OKR, доверие, баддинг и еще 6 приемов управления удаленной командой

Наладить работу небольшой команды на удаленке несложно. Когда в стартапе десять человек, все друг друга знают и постоянно находятся на связи, а руководитель видит работу всех сотрудников и может поговорить с каждым лично. Но когда команда растет, тесный дружный коллектив превращается в махину: на месте человеческих отношений возникают процессы, выстраивается иерархическая структура и общение неминуемо формализуется.

В этот момент трудно становится всем: руководитель теряет контакт с сотрудниками, старожилам приходится подстраиваться под новые условия, а новичкам уже сложнее влиться в работу и почувствовать себя частью команды. Прежняя эффективность и сплоченность коллектива находится под угрозой. Год назад в такой ситуации оказалась и наша команда. 

Наше направление в компании занимается разработкой онлайн-программ в партнерстве с вузами. По сути это стартап внутри большого бизнеса. Мы делаем новаторский продукт, быстро растем и постоянно меняемся. При этом работаем достаточно автономно: сами создаем и реализуем программы обучения, определяем стратегии развития, отвечаем за результат и ищем пути решения проблем. 

За последний год наша команда выросла с 18 до 50 человек. Такой быстрый рост потребовал существенно перестроить процессы. В условиях удаленной работы это вызвало множество сложностей, но мы смогли сохранить в команде дружескую атмосферу и продуктивность. В этом нам помогло несколько приемов.

1. Общие цели и результаты

Когда сотрудники не сидят в одном офисе, то не видят внутренних процессов, и им сложнее почувствовать себя частью общего дела. Поэтому на удаленке особенно важно обеспечивать прозрачность и совместную работу над целями.

ОКР (Objectives and Key Results) — система отслеживания ключевых показателей, которая принята на уровне всей компании. В нашем направлении вся команда участвует в постановке целей и задач на год: мы определяем их вместе по каждому аспекту работы и формулируем в четком и измеримом виде. Например, поучаствовать в пяти конференциях или запустить шесть новых программ. Чтобы общие цели оставались в фокусе, мы проводим ежемесячные встречи и обсуждаем промежуточные результаты. 

Эта система помогает людям ощутить связь с командой и повышает сплоченность. Когда сотрудник участвует в формировании целей, а не получает их сверху, он понимает, как именно влияет на достижение результатов. Таким образом заинтересованность каждого подчиненного повышается, а руководитель может объективно оценить его вклад в работу.

2. Отсутствие жесткого контроля

В удаленном формате руководителям часто приходится жестко контролировать сотрудников: проверять, находятся ли они за компьютером и отработали ли положенные часы. Но это может сильно демотивировать сотрудников и мешает выстраивать доверительные отношения, а кроме того отнимает много ресурсов. 

Мы предоставляем сотрудникам максимум самостоятельности. Руководители не следят за конкретными действиями подчиненных, а оценивают результаты работы. За постановку и исполнение задач каждый отвечает сам. Сотрудник определяет план и объем работы на неделю, а руководитель просто может его подкорректировать: отметить приоритетные задачи, посоветовать убрать лишние во избежание перегрузки или, наоборот, их добавить. В остальном сотрудники вольны выбирать, как и когда выполнять свою работу.

В атмосфере доверия ответственность и инициативность персонала повышается. В таких условиях легко заметить тех, кто недостаточно вовлечен. Если человек молчит на встречах или, наоборот, бодро отвечает, что все в порядке — для нас это первый признак проблемы.

3. График и личностный подход

В удаленном формате нужно учитывать индивидуальные условия работы коллег: разницу часовых поясов и бытовые обстоятельства. Нужно организовать процесс так, чтобы команда могла эффективно сотрудничать. 

Мы даем возможность регулировать график самостоятельно, но определили несколько условий:

  • Работать по будням.
  • Обеспечить минимум 5 часов в день, когда время пересекается с основной командой.
  • Обязательно присутствовать на общих встречах.

Чтобы коллеги знали графики друг друга, каждый может указать свое рабочее время, выходные и отпуск в корпоративном Google-календаре или профиле в Slack. 

Границы работы и отдыха в удаленном формате размываются. Сотрудники не всегда соблюдают график, а ответственные люди часто перерабатывают и могут быстро выгореть. Чтобы этого не происходило, руководители регулярно узнают в личных беседах с подчиненными об их загрузке, самочувствии и жизненных событиях. Но каждый, также, должен следить за собой сам. Для этого у нас есть два правила: 

  1. Не работать больше 8 часов в сутки. Если этого не получается, мы понимаем, что нужно перестраивать процессы или нанимать дополнительных сотрудников. 
  2. Следить за балансом работы и отдыха. Если не хватает сил на работу и не получается восстановить их в свободное время, сотрудник должен взять выходной или отпуск.

Это позволяет выстроить более эффективную работу, сотрудник может выбрать часы своей максимальной продуктивности, чувствует заботу и его лояльность повышается.

4. Оптимизация встреч

В онлайне всегда много встреч, а когда команда растет их становится еще больше. Время сотрудников оказывается сильно загружено звонками — появляется необходимость их оптимизировать. 

Мы сократили количество встреч, и оставили только несколько обязательных для всей команды. Раз в неделю проводим: 

  • Педсоветы, где проверяем выполнение показателей OKR, планируем задачи по текущим и новым программам.
  • Собрание продуктовых команд, маркетологов и менеджеров по продажам. На нем синхронизируем позиционирование программ и разбираем обратную связь от клиентов.

Раз в месяц проводим: 

  • «Хвалилки» — рефлексию по последним достижениям команды. 
  • «Библиочас» — обучающие встречи, где обсуждаем статьи, конференции и книги по темам высшего образования и эффективной работы. 

Два раза в неделю у всех зарезервированы слоты для внеплановых собраний, когда можно обсудить актуальные вопросы. Дополнительно выбрали день без встреч, когда у всех сотрудников есть время для сосредоточенной работы над задачами. Это позволяет разобрать накопившиеся документы, сбалансировать нагрузку на протяжении всей рабочей недели и помогает эмоционально восстановиться.

Чтобы не проводить ненужных встреч и сэкономить время, мы выработали три принципа их организации:

  1. Начинать и заканчивать вовремя.
  2. Приглашать только тех, кому действительно необходимо участвовать.
  3. Иметь четкий план: организатор готовит повестку со списком вопросов, во время звонка фиксирует все договоренности в прикрепленный к Google-календарю файл и после встречи вносит в таск-трекер задачи, назначает ответственных и сроки.

5. Рефлексия

Когда команда растет, работа отдельных сотрудников становится незаметна руководителю и времени поговорить с каждым лично нет. Сохранять контакт с командой и вовлеченность в процессы помогают открытые встречи.

Раз в месяц мы проводить «Хвалилки», на которых обсуждаем, чего достигли за месяц. Такие встречи состоят из двух частей: на обязательной тимлиды отмечают успехи своих команд и хвалят каждого сотрудника, вторая проводится по желанию — на ней участники рассказывают о своих ошибках и вынесенных уроках, успехах в работе и личной жизни.

Для такой рефлексии нужна безопасная среда, поэтому у нас принято не критиковать друг друга. Когда человек рассказывает о своих ошибках, коллеги должны его поддержать, могут поделиться аналогичными историями из своего опыта и дать советы.

6. Обратная связь

В атмосфере поддержки и дружеского общения, появляется новая сложность — люди неохотно дают негативную обратную связь. Когда возникает проблема, они жалеют чувства друг друга, но это может перерасти конфликт. С такими ситуациями мы сталкивались несколько раз, и в итоге выработали два простых правила: 

  1. Обратная связь должна быть открытой и конструктивной. Если что-то идет не так, мы честно говорим о проблеме и оцениваем работу, а не самого человека.
  2. В конфликтных ситуациях сотрудники должны попытаться решить проблему между собой. Если не получается сработаться с коллегой или он допустил ошибку, нужно в первую очередь обсудить это с ним. А если самостоятельно решить вопрос не получается, стоит обратиться за помощью к руководителю.

Каждую проблему мы воспринимаем как возможность доработать процессы. Поэтому сотрудникам проще говорить о проблемах, и они с готовностью ищут решения вместе. 

7. Неформальное общение

В офисе люди все время встречаются с коллегами и могут пообщаться лично. В удаленной работе этого нет. Для того чтобы построить прочные связи в команде необходимо создать среду для комфортного общения.

У нас принято общаться на «ты» со всеми сотрудниками, вне зависимости от их должностного положения. Это помогает снять лишние барьеры и проще общаться с коллегами. Любому, даже незнакомому сотруднику, можно написать в корпоративном мессенджере и быть уверенным, что он тебе поможет. 

Чтобы лучше узнать друг друга, мы организовываем общение в неформальной обстановке. Завели отдельный чат в Telegram, где обсуждаем события дня, делимся своими новостями, отправляем фотографии, видео и мемы. Как и в обычном офисе, у нас есть неформальные встречи, только в онлайне: пятничные вечеринки и празднование дней рождений в Zoom. 

Конечно, ничто не заменит живого общения, поэтому мы проводим и офлайн-встречи. По пятницам те, кто оказывается в Москве, могут поработать в офисе и увидеться с коллегами. Раз в несколько месяцев мы организовываем совместные выезды на выходные: уже были в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и планируем поездку в Казань. 

Неформальное общение помогает создать крепкие связи в команде: сотрудникам проще найти общий язык, и совместная работа становится эффективнее.

8. Подбор сотрудников

Когда компания быстро растет, процессы постоянно меняются. Нужны сотрудники, готовые к гибкости и работе в условиях неопределенности. Поэтому мы сразу ищем людей, которым интересно создавать новые продукты и выстраивать процессы с нуля, а не нужна конкретика в задачах. Обязательно предупреждаем кандидатов, что у нас интенсивная работа: потребуется скорость и гибкость.

Важно, чтобы сотрудники разделяли ценности компании и верили в продукт, над которым работают. Соответствие ключевым ценностям проверяют HR-менеджеры при первичном отборе. Но при найме на управленческие позиции это особенно важно, поэтому таких кандидатов мы собеседуем вместе с другими руководителями и тимлидами команд: сначала проводим индивидуальные встречи, а в финальном этапе участвуем все вместе. Так мы можем объективнее оценить будущего коллегу, а человеку дает возможность составить представление о будущей команде. 

9. Адаптация

В процессе роста команды были новички, которые не смогли адаптироваться к нагрузке и нашим процессам. Благодаря их обратной связи мы поняли, что онбординг нужно доработать. 

Процесс адаптации длится около месяца. Сначала новый сотрудник встречается с тимлидом и руководителями: ему рассказывают про компанию и ценности, структуру команды и процессы работы. В первую неделю он просто знакомится с коллегами и изучает материалы из базы знаний, где есть ссылки на все необходимые документы и инструкции по работе. Затем постепенно погружается в работу.

Дополнительно мы внедрили систему баддинга. К каждому новичку прикрепляется бадди — сотрудник его уровня. В течение месяца он постоянно находится на связи и отвечает на любые вопросы. С ним новому человеку комфортнее общаться, чем с начальником, нестрашно показаться глупым и проще со всем разобраться. Это помогает быстрее адаптироваться и влиться в работу команды.

Мы вкладываем много ресурсов в поиск, обучение и адаптацию сотрудников, и хотим, чтобы они оставались в команде надолго. Чтобы поддерживать их заинтересованность, нужно обеспечивать им возможности для развития. Через 3 месяца после начала работы руководитель проводит первую карьерную встречу: узнает о впечатлениях сотрудника, его пожеланиях по дальнейшему росту и развитию внутри команды. Они вместе разрабатывают индивидуальный план развития. Такие встречи проводятся каждые полгода. На них сотрудник может рассказать, как идет работа в должности, а руководитель помогает разобраться со сложностями и подкорректировать план. 

Что помогает находить эффективные решения

У каждой команды и компании свои особенности — сотрудники, продукты и процессы везде разные. Нельзя просто скопировать готовый подход, приходится искать собственный путь и подходящие приемы для организации работы. 

Нам в этом помогают ценности, которые коррелируют с общей корпоративной культурой, и к пониманию которых мы сами пришли в процессе роста. 

  1. Сотрудники — главная ценность компании. Без компетентных специалистов и слаженной команды невозможно сделать качественный образовательный продукт. Поэтому мы применяем личностный подход к каждому, создаем среду для неформального общения и обеспечиваем возможности для развития.
  2. Каждая проблема — это возможность. Часто именно ошибки помогают увидеть несовершенства в процессах и улучшать их. Поэтому мы не скрываем проблемы, а вместе ищем решения и стараемся применить успешный опыт на всех. 
  3. Каждый сотрудник — хозяин своих процессов. Когда все участники команды лично заинтересованы в работе и проявляют инициативу, это позволяет компании быстро развиваться. Поэтому сотрудники сами участвуют в постановке целей, контролируют свою работу и отвечают за результат. 
  4. Честность и открытость. Если в команде выстроены доверительные отношения, то людям проще вместе работать. Поэтому мы даем честную обратную связь, открыто говорим про свои ошибки и успехи, уважаем время и работу друг друга.

Это то, что позволяет сохранять сплоченность команды, поддерживать эффективность работы и продолжать расти. 

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Владивосток

За последний год наша команда выросла с 18 до 50 человек

Фазовый, качественный переход у Вас будет когда количество сотрудников превысит 150 человек, вот тогда будут ягодки, а пока цветет и пахнет лишь Ваш  цветочек.  
PS - оринтация на результат, удобна и хороша, но лишь для кратковременных целей. Гораздо сложнее работать по процессному управлению, где тактические задачи сменяются страгетическим. 

 

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

как жаль, что таких компаний, где всё это внедряется и применяется  - одна на миллион. остальные как сидели в офисах, так и сидят

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.