Как снизить текучку кадров в HoReCa с помощью грамотного онбординга

Найти подходящие кадры в сферу общепита — непростая задача, а успешно адаптировать, обучить и заякорить сотрудника в коллективе — проблема вдвойне. Это подтверждает не только мой опыт, но и статистика. По данным исследований, за 2023 год число вакансий в сегменте общественного питания выросло на 45% по сравнению с 2022 годом, при этом число соискателей сократилось на 7-12%. Расскажу о нашем опыте, как в условиях кадрового голода мы разработали HCM-систему онбординга и удержания новых сотрудников.

Почему уходили «новички»

Изначально система обучения сотрудников строилась по распространенной в сфере ресторанного бизнеса схеме многостраничных талмудов. Мало того, что это были объемные инструкции, сложные для восприятия, так они ко всему прочему, непрерывно дополнялись. Управляющие менеджеры разрабатывали новые вводные в хаотичном порядке. Отсюда по одному и тому же вопросу часто находились разночтения, что в конечном итоге приводило к низкой степени использования прописанных процедур.

Красным флагом для нас стали показатели текучести новых специалистов в 2023 году. 

Стаж работы в компании

Текучесть, в %

0-3 месяца 

40,7

По этим данным, практически каждый второй новичок покидал компанию на этапе онбординга. 

На ситуацию сильно влиял формат обучения сотрудников. Например, план стажировки состоял из 5 листов. Это был даже не теоретический материал, а список документов и правил, которые стажеру предстоит изучить. Такой план новичок получал в первый день и с мыслями «О! Все сложно, я пойду!» больше не возвращался. Оценив перспективы, мы поняли, что история про «500 страниц» нам не подходит и необходимо срочно менять подход.

Как сменили подход к обучению

При выборе нового формата обучения мы ориентировались на потребности молодежи, понимая, что поколение YouTube информацию воспринимает в основном с помощью смартфона. С ним легко и быстро читать книги, которые, в отличие от бумажных, всегда под рукой, просматривать ролики.

Подход, на котором мы сосредоточились, называется Микроленинг (Microlearning). Он подразумевает, что учебные материалы должны быть очень короткими и интерактивными и представлять собой 3-5 минутные ролики, которые рассказывают о сути вопроса. Главное, чтобы в каждом мини-уроке рассматривалась одна тема. Затем по ней можно сразу проверить знания через тестовое задание. 

Как реализовали на практике

Для реализации микроленинг-подхода мы внедрили систему управление человеческим капиталом (HCM). Она позволяет управлять многие процессами по работе с персоналом: от подбора сотрудников до реализации их карьерного роста. Система рассматривает работника как бизнес-актив, ценность которого можно повысить за счет стратегических инвестиций и управления. 

Мы остановили свой выбор на системе HCM от WebSoft. Программа включает и отслеживает все учебные материалы, действующие в компании. Позволяет работать с подбором, развитием, оценкой, обучением персонала. Помимо этого она помогает повысить эффективность руководителей, которые могут самостоятельно контролировать и направлять вектор развития своих сотрудников в автоматизированном формате.

Благодаря этому решению новичок проходит онбординг поступательно, не зная, какой объем информации предстоит освоить. Он планомерно, без страха, что на него вот-вот навалится лавина новых знаний, проходит обучение. Это интерактивная и современная история по сравнению с бумажными инструкциями, эффективность которой можно увидеть уже по обратной связи и вовлеченности в процесс персонала.

Сейчас практически все обучение, что мы внедряем, а также адаптацию новых сотрудников проводим в формате коротких видеороликов длительностью 3-5 минут, придерживаясь микроленинг-подхода. Например, обучая сотрудников работе на кухне, мы даем интерактивную практику по товарному соседству:

  • Условно: в холодильнике стоит молоко, творог и селедка. Убери лишнее.
  • Среди данных наименований: яблоки, колбасы, пирожные, торты, отметь галочкой те, что могут находиться рядом на витрине.

С помощью таких маленьких итераций строится обучение нового поколения сотрудников.

Особенности HCM-системы и задачи, которые она решает 

Наша система представляет собой модульную платформу, которая позволяет настраивать функционал под конкретные потребности компании и состоит из нескольких модулей.

1. «Обучение»

Модуль позволяет создавать и проводить курсы и тесты для сотрудников. На данный момент в системе успешно разработана программа адаптации сотрудников-официантов, которая включает в себя теоретические материалы, интерактивные курсы, тестирование и практические задания. Процесс адаптации проходит финальное тестирование, после которого будет внедрен в сеть. Также на этапе активной разработки находится программа адаптации повара.

Сейчас на платформе настроена и проводится сетевая аттестация, в которой единовременно принимают участие более тысячи сотрудников компании. В открытом доступе для специалистов, в зависимости от подразделения и занимаемой должности, есть тесты и интерактивные курсы, которые позволяют повышать и поддерживать необходимый уровень знаний.

В общей сложности на платформе создано более 1100 вопросов, вошедших в те или иные обучающие программы, 20 курсов и 81 тест. Эти материалы являются эксклюзивными и оригинальными и предназначены только для нашей компании.

В системе создана библиотека материалов, включающая в себя базовые теоретические материалы. Их знание необходимо для эффективной работы сотрудников различных должностей. На данный момент в библиотеке размещено 48 пособий, регламентов и стандартов, доступ к которым настроен, исходя от должности пользователя.

В течение трех месяцев сотрудники ресторанов постепенно были введены в систему. Процесс происходил через коммуникацию с руководителями, которые создавали запрос на актуализацию подчиненных в системе. После этого сотрудники получили базовые инструкции по работе с платформой и постепенно начали с ней знакомиться, проходя открытые тесты и курсы.

Спустя три месяца с начала внедрения платформы была проведена общесетевая аттестация для всех официантов, операторов доставки, менеджеров зала и операторов центра обработки вызовов. Мы подключили практически все рестораны нашей сети и выстроили единый подход в обучении. 

2. «Подбор»

Модуль облегчает процесс подбора новых сотрудников. Он интегрируется с существующими системами управления кадрами и обеспечивает многостороннее взаимодействие соискателя, рекрутера, руководителя службы подбора и непосредственно управляющего.

Система находит подходящие по запросу вакансии со всех соответствующих сайтов и собирает их в одном разделе внутри HCM, где специалист может их обрабатывать. Рекрутеру не нужно использовать множество сторонних ресурсов, что оптимизирует процесс поиска и подбора персонала.

Помимо закрытия задач по подбору, адаптации и обучению сотрудников, система позволяет создавать подробную отчетность и статистику, необходимую в работе руководителям отделов, операционному директору, HR-бизнес-партнеру, директору региона.

Как используем чат-бот для отбора и адаптации стажеров

Для адаптации новых сотрудников в систему управления обучением мы интегрировали чат-бот. Он является частью HCM-системы. Взаимодействие с чат-ботом проходит следующим образом: 

  • Стажеру направляется ссылка, по которой он переходит в телеграм-бот.
  • В первый, третий, седьмой и четырнадцатый день стажеру приходят уведомления о необходимости выйти на связь с руководителем онбординга.
  • В телеграм-боте ведется живой диалог. Руководитель задает вопросы, стажер отмечает определенные пункты в заданиях. 
  • По окончанию стажировки сотруднику направляется итоговый тест на срез знаний и предложение оставить обратную связь по процессу адаптации. 

Функционал чат-бота мы постоянно совершенствуем. Сейчас приглашение кандидатам и напоминания о собеседовании отправляем в ручном режиме. Но планируем автоматизировать этот процесс и полностью интегрировать в HCM-систему. 

Какие результаты показал микроленинг-подход

Первым положительным эффектом, который мы заметили, применяя геймификацию в обучении, стало сокращение причин увольнения. У сотрудников ушло возражение, что в компании сложно работать из-за наличия большого пула информации, который раньше приходилось изучать на старте. При этом фактически ее объем не уменьшился, но за счет структурирования данных и внедрения принципиально нового подхода к формату и подаче информации, воспринимать и усваивать материал стало гораздо проще. 

Текучесть новых кадров в 2024 году выглядит следующим образом:

Стаж работы в компании

Текучесть, в %

0-3 месяца 

18,8

Исходя из данных, ситуацию с онбордингом удалось значительно улучшить. С внедрением HCM-системы текучесть стажеров и сотрудников, находящихся на испытательном сроке, сократилась более чем в два раза: 18,8% в 2024 против 40,7% в 2023. Важнейшая задача, которую мы ставили, внедряя HCM-систему, выполнена.

Как еще можно улучшить действующую HCM-систему

Для упрощения доступа к большинству модулей необходимо донастроить мобильное приложение платформы HCM, которое на данный момент работает в демо-режиме. Это расширит возможности применения программы. Сотрудники смогут знакомиться с обучающими материалами, готовиться к тестам и аттестациям, повторять пройденную информацию в удобное время со своего смартфона. Руководитель будет более мобилен в принятии решений. Сможет оперативно корректировать стратегию управления, применяя точечный индивидуальный подход.

Что касается структуры самой платформы, она достаточно сложная. Состоит из трех интерфейсов:

  • пользователя (то, что видят сотрудники);
  • руководителя;
  • администратора.

Первый и второй вариант более интуитивно понятен в обращении, но ограничен в правах на изменение настроек. Интерфейс администратора, включающий доступ руководителей отделов, HRBP, операционного и директора региона, содержит большое количество настроек, возможностей формирования отчетов, статистики. Это расширенная версия программы. Для ее изучения потребуется больше времени, но и возможностей применения IT-продукта больше.

Платформа очень адаптивна. Она может работать в тандеме с Pyrus, почтой, и другими программами. С ее помощью можно настраивать очень много процессов, которые будут включаться поочередно — каждый следующий по завершении предыдущего.

Поэтому мы учимся и постепенно внедряем изменения. Рассматриваем подключение дополнительных модулей: «оценка персонала», «преемственность», «кадровый резерв». В перспективе планируем все HR-процессы, касающиеся подбора, перевода и оформления сотрудников, интегрировать в программу HCM-системы. 

Переход на новую систему обучения сотрудников с активным применением геймификации позволил улучшить ситуацию с текучестью кадров в сети как собственных, так и франшизных ресторанах нашего бренда. Дальнейшая модернизация IT-решения поможет сделать эффективнее ряд других процессов по управлению персоналом.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Корчанов, Евгений Равич
Консультант, Новосибирск

Онбординг, микроленинг...

Понимаю, почему некоторыми специалистами бездумно используются англицизмы, но принять не могу.

Генеральный директор, Москва
Сергей Корчанов пишет:

Онбординг, микроленинг...

Понимаю, почему некоторыми специалистами бездумно используются англицизмы, но принять не могу.

Это последствия геймификации. Не берите в голову.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.