Испытательный срок: кто кого испытывает?

Испытательный срок одинаково необходим как сотруднику, пришедшему в новую компанию, так и его работодателю. Для обеих сторон это возможность понять, подходят ли они друг другу. И каждая сторона рискует в этот момент натолкнуться на подводные камни. Какие? И от чего зависят шансы вырулить в непростой ситуации?

1. Sos! Помогите!

На нового сотрудника с первого дня сваливается огромный объем работы, длинный список задач, срочные проблемы, требующие принятия решения. Зачастую передать дела некому, поскольку предыдущий сотрудник уже уволился, а руководитель находится в другом регионе и сам не знает деталей, либо очень занят.

Это хорошее испытание на стрессоустойчивость. Конечно, чаще всего процесс адаптации новичков существует, есть наставничество, обучение, особенно в крупных компаниях. Но не всегда так бывает.

Выжить и справиться с задачами можно, если сотрудник умеет не впадать в панику, расставлять приоритеты, найти в новой компании носителей знаний, которые могут передать информацию и обучить локальным процессам.

2. За что мне деньги платят?

Это ситуация противоположная первой. Задачи и ключевые показатели эффективности новому сотруднику не ставятся, должностные обязанности очень размыты, а цель, озвученная руководителем, выглядит примерно так: сделай, чтобы там (на проекте, в отделе, в филиале) было все хорошо. Или так: проект вот-вот запустится, надо еще немного подождать. Такое нередко случается в стартапах, при запуске новых проектов, открытии новых филиалов.

Такая ситуация не напугает тех, кто умеет самостоятельно анализировать и выстраивать бизнес-процесс, ставить себе задачи, брать на себя лидерство в решении проблемных ситуаций. Но тем, кто привык работать только в рамках поставленных задач, будет некомфортно.

3. Сюрприз!

Зона ответственности, объемы работ и задач оказались значительно больше, чем оговаривалось на собеседовании. Например, в подчинении у нового руководителя оказалось четыре отдела вместо трех (про четвертый ему забыли сказать), или ему поручили непрофильное направление, которое исторически было закреплено за этой должностной позицией.

Здесь все зависит от мотивации и готовности новичка принять сюрприз и взвалить на себя дополнительную ответственность

4. Это не мое

Иногда кандидат принимает предложение о работе, понимая, что это для него некий вызов, что ему придется изучить новую информацию и приобрести новые навыки, порой в ограниченные сроки. Ему хочется расти, развиваться и решать более сложные задачи. И ему кажется, что он готов принять этот вызов. Случается, что в реальности он оказывается не готов выполнять новые обязанности: они слишком сложные или неинтересные. Например, менеджер по продажам пришел в новую сферу, где продажи требуют глубокого технического знания продукта, сложных расчетов, к которым он не готов. Ожидания не оправдались. Как правило, такие сотрудники расстаются с компанией на этапе испытательного срока.

5. Куда я попал?!

Такое бывает, когда сотрудник пришел в компанию не в самое лучшее время: смена руководства, поглощение другой компанией, финансовые проблемы... Человеку предстоит адаптироваться к новым обязанностям, новым людям, а вокруг творится хаос: меняются сотрудники, руководители непоследовательны в решениях, нет стабильности и понимания будущего. Если у компании финансовые проблемы, возможна задержка зарплаты и неисполнение финансовых обязательств.

Чтобы избежать таких ситуаций, кандидаты должны собрать информацию о компании, прежде чем принять предложение о работе. Информацию можно найти в интернете, в чатах, у бывших сотрудников или просто пообщаться с теми, кто работает в компании сейчас.

6. Сотрудник не тянет

Теперь о подводных камнях, к которым должен быть готов работодатель. Итак, вроде бы взяли опытного сотрудника с положительными рекомендациями. Но новый сотрудник не справляется с поставленными задачами, делает ошибки в документах, в расчетах, не укладывается в сроки, не отвечает вовремя на запросы клиентов. При этом, бывает, что и упрекнуть его в халатности, безответственности нельзя: сотрудник старается, остается после работы. Но результаты работы не радуют. Причины могут быть разными: неумение ставить приоритеты в работе, низкая стрессоустойчивость, невнимательность, проблемы с управлением временем...

Иногда уже по прошествии первых недель видно, что новичок бледно выглядит на совещаниях и встречах с клиентами. В таких случаях не нужно дожидаться окончания испытательного срока. Необходимо обсудить с сотрудником сложившуюся ситуацию, причины неутешительных результатов и совместно составить план его адаптации, дополнительного обучения. К новичку следует прикрепить наставника, чтобы помочь новичку освоить все рабочие инструменты. Если и эти меры не дадут результата, попробуйте найти для этого человека более подходящую позицию в компании. А в крайнем случае с ним придется расстаться.

7. Чужой среди своих

Это ситуация, когда новичок не вписался в корпоративную культуру, микроклимат, в рабочую команду. Например, сотрудник с первого дня начал игнорировать корпоративные правила, процедуры и форматы взаимодействия, декларировать, что он привык работать по-другому и не собирается менять свои привычки. В итоге возникает скрытый либо явный конфликт, появляется недовольство у всех вовлеченных в процесс.

Другой пример: новичок не разделяет неформальные правила и корпоративные традиции. Не участвует в корпоративных мероприятиях, поздравлениях коллег, старается отстраниться от любой активности, не связанной напрямую с его должностными обязанностями. Чтобы избежать такой ситуации, во время собеседовании с кандидатом нужно обязательно узнать его отношение к традициям компании и оценить, впишется ли он в корпоративный формат.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Роман Сюров, Юрий Петров
Генеральный директор, Тольятти

Согласен с Ольгой Гуляевой. К сожалению, да, часто новые сотрудники сталкиваются с хаосом в новой организации. И только лишь потому, что первое лицо не в состоянии правильно организовать системную работу. Не хватает знаний, умений. Я пишу в статьях о том, что большинство западных компаний организованы правильно. Их отличительные черты такие-то. А большинство российских компаний управляются неправильно, в них царит хаос по всем направлениям, что выливается в низкое качество продукции, сплошной брак и претензии от потребителей. В результате выстраивания системной работы по всем направлениям в организации повысится культура производства и качество. Сотрудники заметят, что они работают в условиях порядка. Акционеры увидят прибыль. За все несет ответственность генеральный директор.

Генеральный директор, Украина

Раз тема статьи "Испытательный срок..." и речь в ней идет о ПРОБЛЕМАХ адаптации нового сотрудника, то давайте определим ОТВЕТСТВЕННОГО за процесс адаптации нового сотрудника - это ОБЯЗАННОСТЬ руководителя HR подразделения организации, а в статье роль HRа не упоминается совсем.

Никто не мешает НRу выполнить свою ОБЯЗАННОСТЬ - разработать процесс адаптации в виде алгоритма, распределить ответственность за функции среди сотрудников организации и утвердить регламент процесса директора. Думаю, что большая часть описанных в статье проблем снимется или как минимум уменьшится их острота.

Прежде чем указывать пальцем на беспорядок в компании нужно навести порядок в зоне своей ответственности.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.