Эволюционные и институциональные законы для стратегического менеджмента

В масштабном исследовании Г. Минцберга, Б. Альстрэнда и Дж. Лэмрела «Школы» стратегий» сформулирован очень важный вывод, на который не было акцентировано внимание авторами исследования. Из их картограммы пространства формирования стратегий понятно, что при формировании стратегий надо опираться на эволюционные и институциональные законы.

Рисунок 1. Картографирование пространства формирования стратегий

У авторов исследования получилась наглядная модель, которая практична, но осталась не замеченной практиками, экспертами и академическим сообществом. А основные недостатки модели связаны с качеством классификации школ, но об этом поговорим в другой работе, т.к. это не является предметом настоящего исследования.

Думаю, что сейчас, мало найдется стратегов и «развивальников» бизнеса, которые не воспринимают внешний мир как непредсказуемый и дезориентирующий. Поэтому, при стратегическом мыслетворчестве, опора на теорию хаоса, эволюционные и институциональные законы, - обязательно. Из картограммы ясно, из каких стратегических школ, какие подходы и инструменты наиболее адекватны для стратегических процессов при идеальном шторме глобального цивилизационного кризиса.

Если вертикальную ось матрицы, принять, как «Малый бизнес – Крупный бизнес», то это адекватно, с определенными оговорками. Наиболее зависим от внешних факторов международный бизнес, а микробизнес или самозанятость, менее подвержены влиянию цен на нефть, торговых войн США и пр. И тогда, картограмма, представляет из себя слоистую реальность индивидуальных и коллективных компетенций, необходимых для экономических субъектов разного масштаба.

Можно, на картограмму посмотреть, и как на набор компетенций для управленцев разного уровня «линейный менеджмент – стратеги».

К сожалению, как на картограмме, так и в тексте исследования Г. Минцберга и Ко нет структурированной детализации областей знания и навыков, а есть ограниченный перечень областей знаний

Области знаний для стратегических школ адекватных агрессивной внешней среде

Название школы

Базовые дисциплины

Школа внешней среды

Биология, политическая социология,
теория ситуационных факторов,
экология популяции.

Когнитивная школа

Когнитивная психология

Школа обучения

Отсутствует (возможно, периферийные связи
с психологической теорией
обучения и образованием);
теория хаоса в математике.

Школа власти (микро)

Политические науки

Школа культуры

Антропология или культурология

Как говорится, клин вышибается клином, и для детализации предметных областей знаний и компетенций обратимся к эволюционному конструкту «Четыре угла Космоса» Кена Уилбера. Это мощный универсальный инструмент для эффективного познания социальных систем различного масштаба, и является визуализацией интегральной философии Мира. Из этой философии выросла новая стратегическая школа интегрального менеджмента, которая все больше признается практиками, как на Западне, так и Востоке, в т.ч. и в России.

В 1995 году вышел глубокий философский труд Кена Уилбера «Секс, экология, духовность. С целью популяризации своей философии эволюции цивилизации, он написал в книгу «Краткая история всего», которая составлена в форме диалога. В простой и доступной диалоговой форме раскрываются и развиваются идеи работы «Секс, экология, духовность» и других более ранних работ.

Для того чтобы сформулировать единую философию эволюции всего на Земле, К. Уилбер начал составлять список различных учений и теорий описывающих развитие всего. В этот перечень вошли восточные и западные, древние, современные и постсовременные теории и модели, от Общей теории систем до Великой Цепи Бытия, от Веданты, Буддистских Виджнан и Кабаллы до Пиаже, Маркса, Вебера, Фрейда, Юнга, Питирима Сорокина, и пр. (К. Уилбер, 1986) . После внимательного изучения своего списка, Кен Уилбер пришел к выводу, что существует четыре совсем разных типов иерархий теорий и взглядов на развитие всего. И все это можно представить в виде матрицы, в которой четыре квадранта «Я», «Оно», «Мы» и «Они» или «Это».

В таблице 2 по квадрантам, в алфавитном порядке приведены авторы теорий из работ Кена Уилбера и другие мыслители и исследователи XX и XXI века, чьи работы доступны для саморазвития и формирования учебных программ, хрестоматийных материалов колледжей, вузов, бизнес-школ и корпоративных систем обучения разных форматов.

Матрица знаний и компетенций по квадрантам «Я», «Мы», «Оно», «Они»

«Я»

«ОНО»

Источники
философии
Кена Уилбера

Мыслители
и исследователи
XX
и
XXI века

Источники
философии
Кена Уилбера

Мыслители
и исследователи
XX и XXI века

Ауробиндо Ш.
Будда Гаутама
Грейвз К.
Пиаже Ж.
Плотин
Фрейд З.
Юнг К.Г.

Аугустинавичюте А.
Бек Д.
Бехтерев В.
Блаватская Е;
Веллер М.
Горский Ю.
Гумилев Л.
Данилевский Н.
Дольник В.
Коллинз Дж.
Лалу Ф.
Лоренц К.
Мамлеев Ю.
Никаноров С.
Пинк Д.
Рерих Н.
Теслинов А.
Уилбер К.
Чижевский А.

Локк Дж.
Скинер Б.
Уотсон Дж.

Эмпиризм,
бихевиоризм,
физика, биология,
неврология и др.

Бехтерев В.
Вернадский В.
Горский Ю.
Дольник В.
Лоренц К.
Павлов И.
Пинк Д.
Тесла Н.
Хокинг С.
Чижевский А.

«Мы»

«Они»

Кун Т.
Дильтей В.
Гебсер Ж.
Вебер М.
Галамер Г.
Сорокин П.

Акофф Р.
Аугустинавичюте А.
Аузан А.
Бек Д.
Бехтерев В.
Блаватская Е.
Веллер М.
Вернадский В.
Гараедаги Дж.
Горский Ю.
Гумилев Л.
Данилевский Н.
Дольник В.
Коллинз Дж.
Лалу Ф.
Лоренц К.
Мамлеев Ю.
Никаноров С.
Рерих Н.
Теслинов А.
Уилбер К.
Чижевский В.
Шураевски Дж.

Берталанфи Л.
Конт О.
Ленски Дж.
Маркс К.
Парсонс Т.

Теория систем,
экологическая
паутина жизни

Акофф Р.;
Винер Н.
Гараедаги Дж.
Горский Ю.
Каплан Р.
Никаноров С.
Пригожин И.
Теслинов А.
Хокинг С.

Сформированные четыре квадранта К. Уилбер назвал «Четыре угла Космоса».


Рисунок 2. «Четыре угла Космоса»

Быстрому признанию философских работ К. Уилбера, способствовало известность исследований иерархий ценностей Маслоу и Грейвза, которые существенно повлияли на VALS-подход – американский подход к маркетинговому сегментированию рынка (От англ. values and life styles – человеческие ценности и стили жизни). Эксперты признали, что уже существует четыре основных теории бизнес-менеджмента:

  • теория Х – акцент на индивидуальное поведение;
  • теория Y- акцент на психологическом понимании;
  • культурный менеджмент – акцент на организационной культуре;
  • системный менеджмент, который акцентирует внимание на социальной системе и ее управлении,

и все эти четыре модели являются четырьмя квадрантами, а интегральная модель должна обязательно включать все четыре подхода. Справедливо будет отметить, что Школа трансформации у Г. Минцберга и Ко, является интегральной, более того - это интегральная школа диалектики форм, то есть - динамическая интегральная школа стратегий.

Для всех квадрантов К. Уилбер признал концептуальными и первородными следующие теории и концепции:

  • Эволюция человека Пьер Тейяр де Шардена («Феномен человека»)
  • Законы диалектики
  • Теория «клеточки» и отношений К. Маркса.
  • Законы иерархичности мира, принципы холонов и холархий Артура Кестлера,
  • Законы структурной изменчивости из Китайской «Книги перемен».

Набор первородных концептуальных знаний и теорий из «углов Космоса», уже позволяют выстраивать структуру компетенций необходимых для качественного стратегического мыслетворчества. На рисунке 2 мы видим четыре вектора эволюции различных аспектов любой социальной системы. Это: Биогенез («Оно»); Онтогенез («Я»); Филогенез («Мы»); Техногенез («Они» или «Это»). Динамический баланс которых, определяет культурогенез любой социальной системы.

Так как мы, в абсолютном большинстве, можем мыслить и познавать только трехмерное пространство, то Кен Уилбер предложил представить «Четыре угла Космоса», как трехмерное пространство развития любой социальной системы. Все эмпирические «углы Космоса»: «Оно»; «Они» или «Это»; он объединил в один вектор эволюции, и получилось трехмерное пространство. Этот конструкт он назвал «Большая тройка «Я», «Мы», «Это». И тогда, каждый уровень развития любой социальной системы можно представить как пирамиду. Грани пирамиды определяют уровень развития системы по определенному вектору, а объем фигуры – это объем, накопленных холархий, что отображает мощность и/или потенциал социальной системы – живучесть культуры социальной системы.

На рисунке 3 «красную пирамиду», следует рассматривать, как образ компании, живущей в парадигме «чем больше, тем лучше», где собственники и/или топ-менеджмент имеют эгоцентричное мышление, а персонал – это конфликтующие группы и группки, с различными целями. Такая корпоративная культура часто называют – «кошка с дома, мыши в пляс». Маленькая площадь основания пирамиды, говорит о низкой устойчивости, а высота пирамиды – это высота падения.


Рисунок 3. Интегральное пространство эволюции или «Большая тройка Кена Уилбера.

«Бирюзовая пирамида» – компания, живущая в парадигме «чем лучше, тем больше», где возникло коллективное «Я» со вторым порядком/уровнем мышления. Фигура устойчива и гармонична – потенциал корпоративной культуры мощнее. Коллективное мышление всего персонала («Мы»), как среднее, всегда ниже по уровню коллективного «Я» (системы организационного управления компании), но имеет устойчивую динамику к выходу на второй уровень. Но, для этого необходимо постоянное поддержание культуры самообучающейся организации. Самообучающаяся компания как система, относится к самому непознанному и сложному классу систем – целеустремленные саморазвивающиеся социальные системы.

* * * * *

Некоторые «академики» и доктринеры возмутятся, т.к. в таблице 2 я объединил авторов разного масштаба, объединил теорию и исследования, объединил академиков и популизаторов. Это было сделано специально, чтобы можно было выстроить индивидуальное и коллективное развитие от простого к сложному. Во-вторых, это субъективное видение – результат моего исследования «Эволюция стратегических школ, структур систем и мышления систем организационного развития», в результате которого, с мая 2013 года было проработано более 142 различных источника 137 авторов. Как видите мной упомянуто лишь малая доля авторов из исследованных источников. Конечно, список не может быть закрытым и постоянным. Появляется новое знание и что радует, все больше появляется качественное интегрированное знание.

На диаграммах и в таблицах набор эволюционных и институциональных теорий, на которые необходимо опираться при стратегическом мыслетворчестве, но это не отрицает опоры на другие теории и концепции из картограммы формирования стратегий Г. Минцберга Ко – это холоны компетенций нижних порядков, без понимания и владения которыми не подняться на верхние уровни компетенций..

Конструкт К. Уилбера «Большая тройка «Я», «Мы», «Это»» может использоваться как диагностический инструмент, и можно сформировать структурированный образ будущего. Значит можно выстроить стратегии перехода из сегодняшнего состояния в желаемое.

«Большую тройку «Я», «Мы», «Это»» можно превратить в пространство развития компетенций руководителей, где цвет пирамид, отражает необходимый и достаточный уровень мышления руководителей разного уровня, и соответствует цветам спирали мышления Клэра Грейвза.

Рисунок 4. Конструкт пространства компетенций руководителя и системы организационного управления организацией.

Наглядно видно, в каких областях надо увеличивать объем компетенций, и надо понимать, что с увеличением уровня управления меняется структура профессиональных компетенций Для горизонтальных организаций и/или интегральных сетей линейный менеджмент фактически должен обладать мышлением среднего менеджмента.

Чтобы быть успешным стратегом, пора вырваться из плоского пространства матриц BCG, «Дифференциация – Интеграция» и выходить в объемное пространство эволюционных и институциональных компетенций.

Комментарии
Участники дискуссии: Юрий Родионов, Валентина Путилина
Партнер, Москва

В связи с модным движением «Все в Agile» и компетентностным подходом в подборе и обучении персонала появилось желание сделать определенные дополнения к статье, которые можно назвать «Заметками на полях»:

Возможно, у читателя возникает вопрос: «На рис. 4 построено пространство развития трех компетенций, две из них широко обсуждается – это профессиональные компетенции (hard skills) и социально-коммуникативные компетенции (soft skills), а что такое концептуальные компетенции?

Ответ простой: По своей сути это компетенции в духовной деятельности, как знания, умения и навыки для деятельности связанной с развитием нравственности, этики, интеллекта и развитие свойств человека, составляющих его сущность и определяющих его восприятие мира, отношение к окружающим или Concept Skills.


Партнер, Москва

Заметки на полях про Agile. Продолжение от 27.11.18 г.

Очень важный момент, - проявлением высокой духовности является: скромность; самокритичность; умение слушать и слышать; уважение к мнению других и т.д. и т.п. Но без этого не будет ни каких soft skills, даже если вы будете регулярно проходить дрессуру и зомбирование на различных тренингах по коммуникациям и пр.. И тут возникает вопрос, а что первично Concept skills или Soft Skills????

Hard skills и Soft skills эволюционируют и происходит определенное слияние, особенно если хотите внедрять технологию Agile.

Soft skills становятся более значимыми и ведущими, и превращаются в hard skills, так как без этого не будет команды или артели (русское название технологии Agile), не нужны чайные комнаты и прочие прибомбасы для улучшения коммуникаций. А hard skills в понимании - узкие профессиональные компетенции и знания, что с ними делать, - они получаются не первичны? Их всегда можно купить или найти их рядом с собой... если обладаешь высокими soft skills.Разве я не прав? Во-вторых, если Concept skills первородное начало для soft skills, то они плавно переходят в Hard skills. Вроде так, с точки зрения формальной логики.

Партнер, Москва

Валентина Путилина пишет: "Статья в малом формате дает много информации для размышления и требует в разработке схемы, предложенной вами, участия многих специалистов. Тема сложная.
В таблице: Матрица знаний и компетенций по квадрантам «Я», «Мы», «Оно», «Они», я нашла для себя имена исследователей: Павлов и Скиннер (пишется с двумя буквами "н"), и термин - "Бихевиоризм" , это направление в психологии означает - поведенческая психотерапия.
Основой этого направления является определение понятия - НАУЧЕНИЕ. Это процесс приобретения индивидуального опыта и рассматривается как проявление определенных способов поведения (навыков) в условиях действия конкретных раздражителей.Научение является основным способом поведенческой психотерапии, в частности широко применяется в групповой психотерапии. Научение в группе и группой.
В теории бихевиоризма центральное место занимают процессы классического по Павлову и оперантного по Скиннеру обусловливания и научение по моделям американского психолога Бандуры.
Классическое обусловливание поведения S-R, парадигма Павлова. Реакция возникает в ответ на стимул, который предшествует реакции, подкрепление желательной реакции связано со стимулом.
Оперантное обуславливание по Скиннеру R-S, желательная реакция появляется спонтанно, стимул следует за ней, как подкрепление этой реакции.
Социальное научение - человек обучается новым моделям поведения не только на собственном опыте, но и на основании опыта других за счет процессов моделирования.
Коротко где-то так! (Сообщение перенесено с форума по другой моей статье «Интегральный алгоритм стратегического менеджмента» [https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1989559-integralnyi-algoritm-strategicheskogo-menedzhmenta])

Спасибо за внимание к моей просьбе и объемный ответ (+1), НО:

Вы правы, но не дали оценку, как Вы относитесь к Павлову, Скиннеру и «бихевиоризму». Создавая более широкое множество концепций, через перечисление их авторов, я преследовал одну цель – показать все значимые холоны/элементы научного знания по векторам разворачивания эволюции социальных систем (онтогенез, филогенез, техногенез, биогенез). Считаю, может быть ошибочно, что тот, кто оперирует с современным знанием, должен знать от куда это выросло, и не обязательно полностью погружаться в теорию Павлова и др.

С большим количеством теорий и их авторов, я знакомился через современную критику, или через текстовые или видео- материалы, которые раскрывали основные материалы. По подсказкам учителей, знакомился с качественными текстам/теориями. Знакомился глубоко - читаю только на бумаге с ручкой, цветными закладками. Поэтому, если Вы подскажите, на кого Вы посоветовали бы обратить пристальное внимание, и укажите первоисточник, то буду ОЧЕНЬ благодарен.

В своих «заметках на полях про «Igell» я высказал несколько идей про Hard Soft Skills, т.к. Ваш ответ демонстрирует высокие компетенции по научению, то мне интересно Ваше мнение

Андрей Семёркин и/или его редакторы поместили мое статью в «Журнал» из-за особенностей формата, но думаю, что не формате (структура, рисунки, таблицы) дело, а все-таки, в тексте. Хотя теперь, после обсуждения моей статьи "Интегральный алгоритм...", я понимаю, что нужно было мою статью поместить в раздел «Бизнес-образование с небольшой корректировкой анонса:

"Компаниям пора вырваться из плоского пространства матриц и войти в объемное пространство эволюционных и институциональных законов. Но это не возможно без изменения мышления собственников, менеджмента и программ ВУЗов, бизнес-школ, корпоративных систем развития персонала".(жирным шрифтом выделено дополнение к существующему анонсу статьи)

Андрей Семёркин и его уважаемые помощники!!! Ау-ау-ау!!! Услышьте просьбу – молитву!!!

Честь имею, Юрий Родионов

Консультант, Москва
Юрий Родионов пишет:
Поэтому, если Вы подскажите, на кого Вы посоветовали бы обратить пристальное внимание, и укажите первоисточник, то буду ОЧЕНЬ благодарен.

Вы ищите "рычаг", чтобы перевернуть мир?

Отвечаю на ваш конкретный вопрос, не вдаваясь в подробности различных теорий научения. В современном деловом мире отношения работодателя и наемного работника( а вас интересует именно этот вопрос) строятся на классической парадигме Павлова S-R ( стимул - реакция) и подкрепляется позитивно или негативно именно реакция. Если ожидаемая реакция не соответствует стимулу (корпоративной культуре компании), то работник попадает в список неблагонадежных.

Но Павлов создал свою теорию условных рефлексов исследуя ответную реакцию животных ( собак). А у человека между стимулом и реакцией существует непредсказуемая переменная, которую называют "человеческий фактор", то есть формула приобретает такой вид - S- r - R, где "r" означает именно этот "человеческий фактор", то есть тот внутренний мир каждого человека, через который проходит вся получаемая из вне информация. Проще говоря - это ФИЛЬТР, который согласно его убеждениям и ценностям, диктует человеку что ему можно а что категорически нельзя. Камень преткновения между стимулом и реакцией на него.

Партнер, Москва

Валентина Путилина пишет: «Вы ищите "рычаг", чтобы перевернуть мир?». Отвечаю, - Я не хочу перевернуть мир. Но, задействуя философские законы распространения информации, хочу, чтобы все больше появлялось собственников и менеджеров с метафизическим уровнем мышления.

«Информация, выпущенная в эфир всегда опускается на Землю, но, по закону бутерброда – не на ту голову, которую хотелось». Народ мудрее и говорит короче и доходчивее, - «Что знают двое, то знает и свинья». Природа пословицы, - «Сколько веревочки не виться, все равно наступит конец» имеет дуальную природу. В первую очередь – проявление цикличности мира. На, ускорение Конца цикла, - сильно влияет ускорение информационных потоков – невозможно сохранять долго ноу-хау, и незаметно, бесконечно долго, воровать.

Тексты имеют повышенную энергетику, но работа с больших и малых экранов всех гаджетов, значительно снижают энергетику. С серьезными текстами я работаю, только с ручкой, цветными закладками. Цитаты в статьях, набираю, а не копирую с первоисточников, чтобы качественные смыслы укладывались. Но, тексты, размещенные в Интернете... все равно «стреляют», как говорят маркетологи, - отложенные продажи, т.к.. «Рукописи не горят» (М. Булгаков)

Так что, рычаг найден. Что я понимаю, под метафизическим мышлением, на простом, профаном языке, - это интуитивное мышление или не линейное, которое порождает озарения. Если выстроить цепочку, то получается: «функциональное мышление – процессное – системное – диалектическое – стратегическое мышление – концептуальное – интуитивное/не линейное/метафизическое или стремление слиться с Абсолютом - найти в себе Бога» Конечно - это грубо, но если внимательно присмотреться к различным теориям мышления (спиральная динамика Грейвза, 10-ть опор Кен Уилбера, пирамида Маслоу и диалектика пассионарности Л. Гумилева) это все, об этой цепочке.

За развернутый ответ «+1». Свое мнение про цепочку «S-r-R», выскажу в другом посте, хотя я уже начал об этом говорить, в т.ч. и в статье. Не правда ли?

Вы писали: «Статья в малом формате дает много информации для размышления и требует в разработке схемы, предложенной вами, участия многих специалистов. Тема сложная». Не стесняйтесь задавайте вопросы, на-пример, с удовольствием поделюсь о сущности теории того или иного автора из таблицы 1. Я не знаю, в какой сфере Вы консультант. В фармацевтике у меня очень слабые познания, хотя я докторский сынок, и в свое время был начальником сандружины школы и планировал учиться в медицинском. Если подскажите, в чем Ваш профессиональный интерес, то с удовольствием подскажу, какие качественные тексты стоит почитать с ручкой.

Честь имею, Юрий Родионов.

Консультант, Москва
Юрий Родионов пишет:
. Я не знаю, в какой сфере Вы консультант. В фармацевтике у меня очень слабые познания, хотя я докторский сынок, и в свое время был начальником сандружины школы и планировал учиться в медицинском. Если подскажите, в чем Ваш профессиональный интерес, то с удовольствием подскажу, какие качественные тексты стоит почитать с ручкой.

Я врач. Занималась групповой психотерапией в подростковом центре, есть социально - психологический тренинг для девочек - подростков "Первая влюбленность", есть рукопись на эту тему, книгу издать не могу - денег нет! Есть книга для родителей о стадиях психологического созревания ребенка, о воспитании активности и смелости.

Качественные тексты. Спасибо! У меня есть хорошо подобранная библиотека по темам, которые меня интересуют. А интересует меня возможность применения принципов групповой психотерапии в деловом мире. Есть методика "Как повысить эффективность рабочего времени" - опубликована на одноименном сайте. И еще помогаю сыну - пишу продающие тексты для сайтов с применением методик нейромаркетинга.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
«Спасибо» за убытки

Банк дня: Герман Греф признался в том, что программа «Спасибо» приносит банку большой убыток.

Проект Неом под угрозой

Проект дня: Строительство футуристического города в Саудовской Аравии оказалось под угрозой.

inDriver стал междугородным такси

Факт дня: Российский такси-сервис запустил междугородние поездки.

​Revolut пришел в Европу

Стартап дня: Финтех-стартап выходцев из России получил европейскую банковскую лицензию.