Корпоративная культура против кризиса. Кто кого?

В соответствии с законом Мерфи всякая возможная неприятность не обойдет вас стороной. 

Осознание кризиса

В нашей стране сейчас властвует коронавирус. Из-за этого – самоизоляция, карантин, другие противоинфекционные мероприятия. И цены на нефть упали. В связи с этим и в экономике явный кризис. Причем это происходит во всем мире. Какие внешние и внутрифирменные изменения замечает менеджмент и работники коммерческой организации при любом  кризисе? Следующие:

  • нарушение рыночного баланса спроса и предложения;
  • сокращение доступа к материальным и денежным ресурсам;
  • нарушаются сложившиеся внешние деловые связи;
  • у персонала возникает непонимание ситуации.

При развитии и углублении кризиса к этому добавляется:

  • углубление уже описанных кризисных признаков;
  • ухудшение уровня жизни как обычных людей, так и персонала;
  • рынок труда наполняется лишними людьми;
  • у персонала возникают панические настроения.

Первые реакции на кризис

В период острой нестабильности, кризиса, любая предпринимательская структура, в начале, для нахождения пути своего выживания, делает две основных вещи:

  • Изучает и анализирует изменения рынков (внутрироссийский рынок достаточно сильно интегрирован в мировые рынки и его анализируют по мировым стандартам).  
  • Анализирует себя на предмет соответствия этим внешним изменениям (это анализ персонала, средств производства, технологий, ноу-хау, других внутренних факторов, с учетом особенностей страны.

Есть ли выход из кризиса?

После анализа рыночной турбулентности и внутреннего состояния коммерческой организации необходимо переходить к действиям! Что коммерческая организация может  сделать, чтобы пережить кризис? Для выживания в условиях кризиса, а лучше для развития бизнеса, существуют такие основные стратегии:

  • фокусирование только на основной деятельности;
  • изменение рыночного позиционирования;
  • проведение инновационной трансформации;
  • преобразование путем слияния или поглощения.

То есть для того, чтобы не погибнуть в кризисное время, коммерческие фирмы должны изменить свою деятельность, вести ее по определенному сценарию, отличающемуся от поведения в обычной, некризисной обстановке. В силу того, что под наибольшим ударом в кризис находятся слабые бизнесы, именно им надо лучше понимать рецепты выживания.

Роль корпоративной культуры

Корпоративная культура это важная составляющая часть людского ресурса.  А.Н. Крылов дает такое описание корпоративной культуры: «Совокупность идей, ценностей, общепризнанных моделей и норм поведения, присущих конкретной организации; совместный опыт членов организации, формирующийся в ходе коллективной деятельности и выраженный как материальными, так и духовными формами».

Сначала опишем наиболее характерные составляющие корпоративной культуры:

  • ценности и философия фирмы;
  • миссия фирмы;
  • стандарты и правила поведения работников;
  • стиль руководства менеджмента;
  • внутрифирменная политика в области HR и кадров;
  • сложившаяся внутрифирменная мифология и ритуалы;
  • символика фирмы.

Роль корпоративной культуры во время кризиса усиливается из-за ее способности помочь фирме реализовать выбранную стратегию выхода из кризиса или наоборот, стать ее тормозом.

Российские особенности корпоративной культуры

Особенности эти связаны с особенностями российской экономики. Как известно, большая доля российских предприятий выживает в зоне убыточности. Посмотрим, для примера, данные Росстата по несырьевым секторам российской экономики за 2017–2019 годы. Мы видим, что в зоне убыточности находятся от 20% до 50% предприятий различных сфер деятельности. Этот график показывает, что даже в бескризисные времена, выживание нашей экономики происходит с большой долей планово-убыточных организаций.

В этих цифрах мы видим своеобразное ноу-хау нашей российской составляющей корпоративной культуры. Оно связано с планово-убыточным корпоративным менталитетом работников. Дальше будем вести речь о них. А антикризисное решение состоит  в том, чтобы суметь  адаптировать под ситуацию неизбежной необходимости выполнения одной из стратегий антикризисного выживания, столь специфические планово-убыточные корпоративные культуры наших российских фирм.

Положительный пример

Вот как выходила из кризиса 2014 года одна из небольших российских коммерческих организаций.  Эта фирма производила и продавала исключительно через дилеров свои товары спортивно-оздоровительного назначения. Только по предоплате. Работали, не напрягаясь. Атмосфера в коллективе была почти семейная. Прибыльность этого бизнеса была минимальной, а самого начала 2014 года исчезла совсем. Директор фирмы оценил опасность ситуации, только когда продажи упали на треть, с 25 миллионов рублей в год до 16 миллионов. Он устроил несколько мозговых штурмов. Обсудил ситуацию со всеми работниками вплоть до уборщиц. Потом лично провел переговоры со всеми дилерами.

Все работники фирмы, связанные с продажами, еще и еще раз изучили ситуацию на рынках. Одновременно с этим, директор инициировал несколько сплачивающих коллектив корпоративных праздников, в том числе, с выездом на природу. Потом посмотрели какая ситуация у конкурентов. Стали рассматривать варианты изменений в фирме. Наиболее продвинутые  продажники предложили дополнительно открыть свой интернет-магазин. Логист предложил начать продажи через почту наложенным  платежом. Один из дилеров предложил увеличить закупки, если для него отменят предоплату.

Было еще множество предложений. Их тоже обсудили в коллективе. Приняли решения. Начали реализовывать. В итоге: фирма провела небольшие изменения в ассортименте продукции. Произвела серьезные изменения в системе сбыта и логистики. Персонал остался практически тот же. Темп работ не ускорили. И за два года, к 2017 году, фирма вернула продажи на прежний уровень.

Ориентированные на высокопроизводительный капиталистический труд корпоративные культуры скорее свойственны западным коммерческим организациям. И на зарубежных рынках они устойчивее. А вот в России все наоборот. В негибкости, отсталости наших корпоративных культур наша сила.

Не всегда прописанные ценности и миссия фирмы, размытые регламенты, ситуативные стили руководства, отсутствие последовательной HR-политики компенсируется общим доминирующим влиянием государства. И сильным, почти крестьянским, групповым мышлением. Сохранившееся в российских гражданах, по сути, крепостное мышление придает корпоративным культурам повышенную стойкость к кризисам.

Вы всегда в одной упряжке с другими работниками, с менеджерами-руководителями. Если вы не поддерживаете начальство, вы почти предаете родину. Это сильный ресурс. Поэтому в российских реалиях для победы над кризисными явлениями, в отдельно взятой фирме, необходимо опираться на имеющуюся, возможно патриархальную корпоративную культуру.

Как надо действовать?

Для того, чтобы на российскую  корпоративную культуру опираться эффективно, что должен делать менеджмент?

  1. Заново осмыслить сложившуюся корпоративную культуру, понять ее.
  2. Менеджмент должен принять ее во всей первобытности, не переделывать в кризисный момент.
  3. Найти ее наиболее стойкие нематериальные составляющие, например, мифы, сложившиеся негласные правила, озвучить, одобрить их, а лучшие преобразовать в рабочие регламенты.
  4. Опереться на старожилов фирмы, рабочие династии, неформальных лидеров.
  5. Обсуждать в коллективе на всех уровнях сложившуюся ситуацию в мире, в отрасли и в фирме, осуждать происки зарубежных виновников кризиса.
  6. Выбрать одну из четырех основных стратегий выхода из кризиса, и разработать практические шаги по ее выполнению с учетом сложившейся корпоративной культуры.
  7. Базируясь на внутрифирменных агентах влияния, старожилах, неформальных лидерах, учитывая текущую риторику прогосударственых СМИ и используя  методы агитации и пропаганды, получить мандат доверия от коллектива на стратегию выхода из кризиса.
  8. Организовать менеджмент для скорейшего получения дополнительных необходимых человеческих и материальных ресурсов.
  9. Внедрить необходимые изменения.  
  10. Получить обратную связь и при необходимости скорректировать действия.

Вот таким образом, с опорой на корпоративную культуру фирмы, можно одолеть кризис. И помните. Преодолеют кризис только знающие и деятельные.

Диаграмма — источник РОССТАТ  

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий директор, Москва

"Принять её во всей первобытности"! :))) Ну, а что ещё остаётся... Да, AGILE отдыхает!  

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Первую часть публикации прочитал без спотыканий (это сильно удивило, так как про КК пока такого ни разу мне не встречалось, обычно спотыкание в самом начале). Но вот в серединке прочитал, то, что не вяжется с известной теорией, что описана в первой половине статьи - цитата - 

Оно связано с планово-убыточным корпоративным менталитетом работников. Дальше будем вести речь о них.

Чтобы, к примеру, мне вести речь о чем-то,  нужно понять о чем. Что такое "планово-убыточный корпоративный менталитет работников"???

PS. Да, название у публикации вероятно шуточное - корпоративная культура может влиять на реализацию стратегии (затруднять, облегчать)  и т.п. Менеджмент может бороться с кризисом, а вот КК и кризис - кто кого? это как тучи  и  солнце, кто кого? Ветер облака. 

Независимый директор, Москва

Коллеги, спасибо за интерес. Хочу пояснить. Всего лишь 30 лет прошло, после СССР. Многие рабочие у станков до сих пор, а студенты и молодые специалисты того времени сейчас на руководящих постах. Усвоенное в юности цепко сидит в бессознательном. Если внимательно прочитать, что учёный говорит, то станет понятно, что такое планово-убыточный менталитет : 

 Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 31/01/1987

"Окончание беседы с видным экономистом, членом-корреспондентом АН СССР П. Г. БУНИЧЕМ (начало в N 1, 2).

КОРР. А как терпеть наличие многих планово-убыточных предприятий?

БУНИЧ. Дело в том, что хозрасчет является хорошим педагогом и воспитателем. А если хотите, то и лекарем. Когда предприятие находится на хозрасчете, люди начинают подтягиваться. Поэтому нельзя нынешний удельный вес убыточных предприятий переносить на то время, когда они перейдут на самофинансирование. В тех условиях неумолимость и выгодность сделают свое дело, будут найдены дополнительные рычаги - "лишь бы не прогореть". К 1990 г. планово-убыточные предприятия должны выйти из разряда "отстающих".

Давайте найдем корень зла: почему вузы порой выпускают скверного специалиста?

Ответ прост: потому, что народное хозяйство такого специалиста берет. Обратите внимание: не отталкивает, а даже, наоборот, радуется ему, потому что он выполняет любую мелкую второстепенную работу и ему за это можно мало платить. Получается: каков спрос - таково и предложение. Молодые люди это прекрасно усвоили, они знают, что все равно устроятся, и учатся поэтому кое-как.

КОРР. Не считаете ли вы, что и наши оклады, и наша государственная дотация, распределяемая обезличенно, рассчитаны на худших работников, а не на лучших? И в итоге в большинстве своем люди не приучены к максимальным нагрузкам, а та часть, которая трудится с полной отдачей, на энтузиазме, материально практически не поощряется?

БУНИЧ. Я недавно разговаривал с одним высококвалифицированным рабочим. Спросил его: "Сколько вы могли бы выполнить работы, если бы очень захотели?" Отвечает: "Если бы очень захотел, то в 3 раза больше". - "А сколько вы зарабатываете?" - "350. Но я готов работать в 3 раза напряженнее, а получать только в 2 раза больше, но и того нельзя. Мне дают заработать только до 350 руб. Иначе я - хапуга. Вот я и приучился работать до 350 руб.".

Кстати, помните у Федора Абрамова Михаила Пряслина, который не умел плохо косить? Он был бригадиром. На покосе все шли следом за ним и ненавидели его. И выгнали его в конце концов из бригадиров. И кончил он конюхом. Вот такая в нас идеология уравнительности, потому что плохие работники создали общественное мнение в свою пользу".

Управляющий партнер, Краснодар

Считаю, что в риторике рядом с таким понятием как "корпоративная культура" определения типа "лишние люди", "планово-убыточный корпоративный менталитет" и "крепостное мышление" циничны и неприемлемы.

Далее "положительный пример" как раз противоречит основной мысли статьи поскольку говорит о организационных, экономических и продуктовых инновациях, позволивших вывести фирму из кризиса. Кто такой А.Н.Крылов, чтобы быть авторитетом в данном вопросе как, например, Питер Друкер со знаменитым выражением про корпкультуру и завтрак?

Финал описывающий действия не выдерживает критики!!! Особенно п.8 полный непрофессионализм: "Организовать менеджмент для скорейшего получения дополнительных необходимых человеческих и материальных ресурсов." или из "мифов" в кризис делать бизнес-процесс или регламент ну мягко говоря не то.

А не проще ли определить сильные стороны культуры, на них действительно опереться. Затем хотите или нет, но придется оставить 20% сотрудников, которые дают 80% результата и заниматься тем, чтобы они, оставшиеся, были просто счастливы. Чаще контактировать, заботиться, поддерживать их и вовлекать!

Партнер, Красноярск

Тема осталась нераскрытой. Культура? Кризис?

Какой кризис, вы о чём? Нет никакого кризиса, чем быстрее это поймёте, тем лучше.

"Ориентированные на высокопроизводительный капиталистический труд корпоративные культуры скорее свойственны западным коммерческим организациям" - а) они кроме капиталистического другого не умеют, б) скажите это техасским нефтяникам, эффективным "шокапец".

"И помните. Преодолеют кризис только знающие и деятельные." - вот это правда, особенно первое прилагательное. Если добавить "думающие", так вообще здОрово.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Сейнов пишет:
Многие рабочие у станков до сих пор, а студенты и молодые специалисты того времени сейчас на руководящих постах. Усвоенное в юности цепко сидит в бессознательном. Если внимательно прочитать, что учёный говорит, то станет понятно, что такое планово-убыточный менталитет : 

1. Я помню всяких работях - из ЖКХ. Но вот нам ремонт  чуть более 10 лет назад по воде и отоплению делала коммерческая фирма (к тому же наш  клиент - часть денег они т.о. вернули за услуги :) . Другая ставила кондиционер, третья общий ремонт, четвертая пластиковые окна, пятая лоджию и кухную из массова, шестая  - электрику и др.Ничего близко не лежало, с советским временем. 

2. Если молодой спец. попал в бизнесмены или на руководящую должность - вполне реальная картина в фильме Принцесса на бобах - где бизнесмен-руководитель пахал, света белого не видел, так что это опять не соответствует реальности (а в реальности - я видел только работяг  бизнесменов - клиентов, сачков не было ни одного.

Так что история про планово-убыточный менталитет - это фантазия автора данной публикации (не Бунича - он описывал советское время в перестройку и до). 

На том завершаю знакомство с публикацией. 

 

 

 

Генеральный директор, Москва
Александр Сейнов пишет:

Вы всегда в одной упряжке с другими работниками, с менеджерами-руководителями. Если вы не поддерживаете начальство, вы почти предаете родину. Это сильный ресурс. Поэтому в российских реалиях для победы над кризисными явлениями, в отдельно взятой фирме, необходимо опираться на имеющуюся, возможно патриархальную корпоративную культуру.

Вроде и правильно говорите. Прямо из цикла разговоров - Мы все в одной лодке.

Но, к сожалению, как показывают многие примеры, не все так в жизни красиво.

Что по Вашему должны испытывать работяги, когда руководитель который говорит о необходимости подтянуть пояса и сократить им зарплату, покупает себе новый вертолет, внедорожник или яхту???

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.