Университет и государство: как они должны взаимодействовать?

Высшее образование – более сложная система, чем система среднего образования. В отличие, например, от среднего образования, предполагающего менее двух десятков школьных предметов со строго определенным и зафиксированным нормативными документами содержанием, высшее образование включает в себя сотни направлений и специальностей с большой долей вариативности. Эта гибкость, безусловно, необходима для адаптации получаемых обучающимся знаний к последним изменениям в науке и в сфере потенциального трудоустройства, но вызывает определенный конфликт интересов между университетами, студентами и работодателями.

образование

Вузы полагают, что усиление государственного контроля не может привести к ожидаемому росту качества – необходимый объем экспертной работы не по силам государственным структурам, оценка эффективности образовательных программ должна оцениваться самим академическим сообществом, а также усиливающейся конкуренцией за абитуриентов и определенные гранты.

Государственная политика в области высшего образования демонстрирует поддержку второго мнения: эволюция образовательных стандартов отражает отход от детальной регламентации к рамочному описанию основ образовательной программы, к углублению реальной университетской автономии.

Особенно ярко это проявилось в 2014 году, когда на смену Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС-3) пришли так называемые ФГОС 3+, адаптировавшие направления подготовки к требованиям ФЗ «Об образовании». В результате сформировалась стройная правовая система высшей школы.

  Смысл Кто принимает Срок действия
Конституция Право на образование Общенародный референдум Бессрочно
Международные соглашения Интеграция в международное образовательное пространство Правительство РФ, министерства о Срок договора
Федеральный закон «Об образовании» Регулирование образовательной системы Федеральное собрание и Президент РФ Бессрочно
Федеральный государственный образовательный стандарт Рамочное описание направления подготовки (специальности) Министерство образования и науки РФ Бессрочно
Примерная основная образовательная программа (ПООП) Детальное описание направления подготовки (специальности) в помощь вузам Учебно-методическое объединение вузов  Бессрочно
Устав вуза Регулирование внутривузовских отношений Учредитель, руководство или ученый совет Бессрочно
Программа развития вуза* Цели, задачи и показатели изменений в вузе Руководство вуза Обычно – 5 или 10 лет
Основная образовательная программа (ООП) Методическое описание направления подготовки (специальности) с учетом специфики вуза Руководство вуза Ежегодные обновления
Базовый учебный план (БУП)* Прогнозируемый план обучения по направлению подготовки (специальности) Методический отдел вуза Срок обучения по программе (5 лет специалитет, 4 года бакалавр, 2 года магистр), принимается ежегодно
Рабочий учебный план (РУП), календарный график* Конкретизация обучения по направлению подготовки (специальности) на учебный год Методический отдел вуза Учебный год
Рабочая учебная программа дисциплины (учебно-методический комплекс)* Методическое описание дисциплины (модуля) Департамент или кафедра Обычно – 3 года

Правовая система высшего образования. Отмеченные * локальные нормативные акты не регламентированы государством, могут носить иные названия.

Основные нововведения, о которых пойдет речь ниже, - вводится разделение на академический и прикладной бакалавриат, усиливается роль дистанционного образования и ликвидируется перечень базовых дисциплин для каждого направления.

Безусловно, реформа высшего образования не закончена, министерство образования и науки РФ анонсировало начало экспертной работы по ФГОС-4. Также идет процесс изменения перечня самих направлений подготовки. Процитируем поручения президента Владимира Путина по итогам заседания Совета по науке и образованию в июле 2014 года:

  • Укрупнение специальностей и направлений подготовки высшего образования, относящихся к одной профессиональной области, по всем уровням высшего образования, а также сокращение количества специальностей высшего образования – специалитета в области инженерного дела, технологии и технических наук.
  • Выделение внутри направлений подготовки высшего образования широкого спектра академических и прикладных профилей образования при сохранении единой квалификации для направлений подготовки высшего образования, предусмотрев выбор студентом направленности (профиля) образования в процессе обучения.

Пока сложно оценить долгосрочные последствия реформ, но они напрямую затрагивают учебный процесс и влияют на развитие образовательной системы.

Как в этих условиях вузам сочетать запросы государства, студентов и работодателей? Рассмотрим несколько направлений развития из университетской практики.

1. Прикладной бакалавриат и включение колледжей в структуру университетов.

2. Рамочное взаимодействие. Работодатели сотрудничают с вузом через студенческие бюро занятости и ярмарки вакансий (пример, Центр развития карьеры НИУ ВШЭ): устраивают дни открытых дверей, приглашают на стажировки и производственные практики, проводят конкурсы и мастер-классы. Это самый распространенный вариант, как правило, напрямую не связан с учебным процессом.

3. Ведомственные и узкоотраслевые вузы. В ряде университетов сохраняется специфика, заложенная в советской образовательной системе. Выпускники таких вузов могут устроиться по специальности только к одному работодателю-монополисту, что заставляет преподавателей готовить специалистов под узкие и конкретные задачи. В данном поле работают ведомственные вузы МО, МВД, ФСИН, МЧС, ФСБ, вузы путей сообщения, физико-технический факультет МИФИ и др.

4. Целевое финансирование образования. Некоторые работодатели оплачивают обучение в вузе, взамен студент обязан отработать определенное количество лет. Как правило, целевой прием ведется в интересах региональных и муниципальных властей. Наиболее богатые регионы и города сами содержат вузы. Так, Москва финансирует городские педагогический и психолого-педагогический университеты, выпускники которых пополняют ряды школьных учителей.

5. Базовые кафедры. Приоритет в этой стратегии принадлежит МФТИ, за ним последовали МИЭТ, ВШЭ и многие другие вузы, преимущественно инженерно-технического направления. В рамках университетской структуры создаются кафедры, на которых преподают действующие специалисты крупных корпораций. В ходе обучения студенты проходят практику на одной из действующих базовых кафедр и пополняют кадровый резерв соответствующих компаний.

6. Клинические кафедры. Традиционный для медицины вариант, при котором студенты проходят практическое обучение в закрепленных за вузом отделениях больниц и поликлиник.

7. Корпоративные университеты. Обратный подход – вузовские преподаватели читают курсы для сотрудников компании, заинтересованной в постоянном повышении квалификации своего персонала.

8. Исследовательский (гумбольдтовский) университет.В рамках классической университетской модели студенты «по умолчанию» готовятся к академической карьере. Соответственно, практическая ориентация выступает в виде подготовки к самостоятельной научной деятельности: развиваются навыки академического письма, методика преподавания и научных исследований, изучается философия и методология науки. Как правило, студенты повышают свою квалификацию в качестве стажеров-лаборантов и ассистентов преподавателей под руководством своих научных руководителей.

9. Предпринимательский университет – новая модель, в рамках которой вуз сам выступает в качестве предпринимателя и, соответственно, работодателя. В структуре университета создается бизнес-инкубатор, занимающийся развитием студенческих стартапов и регистрацией за вузом патентов на интеллектуальную собственность.

10. Проектное обучение. Студенты и преподаватели вуза объединяются в рабочую группу, выступающую исполнителем определенного внешнего заказа. Успешные проекты реализовывались в разработке программного обеспечения, маркетинговых и социологических исследований, урбанистике.

Государственно-частное партнерство в подготовке квалифицированных профессионалов быстро развивается и принимает различные формы. Стоит ожидать, что переход к политике импортозамещения обострит проблему кадров и породит более тесные связи между вузами и работодателями.

Источник изображения: excelsiorlearningcenter.com 

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Нижний Новгород

"Взаимодействие" носит , к сожалению , не такой "прямолинейный " характер.
Есть государственные университеты, которые могут пользоваться административным ресурсом территории , чтобы третировать вузы негосударственные. Пока в России существует трепетное отношение к документу "государственного образца" ими используются методы непрофессиональной конкуренции. Есть фишка "аккредитация" , которую давно пора отменить.
Все европейские школы существуют без доков гособразца, сами разрабатывают программы , адаптированные к требованиям времени. А в наших вузах опираются на учебники , написанные за границей в до 2000 года и переведенные до 2005 года . А уж профессора !!!

IT-консультант, Москва

И все бы хорошо, слова правильные. К сожалению, для тех, кто непосредственно варится в гуще событий, все выглядит не так радужно. Я – из таких: и кафедра есть, и со студентами общаюсь, и с вузами, и к работодателям отношусь. И много кое-чего еще делаю, даже помогаю коллегам из других стран в этой области…
У нас бытует довольно странное явление: есть стратегическая составляющая (как здесь, в статье), есть операционная составляющая (жизнь-то никто не отменял). А вот тактическая составляющая зачастую отсутствует, то есть сложно понять, как от задумки перейти к ее реализации и реализовать эту самую задумку. Сложно и довести до сведения высоких руководителей, как оно там, "на земле". Поэтому отчасти поддерживаю Веру Чадаеву. Особенно огорчает использование западных учебников, хотя с моей точки зрения это – частный случай. Вся наша реформа образования «списана» с таких учебников и таких практик. Более того, большая часть системы управления, которая должна бы эту деятельность реализовывать, тоже взята из тех же источников. И не только в образовании. А фото в этой статье? Мне почему-то кажется, что снимок сделан не у нас…Важно, безусловно, иметь возможность сравнить нашу систему с другими, но разве это – самоцель? Зачем ломать наши преимущества в угоду возможности такого сравнения? Это надо бы делать осмысленно. От себя добавлю, что нельзя отделять высшее образование от среднего. Нельзя его также отделять от того, что происходит в области разработки профессиональных стандартов (это - база, на которую по теории должно опираться образование, в том числе высшее). Но, к сожалению, это в реальной жизни – отдельная тема.

Директор по развитию, Москва

Я не вполне согласен:
1. Увы, пока в России крайне мало успешных негосударственных вузов с какой-либо адекватной репутацией. Я назову Шанинку, Европейский университет в СПб, РЭШ, с натяжкой - бывшие профсоюзные и кооперативные вузы (АТиСО и РУК, региональные вузы), МФЮА и Синергию. Остальные не слишком конкурентоспособны. Надеюсь, что ситуация когда-либо изменится, но пока это так.
2. Аккредитация в российском образовании необходима, как и в здравоохранении, и в финансовой сфере. Многие профессии должны занимать люди с гарантированным минимумом знаний и практических умений - как и в случае с водительскими правами: хирург без знания анатомии, строитель без знания сопромата, адвокат без знания уголовного права - вы точно хотите пользоваться их услугами? До тех пор, пока не созреет настоящая работа самоуправляемых профессиональных ассоциаций вузовский диплом - единственная гарантия качества.
3. Негосударственные вузы тоже выдают дипломы государственного образца.
4. Про учебники: издательство Юрайт призывает уважаемых профессоров писать новые, качественные учебники с использованием российской практики. Рады сказать, что в ведущих вузах такая работа ведется, и мы их выпускаем.
5. Полностью согласен с Татьяной Орловой по поводу тактики - очень много метаний, отрасли образования нужен нормальный пошаговый план развития хотя бы на 3-4 года. Деятельность министерства в этом направлении оставляет простор для дальнейших улучшений.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Есть предложение - рассмотреть одну частность - образование в сфере менеджмента.
Эффекта для национальной экономики такое образование не дало никакого. И все равно - частный это вуз или государственный.

Профессор, Чебоксары

Александр Сафонов: "Полностью согласен с Татьяной Орловой по поводу тактики - очень много метаний, отрасли образования нужен нормальный пошаговый план развития хотя бы на 3-4 года."

Вопрос: И когда возникнет понимание того, что без методов науки о данных нельзя построить многофакторную модель, которая и позволит (если мы ее правильно построим) выявить влияние самых различных факторов, сделать различные прогнозы траекторий изменения системы образования (как в целом по России, так и для каждого вуза и специальности) и только после этого (!) выработать варианты управленческих решений (как в целом для России, так и для каждого вуза и специальности)

Когда ? :-)

Не удивлюсь любому Вашему ответу, но свою оценку уровню Вашей профессиональной компетенции поставлю :-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.