Почему важна информационная гигиена, и как ее соблюдать

Иронично, как быстро люди, которые гордятся тем, что не смотрят телевизор, смирились с тем, что Интернет превратился в нечто подозрительно похожее. А если вдуматься, то даже хуже: ТВ просто вещало (и продолжает), безадресно, наугад, а сайты следят за пользователями. Изучают вкусы, привычки, ритм жизни, запросы и страхи. Мобильные приложения в курсе наших перемещений, знают, кто находится рядом. Все это вместе создает уже не просто информационный пузырь, а личную виртуальную капсулу. 

Но проблема гораздо шире. Она в том, что само определение «информации» так сильно размылось, что уже трудно разобраться где:

  • Мнения
  • Факты
  • Пропаганда
  • Слухи
  • Фейки для развлечения
  • Продуманная дезинформация
  • Просто ошибки
  • Устаревшие данные
  • Автоматически генерируемый мусорный контент
  • Реклама

Все это льется непрерывным потоком, часто вперемешку. К сожалению, блокировщики рекламы могут защитить только от самых грубых, кричащих баннеров: практически все форматы научились подделывать. 

Например, есть целые фабрики для производства отзывов. Самые изощренные нанимают реальных людей, чтобы публикации выглядели естественно. Можно ходить по их профилям, читать личные посты за годы назад. Аккаунт «живой». А отзыв ангажирован, выражаясь деликатно. И так устроено почти все медийное пространство.

Допустим, мы научились блокировать спам. Переспрашиваем по другому каналу связи: «Это точно ты? Под твоей аватаркой тут денег просят». Шутим насчет моделирования похожих голосов, видеосимуляций. Скоро при реальной встрече придется проводить по собеседнику рукой — проверить, не голограмма ли. Но как разобраться с собственной нездоровой тягой к безудержному потреблению псевдоинформации?

По данным исследования компании We Are Social, человек в среднем проводит онлайн около 7 часов в день. То есть полный рабочий день. Современный человек даже в туалет ходит с телефоном. В кафе первым делом спрашивают не меню, а пароль от WiFi. И так каждый день, без выходных, больничных, отпусков. 

При такой включенности можно было бы освоить новые языки и профессии, завести новых друзей и нормально общаться со старыми (а не просто обмениваться с ними мемами), вести социальные проекты. Зарабатывать больше денег, наконец. Однако подавляющее большинство пользователей Интернета просто устает от бесконечного сидения за экранами и наполняется стрессом. 

Значит ли это, что нужно ограничивать себе доступ, бить по рукам, прятать телефон и зарядку от него, ставить таймер на роутер, просить провайдера отключать связь по ночам? Вряд ли. Дефицит только подогревает интерес. Это как со сладким (мучным, копченым) или алкоголем во время курса антибиотиков. Может сами не захотели бы, но раз нельзя — сложно думать о чем-либо другом. 

Со съедобной диетой «через не могу» еще может сработать. Но если речь идет о мыслях, довольно странно забивать их вместо информационной жвачки мечтами о том же самом. Что же тогда делать? 

Есть простые, банальные способы. Они много раз описаны, прочитаны, сюрпризом не являются. Например:

  • Оставьте на рабочем столе только самое необходимое. И физически, и на компьютере, телефоне тоже.
  • Проверяйте сообщения не раз в минуту, а раз в час (если не можете себе позволить делать это раз в день).
  • Выключите все оповещения, кроме самых важных и действительно срочных.
  • На вопросы вида «Не найдется минуточки?» отвечайте: «Да, не найдется!»

И все в таком духе. Если внимательно приглядеться к этим рекомендациям, окажется что они по сути означают тот же самый отказ от излишеств, то есть ограничения. Звучит вроде здраво, только не работает. Точнее, это попытки решить стратегические проблемы на уровне тактики — что категорийно мимо. 

Давайте копнем чуть глубже.

Вопрос 1. Зачем нам нужен информационный шум?

Люди – существа рациональные. Во всяком случае, мы стараемся действовать логично. И если раз за разом, несмотря на бессонные ночи, ужасное самочувствие, срывы сроков, опоздания, проблемы со здоровьем, испорченные отношения продолжаем залипать в бесконечных лентах абсолютно ненужного контента — значит, зачем-то это нужно. 

Ответ на поверхности: как раз для того, чтобы не заниматься режимом, здоровьем, работой, отношениями. Плыть по течению, ничего не решать. Даже не решать, чего конкретно смотреть. Что покажут, то и сгодится. 

Почему нам хочется впасть в транс и абстрагироваться от собственной настоящей жизни — вопрос гораздо более сложный, индивидуальный и важный. По-хорошему, надо разобраться в себе, понять, от чего вы бежите. Почему те драгоценные часы и минуты, за которые можно было сделать нечто существенное, сливаются в просмотры и перепалки с незнакомцами?

Попробуйте засекать время, ставить таймеры и счетчики трафика, получайте отчеты по посещенным сайтам, используемым приложениям. Не для того чтобы запретить их себе. Просто чтобы увидеть реальный масштаб трагедии и проникнуться значимостью темы. Согласитесь, 7 часов в день – многовато вместо обещанных самому себе «пары минуточек». 

Вопрос 2. Вы хотите расти или считаете, что уже великолепны?

Есть много разных оценок и ракурсов, но по большому счету все сводится к одному варианту из двух:

  1. Человек считает, что умен, во всем разобрался, гордится собой, готов поучать других и раздражен глупыми возражениями.
  2. Или с любопытством прислушивается к другим мнениям, готов подискутировать, чтобы лучше понять иные точки зрения и, возможно, поменять свою.

Сторонники первого подхода нещадно банят оппонентов, подписываются на предсказуемые каналы и спикеров. Они рады жить в информационном пузыре, сами подсказывают алгоритмам чего хотят видеть, чего нет. 

Собственно, непонятно зачем вообще в таком случае читать и смотреть что бы то ни было — каждое слово известно заранее. Но это очень распространенная проблема. Сторонники любых позиций ищут единомышленников. Поэтому так популярны площадки с автоматическими лентами контента, которые подбирают похожие публикации, ролики, виртуальных друзей.

Вырваться из замкнутого круга гораздо сложнее. Если пытаться «просто смотреть», придется стать хакером. Удалять куки, кэш браузеров, часто их менять, заводить множество разных аккаунтов и профилей. Все для того, чтобы сбить со следа автоматических ищеек и получать разнообразный инфо-рацион.

Гораздо проще технически — пользоваться поиском. Только не один раз, чтобы найти обзор с готовыми оценками, а методично перебирать разные запросы, источники. Проверять их на достоверность, проводить перекрестные сверки. Например, часто радуют переводы иностранных публикаций или выступлений, небрежно упомянутые в тезисном крайне вольном пересказе. 

Опять же, речь о любых СМИ, блогерах на любых языках, с любыми позициями. Все передергивают в пользу своего «месседжа». И если вас интересует не та мысль, которую пытаются втолковать, а факты для собственных выводов — нужно постараться. А также быть готовым к тому, что есть шанс найти «неудобную» информацию. Противоречащую ожиданиям. 

Вопрос 3. Вы торопитесь или успеваете?

Предельно лаконичные форматы в мейнстриме уверенно победили и задали темп, недостижимый для всех прежних видов произведений. А также для способа воспринимать и мыслить, присущего еще нашим родителям и нам самим до бума гаджетов, твиттеров, ТикТока. 

С одной стороны, ускорение может показаться прогрессом. Но экономия времени получается как в известной шутке: Люди, которые пишут «прив» и «спс», куда вы тратите освободившееся годы? 

Гонка мемов зациклена – это круговой дофаминовый трек. Похоже на крысиные бега, о которых любил говорить Роберт Кийосаки, только без денег. Сравните с проектной деятельностью, в рамках которой поневоле приходится заниматься структурированием информации. Это принципиально иное отношение к информации. 

Например, вместо того чтобы собирать статьи и заметки, которые могут пригодиться по какой-то теме — проведите по ней вебинар. Не послушайте, а проведите сами. За время подготовки в течение недели можно узнать больше, чем за годы расслабленного серфинга. А после позора в прямом эфире и убийственных вопросов вы рывком продвинетесь вперед еще на сотню километров. 

Резюме

Есть смысл зайти через личную философию и вместо мелочной суеты с секундомерами, напоминалками, запрещенными развлечениями и понять, что вам нужно на самом деле. 

Постепенно присматривая за собой, можно прийти к машинальной фоновой оценке:

  • Это поможет добиться определенных результатов? Каких именно, как конкретно. Рациональный вектор.
  • Или это просто отдых? Тогда разумно ограничить его по времени, не омрачая придирками.
  • Ни то, ни другое? А вот это вряд ли. Так не бывает, здесь вы в чем-то себя обманываете.

Если хочется использовать информацию в качестве рычага, тогда не стоит плодить закладки и подписки на «лидеров мнений». Нужно вести свою игру, периодически заставляя себя действовать еще более активно. Максима такого пути в том, чтобы стать публичным экспертом по определенным темам и лишить себя возможностей пасовать. 

В любом случае нет никакого смысла в повторах уже пройденного и выученного материала. Простое исключение из информационного меню того, с чем вы согласны, полностью поменяет картину. И откроет много вопросов, каждый из которых может оказаться полезным. Что тогда смотреть? Кого слушать? Где это делать? Как оценивать?

Информационная гигиена не в том, чтобы навести порядок в своем летаргическом трансе — а в том, чтобы выйти из него. Очнуться.

Читайте также:

Сколько примерно часов в день вы сидите в Интернете?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-менеджер, Красноярск

Очень хорошая статья. О предмете - кратко и ясно. 

Я тоже заметил эту параллель информационного голода с чревоугодием. 

Генеральный директор, Москва

Полезная публикация,
Вместо бесконечный рассуждений и оправданий этой реальной зависимости, пожирающей массу времени и нервов, автор наметил пути ее преодоления, доступные каждому.
Но не каждый захочет избавиться.

 

Генеральный директор, Великобритания

Полезная и очень актуальная статья. Стоит того, чтобы прочитать и вникнуть.  Сначала мы гордимся что не смотрим телевизор, но прозябаем при этом  в каких-нибудь соц сетях. Удалились из соц сетей - залипаем на чтении новостей и тп и "эта музыка будет вечной".

Может быть это такой способ избавиться от тревожности, почувствовать связь с миром (у каждого наверное что-то своё), но чем быстрее понимаешь, что это по сути - подмена, тем легче удаётся избавиться от этой зависимости. Два невосполнимых ресурса человека -  это внимание и время. И если их "сливать" в экранное время, то тогда не стоит удивляться, что не хватает сил на какие-то позитивные изменения.  

Мне как-то очень помогла очнуться вот эта цитата: "время не любит когда его убивают".  

Роман, спасибо за статью и за конструктив.

Руководитель управления, Казань

Статья понравилась! Еще на 15 минут залип в интернете)))

Аналитик, Москва

Солидарен с выводами. Сто лет назад было проще - человек оперировал информацией, которую он мог сам лично проверить. Сейчас такой информации практически нет. Мы питаемся пост-правдой. 

Руководитель, Санкт-Петербург

Спасибо за статью. Все правильно, все верно, не поспоришь.

Преподаватель, Москва

Все так. Но эта проблема не существует сама по себе. Она тесно связана с такими, как отсутствие системы ценностей и целей, прокрастинация и т.п. Поэтому лечить ее надо в комплексе. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

.. не стоит плодить закладки и подписки на «лидеров мнений»Нужно вести свою игру, периодически заставляя себя действовать еще более активно. 

По мне, нужно всегда иметь свое мнение, основанное на опыте, знаниях, моральных принципах и устоях. Но разбираться во всем и всегда - это нереально в наше время. И как в профессии, так и в личной жизни нам зачастую приходится решать разные задачи, в том числе нетиповые/: выбор квартиры, матераилы для ремонта. И тогда, увы, но приходится смотреть всякие лайхаки и профильные каналы.

В целом, статья интересная, но для себя не нашла ничего нового. И не нашла ключевого момента - а почему мы постоянно в чем-то залипаем? То в ТВ, то в интернете, то в соц сетях. И далеко не всегда речь идет о решении каких-то новых вопросов. А если найти причину, то это уже половина дела

 

IT-менеджер, Москва

Пропаганду, которой сейчас 99%, необходимо отлавливать и деконструировать, в рамках информационной гигиены. Это как мыть руки.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.