7 принципов TikTok, которые мы использовали для обучения сотрудников

Даже если вы не пользуетесь TikTok, вы наверняка видели хотя бы один клип оттуда — ими делятся и в Instagram Stories, Twitter и Facebook. Теперь TikTok выходит на рынок онлайн-образования.

Компания наймет сотни экспертов и учреждений, чтобы создавать контент для образовательной платформы #LearnOnTikTok, пишет TechWire. Это стимулирует тенденцию к микрообучению — освоению небольшого объема материала за короткий промежуток времени. Цель TikTok — чтобы люди учились с удовольствием.

Ниже — семь принципов TikTok, которые помогут сделать корпоративное обучение популярным среди сотрудников и обзор инструментов для создания обучающего контента.

Принцип первый — экономия времени

Каждый ролик в TikTok длится не больше минуты. Это создает иллюзию экономии времени: люди заходят посмотреть пару роликов, но, сами того не замечая, скролят ленту часами. В среднем каждый пользователь TikTok проводит там 52 минуты в день.

Как применить

Цените время сотрудников, делайте короткие уроки без воды — только самое важное. Создавайте лонгрид с хорошей версткой на Wix или Tilda вместо того, чтобы скинуть в чат PDF-инструкцию на сто страниц или серию небольших видеороликов вместо трехчасового вебинара. По опыту нашей компании, оптимальная длина роликов — 7-20 минут.

Но здесь нет универсального рецепта, поэтому лучше отталкиваться от целей обучения. Если можно раскрыть тему за четыре минуты, то лучше так и сделать, а если материал объемный — можно сделать ролик или текст подлиннее и разбить его на подтемы. Главное — раскрыть мысль до конца.

Раньше было нормой проводить четырехдневные тренинги и трехчасовые вебинары. Сотрудников обязывали проходить обучение, и они, не имея другой альтернативы, вынуждены были сидеть на этих занятиях. Со временем формат многочасового и даже многодневного обучения ушел в прошлое. Компании стремятся к сокращению учебного материала и количества учебных часов без потерь в качестве.

Не нужно буквально копировать TikTok. Меняйте учебный контент планомерно: если раньше ваши вебинары длились три часа, то сначала попробуйте сократить их до двух часов, потом до часу и т. д. Чтобы отслеживать длительность и глубину просмотров контента, нужна система дистанционного обучения (СДО). СДО не только позволяет интегрировать всех сотрудников в одну образовательную среду, но и обеспечивает высокую вовлеченность в обучение за счет удобства доступа в любое время и из любого устройства.

Принцип второй — простота контента

Корпоративное обучение нужно для того, чтобы говорить просто о сложном. Люди не хотят тратить много усилий на чтение и просмотр. Обучение не должно напрягать, вызывать стресс и отторжение.

Как применить

Объясняйте сложные вещи простыми словами. Это трудно, но иначе рискуете потерять аудиторию. Используйте язык, на котором привыкли говорить ваши подопечные. Учитывайте средний возраст сотрудников, и адаптируйте контент под их привычки. Упрощайте все, что только возможно. Конечно, может возникнуть мысль: «Ну, как же так! Если все упростить, весь смысл обучения потеряется, сотрудники ничего не усвоят!». Лучше дать простой для восприятия контент и потерять 20% в усвоении материала, чем сделать сложный контент, 80% которого не будет понятным для 90% аудитории.

Мы постоянно обучаем сотрудников владению новыми программами. Например, тонкостям работы в 1С. Сделать регламент или инструкцию просто нереально. Во-первых, талмуд в 100 страниц не будут читать, а во-вторых, жизненный цикл определенной версии программы слишком мал, и каждый раз инструкции придется переписывать. Поэтому мы записываем скринкасты и храним их в базе знаний, либо интегрируем в курсы, что позволяет сделать контент доступным и наглядным. Сотрудники могут знакомиться с программой сразу на практике, повторяя за действиями в записи. Создать скринкаст можно с помощью FreeCam, Ezvid и ShareX.

Принцип третий — развлечение

Популярность TikTok принесли именно развлекательные ролики. Смешной, искренний и неформальный контент собирает больше просмотров. Юмор смягчает эмоциональное напряжение и снижает уровень стресса. Поэтому, не стесняйтесь использовать мемы, смешные видео и нестандартные интерактивности.

Как применить

Чередуйте образовательный контент с развлекательным. Помимо юмора это могут быть разного рода челенджи, онлайн-марафоны, викторины, нестандартные опросники и головоломки. Так вы с большей вероятностью вовлечете сотрудников в обучение.

При создании корпоративных курсов мы активно используем юмор и пасхалки, вшиваем в курс мемы. Сотрудникам это нравится. Также стараемся геймифицировать процессы: делаем привычные процедуры более интересными и вовлекающими, добавляем элемент состязательности. И вот сотрудники уже не просто делают комплексные продажи, а, например, продавая акционные наборы, топят корабли неприятеля. Все это позитивно сказывается как на настрое сотрудников, так и на продажах.

Главное помните, что юмор не должен выходить за этические рамки. Избегайте шуток на темы религии, национальной и половой принадлежности, здоровья и политики. Особенно внимательными нужно быть компаниям с международной командой сотрудников. Что может показаться забавным человеку из России, будет глубоко оскорбительным для жителя Средней Азии. Создать интерактивный развлекательный контент можно с помощью программ Adventr, ThingLink, iSpring Suite.

Принцип четвертый — самовыражение

В TikTok любой может выразить свою индивидуальность: любой может создать видео и выйти в топ просмотров — это достаточно просто. Стремление к самовыражению также можно использовать и в корпоративном обучении.

Как применить

Делайте интерактивные тесты. Это не только поможет сотруднику лучше запомнить материал, но и замотивирует на активность, чтобы получить высокий балл. Тесты помогут держать руку на пульсе и получать обратную связь о курсе. По их результатам вам станет понятно: что дается сложно, а в чем сотрудники отлично разбираются. Создать интерактивные тесты можно в программах Letstest, Startexam, iSpring Suite.

Принцип пятый — мобильность

Чтобы зайти в TikTok, достаточно одного клика по иконке мобильного приложения. Без него TikTok вряд ли бы стал так популярен — неудобно делать много кликов, чтобы зайти на сайт tiktok.com через браузер. Чем проще контактировать с продуктом, тем больше у него охват.

Как применить

Эпоха стационарных устройств подошла к концу, мир давно перешел на мобильные платформы. Поэтому, если у вас в 2020 году нет мобильного приложения, и сотрудники вынуждены заходить в СДО через браузер, то даже самый креативный вовлекающий контент не сможет завлечь 100% сотрудников на курс.

Пользователь хочет открыть приложение на том же месте где остановился, потратить на изучение контента 5-10 минут, свернуть и продолжить заниматься своими делами. Дайте ему эту возможность! Ваши сотрудники смогут проходить пару уроков в метро по пути домой или в очереди. Благо сейчас почти все СДО включают в пакет мобильное приложение. На российском рынке наиболее популярные платформы iSpring Learn, Mirapolis, WebTutor, Teachbase.

На заре появления СДО мобильных приложений не было. Сотрудники проходили все курсы с рабочего компьютера. Процент завершенных курсов тогда был незначительный, так как на работе, помимо прохождения курсов, всегда найдется масса других дел. Когда у нас появилось мобильное приложение ситуация кардинально изменилась, сотрудники стали проходить курсы в перерывах, по пути на работу, перед сном. Это позволило значительно увеличить их вовлеченность в обучение.

Принцип шестой — персонализация

С помощью умной ленты TikTok учитывает предпочтения пользователя и подбирает ролики, которые ему понравятся. Персонализация помогает вовлечь пользователя в контент — он проводит в приложении больше времени, охваты растут. Пожалуй, это одна из основных причин популярности TikTok — там не нужно ничего искать, платформа сама приспосабливается под предпочтения пользователя и подкидывает ему в ленту релевантные видео.

Как применить

Учитывайте особенности и интересы ученика в индивидуальной учебной траектории — так он получит нужные именно ему навыки. В траектории отмечайте время, которое человек готов тратить на обучение каждый день, текущую должность, предыдущее образование и другие факторы. Все учебные траектории должны быть строго определены для каждой должности. Не стоит давать контент на вырост!

Первое, что следует сделать — детально выяснить каков запрос от бизнеса, какие задачи нужно решить с помощью обучения. Далее, сообразно запросу, сформировать учебные траектории под конкретные должности. Это позволяет давать только нужный контент, экономить время сотрудников и поддерживать высокий уровень вовлеченности в обучение. К этому подходу мы пришли не сразу, был период когда мы делали унифицированный контент на всех сотрудников, и показатели обучения тогда были далеки от желаемого результата.

Персонализировать обучение можно, например, с помощью курсов по email-рассылке, регулярно присылая полезный материал лично на почту ученику. Минус рассылок в том, что вовлечь людей сложно: письма могут не прочесть. Проконтролировать статистику по письмам помогут платформы Carrotquest и Mailchimp.

Принцип седьмой — разнообразие

Подсчитано, что соцсети надоедают за два года, — потом людям хочется нового. Сейчас это происходит с «ВКонтакте» и «Одноклассниками», а TikTok наоборот пожинает плоды новизны.

Как использовать

Смешивайте разные форматы обучения: давайте тест после лонгридов и видеороликов или включите скринкаст в презентацию. В нашей компании был период, когда мы думали, что сотрудники реально чему-то учатся только на очных тренингах. Потом стало модно ругать тренинги и говорить про вебинары. Теперь и их постигла та же участь, — все стали переходить на электронные курсы.

Разные форматы параллельно задействуют несколько каналов восприятия. Что-то можно объяснить с помощью шутливого теста, а что-то нужно долго разбирать на очном занятии. Мы стараемся объяснить основные принципы с помощью электронных курсов, а потом более детально прорабатываем тему с сотрудниками во время практики.

Сейчас мы поняли, что лучшее решение — смешанное обучение. При смешанном обучении онлайн и офлайн форматы чередуются и гармонично дополняют друг друга. Например, программа обучения может начаться с email-рассылки для актуализации темы, далее сотрудник пройдет серию из микрокурсов, которые завершатся тестами, после чего его подхватит тренер и проведет с ним очный мастер-класс с домашней работой и обратной связью по результатам. Смешанное обучение имеет минимальные шансы наскучить, так как формат занятий постоянно меняется.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.