Новые реалии фармрынка: «Бизнес в трусах» vs CEO

Можно ждать спада эпидемиологического накала, укрепления системы здравоохранения, налаживания курса валют, а вместе с тем возрождения покупательской способности и стабилизации рынка. А можно увеличить долю дохода, достичь положительной динамики маржинальности бизнеса, уверенно вести компанию вперед вне зависимости от чрезвычайных обстоятельств и конъюнктуры рынка. Только вот способно ли нынешнее руководство фармацевтических компаний предложить антикризисные меры и смелую бизнес-стратегию?

Современные технологии и глобализация, подстегиваемые коронавирусом, дают нам возможности, которые ломают устаревшие представления о том, что на работу нужно надевать пиджак, галстук, выходить в 7 утра, и как раньше идти большой толпой на завод, чтобы было что поесть и была возможность выжить. Удаленка перестала быть уделом отчаянных домохозяек и программистов-интроветров. Сначала появилась плеяда фрилансеров-блогеров, которые путешествуют по миру, подкрепляя свой блог фотографиями в трусах с планшетом или ноутбуком в руках. Сейчас многие добровольно или вынуждено ведут образ тех самых блогеров, только в изоляции. Они делятся сториз в домашних пижамах за работой дома.

Сейчас выживут только компании со стратегией на удаленном управлении или домашнем онлайн-офисе и надо понимать, что это не временная мера. Закрепленный однажды образ мышления уже останется с нами навсегда. В продвинутых компаниях уже активно формируются KPI для работников в домашней одежде. В топе будут гибкие навыки управления «командой в трусах». Всем игрокам фармрынка будет важно глубоко переосмыслить показатели эффективной работы в новых условиях. Спрос на цифровые b2b-сервисы вырастет: анализ данных, аутсорс, онлайн-услуги, облачные хранилища, так как время требует кардинальных управленческих решений.

Какие-то компании так никогда и не выкарабкаются из кризиса. Под беспощадную косу конкуренции попадут все игроки рынка, если только фармкомпания не специализируется на разработке вакцин и препаратов против коронавируса. Для остальных перешагнуть неспокойные времена возможно, только если оставить ностальгию об офлайне в прошлом и следовать плану.  Предлагаем вместе проанализировать и спрогнозировать ближайшие 10 лет российской фармы, чтобы управлять ситуацией и уходить в двузначный рост. 

Динамика развития фармацевтического рынка

В 2019 году рост в отечественном ритейле ускорился с 5% до 6% по сравнению с 2018 годом. Неожиданным для аналитиков оказался рост государственного сегмента в размере 30% в 2019 году. Движение вверх обеспечили новые молекулы и биосимиляры. В основном лидеры фармотрасли улучшили показатели продаж в 2019 году по сравнению с тенденциями последних трех лет. Международные корпорации выиграли от расширения каналов, финансируемых государством. В частности, Johnson & Johnson демонстрирует рост 14.6% в 2019 от общей рыночной стоимости, Novartis —  35.9%, Pfizer  — 23.6%, Merck Sharp Dohme  — 51.1%, Glaxosmithkline —14.8%.  Половина топ-10 игроков фармкомпаний на розничном рынке смогла улучшить свою динамику относительно средних показателей за последние 4 года.

2020 год для российского фармацевтического рынка будет крайне неоднозначным. Помимо  маркировки, легализации дистанционной торговли лекарствами, свои коррективы внесет ситуация с COVID-19. Несмотря на нестабильность, российский фармрынок в стоимостном выражении будет расти примерно на 6% в год в течение следующих пяти лет, в основном за счет роста госсегмента в соотношении 4,6% прямых затрат и 8,3% от программ возмещения. Корректив по аналитике будет еще много.

В глобальной перспективе по официальным данным международного сервиса statista.com Россию ожидает рост фармацевтического сектора до 147%, что всего на 13% меньше общемировых показателей. Многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее десятилетие Россия будет нагонять отставание, а значит — потенциал роста высок. Главное выстраивать новую стратегию бизнеса в активно формирующемся рынке, где опыт предыдущих лет играет уже не первостепенную роль.

Тенденции и факторы роста 2020-2030

Естественный отбор в мире отечественной фарминдустрии диктует свои правила. И главное правило нового десятилетия — принятие решений в режиме реального времени. А это значит, что все зарождающиеся тенденции, которые мы видим на международной арене, рано или поздно укоренятся и в нашей стране. COVID-19  — лишь свидетельство о преемственности глобальных событий в нашей стране. Миллиардо-долларовые инвестиции в мировом масштабе возьмут свое, и российский рынок не сможет противостоять натиску технологий и социально-экономических последствий. Успех будет на стороне тех, кто:

  • Научится управлять изменениями в режиме реального времени, исключит полностью бумажные носители из документооборота, осознает все преимущества облачного хранения и станет королем анализа и управления данными. Как никогда гибкое искусство управления изменениями (change management) — главное условие роста компании.
  • Будет стоять у истоков переноса современных технологий и сервиса в Россию с учетом возрастающих потребностей пациентов. Новая модель Patient centricity на основании стратегии win-win, с победой без проигравших, – лучший предвестник возможностей роста для всех игроков фармрынка.
  • Решит проблемы с некачественными данными, уберет неконсистентности и дублирующуюся информацию. На данный момент в России качество данных в бизнес аналитике крупных компаний не превышает 80%.  Девизом новой декады XXI века станут чистые данные (Data clearance) и прогнозирование с точностью до 98%. Все больше корпораций уделяет особое внимание качественным данным, что дает наиболее достоверную картину по результатам работы компании и самое главное — возможность находить проблемные места и избегать не самые оптимистичные прогнозы. Въедливость к данным и анализ своих продаж вплоть до последней аптеки – ключ к успеху. Data clearance поможет найти возможности в тех же самых городах и сетях с использованием тех же самых маркетинговых бюджетов просто за счет поиска проблемных мест. Даже в условиях стагнации рынка оптимизация расходов компании возможна без сокращения товарной линейки.
  • Выйдет в онлайн-пространство. В публичном отчете РАФМ от 2 октября 2019 было объявлено, что в России продажа лекарств через интернет приносит брендам порядка 41 млрд рублей. Всего пользователи за этот период совершили более 25 млн заказов. Средний чек покупки составляет 1650 рублей. Несмотря на пока существующие ограничения, доля онлайн-покупок растет. Если в 2016 году на этот канал приходилось лишь 3% от всех продаж безрецептурных препаратов, то в 2019 году уже 7%. После принятия закона об интернет-торговле и доставке препаратов последует стремительное масштабирование и перекраивание рынка. Многие игроки уже готовятся ведению бизнеса в новом формате.
  • Создаст дополнительную ценность бренда. Лекарственные препараты перестанут давать значимый доход, учитывая такие факторы, как снижение покупательской способности, старение населения, укрепление государственного сектора, вывод еще большего количества дженериков, перераспределение рынка в сторону онлайн-продаж и появление новых игроков-ритейлеров.  Зато сила бренда может скорректировать недостаточный рост прибыли трафика. Дополнительный доход кроется в дополнительных сервисах. Рост удовлетворенности не только пациентов, но и врачей сервисами, дополнительной ценностью бренда — важная составляющая комплексного подхода современной медицины. Пришло время для расширения спектра услуг путем бесплатной диагностики, доставки препаратов, онлайн-консультаций специалистов и т. д.

Если внедрять драйверы роста в стратегию компании, любой игрок фармрынка будет чувствовать себя намного стабильнее, что создаст благоприятные условия для максимальной прибыли даже в период кризиса. Рост приходит к активным и въедливым менеджерам, имеющим доступ к важной стратегической информации, в моменте здесь и сейчас. Если руководство не предпринимало никаких шагов в сторону обрушившихся в одночасье трендов за последние два года, скорее всего, потребуется пересмотреть бизнес-стратегию целиком. Не все компании справятся со шквалом событий, однозначно, массовой смене CEO в индустрии быть. А пока весь мир лихорадит от пандемии, шагайте в ногу со временем и формируйте будущее, ведь история вашей компании еще не пишется.

Фото: Дмитрий Меньшенин, руководитель направления по бизнес планированию и исследованиям рынка «Санофи»

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Про дресс-код "в трусах и в галстуке" и сопутствующие ему ключевые показатели эффективности: предлагаю ВСПОМНИТЬ о том, что работодатель по ТК РФ отвечает за оборудование рабочего места и нормативные условия труда на нём....

Фармрынок как явление показал свою несостоятельность в сегодняшней экстремальной ситуации - он не в состоянии даже масками обеспечить всех желающих... Но она ему, безусловно, очень полезна - сколько препаратов ещё поглотит подогретый и роронованный на правление планетой вирус!

Генеральный директор, Турция

Цитата:

"Сейчас выживут только компании со стратегией на удаленном управлении или домашнем онлайн-офисе и надо понимать, что это не временная мера. Закрепленный однажды образ мышления уже останется с нами навсегда. В продвинутых компаниях уже активно формируются KPI для работников в домашней одежде."

 

Ну вот откуда этот бред? Хотя бы добавили фразу "По моему личному мнению"

Управляющий партнер, Краснодар

Отличная визионерская статья! Не ясно почему коллеги называют "бредом" неизбежность изменений, которые приведут к многократному сокращению офисных пространств и использования их только для встреч и командообразующих мероприятий. Удаленное место может быть не только дома поскольку не у всех есть возможность и способность работать из дома, а местом для работы может быть ближайший coworking и сотрудники не тратят огромный временной ресурс на логистику.

Руководитель, Москва

Мир уже не будет таким как прежде... автор приводит в пример фарминдустрию со сложным доступом к врачам как клиентам. Этот тренд начался давно и доступ будет только усложняться. Поэтому для данной отрасли прогноз однозначен - удаленные решения...

HR-директор, Москва

«Под беспощадную косу конкуренции попадут все игроки рынка, если только фармкомпания не специализируется на разработке вакцин и препаратов против коронавируса.»

- то есть лечиться от диабета, атеросклероза, и других болезней уже будет не нужно?

И второй вопрос: такая узкая специализация в условиях быстрой мутации вирусов, появления устойчивых штаммов и выраженной сезонности заболеваний является коммерчески выгодной? Я всегда считал, что подобными исследованиями занимаются государственные НИИ на постоянной основе.

Генеральный директор, Москва
Сергей Алейников пишет:

Фармрынок как явление показал свою несостоятельность в сегодняшней экстремальной ситуации - он не в состоянии даже масками обеспечить всех желающих...

не в состоянии или же в ожидании суперприбылей? Медицинская трехслойная маска до эпиденимм оптом стоила 0,82 руб, сейчас я завален "оптовыми" предложениями по 35 рублей. Что, себестоимость выорсла за два месяца на 4286%?

Адм. директор, Санкт-Петербург
Михаил Шепелёв пишет:
не в состоянии или же в ожидании суперприбылей?

К сожалению - это в сегодняшних реалиях одно и то же...

Купил для домашнего пользования пару У\Ф ламп бактерицидных, на коробочке ценник - 890 рублей (26 Вт под патрон Е27), аккуратно отклеил ценник - под ним другой, давностью 2 месяца назад, 620 рублей! 

Сейчас в контекстной рекламе идут У\Ф лампы и проточные обеззараживатели воздуха, ценники от 4 000 до (пока что)  за настольную У\Ф лампу и 40 тысяч рублей за изделие, состоящее из двух ламп-трубок в коробе, вентилятора и Ооочень простого фильтра!

Кто успел -тот заработает....

Генеральный директор, Турция

Когда начался кризис 2008 года сколько пророков и оракулов рвали на себе волосы с криками "мир больше никогда не будет прежним....ааа". Угу...как же..

Запомните мой прогноз.

Вся вот эта ерундистика сойдет на нет в течение полугода... Большинство людей переболеют (многие даже не поймут, что болели)....И все. Мир будет АБСОЛЮТНО таким же, как раньше. Вообще ничего в мире не поменяется. Ну вот вообще ничего.

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва
Сергей Капустянский пишет:

Когда начался кризис 2008 года сколько пророков и оракулов рвали на себе волосы с криками "мир больше никогда не будет прежним....ааа". Угу...как же..

Запомните мой прогноз.

Вся вот эта ерундистика сойдет на нет в течение полугода... Большинство людей переболеют (многие даже не поймут, что болели)....И все. Мир будет АБСОЛЮТНО таким же, как раньше. Вообще ничего в мире не поменяется. Ну вот вообще ничего.

Мир действительно сильно отличается от того, что было в 2008. Его просто не узнать. Возникли принципиально новые бизнес модели : алибаба, амазонком. Появилась криптовалюта. Любой может торговать в США находясь в России и закупая в Китае, даже не имея  особого капитала. 

И вот появляется оракул, предсказатель, который видите ли гарантирует, что ничего не изменится. Да даже без кави все изменилось бы.

Кстати, наш оракул до 2008 был благородным сантехником, иногда  прокладывал дешевые пвх трубы бесплатно бабушкам. И считал, что это вершина его карьеры. Теперь же он считает, что ничего вокруг не изменилось )))))

Генеральный директор, Турция
Михаил Кузнецов пишет:
Мир действительно сильно отличается от того, что было в 2008

Никакого резкого и кардинального изменения не произошло не в чем. Банки по-прежнему выдавали и продолжают выдавать кредиты и ипотеки, несмотря на кризис ипотечного кредитования в 2008. Стройки были возобновлены и кредиты на них выдавались с утроенной силой, несмотря на временную просадку отрасли тогда.... А сколько баб и дедов Ванг кричали захлебываясь "Мир больше никогда не будет прежним...Кредиты и бесплатная раздача денег большеи не вернутся..Строительство умрет..." и весь прочий бред...

Так и сейчас. Все будет точно так же, как и до короновируса. Никаких глобальных и коренных изменений не будет не в чем.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.