто ? Каковы критерии ? Если критерий это менеджмент работающий на результат , то очень сложно будет найти преподавание такой технологии операционного менеджмента . Мы сильно отстаем по этому вопросу от коллег из США . Многое что у нас преподается , оторвано от реальности и практически бесполезно для получения конкретного результата. Исключения составляют передовые переводные программы да и то лишь те которые грамотно переведены. А так как они преподаются онлайн, стоимость обучения не астрономическая, они особо не рекламируются, то менеджерское сообщество с настороженностью отосится к таким программам хотя технологии менеджемента там просто превосходные. Да и программ таких не много . Лично я знаю такую только одну. Мне посчастливилось познакомится с таким институтом менеджмента на корпоративном обучении . Превосходная подача материала , дается рабочая технология менеджмента , используя которую получаешь гарантированый результат. Но реальность такова , что не в каждой компании эти знания можно реализовать. Всем удачи в поиске правильного профессионального образования. Всем успехов в работе .

Глава филиала, регион. директор, Екатеринбург
Владимир Крючков пишет:
Очередная пустая затея. Далеко не первая. Беда специальности "менеджмент" в ее беспредметности - в любой фирме просто нет конкретного подразделения, куда можно направить выпускника с такой специальностью.
Владимир , менеджемент , сам по себе, это даже очень предметная штука, он в любой компании есть , если компания не обладает плоской структурой, если у нее есть иерархия , то есть место менеджеру. Менеджер это профессиональный управленец который 1. осуществляет целеполагание на своем уровне через декомпозицию целей 2. управляет процессом по достижению этой цели. Другое дело что компетенция менеджера работает только тогда когда человек досконально знает предмет своей деятельности. И Квалификация менеджера это уже второе образование к профессии. А вот какому менеджементу учат студентов не обладающих профессией , не имеющих реального опыта работы исполнителем и зачем такому сотруднику менеджемент , вот в этом большой вопрос.
Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

Аккредитованный совет- пустышка. ничего он не дает.
Вузы не выпускают менеджеров они готовят инженеров, к которому в дипломе через дефис приписывают, например менеджер

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Через эту процедуру успешно прошли уже 19 программ высшего профессионального образования

То есть программы давно действуют, да еще прошли аккредитацию. И какие результаты (не в виде доходов самих образовательных структур) получили компании, где работают выпускники этих программ?

Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

Сейчас во всю разрабатываются и вводятся в действие профессиональные стандарты.я монигие читал.. и это действительно лучше,чем то,что написано в ЕТКС

Например "специалист по у правлению рисками".. в нем требования к образованию и обучению: высшее образование - бакалавриат, Дополнительная подготовка по международным квалификационным программам управления рисками и (или) в функциональных областях деятельности организации.
т.е база это наличие высшего образования/бакалаврит, все остальное - опыт и знания приобретаемые в ходе проф. деятельности ..

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Роман Новоженин пишет:

Владимир , менеджемент , сам по себе, это даже очень предметная штука, он в любой компании есть , если компания не обладает плоской структурой, если у нее есть иерархия , то есть место менеджеру. Менеджер это профессиональный управленец который 1. осуществляет целеполагание на своем уровне через декомпозицию целей 2. управляет процессом по достижению этой цели. Другое дело что компетенция менеджера работает только тогда когда человек досконально знает предмет своей деятельности. И Квалификация менеджера это уже второе образование к профессии. А вот какому менеджементу учат студентов не обладающих профессией , не имеющих реального опыта работы исполнителем и зачем такому сотруднику менеджемент , вот в этом большой вопрос.

Большое спасибо за разъяснение, кто такой менеджер. Много думал...

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Название статьи - "Как узнать, где в России учат менеджменту «на отлично»

уверен, что я знаю - где -

как в анекдоте - "... , а я стою на Дерибасовской" -

конкретно - на Е-хе, это лучшее место, и именно - учат на Отлично. А узнать просто - спросить участников Е-хе, кто это проверил на себе.

Независимый директор, Москва

Судя по тому, что МГУ, РАНХиГС, Плешка не прошли аккредитацию столь компетентного аттестационного органа .. то кто то из них (ВУЗы или Аккредитаторы) надули щеки !

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

 
В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ продолжает программу ППК по кейс-методу

В ВШБ стартовал второй поток программы «Разработка учебных кейсов и использование кейс-метода в преподавании бизнес-дисциплин».

МИРБИС принял участие в форуме FMCG & Retail Trade Marketing 2024

Преподаватели МИРБИС выступили на VII Ежегодном Всероссийском форуме по торговому маркетингу в сфере товаров повседневного спроса.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.