Тренды HR-Tech: что уже сегодня помогает в обучении персонала

27 ноября в технопарке «Сколково» прошла «Лаборатория цифровых технологий HR». Аналитики и эксперты отрасли обсудили технологические тренды рекрутинга и управления персоналом, а также, изучив особенности их появления и развития, построили гипотезы о том, каких новинок стоит ждать HR-рынку в обозримом будущем.

Евгений Селевич

Евгений Селевич, основатель группы компаний Knomary, специализирующейся на инвестициях в новые EdTech-продукты для корпоративного бизнеса, представил обзор основных трендов HR-Tech. Главные из них – появление новых для рынка направлений Employee Experience и EXTech.

HR-Tech

Кликните, чтобы увеличить картинку

По словам Евгения, технологии в HR-Tech приходят из других, более крупных рынков вроде B2C и E-commerce, и эту «миграцию» технологий можно отследить по времени. По «циклу хайпа» Gartner, технологии из других рынков попадают в HR-Tech в момент выхода на «плато продуктивности». Например, маркетплейсы вроде Amazon появились, пережили хайп и падение интереса, и теперь любая система дистанционного обучения выглядит как типичный маркетплейс с возможностью выбора «товара».

Подобным образом в HR-Tech пришли LXP (Learning Experience Platform) и EXTech (Employee Experience Tech).

HR-Tech

Кликните, чтобы увеличить картинку

Эволюция корпоративных систем управления контентом вызвана как общими трендами изменения модели взаимодействия с системами – старые значительно ухудшают пользовательский опыт, так и – со стороны администраторов – необходимостью объединять большое количество корпоративных систем.

Главные требования пользователей к последним:

  • Персонализация.
  • Удобное мобильное приложение.
  • Высокая скорость загрузки.
  • Возможность работы офлайн.
  • Напоминания, push-уведомления.
  • Приятный, интуитивный интерфейс.
  • Быстрая техподдержка.
  • Наличие чат-интерфейса для работы с системой.
  • Адаптивный дизайн на новых фреймворках и UI-китах.

И для администраторов:

  • Интерфейс админки, не уступающий пользовательской части.
  • Гибкие настройки системы.
  • Возможность самостоятельной настройки.
  • Ролевая модель.
  • Быстрая техподдержка со стороны вендора.

Евгений Селевич предлагает деление требований к продуктам HR-Tech на периоды. C 2000 года по 2010 системы наращивали функционал и автоматизировали процессы. До 2015 к этому добавился прирост скорости выполнения проектов и уменьшение бюджета. С 2015 года по сегодняшний день в тренде красота продуктов, простота, удобство, переупаковка старого функционала в новом качестве, мобильность и интеграция с другими корпоративными системами.

Прогноз эксперта таков, что уже в обозримом будущем к системам станут применять требования о сборе и анализе больших пользовательских данных, а также замещении части функций «умными» алгоритмами.

Хорошими иллюстрациями к этому прогнозу служат кейсы, которые тут же на Лаборатории продемонстрировали гости.

Компания «Сибур», столкнувшись с тем, что лишь 15% сотрудников владеют английским не ниже уровня Intermediate, решила вовлечь их в изучение языка на онлайн-платформе. Для этого была разработана целая коммуникационная кампания, которая включила в себя трехнедельный онлайн-квест. В результате игровую страницу посетили 27% сотрудников – 7 тыс. человек. Из них почти 3 тыс. приняли участие в игре. 800 человек зарегистрировались на платформе за месяц и изучают иностранный язык.

Робот Альберт учит говорить менеджеров ВТБ

Робот Альберт

Дмитрий Буталов из YORD и Алексей Иванов из ВТБ представили пилотный проект, который реализуется в обучении сотрудников банка ВТБ. Робот по имени Альберт за два месяца вырабатывает у менеджеров по продажам soft skills.

Перед руководством продаж банка стоят амбициозные планы. Что требует интенсивного набора сотрудников, смены функционала, связанного с продажами, и внедрения новых моделей продаж. Как следствие, необходимо в сжатые сроки повысить эффективность работы менеджеров по продажам на телефоне.

После тестовой обкатки на локализованной тестовой группе, проект, как утверждают создатели и заказчик, показал прирост эффективных звонков на 49% и количества подписанных договоров на 41%. Для достижения такого результата были отобраны 75 «бойцов» в московском офисе. Для них разработчики совместно с экспертами банка создали два интенсивных тренинга в Telegram по экспертным продажам.

После прохождения тренингов сотрудники «шли в поля» на четыре недели. Каждые семь дней они совершали контрольно-тренировочные звонки модератору, запись которых «прослушивал» Альберт. Робот давал по каждому звонку обратную связь и «домашнее задание» на неделю.

Таким образом, команда проекта вывела несколько ключевых инсайтов:

  • Метод «полевого наставничества» работает в цифровом формате.
  • AI в сочетании с мобильным тренингом позволяет тренировать навыки до автоматизма.
  • Люди готовы учиться с роботом.
  • С помощью AI один человек может подготовить и провести качественный тренинг сотен (возможно, тысяч) людей одновременно.

Газпром разрабатывает модель совокупного поощрения

Компания «Газпром Нефть», например, запустила онлайн-исследование на основе опроса сотрудников, которое позволит внедрить близкий к индивидуальному подход к совокупному поощрению. В основе исследования – специально разработанная модель совокупного поощрения (МСП), которую создали совместно с платформой Bitobe на основе мировых практик.

HR-Tech

Кликните, чтобы увеличить картинку

МСП подразумевает глубокую сегментацию сотрудников на основе мотивационных кластеров. Кроме кластеров, обусловленных социально-демографическими признаками (пол, возраст, семейное положение и другие), специалисты предполагают выделить неочевидные кластеры с помощью специального опросника, состоящего из трех частей:

  • Социальные атрибуты участников. Выявление социальных факторов/атрибутов, связанных с мотивационными предпочтениями респондента.
  • Профессиональные мотивационные предпочтения. Выявление мотивационных предпочтений сотрудников для выявления однородных групп со схожими мотивационными профилями.
  • Предпочтения по инструментам МСП. Определение инструментов модели совокупного поощрения, которые максимально эффективно работают на повышение результативности деятельности человека в зависимости от его принадлежности к сегменту.

Burger King учит персонал английскому с помощью VR

Burger King

Российский Burger King в преддверии Чемпионата мира по футболу пришел к пониманию проблемы: сотрудники ресторанов теряются при звуке иностранной речи, как следствие – не всегда применяют скрипты продаж с иностранцами и, почти в буквальном смысле, теряют лицо.

На помощь позвали технологическую компанию Cerevrum и языковую школу Skyeng. В этой коллаборации родилась образовательная платформа на основе виртуальной реальности. Ход работ разбили на этапы:

  • Выбрали фокусные рестораны.
  • Провели оценку текущих знаний английского языка сотрудников.
  • Поставили и смонтировали в ресторанах оборудование Cerevrum.
  • Разработали симуляции на основе образовательного контента от Skyeng.
  • Провели обучение.
  • Протестировали знания сотрудников «на выходе».

Суть обучения: сотрудник 15 минут в день посвящает работе в очках виртуальной реальности, а система с настраиваемым уровнем сложности реагирует на его попытки объясниться с виртуальным иностранцем. И так на протяжении четырех недель. Налицо экономия времени персонала и денег на занятия с живыми преподавателями.

В итоге пилотного запуска компания добилась результатов. Теперь сотрудники знают, как предложить иностранному гостю любое блюдо из меню, свободно владеют скриптом и не боятся его применять и даже свободно выходят в общении с гостями за его пределы. Из 28 сотрудников, прошедших обучение, 18 показали на повторном тестировании более высокие результаты. 46% испытуемых отметили улучшение своих навыков общения.

* * *

Применяете ли вы инструменты HR-Tech? С какими проблемами сталкивались на практике? Оставляйте ответы в комментариях.

Фото: Даниил Ромашов

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Интересно почитать отчет «Технологии HR 2020: Прорыв будущего» под авторством Джоша Берсина. Он состоит из 12 детально проработанных глав и включает глубокий обзор 12 сегментов рынка. 

Главы охватывают основные платформы для управления персоналом (HCM); платформы опыта сотрудника; инструменты для управления талантами; технологии подбора и инструменты оценки; обучающие технологии и обучающие платформы; системы отслеживания вовлеченности и выслушивания сотрудников; инструменты для управления результатами; инструментарий для маркетплейсов, объединяющих доступные таланты и открытые подряды; инструменты для развития карьеры; платформы и решения, поддерживающие программы благополучия; аналитика, системы искусственного интеллекта и анализа организационных сетей (ONA); технологии, поддерживающие концепции разнообразия и вовлечения; многообразие дискуссий о возрастающей роли искусственного интеллекта.  Отмечено, как технологии меняют роль конфиденциальности, этичности и моделей предоставления сервиса в HR.

 

HR-директор, Ижевск

С одной стороны, очень завидно читать. Классно, что люди видят пользу от столь дорогих вещей. Интересно было бы посмотреть расчеты - почему очки виртуальной реальности более эффективны и выгодны, чем, например, преподаватель или качественный он-лайн тренажер. С другой стороны, надеюсь, что еще лет 5 - 10 и все это подешевеет и дойдет до нас, как было с диалоговыми тренажерами.

Партнер, Москва

Автору спасибо. Интересно послушать чем дышат люди в нашей пародии на силиконовую долину. Помнится лет 5 назад тамошние деятели продавали мне идею установки на тепловозы маховика для рекуперации энергии, теряющейся  при торможении. Их то ли не смущало совсем что 70-летние изобретения они приподносят как ноу-хау, то ли они совсем историей не интересуются...Позабавила в статье система мотивации для сотрудников Газпром Нефть. Те, кто сталкивался с этой компанией по работе, меня поймут. Хотя, возможно эта система для топ-менеджмента, не для рядовых исполнителей. Тогда в ней нет ничего нового. Бонусы - еще бонусы - спасибо от руководства - карьерный рост - кабинет побольше и машина получше)). Что касается IT  технологий - 3 года назад я написал статью на Executive которая в оригинале называлась "Профессионалы или технологии", но редакция название поменяла. Смысл был в том что IT инструменты позволяют очень сильно повысить конкурентоспособность компании. И потому в ближайшее время либо все лидеры рынка будут использовать IT технологии как обязательный инструмент либо IT компании откроют конкурентный бизнес и вытеснят "динозавров" с тех рынков, где их технологии позволяют получить больше всего преимуществ. Сейчас вижу процесс этот идет 50/50. It компании по сути - кучка программистов и молодых дарований. Могут сделать что угодно, но чаще "изобретают велосипеды" потому как нет у них достаточно опыта и понимания деталей чтобы полностью закрыть потребности клиентов. А "динозавры" просто зажимают деньги и ждут до последнего прежде чем в удобство клиентов и сотрудников вкладываться.Плюс государство не позволяет в своей песочнице молодым дарованиям уж слишком резвиться.  Ну а главное - люди не меняются так быстро как появляются новые инструменты. И обучение роботами тут никак не поможет, скорее наоборот. Поэтому "цифровая трансформация" будет идти медленно, а все "прорывы" будут у нас или на бумаге или для избранных. Есть конечно и те, кто действительно сумел профи и технологии в одних командах объединить, но они о своих успехех помалкивают и тихо зарабатывают деньги. До определенных масштабов конечно...

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Максим Клемешов пишет:
Автору спасибо. Интересно послушать чем дышат люди в нашей пародии на силиконовую долину.

А Вы не путаете "Кремний"  и "Силикон", то есть "реалии" и "иллюзии"?

Кремний - это 14-й элемент таблицы Менделеева, основной материал микроэлектроники. 

А для создания каких иллюзий используется силикон - хорошо знают женщины. 

Партнер, Москва
Виталий Елиферов пишет:
А для создания каких иллюзий используется силикон - хорошо знают женщины. 

Виталий, спасибо за коммент, смешно)) А больше ничего добавить не хотите? Я читал ваши статьи, понравилось. Так понимаю, что вы как раз в теме, на практике наблюдаете проникновение IT в наши родные российские компании. Не расскажите пару случаев из жизни?)

Директор по работе с клиентами, Москва
Наталья Кравченко пишет:
С одной стороны, очень завидно читать. Классно, что люди видят пользу от столь дорогих вещей. Интересно было бы посмотреть расчеты - почему очки виртуальной реальности более эффективны и выгодны, чем, например, преподаватель

В американской супер Hi-Tech компании ( среди множества продукции - нейросети, дополенная реальность для контроля производства и т.д.) для обучения продавцов использовалисть только очные тренинги по методике технологических продаж- команды со всего мира работали вместе в одном месте  ( потом быстро решали все проблемы ) Есть множество  областей для виртуальности - но  только не в обучении ( как основной метод) . В качестве иллюстрации - ОК ( виртуальный тур по реактору).

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Максим Клемешов пишет:
Так понимаю, что вы как раз в теме, на практике наблюдаете проникновение IT в наши родные российские компании. Не расскажите пару случаев из жизни?)

Не проблема:

Недавно мне довелось помогать с позиционированием ПО, которое отслеживает и анализирует эмоциональное состояние продавца или сотрудника по нескольким параметрам. Ведь в процессе покупки-продажи достаточно большую роль играет эмоция.

Как вы думаете, будет ли востребован такой продукт на рынке?

Генеральный директор, Москва

В первую очередь, в нашу обыденную  жизнь войдет то ПО, что будет помогать спецслужбам.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: представления о различиях поколений преувеличены

Выяснилось, что для успешной работы с «зумерами», скорее, нужна не отдельная система мотивации, а корректировка ее некоторых элементов.

Компания Ventra приобретает бизнес Kelly в России

В настоящее время команда российского подразделения Kelly продолжает работать в штатном режиме.

Опубликован рейтинг самых стрессовых профессий

Профессия учителя возглавила список самых стрессовых, по мнению россиян.

По каким причинам россияне используют не все дни отпуска

Только половина россиян использует все дни отпуска в течение года.