5 выводов об итогах-2021, которые пригодятся в 2022 году

Это был трансформационный год. Пришлось адаптироваться к быстро меняющейся среде и учиться не просто жить, а развиваться, преуспевать, находить новые точки роста в условиях неопределенности. Вот 5 основных изменений, которые останутся с нами в следующем году.

1. Цифровая среда — альтернатива живому взаимодействию

Еще летом 2020 года стало очевидно: пандемия — не временное явление, которое нужно пережить, а начало новой эпохи и другого формата жизни и работы. Гибридные офисы, онлайн-обучение, дистанционные покупки и развлечения — цифровая среда стала альтернативой живому взаимодействию и толчком для нового развития.

Сегодня искусственный интеллект из ресурса превратился в советника. Теперь это практически член команды, берущий на себя часть рутины, способствующий более эффективным коммуникациям, планированию и оценке.

Во время посещения международной конференции «Время инноваций» в Дубае, где я презентовала новую методологию оценки продуктивности, мы познакомились с большим количеством интересных цифровых проектов, где ИИ использовался не просто как инструмент развития организации, а как средство улучшения качества жизни людей.

Порадовало, что инновации используются с пользой для общества и социальных проектов. Это созвучно моим ценностям.   

2. Перезагрузка опыта и привычных подходов

То, что казалось незыблемым и эффективным, перестало таковым быть. Выработанная в течение десятилетий база знаний и опыта во многом потеряла свою актуальность.

Стало сложно предсказать доступность тех или иных ресурсов и возможные ограничения. Принимать решения приходилось очень оперативно: пока мы искали идеальное решение и продумывали реализацию, идея уже устаревала или становилась достижением конкурентов.

При этом, выходит на новый уровень идея коллабораций. Часто имеет смысл стать частью большого проекта и объединить ресурсы. Синергия усиливает всех участников. Кооперация с конкурентами, например, в области онлайн-обучения – стала для нас новым успешным направлением деятельности.   

3. Ставка на личность и метакомпетенции 

Критерии оценки себя и сотрудников тоже подверглись переосмыслению. Профессиональная квалификация уступила первенство так называемым мягким (soft skills) и метакомпетенциям (meta skills): способности принимать решение в условиях неопределенности, оперативно реагировать на изменения, управлять своими и чужими эмоциями, состояниями, отношениями в больших системах и т. д. Именно они стали основой для совместного развития.

Особенно актуальным это оказалось при оценке специалистов среднего и высшего звена. Для нас в компании изменения оказались особенно ощутимыми. Все чаще заказчики, обратившиеся к нам за помощью в подборе людей на топовые должности, в качестве требований (критериев отбора) стали озвучивать не управленческий опыт, а гибкость и адаптивность мышления.

4. Команда – двигатель устойчивого развития

В 2021 году многие организации и бренды сдвигают фокус в сторону долгосрочного устойчивого развития.

Чтобы двигаться стабильно и непрерывно, необходим постоянный импульс. И исходить он должен в первую очередь от самой команды.

Руководитель не может бесконечно подпитывать энтузиазм сотрудников. Когда же они сами заинтересованы в изменениях и воспринимают их как позитивные, мотивация возникает естественным образом и убеждение не требуется.

Здоровая атмосфера в команде и корпоративная среда, способствующая свободе творчества, креатива и принятия решений, быстрее принимает инновации, помогает сохранять гибкость и адаптивность в условиях турбулентности. А значит — оставаться устойчивыми и конкурентоспособными в долгосрочной перспективе.

Вот почему в рамках стратегических консалтинговых сессий мы большое внимание уделяем корпоративной культуре, системе ценностей и смыслов, транслируемых внутри организации. Стало очевидным, что корпоративная культура организаций либо поддерживает, либо блокирует инновации.  

Инновации в первую очередь определяются людьми. А технологии — значимый, но все лишь инструмент. Технологии усиливают наши компетенции и улучшают продуктивность, но важно выбирать и внедрять наиболее подходящие по смыслу цифровые решения. Все идет от стратегии. Ключевая задача — вовлечь команду в изменения и повысить продуктивность.

5. Жесткая фильтрация времени и приоритетов проектов 

Чем больше возможностей, тем жестче критерии выбора. А в условиях динамики последних двух лет, когда решения приходится принимать очень оперативно, нет времени тестировать все. 

И здесь важно двигаться от смыслов, учитывать приоритеты и соотносить траекторию движения с ценностями, принципами и миссией организации. На первый план выходит гибкая аналитика, которая:

  • Живо откликается на изменения в мире.
  • Способна дать четкое понимание степени влияния разных факторов на процессы внутри организации.
  • Помогает составить прогноз и стратегию долгосрочного развития с опорой на тренды.

Этот вопрос стал одним из важных объектов нашего исследований. В результате была разработана новая методология измерения показателей эффективности — Глобус индикаторов SAPI. Всеобъемлющая, динамическая и гибкая карта KPIs, затрагивающая все процессы и заинтересованные стороны, разные временные срезы и системы оценки (сверху вниз, снизу вверх). Она настраивается и видоизменяется в ритме движения организации и позволяет прогнозировать будущее на основе текущих аналитических данных.

Управлять можно только тем, что поддается измерению. Своевременно и четко понимая, что происходит по приоритетам. Важны пилоты, умение экспериментировать и «не зависать» на неудачных проектах. Если идея не нашла отклик на рынке — она бесполезна. 

Мы живем в динамичное время и ускоряемся вместе со скоростью вращения земли. Привыкаем мыслить экосистемно, учимся постоянно переосмысливать свой опыт в поисках новых решений и качественных улучшений. Себя, своих проектов, деятельности организации и ее экосистемы. Будущее наступило!

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Член совета директоров, Москва

Интересная статья. Оксана, а где можно подробнее прочитать про глобус индикаторов SAPI, который вы упоминаете в тексте?

Генеральный директор, Москва

способности принимать решение в условиях неопределенности, оперативно реагировать на изменения, управлять своими и чужими эмоциями, состояниями, отношениями в больших системах и т. д. 

Интересно, эти способности как-то улучшились? Есть подтверждения?

Директор по PR, Москва

Согласна, что цифровая среда — прекрасная альтернатива живому взаимодействию, но на мой взгляд ИИ никогда не сможет заменить полноценное человеческое общение, эмоции и чувства, оттенки, которые не передать с помощью экрана + технологии имеют свойство выходить из строя.

Очень согласна, что руководитель не может постоянно «заряжать» коллектив (принципиально это важно только на начальном этапе формирования компании), иначе он просто выгорит всех подбадривать и подначивать.

Генеральный директор, Москва

Коллеги, подробнее почитать про новую метотодологию динамических метрик эффективности для разных заинтересованных сторон Глобус индикаторов SAPI (Stakeholders Agile Performance Indicators) можно на Европейском цифровом портале:

и в журнале "Вопросы инновационной экономики" https://1economic.ru/lib/113196

Генеральный директор, Москва

По поводу вопроса про мета компетенции и новые навыки - сейчас все больше организаций видоизменяют свои корпоративные модели компетенций в сторону вышеуказанных более комплексных мета навыков.  Мы помогает создававть центры оценки таких компетенций и программы их развития.

В результате, да, так как эти навыки находятся больше в фокусе и приобретают статус must have, экспертиза наращивается. И организации, и их сотрудники понимают важность их развития наряду с цифровыми компетенциями. 

Генеральный директор, Москва

Да, полностью согласна с Анастасией, что все цифровые инструменты и среда  - это помощники, они усиляют нашу продуктивность, но в приоритете все должно идти от смыслов, которые создают люди.

Человеческая нить живого общения в организации имеет очень важное значение и ее обязательно нужно поддверживать регулярными коммуникациооными инициативами внутри, особенно в эпоху удаленки.

Генеральный директор, Москва

По поводу вдохновляющей роли лидера важно упомянуть, что один из стратегических трендов современного управления - это переход к многоуровнему лидерству, которые предполагает более плоские организационные структуры и усиление роли лидеров "на местах", которые в том числе вдохновляют свои команды локально.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Оксана Набок пишет:
По поводу вопроса про мета компетенции и новые навыки - сейчас все больше организаций видоизменяют свои корпоративные модели компетенций в сторону вышеуказанных более комплексных мета навыков. 

Хм))) интересно. Мета навыки. А, что это за кушанье, которого мы ещё не едали?.

Оксана Набок пишет:
Мы помогает создававть центры оценки таких компетенций и программы их развития.

Стало быть, вы-то и знаете, что это? И, если знаете, что это, то стало быть и знаете, как развивать? Очень интересно!

Насколько я понимаю, под мета навыками подразумевается фундамент самого человека. На котором основываются и его Soft-skills. Тоже, бред типа ЭИ. Ну, жа ладно. Что же это за мета навыки? Скорее всего, как фундамент и основа подразумевается: осознанность себя, себя в мире, среди других, своего места., целостность.  Отсюда, понимание и управление своим временем, ресурсами. Проще говоря, дебил ты (СЕЙЧАС ЭТО ОЧЕНЬ ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЙ ВОПРОС, МУЧАЮЩИЙ ОЧЕНЬ МНОГИХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ!!!нормальных-то и адекватных мало) ограниченный или нормальный человек, знающий кто он, чего он хочет, стремящийся к развитию с ответственным отношением к  себе и окружающим,  которым и должен-то вобщем-то быть. На это и нанизывают те самые Soft-skills. Эти мета навыки преподавали и развивали с детства, всегда, семья, школа и гос.политика по просвещению и развитию общества, народа, гос-ва. Они закладывали этот самый фундамент, на основание которого потом сам человек и формировал и развивал свои навыки и умения, как общие, так и узко-профессиональные, специальные. Скорее всего речь идёт об этом. Так, вот вопрос: как можно с помощью коротких курсов, а ведь они явно не по несколько лет, а всего лишь несколько недель, развить и сформировать фундамент у уже взрослого человека? И, следом, создавая такое, значит есть методология? Есть и оценки? И, вы оцениваете, после нескольких недель, дебил человек или нет? 

 

Генеральный директор, Москва

Оценка навыков прежде всего помогает создавать планы развития и имеет комплексный и системный подход. Планы развития могут быть и долгосрочные.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Оксана Набок пишет:
Оценка навыков прежде всего помогает создавать планы развития

С этим никто и не спорит. Всегда нужно, как-то,  оценить. Скажем, того же кандидата. Вы же пишите 

Оксана Набок пишет:
Мы помогает создававть центры оценки таких компетенций и программы их развития.

Ладно, вы его оценили. Тоже вопрос, как? На основание чего? Вы же собираетесь и развивать что-то. На, что вы собираетесь, что дальше собираетесь развивать?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.