7 принципов TikTok, которые мы использовали для обучения сотрудников

Даже если вы не пользуетесь TikTok, вы наверняка видели хотя бы один клип оттуда — ими делятся и в Instagram Stories, Twitter и Facebook. Теперь TikTok выходит на рынок онлайн-образования.

Компания наймет сотни экспертов и учреждений, чтобы создавать контент для образовательной платформы #LearnOnTikTok, пишет TechWire. Это стимулирует тенденцию к микрообучению — освоению небольшого объема материала за короткий промежуток времени. Цель TikTok — чтобы люди учились с удовольствием.

Ниже — семь принципов TikTok, которые помогут сделать корпоративное обучение популярным среди сотрудников и обзор инструментов для создания обучающего контента.

Принцип первый — экономия времени

Каждый ролик в TikTok длится не больше минуты. Это создает иллюзию экономии времени: люди заходят посмотреть пару роликов, но, сами того не замечая, скролят ленту часами. В среднем каждый пользователь TikTok проводит там 52 минуты в день.

Как применить

Цените время сотрудников, делайте короткие уроки без воды — только самое важное. Создавайте лонгрид с хорошей версткой на Wix или Tilda вместо того, чтобы скинуть в чат PDF-инструкцию на сто страниц или серию небольших видеороликов вместо трехчасового вебинара. По опыту нашей компании, оптимальная длина роликов — 7-20 минут.

Но здесь нет универсального рецепта, поэтому лучше отталкиваться от целей обучения. Если можно раскрыть тему за четыре минуты, то лучше так и сделать, а если материал объемный — можно сделать ролик или текст подлиннее и разбить его на подтемы. Главное — раскрыть мысль до конца.

Раньше было нормой проводить четырехдневные тренинги и трехчасовые вебинары. Сотрудников обязывали проходить обучение, и они, не имея другой альтернативы, вынуждены были сидеть на этих занятиях. Со временем формат многочасового и даже многодневного обучения ушел в прошлое. Компании стремятся к сокращению учебного материала и количества учебных часов без потерь в качестве.

Не нужно буквально копировать TikTok. Меняйте учебный контент планомерно: если раньше ваши вебинары длились три часа, то сначала попробуйте сократить их до двух часов, потом до часу и т. д. Чтобы отслеживать длительность и глубину просмотров контента, нужна система дистанционного обучения (СДО). СДО не только позволяет интегрировать всех сотрудников в одну образовательную среду, но и обеспечивает высокую вовлеченность в обучение за счет удобства доступа в любое время и из любого устройства.

Принцип второй — простота контента

Корпоративное обучение нужно для того, чтобы говорить просто о сложном. Люди не хотят тратить много усилий на чтение и просмотр. Обучение не должно напрягать, вызывать стресс и отторжение.

Как применить

Объясняйте сложные вещи простыми словами. Это трудно, но иначе рискуете потерять аудиторию. Используйте язык, на котором привыкли говорить ваши подопечные. Учитывайте средний возраст сотрудников, и адаптируйте контент под их привычки. Упрощайте все, что только возможно. Конечно, может возникнуть мысль: «Ну, как же так! Если все упростить, весь смысл обучения потеряется, сотрудники ничего не усвоят!». Лучше дать простой для восприятия контент и потерять 20% в усвоении материала, чем сделать сложный контент, 80% которого не будет понятным для 90% аудитории.

Мы постоянно обучаем сотрудников владению новыми программами. Например, тонкостям работы в 1С. Сделать регламент или инструкцию просто нереально. Во-первых, талмуд в 100 страниц не будут читать, а во-вторых, жизненный цикл определенной версии программы слишком мал, и каждый раз инструкции придется переписывать. Поэтому мы записываем скринкасты и храним их в базе знаний, либо интегрируем в курсы, что позволяет сделать контент доступным и наглядным. Сотрудники могут знакомиться с программой сразу на практике, повторяя за действиями в записи. Создать скринкаст можно с помощью FreeCam, Ezvid и ShareX.

Принцип третий — развлечение

Популярность TikTok принесли именно развлекательные ролики. Смешной, искренний и неформальный контент собирает больше просмотров. Юмор смягчает эмоциональное напряжение и снижает уровень стресса. Поэтому, не стесняйтесь использовать мемы, смешные видео и нестандартные интерактивности.

Как применить

Чередуйте образовательный контент с развлекательным. Помимо юмора это могут быть разного рода челенджи, онлайн-марафоны, викторины, нестандартные опросники и головоломки. Так вы с большей вероятностью вовлечете сотрудников в обучение.

При создании корпоративных курсов мы активно используем юмор и пасхалки, вшиваем в курс мемы. Сотрудникам это нравится. Также стараемся геймифицировать процессы: делаем привычные процедуры более интересными и вовлекающими, добавляем элемент состязательности. И вот сотрудники уже не просто делают комплексные продажи, а, например, продавая акционные наборы, топят корабли неприятеля. Все это позитивно сказывается как на настрое сотрудников, так и на продажах.

Главное помните, что юмор не должен выходить за этические рамки. Избегайте шуток на темы религии, национальной и половой принадлежности, здоровья и политики. Особенно внимательными нужно быть компаниям с международной командой сотрудников. Что может показаться забавным человеку из России, будет глубоко оскорбительным для жителя Средней Азии. Создать интерактивный развлекательный контент можно с помощью программ Adventr, ThingLink, iSpring Suite.

Принцип четвертый — самовыражение

В TikTok любой может выразить свою индивидуальность: любой может создать видео и выйти в топ просмотров — это достаточно просто. Стремление к самовыражению также можно использовать и в корпоративном обучении.

Как применить

Делайте интерактивные тесты. Это не только поможет сотруднику лучше запомнить материал, но и замотивирует на активность, чтобы получить высокий балл. Тесты помогут держать руку на пульсе и получать обратную связь о курсе. По их результатам вам станет понятно: что дается сложно, а в чем сотрудники отлично разбираются. Создать интерактивные тесты можно в программах Letstest, Startexam, iSpring Suite.

Принцип пятый — мобильность

Чтобы зайти в TikTok, достаточно одного клика по иконке мобильного приложения. Без него TikTok вряд ли бы стал так популярен — неудобно делать много кликов, чтобы зайти на сайт tiktok.com через браузер. Чем проще контактировать с продуктом, тем больше у него охват.

Как применить

Эпоха стационарных устройств подошла к концу, мир давно перешел на мобильные платформы. Поэтому, если у вас в 2020 году нет мобильного приложения, и сотрудники вынуждены заходить в СДО через браузер, то даже самый креативный вовлекающий контент не сможет завлечь 100% сотрудников на курс.

Пользователь хочет открыть приложение на том же месте где остановился, потратить на изучение контента 5-10 минут, свернуть и продолжить заниматься своими делами. Дайте ему эту возможность! Ваши сотрудники смогут проходить пару уроков в метро по пути домой или в очереди. Благо сейчас почти все СДО включают в пакет мобильное приложение. На российском рынке наиболее популярные платформы iSpring Learn, Mirapolis, WebTutor, Teachbase.

На заре появления СДО мобильных приложений не было. Сотрудники проходили все курсы с рабочего компьютера. Процент завершенных курсов тогда был незначительный, так как на работе, помимо прохождения курсов, всегда найдется масса других дел. Когда у нас появилось мобильное приложение ситуация кардинально изменилась, сотрудники стали проходить курсы в перерывах, по пути на работу, перед сном. Это позволило значительно увеличить их вовлеченность в обучение.

Принцип шестой — персонализация

С помощью умной ленты TikTok учитывает предпочтения пользователя и подбирает ролики, которые ему понравятся. Персонализация помогает вовлечь пользователя в контент — он проводит в приложении больше времени, охваты растут. Пожалуй, это одна из основных причин популярности TikTok — там не нужно ничего искать, платформа сама приспосабливается под предпочтения пользователя и подкидывает ему в ленту релевантные видео.

Как применить

Учитывайте особенности и интересы ученика в индивидуальной учебной траектории — так он получит нужные именно ему навыки. В траектории отмечайте время, которое человек готов тратить на обучение каждый день, текущую должность, предыдущее образование и другие факторы. Все учебные траектории должны быть строго определены для каждой должности. Не стоит давать контент на вырост!

Первое, что следует сделать — детально выяснить каков запрос от бизнеса, какие задачи нужно решить с помощью обучения. Далее, сообразно запросу, сформировать учебные траектории под конкретные должности. Это позволяет давать только нужный контент, экономить время сотрудников и поддерживать высокий уровень вовлеченности в обучение. К этому подходу мы пришли не сразу, был период когда мы делали унифицированный контент на всех сотрудников, и показатели обучения тогда были далеки от желаемого результата.

Персонализировать обучение можно, например, с помощью курсов по email-рассылке, регулярно присылая полезный материал лично на почту ученику. Минус рассылок в том, что вовлечь людей сложно: письма могут не прочесть. Проконтролировать статистику по письмам помогут платформы Carrotquest и Mailchimp.

Принцип седьмой — разнообразие

Подсчитано, что соцсети надоедают за два года, — потом людям хочется нового. Сейчас это происходит с «ВКонтакте» и «Одноклассниками», а TikTok наоборот пожинает плоды новизны.

Как использовать

Смешивайте разные форматы обучения: давайте тест после лонгридов и видеороликов или включите скринкаст в презентацию. В нашей компании был период, когда мы думали, что сотрудники реально чему-то учатся только на очных тренингах. Потом стало модно ругать тренинги и говорить про вебинары. Теперь и их постигла та же участь, — все стали переходить на электронные курсы.

Разные форматы параллельно задействуют несколько каналов восприятия. Что-то можно объяснить с помощью шутливого теста, а что-то нужно долго разбирать на очном занятии. Мы стараемся объяснить основные принципы с помощью электронных курсов, а потом более детально прорабатываем тему с сотрудниками во время практики.

Сейчас мы поняли, что лучшее решение — смешанное обучение. При смешанном обучении онлайн и офлайн форматы чередуются и гармонично дополняют друг друга. Например, программа обучения может начаться с email-рассылки для актуализации темы, далее сотрудник пройдет серию из микрокурсов, которые завершатся тестами, после чего его подхватит тренер и проведет с ним очный мастер-класс с домашней работой и обратной связью по результатам. Смешанное обучение имеет минимальные шансы наскучить, так как формат занятий постоянно меняется.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.