Почему даже маленькой компании нужна миссия? Советы по реализации на практике

Слаженная работа коллектива — одна из основных составляющих успешности бизнеса. Любой коллектив, добивающийся успеха, имеет в качестве объединяющего принципа какую-то идею. Можно сказать иначе: лишь объединившись вокруг какой-то идеи группа людей превращается в команду, и, проявив необходимую настойчивость, достигает успеха. Примеры этому можно увидеть в любой сфере жизни: коллектив инженеров, объединившись вокруг идеи полета человека в космос, создает ракеты и космические корабли; группа спортсменов, объединившись вокруг идеи стать лучшими в своем виде спорта, превращается в команду завоевывающую кубок мира.

В бизнесе такие объединяющие и направляющие идеи принято называть миссией организации. Миссия — это генеральная цель или смысл существования организации. Миссия по своей сути это ответ на вопрос: что дает бизнес обществу полезного, за что люди готовы платить деньги, то есть обеспечивать существование и процветание вашей бизнес-структуры.

Нередко «миссия» воспринимается как «непонятное теоретическое измышление», неприменимое на практике. Но опыт работы по настоящему успешных организаций показывает иное: те бизнес-структуры, которые смогли осознать свою миссию и организовать работу в соответствии с ней, получают совершенно иное качество как труда коллектива, так и взаимодействия с клиентами. Они становятся успешными.

Существует еще одно заблуждение по поводу миссии организации. Считается, что разработка миссии необходима только крупному бизнесу, а для мало и среднего, это лишь пустая трата времени и средств. Здесь вопрос в том, что крупный бизнес чаще презентует свои миссии для широких масс населения, стремясь демонстрировать свою социальную направленность. К примеру, миссия «Сбербанка» — «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».

Миссия организации: смысл и значение

Миссия — основная цель существования организации. Но какой в ней практический смысл? Что она дает владельцу бизнеса, коллективу, клиентам? Что бы ответить на эти вопросы необходимо сразу уточнить — миссия организации это не магическая формула, создав которую, бизнес обеспечивает себе успех. Для получения практического эффекта миссию необходимо рассматривать как основополагающую цель, в направление которой движется организация. И это движение требует постоянных практических действий.

Как определить миссию для бизнеса? Проще всего через потребительский спрос, который призван удовлетворять конкретный бизнес. Представим себе небольшой семейный бизнес — кафе, в котором готовят кофе. Какой потребительский спрос будет удовлетворять такой бизнес? То есть — за что люди будут готовы платить деньги в этом кафе? В целом ответ очевиден — за вкусный кофе, но что бы преуспевать в этой нише рынка, одного вкуса мало. Нужно создать такие условия, при которых посетитель будет получать удовольствие от выпитой чашки кофе. Это и интерьер, и обслуживание, и еще масса факторов, которые в совокупности должны удовлетворить запросы посетителя, чтобы он остался доволен и вернулся снова. Исходя из спроса и способов его удовлетворения рождается миссия кафе, к примеру: «Мы дарим удовольствие нашим посетителям». Такая миссия сразу «обнажает» свой практический смысл — «что бы посетители платили нам деньги, так сказать „голосовали рублем“ — нам необходимо работать так, что бы каждый клиент испытал удовольствие от посещения нашего кафе».

Для более эффективного использования миссии, на практике выделяют ее «внешнюю» и «внутреннюю» функцию.

Внешняя (информативная) функция заключается в том, что бы проинформировать клиентов и партнеров о том, что им может дать организация. В нашем примере это — удовольствие от чашечки ароматного кофе, выпитого в уютной обстановке и дружеской атмосфере.

Внутренняя функция направлена на структурирование работы коллектива в соответствии с миссией организации. Она реализуется в два этапа:

  • Сначала у работников предприятия формируется представление о стиле поведения, который будет способствовать выполнению миссии.
  • Затем такой стиль поведения натренировывается и поддерживается в практической деятельности.

Внутренняя функция миссии: практическая реализация

Вернемся к нашему примеру. Миссия у кафе есть, она осознана и сформулирована. Владелец решил подчинить работу своего бизнеса этой миссии. То есть миссия должна стать основной идеей каждого из процессов в организации, направляя их и весь коллектив к единой цели, сплачивая работников в команду.

1. Стиль поведения

Но прежде чем начать активные действия, необходимо ответить еще на один вопрос: а как понять, выполняется миссия или нет? Ведь следуя к цели, нам необходимо оценивать результат действий, чтобы понимать, туда ли мы движемся. Применительно к миссии «Мы дарим удовольствие нашим посетителям» результат может быть оценен по количеству клиентов, уходящих из кафе удовлетворенными, то есть с благожелательной улыбкой.

Теперь у работников кафе необходимо сформировать стиль поведения, который будет способствовать выполнению миссии. Разумно начать с владельца бизнеса. От чего он может испытывать удовольствие, применительно к своему кафе? Наверное, от того, что придя в кафе он видит, что все столики заняты, посетители с удовольствием пьют кофе, а значит, касса будет наполнена и бизнес будет процветать. Да и лестная оценка клиента всегда приятна владельцу. Чтобы это получалось, владелец формирует общую для всего коллектива цель — «нам необходимо работать так, чтобы каждый клиент испытывал удовольствие от посещения нашего кафе».

Из общей цели выстраиваются задачи для каждого работника:

  • Официанту: встречать, обслуживать и провожать гостей с уважением и улыбкой. При этом миссию он знает как «Отче наш» и до его понимания постоянно доводится связь между выполнением миссии и его личным доходом.
  • Менеджеру: кроме прочих обязанностей, вменяется задача напоминать официантам перед началом рабочего дня, периодически в течении дня и по окончанию — «в ходе разбора полетов», о том, что им необходимо работать так, чтобы «клиент получал удовольствие от посещения кафе», то есть — улыбка, уважение и так далее.

Не стану расписывать тактику действий в отношении всего персонала, важен общий принцип — работа строится таким образом, чтобы каждый член коллектива четко понимал и осознавал, что все его действия направлены на выполнение миссии предприятия.

Таким целенаправленными действиями создается команда, подчиненная единой цели и единым принципам в действиях, вне зависимости от того, кто и какую конкретно работу выполняет.

2. Система мотивации

Использование миссии как практического инструмента не оканчивается на постановке соответствующих целей и задач персоналу. Одним из возможных направлений ее практического применения может стать формирование системы мотивации. Посмотрим, как это работает на нашем примере.

В выходной день в кафе пришло очень много посетителей, дневная выручка выше всех ожиданий. И если бы миссия кафе звучала — «Мы зарабатываем максимум в выходной день» то собственно — все молодцы, можно выплачивать премии и бонусы. Но представим на минутку, что половина посетителей ушла из кафе раздосадованными. Шанс, что они посетят кафе еще раз, невелик. И если вспомнить правило — «из десяти удовлетворенных клиентов только один рассказывает об этом своим знакомым, а один неудовлетворенный делится своим неудовольствием с десятью» — вопрос и вовсе приобретает неприятный оборот. Перспективы успешного бизнеса могут очень быстро растаять.

Теперь давайте прорисуем мотивацию персонала исходя из миссии «Мы дарим удовольствие нашим посетителям». То есть бонус ожидает персонал только за удовлетворенного клиента, скажем, при повторном посещении клиентом кафе. Совсем другая ситуация получается, да и перспектива совершенно иная.

Внешняя функция миссии организации

Внешняя функция направлена на информирование клиентов бизнеса о сущности его миссии. Это, так или иначе, связано с рекламой, а точнее с комплексом маркетинговых мероприятий. То есть на практике формируется такой комплекс различных рекламно — маркетинговых действий, целью которого ставиться — сформировать у будущего клиента ожидание того, что придя именно в ваше кафе, он получит удовольствие.


При хорошей проработке вопроса миссия организации может стать не просто «обязательной строкой бизнес плана», но и объединяющей идей для команды, стимулом повышения успешности бизнеса. Успех достигается в том случае, если миссия определена верно, ее понимает и разделяет весь коллектив, и она постоянно воплощается в конкретных, реальных, целенаправленных действиях.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Нередко «миссия» воспринимается как «непонятное теоретическое измышление», неприменимое на практике. 

Непонятным может быть только само слово, у нас его раньше не применяли. А шаги выведения миссии просты и понятны любому человеку  (кто покупатель, какие потребности у него, как фирма, в отличие от конкурентов эти потребности удовлетворяет). 

Тема важная (+1), особенно в кризис. 

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - К примеру, миссия НЕКОТОРОЙ КОМПАНИИ  — «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».

А теперь отгадайте чья это миссия? Не отгадаете, тогда эту миссию на помойку. 

Директор по рекламе, Москва

я бы добавил, что имеющим миссию и стиль больше платят за их услуги\продукт, так как воспринимаемое качество выше (что не отменяет реального качества на которое мобилизует миссия) имел честь работать с бизнесменами, которые в начале были фанатиками качества и специалистами в своем продукте а потом развили бизнес и продукт не отходя от принципов качества, которые выбрали как миссию к примеру это колбаска Веллком и одежда из меха Корта - учредители в начале углубленно занимались качеством (кажется работая спецами по качеству в профильных министерствах) и очень последовательно реализовывали миссию как роль в отраслевом качестве

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата -  миссия кафе, к примеру: «Мы дарим удовольствие нашим посетителям». Такая миссия сразу «обнажает» свой практический смысл — «что бы посетители платили нам деньги, так сказать „голосовали рублем“ — нам необходимо работать так, что бы каждый клиент испытал удовольствие от посещения нашего кафе».

...Внутренняя функция направлена на структурирование работы коллектива в соответствии с миссией организации. Она реализуется в два этапа:

  • Сначала у работников предприятия формируется представление о стиле поведения, который будет способствовать выполнению миссии.
  • Затем такой стиль поведения натренировывается и поддерживается в практической деятельности.

Не смог понять разницу миссии в видении автора и корпоративной культуры: 

КК - формирует стиль поведения, она "натренировывается" и поддерживается. 

Один термин лишний. Выбирать автору. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва
Владимир Токарев пишет:
Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».

Обычно миссия важно знать работникам. Думаю работники СБЕРБАНКА знают. Слышал о практике когда на компе каждое утро выскакивает миссия.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Ярослав Дворак пишет:
каждое утро выскакивает миссия.

Мне представляется, что это не вариант. 

Но беру паузу, почитаю еще раз Друкера, он первый писал про миссию, не используя самого термина. 

Сергей Мамин +841 Сергей Мамин Адм. директор, Белгород

"миссия сразу «обнажает» свой практический смысл — «что бы посетители платили нам деньги, так сказать „голосовали рублем“ — нам необходимо работать так, что бы каждый клиент испытал удовольствие от посещения нашего кафе».

«что бы посетители платили нам деньги, так сказать „голосовали рублем“ ......

Какая же это миссия? Это чистый прагматизм. Хотим денег. Ради них готовы услужить тем, у кого они есть. Но на первом плане - деньги,  прибыль.

Задаю проверочные вопросы.

1)Если другой бизнес даст больше прибыли, вы существующий  бизнес продадите,  чтобы заняться более выгодным?  Продадите ( вместе с миссией) или нет ?

2) Миссия продается? ( Как девушка с пониженной социальной ответственностью)

Директор по рекламе, Москва
Сергей Мамин пишет:
2) Миссия продается? ( Как девушка с пониженной социальной ответственностью)

это кстати очень серьезный вопрос

большие отрасли НТР воспитывали себе работников, научали их "делу жизни", растили их от начальника участка до директора завода, все лучше, все качественнее и сложнее, в Германии в юридических нормах высокая профессиональная компетентность описывается как источник социального статуса и уважения в обществе - закрепляется даже в юридических нормах - продуктивная миссия

быстро растущие бизнесы часто начинаются с миссии - дядечке нравилось мороженное которое делал бабушка с ягодами (в интервью говорит что нужно делать только так тогда вкусно), бабушки нет стал делать для семьи, пришли соседи в гости им понравилось, стали просить, он сделал лавочку на районе, потом несколько точек, потом сеть на заправках - крупнейшая сеть в стране самый быстро растущий бизнес года кажется в 2008

студенты в некоторых странах отказываются от повышенной оценки от русских преподов "за активность во время семестра" и требуют их перепроверить, так как считают что это их профессия и миссия и ее нельзя портить - снижая качество

собрать единомышленников в некоторых странах раз плюнуть полно сервисов, которые собирают включенных в хобби (считающих своей персональной миссией занятия чем то - от тай-чи и дзена до живописи на пленере)

это важный социальный навык - собирать единомышленников для продуктивности (вероятно ключевой для развития)

Сергей Мамин +841 Сергей Мамин Адм. директор, Белгород

Я уже писал, что видимо, есть, как минимум, три подхода к пониманию миссии:

  1. Циничный
  2. Романтический
  3. Прагматичный

Циничный - когда собственники или консультанты по написанию миссий "разводят лохов".

Романтический - когда служение людям на первом месте, а деньги на втором и дальше.

Прагматичный - давай напишем для впечатлительных альтруистов. Может сработает? По крайней мере, хуже не будет. Почему не попробовать?

На мой взгляд, до миссии нужно дорасти. Когда работа не за деньги, не ради  прибыли. А потому что это призвание. Это и долг, и радость. А деньги  - лишь следствие работы от души. И эту работу не променяю на иную. Даже более прибыльную.

Однако большинство сотрудников ходят на работу за зарплатой. Зачем им миссия? Этот пустой звук

Генеральный директор, Москва
Сергей Мамин пишет:

На мой взгляд, до миссии нужно дорасти. Когда работа не за деньги, не ради  прибыли. А потому что это призвание. Это и долг, и радость. А деньги  - лишь следствие работы от души. И эту работу не променяю на иную. Даже более прибыльную.

Однако большинство сотрудников ходят на работу за зарплатой. Зачем им миссия? Этот пустой звук

Сергей. Готов подписаться под этими Вашими словами! 

Миссия (от лат. missio - посылка - поручение), задание, поручение, предназначение, призвание.

Кто и какое поручение или задание  дал компании, которая занимается зарабатыванием денег?  Какое предназначение и призвание у компании которая занимается зарабатыванием денег?  Так что "миссия компании" не более чем стеклянные бусы для папуасов взамен на золото. Старая добрая красивая, но совершенно бесполезная мишура используемая коммерсантами. И да. Я то же коммерсант.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.