Марина Михайлова, «Маркетолог за 69 дней. Интенсивный курс в мир маркетинга». – М.: «Книгиум», 2025.
Практическое руководство по маркетингу, основанное на личном опыте автора. Книга структурирована в виде пошагового курса из 69 дней, где каждый день посвящен отдельной теме. Автор подробно рассказывает, как адаптировать западные методики маркетинга к российским реалиям, демонстрируя на собственных кейсах практические инструменты для создания брендов и работы с клиентской аудиторией. Каждая глава содержит реальные примеры и завершается «фразой дня» для закрепления ключевых идей. Автор делится секретами построения стратегий, работы с продуктом, выбора каналов коммуникации и бюджетирования. Это путеводитель по миру маркетинга, позволяющий перейти от базовых знаний к профессиональной практике.
Карьера маркетолога в найме
Если вы озабочены поиском стабильности и уверенности в завтрашнем дне, то лучший вариант карьеры – работа в крупной компании, развивающей одно направление. Здесь вы будете получать гарантированный доход, и чувствовать себя защищенным. В этих «тепличных условиях» вы можете стать профессионалом в узкой сфере, но, работая годами над одним и тем же продуктом, рискуете исчерпать свой креатив и перегореть. Конечно, компании стараются исключить такие ситуации, периодически привлекая к работе внешних специалистов.
Рост в подобных условиях возможен, но, как правило, уже за пределами маркетинговых компетенций: до уровня директора по развитию, коммерческого директора и даже руководителя компании – такие примеры тоже есть. Так выросла и я сама.
Противоположная ситуация возникает, когда специалисту тесно в рамках одной сферы, ему необходимо постоянно переключаться на что-то новое. Именно таких маркетологов я встречала чаще всего. По своей сути они инноваторы, творцы, креативные личности. Их интерес живет ровно столько, сколько длится запуск проекта, а рутина и «операционка» им малоинтересны.
Хорошим вариантом для таких маркетологов может стать компания, развивающая одновременно несколько направлений. Например, я занималась маркетингом в агрохолдинге, который работает «от поля до прилавка». Карьера там – это постоянное движение и неожиданные открытия: сегодня ты едешь фотографировать коров, завтра разрабатываешь упаковку для колбасы, а послезавтра занимаешься организацией выставки.
Свободолюбивым и творческим маркетологам я рекомендую работу в агентстве (маркетинговом, рекламном, коммуникационном). Здесь постоянно кипит работа – после окончания одного проекта сразу возникает другой, скучать не приходится. И разнообразия гораздо больше: сегодня ты занимаешься фитнес-центром, а завтра – ювелирным магазином. В проектной или менеджерской работе для маркетолога есть большой плюс: ты всегда делаешь только то, что хочешь, и что тебе нравится, поскольку сам придумываешь идеи для реализации.
Что касается работы на удаленке, я думаю, что пандемия сломала рынок труда маркетологов. Если раньше присутствие маркетолога в офисе считалась само собой разумеющимся, то сейчас многие специалисты стремятся работать из дома. Хотя я вижу, что мало кто из предпринимателей в Оренбурге к этому готов, если это не касается отдельных направлений, например SMM-менеджеров, которые зачастую должны регулярно куда-то выезжать и снимать фото или видеоролики.
Конечно, есть руководители, позволяющие команде работать из дома. Для них главное, чтобы работа выполнялась качественно, неважно, из какой точки. Находятся и те, кто извлекает из этого выгоду, например, снижая заработную плату сотрудникам, работающим удаленно. Некоторые на это соглашаются, потому что у них появляется возможность высвободить время для личных дел или взять подработку.
Желание работать удаленно касается не только маркетологов. Наш офис расположен на первом этаже жилого дома, и, приезжая туда по утрам, я вижу, что половина машин стоит на своих местах, то есть люди находятся дома. Сама я предпочитаю работать в офисе и с содроганием вспоминаю времена карантина, когда у меня дома еще не было отдельного кабинета: я закрывалась с ноутбуком на балконе, а мои дети прилипали к стеклу с другой стороны.
Большинство наемных маркетологов работает на окладе. Если есть бонусная часть, то, как правило, она привязана к лидогенерации: к примеру, стояла задача получить пятьдесят лидов в месяц, а специалист привлек сто. В редких случаях доход маркетолога зависит от продаж, потому что сотрудник отдела маркетинга может превосходно отработать свою задачу, но не отвечает за несвоевременную обработку звонка от клиента.
Таким образом, у маркетолога, который хочет профессионально развиваться, есть несколько вариантов карьеры. При этом необязательно сразу на старте выбрать один. Можно менять направления, остановившись в итоге на варианте, наиболее подходящем для реализации именно ваших способностей.
Развитие маркетолога на фрилансе
Фриланс стал привычным во многих сферах. Но, как я уже писала, не все работодатели, особенно в регионах, готовы сотрудничать с маркетологами удаленно. Тем не менее, возможности существуют, и если вы решили работать на себя, дальнейшее направление будет зависеть от вашей стартовой позиции.
Если у вас уже есть опыт работы и, возможно, профильное образование, первое время на фрилансе все равно придется нарабатывать собственные кейсы и деловую репутацию. К этому нужно быть готовым. Вы должны будете доказать рынку свой профессионализм и на время забыть о финансовой защищенности, возможно, даже сделать стоимость своих услуг ниже рыночной. Простая житейская мудрость: «сначала вы работаете на зачетку, а потом зачетка работает на вас» еще никого не подводила.
Искать клиентов и договариваться о сотрудничестве вы будете сами. Это касается и кейсов, потому что для некоторых предпринимателей важна конфиденциальность сотрудничества. Мы описываем наши кейсы в общих чертах, не раскрывая коммерческую информацию, действия и методы, которые привели к результату. Некоторым заказчикам важна конфиденциальность в том числе и потому, что ради имиджа они не хотят раскрывать сам факт сотрудничества с внешним подрядчиком.
Вам нужно уметь составлять уникальное торговое предложение для самого себя, подчеркивать свои сильные стороны и достижения, показывать потенциальным клиентам свои отличия от конкурентов. Иначе вы рискуете затеряться среди других специалистов.
Если вас как маркетолога уже знают на рынке, выходить в свободное плавание гораздо проще, потому что клиенты будут находить вас сами, предлагая сотрудничество. Доказывать свою компетентность на этом уровне уже не нужно. Так в свое время было и со мной – работало сарафанное радио. Клиенты рассказывали обо мне своим знакомым и совершенно бескорыстно передавали друг другу мои контакты.
Есть еще один важный момент. Даже высокопрофессиональный фрилансер рано или поздно достигнет определенного финансового потолка. Бесконечно повышать цены не получится, так как всегда существует конкуренция. Наращивать количество заказов тоже невозможно. Поэтому, если вы хотите увеличивать свой доход, надо будет привлекать помощников и подрядчиков: дизайнеров, копирайтеров и так далее. А это уже прямой путь к созданию маркетингового агентства, о чем мы поговорим в следующей главе.
Если чувствуете усталость от постоянного креатива и работы с заказчиками, можно пойти по пути тренингов: проводить семинары, набирать учеников, консультировать. Это модное направление, но не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Мне тоже приходилось обучать маркетингу начинающих предпринимателей, и это оказалось довольно утомительным занятием. Но маркетолог также может устроиться ассистентом или консультантом к другому наставнику.
Фриланс предлагает свободу выбирать клиентов, работать с интересными задачами и определять степень своей загрузки. Однако подойти к нему нужно как к бизнес-проекту, тщательно продумав стратегию своей деятельности на рынке.
Как открыть маркетинговое агентство
В сфере маркетинга я уже много лет. До рождения детей я могла работать сутками. Раньше, когда еще не придумали удаленку, проводила встречи по телефону во время обеденного перерыва. Приходя вечером с основной работы, приступала к работе с клиентами.
Ко мне обращались за помощью знакомые, в том числе из других городов. Те, кто не мог позволить себе длительное сотрудничество, обращались с разовыми задачами. Я всегда стремилась развиваться и зарабатывать больше. Вместе с тем идея открыть свою компанию или привлечь к работе помощников не приходила мне в голову. Я справлялась одна и привыкла во всем рассчитывать на себя.
В 2008 году я работала заместителем директора в креативном агентстве. Однажды уехала в отпуск, а вернувшись, обнаружила закрытые двери офиса и коробки с вещами сотрудников. Соучредители поссорились и решили закрыть бизнес. И в тот момент мне позвонил один из контрагентов с предложением открыть рекламное агентство под крылом одной из корпораций в доле с его дочерью. Я чувствовала личную ответственность за оставшихся на улице людей, а потому, недолго думая, согласилась. Через пару месяцев работы грянул кризис, и меня заставили отдать свою долю в агентстве. Случившееся стало для меня моральной травмой. Я боялась начинать заново и снова брать на себя ответственность за людей и компанию.
В то же время мне было комфортно работать одной. Я даже не уходила в декрет, потому что всего за несколько месяцев до рождения ребенка решила открыть компанию по организации свадеб. Но этот бизнес быстро меня разочаровал. Я думала, свадьбы – это что-то чистое и святое. Заказывают торжество милые, вежливые, воодушевленные люди, а в день свадьбы некоторые из них превращаются в монстров: ломают мебель, крушат реквизит. Параллельно я работала с мужем – мы вместе делали несколько бизнес-проектов, потом закрывали или продавали их с разным результатом, но в большой минус никогда не уходили.
В 2018 году, когда у меня уже были дети, я поняла, что больше не справляюсь одна с таким потоком заказов, и предложила одной из своих сотрудниц помогать мне по вечерам. Сначала мы работали вместе в офисе над одним проектом, а потом могли так же вместе ехать на встречу в другую компанию. Через некоторое время пришлось нанять еще одну помощницу. А потом мне снова предложили открыть свое агентство и параллельно стать коммерческим директором в компании моего клиента. И я сразу согласилась, потому что уже была к этому готова.
Первое время мы придерживались простейшей стратегии – предлагали свои услуги по стоимости месяца работы одного сотрудника. То есть, заплатив 40-50 тысяч рублей, клиент получал несколько сотрудников фактически по цене одного, и такой подход всех устраивал. Но со временем нам захотелось зарабатывать больше, а не просто держаться в пределах окупаемости, поэтому мы решили расширить свой ассортимент за счет более маржинальных услуг и поднять цены. Кстати, первое время я боялась, что клиенты будут недовольны ценами, но по факту нам никто никогда не говорил, что стоимость наших услуг высока.
Сейчас мы ведем одновременно до пятнадцати проектов. У агентства почти нет входящего потока заявок – к нам приходят благодаря тому самому сарафанному радио. Мы готовы расти и осваивать новые направления. Я понимаю, что некоторые маркетинговые инструменты мы освоили лучше многих и можем выйти на федеральный уровень. При этом рост важен для меня не только ради финансовой составляющей. Я чувствую себя хорошо, когда максимально загружена. Если задач не хватает, на меня нападает хандра и кажется, будто что-то идет не так.
Разумеется, к переходу на новый уровень нужно быть готовым, и сейчас мы с моей командой нацелены именно на такой результат.
Также читайте:






